Связь слов в словосочетании
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Шерстюк Нина Гавриловна
  Урок на тему «Связь слов в словосочетании» разработан с учётом поурочного планирования. Рассчитан на возрастную группу учащихся 14 – 15 лет, соответствует их познавательным возможностям.
  Тип урока: технология развития критического мышления
  Методы и приемы: «мозговой штурм», работа в парах, группах, индивидуальная работа, творческая  деятельность, равноправное партнерское общение в ходе учебного взаимодействия,  «обратная связь».
  Используемая технология повышает активность школьников на уроке и улучшает качество образования
       Образовательные цели:
  • систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»;
  • формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;
  • развитие орфографических навыков.
       Развивающие цели:
  • развитие навыков монологической речи;
  • развитие навыков парной и групповой работы;
  • развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).
       Воспитательные цели:
  • воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
  Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С.Выготского, А.А.Ухтомского, А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Н.Е.Щурковой.
Результативность опыта включает в себя:
  • самосовершенствование личности;
  • развитие творческих способностей;
  • умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
  • сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;
  • интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyaz_slov_v_slovosochetanii_0_1.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АЛЕКСАНДРА ПРОХОРЕНКО»

Методическая разработка урока  русского языка

 для учащихся 8 – го класса

Связь слов в словосочетании

Автор разработки:

  Шерстюк Нина Гавриловна,

учитель русского языка и литературы

первой  квалификационной категории

МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа

 имени Героя России Александра Прохоренко»

2018

Урок на тему «Связь слов в словосочетании» разработан с учётом поурочного планирования. Рассчитан на возрастную группу учащихся 14 – 15 лет, соответствует их познавательным возможностям.

Тип урока: технология развития критического мышления

Методы и приемы: «мозговой штурм», работа в парах, группах, индивидуальная работа, творческая  деятельность, равноправное партнерское общение в ходе учебного взаимодействия,  «обратная связь».

Используемая технология повышает активность школьников на уроке и улучшает качество образования.  

Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С.Выготского, А.А.Ухтомского, А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Н.Е.Щурковой.

Результативность опыта включает в себя:

  • самосовершенствование личности;
  • развитие творческих способностей;
  • умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
  • сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;
  • интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.

Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир».

Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

 Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения.

Урок русского языка в 8 классе с использованием технологии

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Связь слов в словосочетании 


       Использованные приемы:  «мозговой штурм», таблица «Знаю – хочу знать – узнал», объединение информации в блоки через сопоставление
       Оборудование:  раздаточный материал с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал».
       Образовательные цели: 

систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»;

формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;
развитие орфографических навыков.

       Развивающие цели: 

      развитие навыков монологической речи;

      развитие навыков парной и групповой работы;

      развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).
       Воспитательные цели: 

      воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.


Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный  момент

Приветствует детей, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

  1. Стадия вызова

  Объясняет задание и дает возможность учащимся сделать осознанный самостоятельный выбор ответа

Пишут  и дают друг другу проверить, заполняют в таблице колонку «Знаю»

Логические: анализ, синтез, причинно-следственные связи

Регулятивные: целеполагание

Предлагает объединить словосочетания в блоки, организует работу по орфографии  

(см. приложение)

Проверяют, делают выводы и заполняют колонку «Хочу знать»

Предлагает сформулировать вопросы,  на которые нужно будет искать ответ

Формулируют тему, ставят цели

  1. Стадия осмысления

Предлагает заполнить колонку «Узнал»

 (см. приложение)

В ходе чтения параграфа заполняют колонку «Узнал», отвечают на вопросы, делают вывод

Общеучебные: структурирование  собственных знаний

Логические: анализ полученной информации, построение алгоритма рассуждения, выявление практической значимости

Коммуникативные: умение правильно строить предложения

Организует самостоятельную работу

 (см. приложение)

Выполняют у доски и заполняют таблицу

Предлагает творческое задание

(см. приложение)

Выполняют и проверяют

  1. Рефлексия

Предлагает учащимся  проанализировать свою работу на уроке

Анализируют свою работу на уроке

Познавательные: осмысленное использование полученных знаний

  1. Домашнее задание

Задает домашнее задание

Записывают домашнее задание

Регулятивные: умение учиться и  способствовать организации своей деятельности, действовать по плану



Приложение

КОНСПЕКТ УРОКА

Ход урока


I. Организационный момент

  Ребята, на прошлых двух уроках мы начали знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Сегодня перед нами новая тема – «Связь слов в словосочетании».

