Главные вкладки

    Материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему:
    Мастер-класс "Использование фразеологизмов на уроках русского языка"

    Лисихина Наталья Александровна

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zadaniya.docx382.75 КБ
    Файл master-klass.docx40.14 КБ
    Файл prezentatsiya.pptx833.02 КБ
    Файл frazeologizmy_dlya_zadaniya_5.docx14.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Задание 3. ФИЗМИНУТКА

    Выберите  подходящие по смыслу фразеологизмы со словами, имеющими корень со значением числа, и подчеркните их.

    По получившемуся тексту проведите физминутку с залом

    Для начала встаньте…

          («как вкопанные», «все как один», «когда рак на горе свиснет»)

    Повернитесь влево и вправо так, чтобы…

    («душа в пятки ушла», «ни один волос не упал с головы»)

    Попробуйте согнуться…

    («в три погибели», «шиворот-навыворот»)

    Покажите, как правильно передвигаться

     «на своих двоих»,  чтобы не…

    («сесть в калошу», «заблудиться в трёх соснах», «провалиться сквозь землю»)

    При этом идите только…

    («без оглядки», «семимильными шагами»)

    Присядьте

    («для отвода глаз», «ни два ни полтора раза»)

    Поднимите голову вверх так, будто вы…

    («аршин проглотили», «не лыком шиты», «звезда первой величины»)

    Представьте, что после физминутки вы…

    («далеко пойдёте», «на седьмом небе»)

    Займите свои места, и продолжайте работать, но…

    («в поте лица», «в сто раз лучше»)

    Задание 2.

    1. Прочитайте текст выразительно

    Если вы повесили нос, то зарубите себе на носу, и хоть кровь из носу выполняйте главное правило: выше нос!

    Если кто-то сует свой нос в ваши дела и пытается водить вас за нос и даже оставить с носом, то встретившись с ним нос к носу, скажите ему: «Мне это не по ноздре!» И он сразу перестанет крутить носом и задирать нос.

    Только тот, кто не видит дальше своего носа, может держать нос по ветру. Пользы ему от этого будет с гулькин нос, а все порядочные люди будут воротить нос от такого человека.

    Не стоит клевать носом, уткнувшись носом в подушку, и не казать носа на улицу. Действуйте! А если вам кто-то скажет, что у вас нос не дорос, то постарайтесь доказать: вы можете утереть нос любому. Но только так, чтобы комар носа не подточил.

    Найдите в тексте фразеологический оборот со значением: 

    терпеть неудачу; оставаться без того, на что надеялся, рассчитывал, чего добивался___________________________________

    Задание 5. 

    Используя фразеологический словарь, опишите кто во что одет.

    (подберите фразеологизмы к имеющимся элементам одежды)одень человека.jpg

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 4.

           Напишите шуточное объявление с использованием данных фразеологизмов

    Играть на нервах, язык хорошо подвешен, вставлять палки в колеса.

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 6.

    Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота

    1) топорная работа; без  сучка, без задоринки; снять стружку. ____________________________________________________

    2) на один покрой; трещать по швам; шито белыми нитками. ____________________________________________________

    3) калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе. ____________________________________________________

    Для справок: врач, портной, учитель, столяр, железнодорожник, кузнец, повар.

    Задание 1.

    Закончите строчку в рифму. Объясните значение фразеологизма.

    Быть как все девчонки
    С детства не хотела я.
    Слёз не лью, не крашусь –
    Я ВОРОНА … .____________________________________________

    Ох, копуша наш Тарас –
    Ждали друга БИТЫЙ ... . _________________________


    ПРОПАДАЕТ ДАРОМ лето –
    Нет на даче Интернета

    Делать нечего Илюше –
    Целый день он БЬЁТ …______________________________________
    Не рисует, не читает,
    Просто ВРЕМЯ… ____________________________________________

    Задание 7

    Подберите фразеологизмы, соответствующие каждому чувству, эмоции. Впишите их в таблицу.

    любовь 

    гнев 

    счастье

    удивление

    обида

    Для справок: носить на руках, рвать и метать, быть на седьмом небе, вот те раз, надувать губы



    Предварительный просмотр:

    Лисихина Наталья Александровна

    Мастер-класс

    Тема: «Использование фразеологизмов на уроках русского языка».

    ИЗВЕСТНО, что одним из главных показателей образованности человека является его грамотная речь. Она совершенствуется всю жизнь, но особенно продуктивно в школьный период. От развития речи детей зависит успешность обучения по всем предметам.

