открытый урок по русскому языку " Мы-славяне"
план-конспект урока по русскому языку (8, 9 класс) на тему

Манцуринская Светлана Михаиловна

посвящённый к празднованию славянской письменности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_slavyanskaya_pismennost_2017.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Андреевская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок

Урок, посвящённый Дню славянской письменности и культуры.

« Мы – славяне»

                                Подготовила  : Манцуринская С.М.

2017 год

Тема урока: Мы -славяне

Цель:

Познакомить детей с деятельностью просветителей Кирилла и Мефодия, историей праздника.
Способствовать воспитанию уважительного отношения к букве, алфавиту, слову.

Воспитание уважительного отношения школьников к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку.


Воспитывать потребность совершать добрые поступки и сопоставлять их с деяниями святых.


Отдать дань уважения духовному подвигу Кирилла и Мефодия, открывших путь к просвещению большим и малым народам

Оборудование: портреты Кирилла и Мефодия, Славянская азбука( кириллица) проектор, презентация "Откуда пошла славянская письменность",видеофильм.

ЭПИГРАФ:

Книги – это окна, через которые душа 
смотрит в мир. Жилище без книг – все 
равно что комната без окон.
Р.Вильсон

Ход урока

Ребята, сегодняшняя наша встреча будет посвящена Родине. Родина наша – это страна, в которой мы живём, это наш народ, это мы, русские. Почему мы сегодня говорим об этом? Потому что 24 мая отмечается праздник – День славянской письменности.

Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки. Род, родился, Родина, родословная—все эти слова родственные(родственники), однокоренные.

Сегодня мы обратимся к своим истокам, воздадим дань прошлому. А помогут нам в этом странички, посвященные празднику славянской письменности.

1. Россия, русские, русичи…

2. Своею статью все пригожие,

3. Все разные и все похожие,

4. Зовёмся ныне – россияне,

Издревле, кто мы?

Вместе: Мы славяне!

Колокольный звон:

Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года. 
5. Однажды греческий священник Константин, названный в монашестве Кириллом сказал: «Живут на огромных территориях славянские племена, а письменности своей не имеют. Почему? Ведь их же просвещать надобно! Надо донести до них силу слова Божьего на их родном языке».

6. Его брат Мефодий ответил: «Да у каждого народа должна быть письменность и Священное писание на родном языке».

5. Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела.

6. День за днём братья придумывали буквы. Наконец все сорок три буквы славянской азбуки были готовы. Среди них были уникальные, которых нет ни в латыни, ни в греческом языке.

 После создания славянской азбуки Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык Библию. Таким, образом, письменность на земле Русской началась Священным Писанием.  Новый язык был выразителен, красив и музыкален. На этом удивительно добром, певучем языке наши предки молились Богу и Пресвятой Богородице, просили помощи в борьбе с врагами.

Песня Корнишева Анастасия

Сиотворение читает Фунтяева Анастасия

Не торопись ронять слова – не торопись.

Пускай остынет голова, созреет мысль.

Уж если слово упадёт – не подберёшь.

Не торопись, и всё пройдёт, как летний дождь.

Слезами радости блеснёт в саду трава,

И снимут самый тяжкий гнёт твои слова.

Не те, что ты сказать хотел в недобрый час,

А те, что светят в темноте, сближая нас.

Не торопись ронять слова, не торопись.

Мы виноваты, но права навеки жизнь.

И если тучи унесло за край зари,

Не пожалей хороших слов. И – говори…


Учитель: Братья Кирилл и Мефодий выросли в знатной семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин – самым младшим. Мефодий был в военном звании и являлся правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку.

Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры, защитника Православия его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина.

А сейчас сообщения учащихся:

1 ученик:

Маша: Братья работали с раннего утра, едва рассвело, и ложились спать поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви..в 863 году зазвучало слово божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание.

Карина: В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были, где звучала славянская речь. Не смогли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел братьям ,принял славянские книги ,освятил их,

Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял постриг, получив имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Умирая Кирилл сказал брату: « Вот, брат ,были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство своё…»

Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был заключён в темницу. На два с  половиной года померк свет для того, КТО САМ НЁС СВЕТ ЛЮДЯМ. С ОГРОМНЫМ ТРУДОМ УЧЕНИКАМ УДАЛОСЬДОБИТЬСЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней.

Два брата – Кирилл и Мефодий «авт.:Каталина» Читает Лемясева Елизавета        
Два брата – Кирилл и Мефодий
В вере праведной жили,
Господу верно служили,
К свету тропу проложили.

Два брата – Кирилл и Мефодий
Учением Русь окропили,
Мудрость на землю пролили,
Славянский язык сотворили.

Два брата – Кирилл и Мефодий
Тёмный народ просветили,
Из букв ростки посадили,
Книгой святой наградили.

Два брата – Кирилл и Мефодий
Тайны писаний раскрыли,
До миров заветных доплыли,
Божьем Словом озолотили. 

В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!
И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!

Учитель.

А сейчас мы свами поработаем . Вкусим, братья мои меньшие,   плоды творчества и вдохновения великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина. Определите в его строках старославянизмы. Попытайтесь объяснить их значение. (Карточки с заданиями).  .
2.
Самостоятельная работа. Учащиеся выполняют индивидуальные задания по теме: « Пушкин и старославянизмы».                                                                                

  1. Вот открыл царевич очи (глаза)

Трясая грёзы ночи.

  1. ...воротился старик ко старухе

Что ж он видит?...

Перед нею усердные слуги.

Она бьёт их, за чупруп (чуб, хохол) таская.

  1. И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами (палец).