(Запись даты, темы урока в тетради)

 Цель нашей работы – узнать, какие связи слов в словосочетании выделяются в языкознании. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.

Начнем с проверки знаний.

II. Стадия вызова

 Прием «мозговой штурм» 

1. Индивидуальная работа.  Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.

 2. Парная работа.  Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия, через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.

3. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы

 «Знаю – хочу знать – узнал» 


     Каждому ученику дается
таблица «Знаю – хочу знать – узнал».
     Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку
«Знаю».

  1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

 2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

 3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

       4. Связь в словосочетании – подчинительная.

 Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Приступим к следующему заданию.

4. Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в блоки.
     
      Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.
 
Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар. 
     
Проверка
      Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?
Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения по главному слову:

1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить  помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок;
      2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.
        По зависимому слову:

 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок;
        2) касательная линия, творящий художник,  обжигающий жар;
        3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать  внимательно.

Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?  (Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом и третьем  варианте  глагольные словосочетания, во втором – именные.  Объединение по зависимому слову незнакомо.)

Словосочетания в блоках по зависимому слову – объект нашего изучения.  (На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока)). 

Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».
         1. Как называется связь с зависимым словом именем существительным?

 2.  Как называется связь с зависимым словом именем  прилагательным?

        3.  Как называется связь с зависимым словом  наречием?

      4. По зависимому слову  связь в словосочетании  подчинительная.
III. Стадия осмысления.

     1. Парная работа с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал». 
       Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочитайте параграф учебника. Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре. Время на выполнение – 4 минуты.

     
Проверка колонки «Узнал».

       В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:
     1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.  
Как называется связь с зависимым словом  существительным? Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного).
     2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
Как называется связь с зависимым словом  прилагательным? Согласование (такая связь, при которой зависимое слово  имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного).

3.  Как называется связь с зависимым словом  наречием? Примыкание (такая связь, при которой зависимое слово наречие и другие неизменяемые части речи:  деепричастие, неопределенная форма глагола).

 Как вы думаете, почему так называются связи?  (Согласование – главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, просто «примыкает», присоединяется).

Применение правила на практике 

Три ученика по очереди выходят к доске.

       Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи – управление.

      Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи – согласование.

      Третий работает над третьим блоком, делает вывод: способ связи – примыкание.
       Практическое закрепление знаний
      1)  Упражнение  

       1. Прочитать словосочетания, указать, какой частью речи является зависимое слово,  назвать способ связи слов в словосочетаниях.      

      2. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании?

Согласование

Управление

Примыкание

имя прилагательное

имя существительное

наречие

причастие

местоимение

деепричастие

порядковое числительное

инфинитив глагола

местоимение


     2) Составить по 3 примера на каждый способ связи слов в словосочетании на тему «Моё родное село».

      3) Проверка выполнения

IV. Стадия рефлексии 

     Что узнали о способах связи слов в словосочетании?
    Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?
   Этапы:
    1) вспомнили то, что известно, объединяли в блоки словосочетания, сами формулировали вопросы, требующие решения;

     2) при работе с учебником самостоятельно в паре находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе;

    3) закрепляли знания через применение их на практике.

Что было легко?

Что вам помогало в работе?

Как оцениваете свои действия?


V.  Домашнее задание 

     Написать сочинение - миниатюру на тему «Городки - моё родное село», используя словосочетания, составленные на уроке.

     Выписать из текста по 3 других примера на каждый способ связи.

Приложение № 1

Таблица «Знаю – хочу знать – узнал»

 

 Знаю

 Хочу узнать

 Узнал

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".

Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

Конспект урока по русскому языку с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».

Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний,         способах связи слов в словосочетании в 8 классе. Тип урока- повтор...

конспект урока Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний

урок в восьмом классе. Синтаксические связи слов в словосочетаниях . Синтаксический разбор словосочетаний...

Конспект открытого урока "Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании".

В конспекте отражен опыт применения ЭОР  и новых образовательных технологий на уроках русского языка....

Тест. 8 класс. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

Тест для 8 класса по теме "Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании."...