    ПОЭТОМУ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ

    - Вызвать интерес к звучащему слову

    - Научить пользоваться им

    - Подготовить детей к совершенствованию речевого творчества

    В РЕШЕНИИ ЭТИХ ЗАДАЧ НАМ ПОМОГАЕТ ФРАЗЕОЛОГИЯ – это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, равные по своему значению либо одному слову, либо целому предложению, т.е. фразеологизмы.

    ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ фразеологизмов словарный запас детей станет богаче и разнообразнее, речь - ярче и выразительнее. Ведь  «фразеологизмы, как сказал В.Г.Белинский - составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его…богатство».

    УСВОЕНИЕ фразеологических единиц - длительный процесс, сохраняющий свою актуальность на протяжении всего школьного обучения.

    Этапы:

    Пропедевтический  – знакомство на практическом уровне, без введения терминов (начальные классы)

    Систематический  – изучение раздела «Фразеология» (5-6 классы)

    Аспектный – рассмотрение фразеологии в связи с другими разделами (8-9 классы)

    АНАЛИЗ РАЗДЕЛА «ФРАЗЕОЛОГИЯ» ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ показывает, что их авторы акцентируют, в основном, внимание на  целостности значения, образности, оценочности фразеологизмов. Однако способность данных единиц языка отражать духовную и материальную культуру русского народа, в них практически не рассматривается. К тому же, учебники содержат ограниченный набор заданий, которые не могут обеспечить индивидуальный подход.

    ТАКИМ ОБРАЗОМ, задача учителя: выработать такую систему работы, которая будет направлена не только на формирование и  расширение фразеологической компетенции школьника, но и на индивидуализацию  такой работы. Конечно же, необходимо пополнить банк заданий.

    Все задания можно разбить на три блока:

    - задания, для пополнения словарного запаса учащихся;

    - для развития креативности мышления;

    - для ознакомления с достижениями духовной и материальной культуры народа.

    РАССМОТРИМ ИХ ПОДРОБНЕЕ.

    1.Задания, для пополнения словарного запаса учащихся.

    • Подберите к картинкам подходящие по смыслу фразеологизмы и объясните их значение:

    «Плясать под чужую дудку» (действовать не по собственной воле)

    «Сесть на шею» (стать чьим-то иждивенцем, отягощать, обременять)

    • «Угадай-ка!»

    Учащимся  даются загадки-шутки: по предложенным фразеологизмам  необходимо  догадаться, о чем идет речь.

    1. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают

    ( уши)

    2. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги (ветер)

    3. Его можно проглотить; за него тянут; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего (язык)

    • ПРАКТИЧЕСКОЕ 1. Закончите строчку в рифму. Объясните значение фразеологизма.

     «Двоек» у Борьки в четверти две.
    Да, БЕЗ ЦАРЯ мой дружок В … .

    Быть как все девчонки
    С детства не хотела я.
    Слёз не лью, не крашусь –
    Я ВОРОНА … .

    Ох, копуша наш Тарас –
    Ждали друга БИТЫЙ ... .

    • ПРАКТИЧЕСКОЕ 2.  Предполагает работу с текстом. Необходимо найти в тексте фразеологический оборот с определенным значением.

    После выполнения задания можно дать историческую справку, сообщить о происхождении данных фразеологизмов.

    Такой прием можно также использовать на уроках биологии при изучении определенных тем. Например, данный текст, содержащий фразеологизмы только о носе.

    2. Задания, для развития креативности мышления учащихся.

    • ПРАКТИЧЕСКОЕ 3. Составить физминутку с использованием фразеологизмов. Например, при изучении темы «Числительные» на уроке русского языка задание может звучать так: выберите  подходящие по смыслу фразеологизмы со словами, имеющими корень со значением числа. 

    Такой прием позволяет максимально продуктивно использовать время урока, поскольку даже во время отдыха продолжается работа по теме. Его можно использовать на любом уроке, подобрав подходящие выражения.

    Также он помогает снять эмоциональное напряжение, это интересно, весело, нравится детям.

    • ПРАКТИЧЕСКОЕ 4. «Проба пера». Напишите шуточное объявление с использованием фразеологизмов (фразеологизмы записаны на доске). Примерные тексты объявлений: Вставляю палки в колеса; Обучаю игре на нервах; Куплю хорошо подвешенный язык.

    3. Задания, для ознакомления с достижениями духовной и материальной культуры русского народа.

    • ПРАКТИЧЕСКОЕ 5. «Кто во что одет». Используя фразеологический словарь, оденьте человека, т.е. подберите фразеологизмы ко всем элементам одежды (частям тела).

    Такие задания можно также использовать на уроках технологии при изучении темы «Одежда», «Продукты питания» и т.д.

    • ПРАКТИЧЕСКОЕ 6. «Город мастеров». Это игра. Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологизма.

    1) топорная работа; без  сучка, без задоринки; снять стружку. (Столяр)

    2) на один покрой; трещать по швам; шито белыми нитками. (Портной)

    3) калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе. (Повар)

    Такое задание можно применять на уроках технологии и на мероприятиях профориентационной направленности.

    • ПРАКТИЧЕСКОЕ 7. Следующую игру можно использовать и на уроках обществознания при изучении темы «Эмоции и чувства». Это лото.

    Задание. Подобрать фразеологизмы, соответствующие каждому чувству, эмоции.

    любовь носить на руках

    презрение сквозь зубы

    гнев рвать и метать

    обида надувать губы

    счастье быть на седьмом небе

    удивление вот те раз

    Систематическое использование заданий с  фразеологизмами позволяет:

    • разнообразить урок русского языка;
    • постепенно пополнять словарный запас детей;
    • осуществлять индивидуальный подход;
    • расширять представление школьников о культуре, истории и быте народа;
    • устанавливать межпредметные связи в образовательной деятельности

    Этот прием можно использовать в качестве рефлексии на любом уроке.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Т Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Устьперская основная общеобразовательная школа» С Е Р - К Л А М А С С «Изучение фразеологии на уроках русского языка» Лисихина Наталья Александровна учитель русского языка и литературы 1 категории

    Слайд 2

    И Т З В Г Г Е С Т Н О о дним из главных показателей степени образованности человека является его умение грамотно говорить; л юди на протяжении жизни совершенствуют свою речь; с амый продуктивный этап для обогащения словарного запаса –школьный период; о т развития речи детей зависит успешность обучения всем учебным дисциплинам

    Слайд 3

    З Т А Д Г А Ч А в ызвать интерес к звучащему слову; н аучить пользоваться им; п одготовить к совершенствованию речевого творчества

    Слайд 4

    Е Фразеология - раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, равные по своему значению либо одному слову, либо целому предложению – фразеологизмы О Л О З А Р Ф И Г Я

    Слайд 5

    Р Т О Л Ь Е словарный запас детей станет богаче и разнообразней; пользуясь фразеологизмами в письменной и устной речи школьники смогут говорить ярче, выразительней О Л О З А Р Ф И Г И

    Слайд 6

    «Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его…богатство» В.Г . Белинский

    Слайд 7

    А Т К Т Г У А Л Усвоение фразеологических единиц - длительный процесс, сохраняющий свою актуальность на протяжении всего школьного обучения. Этапы: п ропедевтический – знакомство на практическом уровне, без введения терминов (начальные классы ); систематический – изучение раздела «Фразеология» (5-6 классы ); а спектный – рассмотрение фразеологии в связи с другими разделами (8-9 классы) Ь Н О С Т Ь

    Слайд 8

    У Т Ч Е Г Б Н И а кцентируют внимание на особенностях знаковой природы фразеологизмов и их системных связях (фразеологической синонимии, многозначности, антонимии), однако способность данных единиц языка отражать духовную и материальную культуру народа, практически не рассматривают; с одержат ограниченный набор заданий, которые не обеспечивают индивидуальный подход К И

    Слайд 9

    Н Т А П Г Р А В формирование и расширение фразеологической компетенции школьника; индивидуализация работы Л Е Н И Я

    Слайд 10

    З Т А Д Г А Н И Я для пополнения словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами; д ля развития креативности мышления; для знакомства с духовной и материальной культурой русского народа

    Слайд 11

    З Т А Д Г А Н И Я д ля пополнения словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами

    Слайд 12

    З Т А Д Г А Н И Я плясать под чужую дудку сесть на шею

    Слайд 13

    З Т А Д Г А Н И Я «Угадай-ка!» Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги Его можно проглотить; за него тянут; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего (уши) (ветер) (язык)

    Слайд 14

    З Т А Д Г А Н И Я Закончите строчку в рифму. Объясните значение фразеологизма. Быть как все девчонки С детства не хотела я. Слёз не лью, не крашусь – Я ВОРОНА … .

    Слайд 15

    З Т А Д Г А Н И Я Закончите строчку в рифму. Объясните значение фразеологизма. Ох, копуша наш Тарас – Ждали друга БИТЫЙ ... .

    Слайд 16

    З Т А Д Г А Н И Я Закончите строчку в рифму. Объясните значение фразеологизма. ПРОПАДАЕТ ДАРОМ лето – Нет на даче Интернета Делать нечего Илюше – Целый день он БЬЁТ … Не рисует, не читает, Просто ВРЕМЯ…

    Слайд 17

    З Т А Д Г А Н И Я Работа с текстом Если вы повесили нос, то зарубите себе на носу, и хоть кровь из носу выполняйте правило первое: выше нос! Если кто-то сует свой нос в ваши дела и пытается водить вас за нос и даже оставить с носом, то встретившись с ним нос к носу, скажите ему: «Мне это не по ноздре!» И он сразу перестанет крутить носом и задирать нос.

    Слайд 18

    З Т А Д Г А Н И Я «остаться с носом» В допетровской Руси взятка называлось «носом». Взяточничество в ту эпоху процветало, но все-таки находились честные чиновники, которые отказывались принимать «нос». О человеке, который при попытке дать взятку встретился с таковым, говорили, что он «остался с носом».

    Слайд 19

    З Т А Д Г А Н И Я д ля развития креативности мышления учащихся

    Слайд 20

    Для начала встаньте… («как вкопанные», «все как один», «когда рак на горе свиснет») Повернитесь влево и вправо так, чтобы… («душа в пятки ушла», «ни один волос не упал с головы») Попробуйте согнуться… («в три погибели», «шиворот-навыворот») Покажите, как правильно передвигаться «на своих двоих», чтобы не… («сесть в калошу», «заблудиться в трёх соснах», «провалиться сквозь землю») При этом идите только… («без оглядки», «семимильными шагами») Присядьте («для отвода глаз», «ни два ни полтора раза») Поднимите голову вверх так, будто вы… («аршин проглотили», «не лыком шиты», «звезда первой величины») Представьте, что после физминутки вы… («далеко пойдёте», «на седьмом небе») Займите свои места, и продолжайте работать, но… («в поте лица», «в сто раз лучше»)

    Слайд 21

    З Т А Д Г А Н И Я « Проба пера» Напишите шуточное объявление с использованием д анных фразеологизмов. играть на нервах язык хорошо подвешен вставлять палки в колеса

    Слайд 22

    З Т А Д Г А Н И Я д ля знакомства с достижениями духовной и материальной культурой русского народа

    Слайд 23

    З Т А Д Г А Н И Я «Кто во что одет»

    Слайд 24

    З Т А Д Г А Н И Я « Город мастеров» Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологизма. топорная работа без сучка, без задоринки снять стружку

    Слайд 25

    З Т А Д Г А Н И Я « Город мастеров» Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологизма. на один покрой трещать по швам шито белыми нитками

    Слайд 26

    З Т А Д Г А Н И Я « Город мастеров» Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологизма. калачом не заманишь заварить кашу толочь воду в ступе

    Слайд 27

    З Т А Д Г А Н И Я « Эмоции и чувства » Подобрать фразеологизмы, соответствующие каждому чувству, эмоции. любовь носить на руках гнев рвать и метать счастье быть на седьмом небе удивление вот те раз обида надувать губы

    Слайд 28

    В Т Ы В Г О Д Систематическое использование заданий с фразеологизмами позволяет: разнообразить урок русского языка; п остепенно пополнять словарный запас детей; о существлять индивидуальный подход; расширять представление школьников о культуре, истории и быте народа; у станавливать межпредметные связи в образовательной деятельности

    Слайд 29

    Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее , а работали не покладая рук . И хоть мы немного устали, но не вышли из себя , а взяли себя в руки и продолжили работу. И не было между нами никого, кто бы смотрел на работу соседа сквозь пальцы .



    Предварительный просмотр:

    Брюки, брюк. Верхние штаны. (Ходить) руки в брюки — бездельничать, (разг.).

    Галстук, -а, м. Повязка из широкой ленты, завязываемая узлом или бантом вокруг воротничка. Заложить (залить) за галстук (за воротник) — выпить спиртного (прост., шутл.).

    Епанча, -и, ж. Длинный и широкий старинный плащ (позднее женская накидка). Одного сукна епанча - о похожих людях, предметах.

    Жилетка, -и, ж. (разг.). Короткая мужская одежда без воротника и рукавов, поверх которой надевается пиджак, сюртук, фрак, а также женская одежда такого фасона. Плакать / плакаться в э/силетку (кому - н.) - жаловаться на неудачи, стараясь вызвать сочувствие.

    Кафтан, -а, м. Старинная мужская долгополая верхняя одежда. Тришкин кафтан (разг., неодобр.) - о частичных и внешних исправлениях, только вредящих делу, а не приносящих пользы.

    Карман, -а, м. Вшитая или нашивная деталь в одежде — вместилище для платка и мелких нужных под рукой вещей. Бить по карману - вводить в расход, причинять убыток (разг.).

    Мундир, -а, м. Военная или гражданская форменная одежда Картофель в мундире - картофель, сваренный в кожуре.

    Подол, -а, м. Нижний край юбки, платья. Подолом вертеть (прост., неодобр.) - о женщине: вести себя с мужчинами развязно, распутно.

    Перчатка, -и, ж. Предмет одежды, закрывающий руку от запястья до конца пальцев. Бросить перчатку (кому-н.) - вызвать на борьбу, на состязание, на дуэль.

    Пояс, -а, м. Лента, шнур, ремень или прошитая полоса ткани для завязывания на талин. За пояс заткнуть (кого-н.) - превзойти кого-нибудь в чем-либо (разг.).

    Рубаха, -и, ж. Одежда из легкой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела (мужская) или как нижнее белье (женская). В рубашке родился (разг.) — об удачливом, счастливом человеке. Рубаха — парень — открытый, простой в обращении человек.

    Рукавица, -и, ж. Предмет одежды, закрывающий всю кисть и большой палец отдельно. Держать в ежовых рукавицах (кого) (разг.) — обходиться с кем-то сурово, строго.

    Рукав, -а, м. Часть одежды, покрывающая руку. (Работать, браться за дело) засучив рукава — усердно, старательно, энергично (делать что-н.).

    Ворот, -а, м. На одежде: вырез вокруг шеи. Тянуть за ворот (кого-л.) (прост., экспр.) - принуждать, заставлять кого-л. делать что-л.

    Варежка, -и, ж. Мягкая зимняя рукавица. Разевать /разинуть варежку (прост.) - крайне удивиться, изумиться.

    Костюм, -а, м. 1. Одежда, платье. 2. Мужское (пиджак и брюки) или женское (жакет и юбка или брюки) верхнее платье. В костюме Адама и Евы - нагишом, безо всякой одежды.

    Одежда, -ы, ж. Совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело. Не вылезать из какой-либо одежды — постоянно быть одетым в одно и то же; все время носить одно и то же.

    Сорочка, -и, ж. То же, что рубашка (см. выше). Родиться в сорочке (рубашке) — быть удачливым, счастливым.

    Фрак, -а, м. Род парадного сюртука с вырезанными спереди полами и с длинными узкими фалдами сзади. (Нужен он мне) как раку фрак, как щуке брюки, как рыбе нижнее белье (шутл.) - об отказе от чего-то как от ненужного.

    Штаны, -ов. Одежда, покрывающая нижнюю часть туловища и каждую ногу в отдельности. Штаны протирать (разг., шутл.) - заниматься канцелярской работой, долго учиться.

    Портки, -ов (прост.). То же, что штаны. Без портков остался кто-л.— обеднел.

    Метр с кепкой; аршин с шапкой (уст., шутл.); полтора метра с кепкой (шутл.):

    Два сапога пара; одного сукна епанча (сходные, имеющие одни и те же качества);

    Класть в карман; залезть в карман; запускать руку в карман, набивать карман (прост.) (присваивать чужое);

    В кармане вошь на аркане; в кармане ветер гуляет; карманная чахотка (прост.); в кармане свистит (безденежье);

    Не по карману; бьет по карману (дорого);

    Тупой как валенок; серый как солдатская шинель; лаптем щи хлебает (невежественный);

    Держать в ежовых рукавицах; брать в ежовые рукавицы (быть строгим).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

    Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

    Фразеологизмы. Конспект урока русского языка в 6 классе

    Цель урока:формирование представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи. Задачи урока:- знать понятие фразеологического оборота, отличие его от сл...

    Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

    В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

    Разработка системы заданий на уроках русского языка по теме "Фразеологизмы"

    Материал разработан с учетом изучения тем и разделов с 5 по 9 класс, в которых можно использовать задания по теме "Фразеологизмы" . Материал можно разделить на 5 групп:1. Задания, направленн...