4. Грядущие годы таятся во мгле:

Но вижу твой жребий

На светлом челе (лоб)

  1. Его чело, его ланиты (щёки),

Мгновенным пламенем горят,

Его уста (губы) полуоткрыты.

 Учитель:  Издавна в народе бытуют пословицы: «Язык – стяг, дружину водит», «Без языка – как без рук», «Язык до Киева доведёт». И сейчас я объявляю конкурс пословиц:

2 тур называется «Согласно пословице…»:

  1. Что, согласно пословице, и в воде не тонет и в огне не горит? (правда)
  2. Кто, согласно пословице, на воду дует? (кто обжёгся на молоке)
  3. Что будет, согласно пословице, если поспешишь? (людей насмешишь)
  4. Как, согласно пословице, ведёт себя свинья за столом? (ноги на стол)
  5. Кому за копейку спляшем? (и нашим, и вашим)
  6. Чего в мешке не утаишь? (шила)
  7. Когда, согласно пословице, следует беречь платье и здоровье? (платье снову, а здоровье смолоду).

3  тур называет «Закончи пословицу»


  1. Как гром …. (среди ясного неба)
  2. Как собаке …(пятая нога)
  3. Как сыр …(в масле)
  4. Как рыба … (в воде, об лёд)
  5. Как горькая …(редька)
  6. Как с Луны … (свалился)
  7. Как с цепи …(сорвался)
  8. Как корова …(языком слизала)
  9. Как об стену …(горох)
  10. Как у Христа …(за пазухой)

4. Игра «Веселый посох».

 Учитель:   Трудное дело -  ученье. Проведем физминутку, отдохнем, но с пользой. Встанем в круг. Под музыку будем передавать друг другу посох. Тот человек, у которого останется в руках посох, когда стихнет музыка, должен будет ответить на вопрос. Карточки с вопросами лежат в мешочке, прикрепленном к посоху. В путь, ребята.

Вопросы к игре «Веселый посох»

1 Агнец – это

   а) ангел   б) ягненок в) огонь

2  Где вам могли встретиться буки

а) в лесу б) в книге в) на картине

3  Клобук носят

а) на голове б) на шее в) кармане

4 Пращур – это

а) динозавр б) отец прапрадеда в) название болезни

5 Лепота – это

а) лепные узоры б) настой липы в) красота.

6.Что необходимо, чтобы стать толмачом

а) хорошо рисовать б) знать языки в) быстро бегать

Учитель помогает при затруднениях.

Учитель:А сейчас проверим, кто из вас самый смышлёный,

  1.  отгадайте загадки

Чёрные птички

На каждой страничке,

Молчат, ожидают,

кто их прочитает. (Буквы)

Носила меня мать,

Уронила меня мать,

подняли меня люди,

понесли на торг торговать,

отрезали мне голову,

стал я чёрную воду пить,

и  ясно говорить. (Гусиное перо)

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком. (Книга)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете. (Цифры)

Кулик – не велик,

Целой сотне велит:

То сядь да учись,

То встань, разойдись. (Школьный звонок)

6.Викторина

1 Кто создал славянскую азбуку?  ( Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют» Солунскими братьями  ( Место рождения братьев- просветителей  город Солунь в Македонии)

4.Какое имя вмиру до монашеского пострига носил Кирилл( Константин)

5.Ктобыл старшим братом: Кирилл или   Мифодий? ( Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? ( Кирилл – библиотекарь, Мефодий- военачальник, как и его отец).

7.Как называли  Кирилла зауми прилежание?(Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и  местом основания Кирилло – Мефодиевского общества? ( Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? ( Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком? ( Славянский)

11. Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке.( « Повесть временных лет», « Русская правда» - свод законов,» Слово о полку Игореве», « Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12.В чье царствование славянская азбука была заменена « Гражданской»?( по указу Петра Великого)

13. Сколько букв в кириллице было до Петра Первого ( 43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции ?( 33 буквы)

15. Какая азбука старше: кириллица или глаголица? ( Глаголица)

16. Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию?( Михаил 3)

 Далее  - просмотр  документального фильма о славянских  просветителях.

Слово учителя: Вот такими же смышлеными вы должны быть всегда, до окончания школы. Должны знать и почитать Кирилла и Мефодия. Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

Давайте замрем под звуки гимна Кириллу и Мефодию.

 Прослушивание гимна Киррилу и Мефодию

Ребята, современный русский язык, конечно, тоже очень красив. К сожалению, он подвергается многим негативным влияниям. И наша задача – сохранить красоту и богатство родной речи. Русский язык – это язык Пушкина, Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова, Горького. Эта наша гордость, которую мы так ярко продемонстрировали всему миру на закрытии олимпиады в Сочи.

6. Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия.

- Как вы считаете, другой была бы наша нынешняя жизнь, если бы Кирилл и Мефодий не создали бы славянскую азбуку? В чем бы она была другой?

- Чем урок понравился?

- Чем урок запомнится?
- В чём заключается важность создания славянской азбу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка"

Разработка открытого урока по русскому языку по теме "Средства выразительности языка". Цели урока: образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся  о средствах ...

Открытый урок русского языка в 10 классе по теме Русский язык в мировом культурном контексте

Цели урока - осмысление понятие «язык» и «народ», движение от «слова – к тексту», от «языка – к речи» подведение учащихся к выводу, что «язык» – средство общения и нравственный эталон речи....

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...

Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Как образуются слова в русском языке"

В папке вы найдете конспект урока,презентацию и дополнительный материал к уроку....

Открытый урок русского языка "Великое русское слово"

Урок посвящен богатству русского языка, красоте и силе русского слова. Ученики вспоминают,  что такое синонимы и антонимы, олицетворения, эпитеты, метафора и на практике тренируются находить в те...