"Тире между подлежащим и сказуемым" - 8 класс, русский язык
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Тинмей Аида Чаш-ооловна

Открытый урок №2 - русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok2.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс (русский язык).

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели: (образовательная): 1) расширить знания учащихся о правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым 2) формировать умение применять это правило на письме;

(развивающая): 1)прививать умение работать с предложением 2) развитие речи учащихся;

(воспитательная): воспитание любви к слову, к его красоте через чтение художественной литературы.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Методические приемы: объяснение учителя, обобщение ранее изученного материала.

Оборудование: раздаточный материал, опорные схемы, презентация.

Ход урока:

1 Проверка итогов предыдущей работы.

1) Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности.

- Здравствуйте, садитесь, запишите число в тетради.

2) Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

- Какие сказуемые называются составными именными? ( Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола- связки и именной части).

- Чем может быть выражена именная часть? ( Существительным, прилагательным, причастием, числительным, местоимением, наречием, синтаксически неделимым словосочетанием).

- Какие слова могут выступать в роли глагола-связки? (Быть, делаться, казаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, называться, прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять и др.)

- Если глагол-связка отсутствует в предложении, как называется такая связка? (Нулевая).

Проверка письменного домашнего задания.

В домашнем задании нужно было списать текст, вставить пропущенные буквы, определить вид сказуемых.

Учащиеся отвечают по цепочке. ( В данных предложениях составные именные сказуемые).

1) С детских лет путешествия были моей мечтой.

2) Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами.

3) Старый охотник стал моим лучшим другом.

4)Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада.

5)Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.

2 Целеполагание.

На примере предложений из домашнего задания создается проблемная ситуация перед изучением нового материала.

- Найдите сказуемое. Чем отличается данное предложение от первичного? Слайд №1.

1) С детских лет  путешествия - моя мечта. (Отсутствует глагол-связка, то есть мы можем утверждать, что здесь нулевая связка.)

- Что стоит на месте нулевой связки? (Прочерк, называемый в русском языке тире).

- О чем мы сейчас говорили? Давайте сформулируем тему нашего урока.

- Тире между подлежащим и сказуемым.

- Запишите ее в тетради. Тему мы сформулировали. Давайте определим цель нашего урока. Чему мы должны научиться? ( Распознавать случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым). Слайд №2.

- Итак, попробуйте сделать вывод. Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым? (Тире ставится между подлежащим и сказуемым на месте пропущенной связки (нулевой) в составном именном сказуемом, если оба главных члена выражены существительным. Числительным в именительном падеже).

3 Презентация нового материала. Слайд №3.

Запись учащимися в тетрадь.

Опорный конспект.

Сущ в И.п         Т      Сущ в И.п

Числ в И.п                 Числ в И.п

Н.Ф гл            И         Н.Ф гл

Сущ в И.п                  Числ в И.п

Числ в И.п           Р         Сущ в И.п

Сущ в И.п                   Н.Ф гл

Н.Ф гл            Е         Н.Ф гл

Тире не ставится:

Личное местоимение     сказуемое.

Подлежащее     частица не  сказуемое.

Подлежащее   союз как (словно, будто, точно, вроде как, все равно что, что) сказуемое.

Обобщение основных случаев постановки тире:

1) На месте пропущенной связки (нулевой) в составном именном сказуемом, если оба главных члена выражены существительными или числительными в именительном падеже; при этом подлежащее и сказуемое интонационно выделяются.

2)При выражении хотя бы одного из главных членов Н.Ф глагола.

3)Когда перед сказуемым стоит указательная частица это или вот.

- Рассмотрим случаи, когда тире в простом предложении не ставится, даже если подлежащее и сказуемое выражены именными частями речи:

1)если сказуемое присоединяется сравнительными союзами как, словно, будто, точно, вроде как, все равно что, что и др.

2)если подлежащее выражено личным местоимением (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они  т.д.)

3)если при сказуемом есть отрицательная частица не.

На постановку тире влияет интонация: если логическое ударение падает на подлежащее, тире ставится.

4 Чтение учебника.

5 Практика под руководством учителя. Слайд №4.

Разбор примеров и аналогий по заданным схемам.

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, объяснить.

1)Дважды два четыре.2)Курить зд…ровью  вр…дить.3)Зима не лето.4)В…сна это время обн…вления.5)Я ученик восьмого класса.6)Ночь как день.7)Изделия Фаберже подлинные произведения искус…тва.

6 Здоровьесберегающая технология. Слайд №5.

- Ребята, посмотрите на картину, представьте себя на природе ( наступление утра, восход солнца). А теперь давайте отдохнем от экрана, надо дать возможность отдохнуть нашим глазам, закройте их, сосчитайте до 10 про себя, открываем глаза,  повернитесь направо, налево, а теперь приступаем к работе.

7 Независимая практика обучаемых.

1) Индивидуальная работа с учащимися слабого звена (разноуровневое обучение). Карточка №1,2.

2) Работа в парах. Упражнение 153 ( учебник Бархударова).

3) Цифровой диктант. Слайд №7.

- Ребята, все предложения пронумерованы, знаки препинания не расставлены. Ваша задача выписать цифры тех предложений, где нужно поставить знак тире.

1.Пятью пять двадцать пять.

2.Читать вечером книги мое любимое занятие.

3.Яхты на колесах удивительное зрелище.

4.Хороший вкус это прежде всего чувство меры.

5.Ты настоящий друг.

6.Хлеб в пути не тяжесть.

7.Большое озеро как блюдо.

8.Простота есть необходимое условие прекрасного.

9.Она девушка с характером

8 Самоконтроль и самооценка.

Критерии оценивания. Слайд №6.

Оценка «5» - 0 ошибок.

Оценка «4» - 1 ошибка.

Оценка «3» - 2 ошибки.

Оценка «2» - 3 и более ошибок.

9 Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

- Вот подходит к концу наш урок. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Как вы думаете мы добились поставленной цели? Чему мы должны были научиться? (Распознавать при каких условиях в предложениях ставится тире).

- Получилось?

Выставление оценок за работу на уроке учащимся.

10 Информация о домашнем задании.

1) Сконструировать предложения по заданным схемам.

2) Подобрать из художественных произведений 3 простых предложения со знаком тире между подлежащим и сказуемым.

                                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...

Конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник:  Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Про...

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым. Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классеТема: Тире между подлежащим и сказуемым...

урок русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

Данный урок построен по классической схеме (повторение, объяснение нового материала, закрепление, самостоятельная работа, дача домашнего задания). Использование мультимедийной установки для презентаци...

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Урок в 5 классе по русскому языку "Тире между подлежащим и сказуемым "

Данный урок позвляет усвоить навыки постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными....