Развитие коммуникативных навыков посредством обучения переработке текстов и составлению научного рассуждения
методическая разработка по русскому языку на тему

Палёная Елена Валерьевна

Данное пособие поможет учителю организовать учебное пространство таким образом, чтобы школьники овладели умением свободно рассуждать на научные темы в устной и письменной речи. Это умение поможет им не только качественно подготовиться к ГИА по любой учебной дисциплине, но и стать успешным в новых условиях общественных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕРАБОТКЕ ТЕКСТА И СОСТАВЛЕНИЮ НАУЧНОГО РАССУЖДЕНИЯ

Пояснительная записка

Данное пособие соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в части формирования коммуникативной компетентности учащихся. Материалы пособия являются дополнительными к учебникам русского языка и литературы, но могут быть переложены на любой предмет, так как переработка текста и составление научного рассуждения востребованы во всех учебных дисциплинах основного общего образования.

Основная цель данного пособия – помочь учителю организовать учебное пространство таким образом, чтобы школьники овладели умением свободно рассуждать на научные темы в устной и письменной речи. Это умение поможет им не только качественно подготовиться  к ГИА по любой учебной дисциплине, но и стать успешным в новых условиях общественных отношений.

Материалом для переработки стали научные тексты учебника «Русский язык» в  5-9 классах  авторов М.М.Разумовской, С.И.Львова, В.И. Капинос и др., а также художественные  и литературоведческие тексты.

Данный методический продукт разработан на основе технологии смыслового чтения, метапредмета «Задача», технологии критического мышления и технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (автор В.Ф.Шаталов).

В пособии отражён личный опыт работы автора в школе по вопросам переработки текста и составлению научного рассуждения.

Пособие строится следующим образом:

  1. Краткое описание методики
  2. Примеры переработки текстов по русскому языку  и литературе с последующим составлением лингвистических рассуждений
  3. Фрагменты итоговых контрольных работ в части переработки текста по русскому языку и составления научных рассуждений
  4. Сценарии уроков с элементами переработки текста
  5. Динамика достижений обучающихся
  6. Выводы

Следует помнить, что основным принципом успешности применения любой методики или технологии является системность. Только систематическое применение методических приёмов, представленных в данном пособии даст положительную динамику в обучении школьников переработке текстов и составлению научных рассуждений.

Глава 1.

Краткое описание методики

Любой текст для школьника – это изначально непознанная вселенная. Как её познать? Традиционная школа предполагала чтение текста с комментированным объяснением учителя и последующий его пересказ. Такая работа с текстом относится к пассивным методам обучения. ФГОС предполагает активное изучение нового материала. Когда человек после прочтения текста начинает проделывать с ним какие-либо действия и объяснять их, ему приходится более глубоко погружаться в материал. Я называю это «перетряхивать знания», т.е. соотносить прочитанное с тем, что уже известно, выделять основное и второстепенное. Опыт показывает, что учащиеся с интересом преобразовывают текст из одной формы в другую. Задача учителя – научить школьников этим операциям.

Научную информацию можно перерабатывать в разные формы:

  1. Составление разных типов плана.
  2. Построение научного рассуждения по заданной таблице, опорным вопросам  или схеме.
  3. Составление схемы, таблицы по научному тексту.
  4. Составление кластера.
  5. Составление логико-смысловых моделей.
  6. Написание научного рассуждения.

В процессе обучения на уровне начального общего образования школьники знакомились с такими видами переработки, как схема, таблица, простой назывной план. В основной школе я учу таким видам, как вопросный план, кластер, логико-смысловая модель, конспект, тезисы, сочинение-рассуждение.

Итак, с чего начинать обучение? После вхождения в тему урока ребята изучают материал. Сначала про себя, затем обязательно вслух. Ищем ключевое слово темы. Затем решаем коллективно, какой вид переработки выберем, какой больше подходит для данного материала.  Переработав текст, обязательно составляем по нему научное рассуждение. На уроке русского языка рассуждение будем лингвистическим, на уроке литературы - литературоведческим. И здесь у ребят всегда возникает вопрос: «Как начать?». На первых порах я даю ученикам фразы-подсказки, например: Научно-деловая речь включает…………… У этих стилей разные………Задача научного стиля…………….. Задача делового стиля…………………………….. .

Некоторые виды переработки текста требуют последующего составления алгоритма действий при пользовании созданным продуктом: схемой, таблицей, кластером и др. По алгоритму тоже составляем научное рассуждение. Фразы-подсказки есть и здесь: Чтобы не ошибиться в выборе чередующейся гласной Е-И в корне, нужно, во-первых,……

Такие фразы подсказки становятся отправной точкой в построении первых научных рассуждений.

Изучение каждой большой темы оканчивается итоговой контрольной работой. В содержании контрольной работы обязательно входит задание по переработке текста и составлению научного рассуждения.

Применение данной методики даёт позитивную динамику усвоения теоретического материала курса и применения его на практике.

Все таблицы, схемы и др. виды переработанного текста школьники размещают в специально заведённых тетрадях. На самостоятельных работах я разрешаю детям пользоваться этими тетрадями, на контрольных работах – нет. Опыт показывает, что учащиеся при  многократном применении переработанных форм текста лучше понимают и запоминают материал.

Глава 2

Примеры переработки  текстов по русскому языку  и литературе с последующим составлением научных рассуждений

На первом этапе я обучаю ребят простейшей переработке текста: составлению вопросно-ответного плана. Назывной план школьники учатся составлять в начальной школе. Сложнее формулировать  вопросы к прочитанному. Ответом на вопросы к тексту станет тезисный план. На начальном этапе я указываю количество вопросов к тексту. Важный элемент работы  - представление перед аудиторией. В результате такой вопросно-ответной формы ребята обучаются не только  структурировать текст, но и составлять научное рассуждение. Ребята задают вопросы друг другу, обращаясь по имени. Отвечая, они тоже обращаются по имени. Здесь, кроме задачи составления научного высказывания, решается задача воспитания культуры речевого общения.

СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСНОГО ПЛАНА И РАБОТА С НИМ

ПРИМЕРЫ 1

Изучается текст:

Научно-деловая речь включает в себя речь двух стилей – научного и официально-делового. Это два стиля книжной речи. У них много общего, но различаются они задачами общения и предметом речи.

Задача научного стиля состоит в том, чтобы сообщить обобщённые сведения о мире, которые помогут его узнать и понять (сообщение+объяснение).

Задача речи делового стиля состоит в том, чтобы сообщить конкретные сведения из практической жизни, которые помогут человеку что-то сделать (сообщение + инструкция).

Задание: к данному тексту составьте 4 вопроса и задайте их однокласснику.

Знакомлю учащихся с инструкцией по составлению вопросного плана:

  1. Внимательно прочтите утверждение текста. Найдите в  нём ключевые слова.
  2. Определите, как связаны между собой ключевые слова: одно вытекает из другого; одно делится на другое; одно состоит из другого и т.п.
  3. Сформулируйте вопрос, в котором  будет отражена эта связь.

 Эталон:

  1. Речь каких двух стилей включает в себя научно-деловая речь?
  2. Чем различаются научный и деловой стили?
  3. Какова задача научного стиля?
  4. Какова задача делового стиля?

Работа по составлению вопросного плана и ответов к нему организуется в группах или парах. Ребята сравнивают вопросы и ответы друг друга, находят ошибки, сами оценивают ответы. На следующем уроке учитель представляет лучший вопросный план и ставит задачу: составить научное рассуждение по изученной теме на основе ответов на вопросы плана. Как вариант, можно дать задание составить письменное рассуждение. Отвечая на вопросы, школьники пишут научные рассуждения, приводя примеры из домашней работы. Заголовок для сочинения даю такой: «Что я знаю о научно-деловой речи?».

На первоначальном этапе данной работы в качестве помощи  задаю начальную фразу: «Изучив информацию о научно-деловой речи, я понял, что….», или «Я знаю, что научно-деловая речь….».

ПРИМЕР 2

При изучении темы «Строение слова» ученики работают с лингвистическим текстом:

Чтобы не делать ошибок в разборе слова по составу, нужно учитывать значение слова и значение морфемы.

В существительном плащик  выделяем суффикс –ик-, который придаёт слову значении «маленький» (плащик – маленький плащ). А существительное каменщик не имеет значение «маленький камень», потому что в нём нет суффикса –ик- с таким значением. В этом слове другой суффикс - -щик-, как и в словах кабельщик, экскаваторщик, сварщик. Все эти существительные обозначают профессию человека. такое значение придаёт им суффикс –щик-.

Учитывать значения морфем нужно и для того, чтобы определять их правильное написание. Например, чтобы верно написать слово об…жать, нужно знать его значение. Если оно употреблено в значении «бегать», пишем е (обежать вокруг дома). Буква и в корне пишется, если слово обозначает «наносить обиды человеку» (обижать друга). А если слово использовано в значении «любить, боготворить», то пишем букву о (обожает читать стихи).

Определение значения морфем помогает правильно назвать часть речи и форму слова. Так, мы сразу определим, что слово с окончанием –ешь является глаголом в форме единственного числа, 2-го лица, настоящего или будущего времени (сажаешь, играешь, сделаешь).

Итак, значение морфем следует учитывать для того, чтобы:

  1. разобраться в строении слова;
  2. правильно написать морфемы;
  3. определить часть речи и морфологические признаки слова (время, лицо, род, число, падеж).

 Учитель усложняет задание для ребят, предлагая им список вопросов для составления научного рассуждения:

  1. О чём повествует данный текст?
  2. По каким словам вы определили тему текста?
  3. Какова главная мысль данного текста?
  4. По каким фразам вы определили главную мысль текста?
  5. Для чего необходимо знать информацию текста?

Ребята уже знают, что построение ответа начинается с конца вопроса, поэтому фразы-помощники не нужны. Сложность задания в том, что научный текст уже дан. Его необходимо проанализировать. Вопросы – это ориентиры для анализа. Учу ребят тому, что ключевые слова темы в научном тексте находятся в его начале, а ключевые слова основной мысли – в конце. Сформулировать тему проще, чем обосновать эту формулировку. Такие задания – новый, более сложный этап работы с научным текстом. В результате школьники учатся строить научный анализ, а это - более сложный уровень научного рассуждения.

ПРИМЕР 3

Изучаем тему «Строение текста типа рассуждения-доказательства». Знакомимся со следующим текстом:

В рассуждении-доказательстве имеются две части. В первой части содержится тезис, то есть утверждение, которое нужно доказать. Во второй части даётся обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры. Например:

Василису назвали Премудрой (тезис), потому что она всё умела делать (аргумент): испекла пышный каравай, соткала за ночь чудесный ковёр, одним взмахом руки превратила комнату в озеро с белыми лебедями (примеры).

В рассуждении-доказательстве иногда бывает и третья часть – вывод. Наше рассуждение можно закончить, например, такими словами: Словом, была мастерица на все руки. Поэтому и получила такое прозвище.

Обычно обоснование и тезис связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно.

Класс делится на группы, каждая из которых получает задание. Наиболее лёгкое задание даётся 1-й группе, наиболее  сложное - последней.

Задание 1-й группе: составить вопросный план из 10-ти  вопросов. В идеале план получится следующий:

  1. Из скольких частей состоит рассуждение-доказательство?
  2. Что содержится в 1-й части?
  3. Что такое тезис?
  4. Что содержится во второй части?
  5. Что такое аргументы и примеры?
  6. Что представляет 3-я часть?
  7. Обязательна ли она?
  8. Что такое вывод?
  9. Какими союзами связываются тезис и аргументы?
  10. Какими словами присоединяется вывод?

 Задание 2-й группе: перед вами вопросный план, в котором есть нарушения. Найдите эти нарушения и исправьте их:

  1. Какими словами присоединяется вывод?
  2. Что содержится в 1-й части?
  3. Из скольких частей состоит рассуждение-доказательство?
  4. Обязательна ли она?
  5. Что такое тезис?
  6. Что представляет 3-я часть?
  7. Что такое вывод?
  8. Что такое аргументы и примеры?
  9. Какими союзами связываются тезис и аргументы?
  10. Что содержится во второй части?

Это очень сложная аналитическая работа. Чтобы её выполнить, учащиеся должны очень глубоко погрузиться в научный текст. У них две важные задачи: 1) сформулировать, в чём  нарушение вопросного плана и 2) логически правильно выстроить вопросы к содержанию.

 Если класс большой, можно дать задание 3-й группе: перед вами вопросный план, в котором недостаёт некоторых вопросов. Подумайте и добавьте недостающие вопросы. Это задание среднего уровня сложности.

 На выполнение заданий даётся 7-10 минут, после чего каждая группа презентует свой продукт. Представление начинается со слов: Наша группа работала над заданием… На представление результатов работы  уходит ещё 5-7 минут. В результате на изучение темы отводится максимум 15-17 минут. Но материал изучается очень глубоко, результат рождается в сотрудничестве, публично представляется.

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ И ТАБЛИЦ И РАБОТА С НИМИ

Следующий этап – составление научного рассуждения по заданной схеме или таблице.

ПРИМЕР 1

Учащимся предлагается схема без названия:

Задание:  1) изучить материал параграфа; 2) дать название схеме; 3) дополнить схему недостающей информацией из учебника; 4) составить научное рассуждение по схеме; 5) публично представить результаты своего труда.

Работа организуется в парах. Дети должны не только прочитать материал учебника, но и соотнести его со схемой, выделить нужные блоки, дополнить их информацией. Это аналитическая работа по сравнению различных видов информации и её доработке. Из параграфа учебника ребята понимают, что в схеме речь идёт о способах объяснения лексического значения слова. Чтобы это понять, учащимся необходимо найти опорное предложение в статье учебника.

Для составления научного рассуждения даются фразы-подсказки: Есть несколько способов объяснения лексического значения слова…. Проговаривая созданное рассуждение, ребята овладевают навыком научного, в данном случае, лингвистического высказывания.

ПРИМЕР 2

Изучается статься в учебнике литературы «Русские народные песни». Задание: систематизировать материал в виде схемы. Решаем совместно, что схема будет называться «Виды русских народных песен». Далее решаем, сколько блоков (стрелок) будет в схеме. Опираясь на материал, делаем вывод, что их будет две: обрядовые песни и необрядовые песни. Изучая материал далее, видим, что каждый вид песни делится на подвиды: обрядовые делятся на заклинательные, хороводные, величальные, корильные и игровые; необрядовые, в свою очередь, делятся на лирические и лиро-эпические. По мере сбора материала конструируется схема:

 

После конструирования схемы даётся дополнительное задание группам: дополнить схему материалом учебника. Выполняя данную работу, учащиеся дают краткую характеристику каждому подвиду песен. В качестве домашнего задания ребята должны подготовиться к написанию научного рассуждения по схеме. Начинать его нужно с фразы: Русские народные песни бывают…… В конце своего рассуждения, школьники должны ответить на вопрос: «Как многовидовая характеристика русских народных песен раскрывает особенности мировосприятия русского народа?». Поиск ответа на данный вопрос – это поиск концептуальной информации текста.

Из своего опыта знаю, что простое чтение литературоведческих статей является проходящим знанием в жизни ученика. Но структурированный вид материала, во-первых, облегчает его восприятия, во-вторых, делают изучение осмысленным.

Перерабатывая материал таким образом, учащиеся находят и формулируют и фактуальную, и подтекстовую, и концептуальную информацию. А это уже продуктивное изучение материала.

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА И РАБОТА ПО НЕМУ

На следующем этапе мы переходим к более сложной, но  и более интересной форме переработке текста: составлению кластеров с обязательным высказыванием по нему.

ПРИМЕР 1

Задание: построить кластер по новой теме. Тема: «Определённо-личные предложения»

Кластер – гроздь мыслей, связанных ключевым словом. Между словом и мыслями есть связи, соединения. Такая разветвлённая схема – хороший пример структурирования материала большого объёма.

Определённо-личные предложения – это предложения без подлежащего, в которых форма глагола-сказуемого и смысл предложения подсказывают, что действие совершается определённым лицом, 1-м или 2-м в единственном или множественном числе изъявительного и повелительного наклонения. В определённо-личных предложениях легко восстанавливается подлежащее путём введения, подстановки личных местоимений: я, ты, мы, вы, а сами предложения нетрудно преобразовать в двусоставные. Например: Читаю книгу. – Я читаю книгу.

Задаю вопрос: что нам дано? Какой перед нами стоит вопрос? Что нужно для ответа?

(Дана информация об определённо-личном предложении; вопрос: как построить кластер?; нужно вспомнить схему построения кластера).

Изучаем памятку по составлению кластера. Первый и самый важный шаг – нахождение ключевого слова или фразы. В данном случае это название вида односоставного предложения – определённо-личное. Далее учащиеся «прикрепляют» к этой фразе информационные блоки.

Это одна гроздь, которая станет составной  в большом кластере с ключевым словосочетанием «Односоставные предложения».

Начало построения  научного рассуждения организуется с помощью сложноподчинённого предложения с придаточным определительным:  Определённо-личное предложение – это предложение, в котором….

ПРИМЕР 2

Задание: прочитайте стихотворение А.А.Фета «Я пришёл к тебе с приветом…», составьте анализ стихотворения в виде кластера с последующим научным рассуждением.

Ключевой фразой данного кластера станет имя автора и название стихотворения. Ветвями – блоки:  «Тема», «Лирический герой», «Композиция», «Основная мысль», «Изобразительно-выразительные средства (ИВС), «Читательское восприятие».

Чтобы составить такой кластер, нужно погрузиться в текст стихотворения, применить исследовательско-поисковый метод, осмысленно проработать с разных сторон каждую строфу и стихотворение в целом. После составления кластера задание «Составить письменный анализ стихотворения» не вызывает у учеников затруднений. Такой анализ и является научным рассуждением. До применения методики составления кластера я проводила анализ просто в виде плана, раскрывая каждую категорию. Долго и громоздко. Сегодня весь анализ – одна картинка, понятная каждому ученику.

ПРИМЕР 3

Задание – прочитать текст, составить по нему кластер; напишите сочинение-рассуждение по данному тексту.

 В основе работы – составление кластера. Составление кластера по прочитанному тексту облегчит написание рассуждения.

Проснувшись и взглянув в окно,  я был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный,  морозный денек!  Снегопад. День, как гнездышко, весь пуховый, мягкий, свежий.  Серо - белое небо.  Падал пушистый, непримятый снег. Крупные снежные  хлопья. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж!  

Фраза-помощник для начала рассуждения: В данном тексте говорится о…..

Такая работа с текстом является одним из видов подготовки к ГИА.

СОСТАВЛЕНИЕ ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫХ МОДЕЛЕЙ

Более сложная и обстоятельная форма переработки информации. Логико-смысловая модель не только структурирует материал, ко и устанавливает связи между отдельными блоками. Она поможет составить не только научное рассуждение, но и написать сочинение по тексту художественного произведения. Но по существу ЛСМ – это научная переработка информации.

Начинаем опять с ключевого слова или фразы. Затем определяем блоки структурирования. После этого наполняем эти блоки необходимой информацией. Первоначальная работа по составлению ЛСМ проводится в классе коллективно. Опыт показывает, что  учащиеся достаточно быстро понимают алгоритм данной работы. Уже через несколько занятий школьники самостоятельно выполняют переработку информации в форму ЛСМ.

ПРИМЕР 1

Читаем рассказ А.П.Чехова «Человек в футляре». Задание: составить логико-смысловую модель рассказа. Перед практической работой учащиеся дома выполняют задания карточки. Задания, примерно, следующие:

I. Идейно-тематическое содержание рассказа

  1. Найдите  информацию о рассказе: составной частью чего он является; каковы его жанр, композиция, конфликт.
  2. Определите основных героев рассказа.
  3. Определите сюжет рассказа: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.
  4. Определите основные темы рассказа.
  5. Определите основные проблемы рассказа.
  6. Сформулируйте основные идеи рассказа: что хочет сказать нам автор.

II. Работа по содержанию рассказа

  1. Покажите внешние приметы футлярной жизни Беликова.
  2. Чем он занимался?
  3. Каковы его отношения с коллегами?
  4. Каково его отношение к ученикам?
  5. Какое влияние оказывала его жизнь на жителей города?
  6. С чего начинает развиваться конфликт в рассказе?
  7. Почему учителя решили женить Беликова?
  8. Как ведёт себя Беликов в сложившейся ситуации?
  9. Что поражает Беликова в новых жителях города?
  10. Чем закончилась история женитьбы Беликова и почему она имела такое окончание?

Учащимся раздаются заранее заготовленные листы. Задача ребят – наполнить заготовку содержанием на основе прочитанного рассказа. Шаблон выглядит следующим образом:

Количество лучей должно быть равно 8-ми. Но опыт показывает, что не всегда все лучи будут заполнены. После получения шаблона учащиеся начинают расставлять точки координат на каждой прямой. Ранжирование точек идёт от центра к концу стрелки. После того как составлена ЛСМ, учащиеся устанавливают связи между отдельными блоками. Если нужно рассуждать о проблеме футлярной жизни, то мы ищем, с какими героями связана проблема, в каких этапах сюжета она раскрывается, какие языковые средства помогают её увидеть, с какой темой она связана, какие идеи формулирует писатель по данной проблеме. Выводы сочинения ищем в блоке «Чему учит рассказ».  Работа по ЛСМ, как и по другим видам переработанного текста, возможна только при условии, что учащиеся знакомы с самим текстом.

Ранее мы с ребятами вели читательские дневники. Сейчас заменили их логико-смысловыми моделями. По мнению ребят, такая форма работы с текстом более эффективна.

ПРИМЕР 2

Начинаем изучать тему «Наречие». На первом уроке представляю учащимся следующую ЛСМ:

Задание: изучить ЛСМ и составить научное рассуждение на тему «Что я узнаю о наречии». Рассуждение должно быть письменным и точным. В процессе изучения темы школьникам предлагается отмечать изученные лучи и точки координат, перерабатывать информацию каждого блока. Работая таким образом, учащиеся изначально видят систему изучения большой темы, учатся ориентироваться в большом потоке информации: легко находят изучаемую тему в большой системе знаний.

Глава 3

Фрагменты итоговых контрольных работ в части переработки текста по русскому языку и составления научных рассуждений

ПРИМЕР1. Контрольная работа по теме «Строение текста». 5 класс.

Внимательно прочитайте текст и выполните задания 1-4.

«Новое» в предложении содержит основное сообщение. «Новое» выделяется логическим ударением и обычно находится в конце предложения.

«Данное» служит для связи предложений в тексте. В нём повторяется какая-либо часть предыдущего высказывания, и с него обычно начинается следующее предложение. В первом предложении текста «данного» не бывает.

Задание 1: выпишите ключевые слова текста

________________________________________________________

Задание 2: сформулируйте тему текста

______________________________________________________

Задание 3: переработайте текст в форму схемы.

Задание 4: сформулируйте основную мысль текста

Задание 4:  составьте алгоритм работы по созданной вами схеме.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5:

  • Прочитайте текст и проанализируйте его в соответствие с построенной вами схемой и составленным алгоритмом. Анализ оформите в виде рассуждение на тему «Я знаю, как построен данный текст» (не менее 25 слов). Отразите в вашем рассуждении своё умение применять полученные знания на практике.

Что значит учиться? Учиться в школе – значит под руководством учителя самому себя учить, самому стараться добывать знания. Лучше всего учится тот, кто учится не только для будущего, не только для того, чтобы получить хорошую специальность, а просто потому, что ему интересно учиться. Каждому, кто хочет учиться, кто старается учиться, открывается самая дальняя дорога.

ПРИМЕР 2. Годовая контрольная работа. 6 класс.

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 6

(1)Ранней весной я спешу побывать в тайге. (2)Но поляне открываются первые проталины. (3)На дальнем озере синеет лёд. (4)Вот по узкой тропке бежит, булькает озорной ручеёк. (5)Тёплый вечер покачивает ивовые серёжки. (6)В высоком синем небе звенит жаворонок. (7)Песню играют кулики.

(8)Я подхожу к лиственнице. (9) Над тайгой льётся песня удивительной красоты. (10) Это пеночки поют. (11) Они самые звонкие певицы нашей тайги. (12) Почему они поют вместе? (13) Может, так им легче охранять свои гнёзда? (14) А может, песня пеночки для красоты и радости?

Задание 1: Выпишите ключевые слова темы.

_________________________________________________________________

 Задание 2: Сформулируйте тему текста

__________________________________________________________________

Задание 3: Озаглавьте текст на основе темы.

__________________________________________________________________

Задание 4: Выделите смысловые блоки текста, в соответствии с ними  составьте план.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5: Переработайте текст в виде кластера, используя следующие блоки: 1) тема текста; 2) ведущий тип речи; 3) композиция; 4) авторская позиция; 5) ИВС; 6) основная мысль; 7) читательская позиция.

Задание 6: По данному кластеру составьте аналитическое рассуждение в количестве 35-45 слов.

Глава 4

Сценарии уроков с элементами переработки текста

Урок литературы. 6 класс

Тема: Родина и природа в творчестве Н.И.Сурковой.

Цели:

  1. Познакомить с основными этапами жизни и творчества Н.И.Сурковой.
  2. Отрабатывать навыки анализа поэтического текста.
  3. Развивать умение информационной грамотности.
  4. Воспитывать уважительное и бережное отношение к природе родного края, гордость за свою «малую» родину.

Ход урока

  1. Мотивация урока.
  1. Выразительное чтение стихотворения:

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья.

И тропинка, и лесок

В поле каждый колосок

Речка, небо голубое -

Это всё моё, родное!

Это родина моя -

Всех люблю на свете я!

  1. Беседа:

- Выделите в стихотворении ключевые слова (семья, родное, родина, люблю).

- Из выбранных слов определите самое главное (РОДИНА).

- О чём будем говорить на уроке? (о РОДИНЕ).

- А что для вас РОДИНА? (Россия, дом, село, семья).

- О нашей родине – России написано много прекрасных произведений. Самые мелодичные из них положены на музыку. Таким является стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина». Послушайте песню на это стихотворение  (прослушивание песни в исполнении А.Михайлова).

- Каким чувством наполнено и стихотворение, и песня на эти стихи?

-  Какие приметы родины вспоминаются поэту?

(Ивы, река, соловьи, церковь, школа, избы).

Тихая моя родина (Н. Рубцов)

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

- Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. -
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

II. Формулирование темы и целей урока.

1. Беседа:

- Как вы думаете, о нашем селе, кто-нибудь мог бы так написать? А писал?  (Возможно, дети вспомнят поэта-земляка Н.И.Суркову)

- Насколько хорошо вы знакомы с творчеством и жизнью Надежды Ивановны?

- Итак, давай попробуем определить тему нашего урока, учитывая всё выше сказанное. Мы будем говорить о…. Родине, родной природе в творчестве Н.И.Сурковой.

(м\м: Запись темы урока: Образ родины в творчестве Надежды Ивановны Сурковой).

- Каковы будут цели нашего урока?

(м\м: 1) Познакомиться с основными этапами жизни Н.И.Сурковой. 2) Познакомиться со  стихотворениями Н.И.Сурковой о родном крае. 3) Закрепить умение анализировать поэтические произведения. 4) Научиться проявлять творческие способности.

III. Работа по теме урока.

  1. Изучение биографических данных о Н. И. Сурковой. (Групповая работа).

- Знакомиться с жизнью Н.И.Сурковой вы будете по материалам, которые лежат на ваших партах. Каждая группа изучит свою информацию с тем, чтобы рассказать о ней всему классу. После знакомства и представления выступлений, вы должны будете ответить на несколько вопросов. Вопросы есть в ваших материалах. Будьте внимательны.

1-я группа:

  • Родилась Надежда Ивановна в городе Благовещенске.  Своё детство и юность провела в селе Куропатино Тамбовского района.  Уже в детстве Надя отличалась своей целеустремлённостью и трудолюбием. В семье росло четверо детей: Валентина, Надежда,  Александр и Наталья. Все росли послушными, дружными, работящими. В школе Надежда Ивановна училась хорошо, была очень активной, здесь же впервые проявилась способность к  рисованию.
  • Здесь, в Куропатино, Надежда закончила школу, отсюда поехала поступать в  Благовещенское училище искусств – художественно-графическое отделение. После окончания училища преподавала черчение и рисование в школе села Екатеринославка.  Работала художником-оформителем.
  • Обучаясь в художественно-графическом училище города Благовещенска, Надежда Ивановна Суркова впервые начала писать портреты, и самый первый свой портрет она подарила родителям.  Судьба щедро одарила её светлую душу, вдохнув в неё две своих удивительных стихии – живописи и словотворчества.

(м\м –портрет Н.И.Сурковой, её дома, родителей).

Вопросы к группе: Почему Н.И.Суркову можно считать нашей землячкой? Что вам показался самым интересным из прочитанного?

2-я группа:

  • Надежда Ивановна Суркова окончила Благовещенское педагогическое  училище искусств, Московский народный университет искусств. Написала более тысячи масляных работ, ряд икон для православных храмов Амурской области.
  • Печаталась в газетах Амурской области и хабаровского края: «Эхо», «Суворовский натиск», «Амурский маяк», альманахе «Живое облако». Является автором ряда сборников стихотворений.
  • Будучи человеком творческим и активным, Надежда Ивановна постоянно участвовала в литературных конкурсах, проводимых амурскими средствами массовой информации. Писала на различные темы.  Некоторые конкурсы Надежда Ивановна выигрывала, награждалась ценными подарками и благодарностями.

(м\м: Фото газетных публикаций; сборники стихотворений Сурковой, статьи из газет, её художественных работ).

Вопросы группе: Почему Н.И.Суркову можно назвать человеком творческим и активным? Что из прочитанного вам показалось самым интересным?

3-я группа:

  • Писать стихи Надежда Ивановна начала уже,  будучи зрелым человеком. Первый сборник стихотворений «В сад зелёный уже не заглянешь» вышел в свет в 2004 году. Он был издан редакцией Тамбовской районной газеты «Амурский маяк» и посвящён родному краю: (фото села, полей, рощи…).
  • Сейчас у надежды Ивановны Сурковой опубликовано уже несколько сборников стихотворений: «Живёт во мне любовь», «Узор судьбы», «Бездорожье». В предисловии к одному из них член Союза российских писателей Николай Морозов написал: «Надежда Ивановна, Ваша дорожка в поэзию протоптана. Вы цените слово, знаете его вес, ощущаете цвет. Это не каждому дано.»  
  • Одна из основных тем творчества Надежды Ивановны и как поэта, и как живописца – природа родного края, в разных временах года, в разных красках и настроениях:

(м\м: фото картин природы; слова Н.Морозова о поэте).

Вопросы группе: Сколько сборников стихотворений написала Н.И.Суркова? Что это за сборники? Что из прочитанного вам показалось самым интересным?

4-я группа:

  • У Надежды Ивановны прекрасная семья: любящий муж, две замечательные дочери – Анна и Наталья. И это – самая большая ценность в её жизни. Сегодня Надежда Ивановна Суркова проживает в городе Хабаровске. Хабаровск – это город её творческой зрелости: здесь она активно пишет, издаёт свои поэтические сборники, пишет прекрасные полотна.
  • Надежда Ивановна уже на пенсии, но неугомонность её души  и творческий опыт не позволяют ей сидеть дома. Её часто приглашают для оформления  сборников молодых поэтов, сборников детских стихов. Она – счастливый человек. Ей есть, на что посмотреть оглянувшись. Ей есть, куда стремиться.

(м\м: фото дочери Наташи;  фото книг).

Вопросы группе: Почему Н.И.Суркову можно назвать счастливым человеком? Что из прочитанного вам показалось самым интересным?

  1. Промежуточная рефлексия.

- Какую цель урока мы реализовали? (1-ю – Познакомиться с жизнью Сурковой).

- Каковы следующие цели?  (Познакомиться со  стихотворениями Н.И.Сурковой о родном крае.  Учиться  анализировать поэтические произведения.)

IV. Исследование поэтических текстов Н.И.Сурковой. (групповая работа).

- Сейчас вы должны выбрать для выразительного чтения и анализа стихотворение из ряда предложенных. Как будем выбирать?

(у меня в руках слова-коды: «лето», «осень», «зима», «весна»; школьники подходят и берут их). При анализе стихотворения придерживайтесь плана. Для иллюстрации стихотворения ребята выбирают картину Н.И.Сурковой).

1-я группа: «Лето».

Жду с нетерпением лета

Я жду с нетерпением лета.

Оно придёт, как всегда:

Прихватит с собой много света

И выдворит все холода.

Но лето всегда быстротечно,

И ночи его коротки.

Ах, если бы, если бы вечно

Слышать шептанье реки,

Эхо кукушки над лугом

Или вечерней порой

Ласточку видеть по кругу

В погоне за мелкой мошкой.

Поехать в родную б деревню,

Увидеть там море цветов,

Послушать бы шёпот деревьев,

Обнять бы своих старичков!

 План анализа: 1) тема стихотворения;  настроение стихотворения; 2) обрисуйте характер героя стихотворения; 3) идея, главная мысль стихотворения; 4) какие средства выразительности раскрывают главную мысль стихотворения; 5) какие приметы природы родных мест вы увидели в стихотворении.

Тема стихотворения – лето. Лето в стихотворении оживляется олицетворениями «прихватит с собой много света и выдворит все холода». Тихое течение местных рек подчёркивается метафорой «шептанье реки»: реки не бурно текут в нашем районе, а как будто шепчут. Героиня стихотворения очень наблюдательна: она любуется погоней ласточек за мелкой мошкой, с удовольствием слушает «эхо кукушки над лугом», довольно распространённой птицы в местных рощах. Метафора «море цветов» снова подчёркивает разноцветье лугов родного края. Ожидание лета связано с ожиданием встречи с родным домом, родителями: «обнять бы своих старичков». Основная мысль отражена в названии стихотворения «Я жду с нетерпением лета». Автор любит и ждёт замечательную летнюю пору.

2-я группа:

Осень

Неба синь от края и до каря.

Бахрома, что золото, горит –

Это осень к нам пришла цветная,

Чудеса свои она творит.

Расплескала охру по деревьям,

Раскидала под ноги ковры,

Расписала золотом  деревни,

Алым цветом вышила дворы:

То рябина ветви опустила,

Гроздья ягод – глаз не отвести!

Ею осень щедро окропила,

А потом взялась дворы мести!

Тема стихотворения – осень родного края. Здесь всё, что есть в природе нашего края ранней осенью: бескрайнее синее небо, яркость осенних красок – сравнение «бахрома, что золото горит», эпитет «осень цветная»; красота осенней рябины – олицетворение «рябина ветви опустила». Осень предстаёт перед нами великой труженицей красоты:   - «расплескала охру по деревьям, раскидала под ноги ковры, расписала золотом деревни, алым цветом вышила дворы», «щедро окропила», «взялась дворы мести». Так поэтически выразительно и художественно метко нарисовать время года может только талантливый человек.

3-я группа:

Ноябрь

Не говорим друг другу «здравствуй»,

В глаза не смотрим по утрам…

А мир вокруг такой прекрасный:

Сияет всюду белизна,

Дороги, крыши обновились,

Кусты, деревья в серебре.

Заборы все преобразились:

Одели шапки в ноябре.

Зима хозяйкой полновластной

Уже стучится в нашу дверь,

Напоминая ежечасно:

«Тепло храните вы теперь!»

Ну что вам стоит сказать «Здравствуй!,

Друг другу нежность подарить?

Ведь мир вокруг такой прекрасный,

Ведь это счастье – рядом быть!

В стихотворении равнодушию людей противопоставлена чуткая красота природы. Эпитет «мир прекрасный», метафоры «белизна сияет», «дороги, крыши обновились», олицетворение «заборы одели шапки», «зима стучится в нашу дверь». Героиня обращается к читателям с пожеланием быть внимательными, чуткими друг к другу – ведь этому учит нас природа.

4-я группа:

Весна бушует в сердце

Опять весна бушует в сердце,

Свои мне весточки несёт.

Я распахну для счастья дверцу,

Ладони протяну вперёд.

Навстречу солнечному свету,

Навстречу утренней заре.

Как рада я весне и лету,

Как рада снегу в декабре!

Пусть нелегка, но жизнь – прекрасна!

Стремлюсь вперёд в её волнах.

Порой грущу совсем напрасно,

То счастья свет, то мрак и страх…

И пусть весна бушует в сердце,

Мне украшая день и ночь!

Я распахну для счастья дверцу,

И пусть уйдут невзгоды прочь!

Стихотворение наполнено светом и оптимизмом, что подчёркивается метафорами «весна бушует в сердце», «дверца счастья», «волны жизни», «свет счастья», риторическим восклицанием «как рада я…!»

2.Подведение итогов этапа.

- Какой же видит природу нашего края героиня стихотворений Н.И.Сурковой,  и какой увидели её вы? Сравните с тем, какой видится родина герою стихотворения Рубцова.

( природа нашего края очень красива: тихие реки, много цветов, красок; природа помогает людям понять, как прекрасна жизнь).

VI. Рефлексия.

1. Беседа:

- Вернёмся к целям урока. Все ли цели реализованы?

- Какая не реализована? Её вы будете реализовывать дома.

2. Творческое домашнее задание.

- Вы хотите попробовать описать наше село, показать, как оно красиво?

- Назовите самые красивые места нашего села. (берёзовая роща, река Аргузиха, озёра, луга).

2. Я предлагаю вам, используя всё богатство средств языка, попробовать описать природу нашего края.

3. Обратная связь:

- Продолжите предложения: (м\м)

-  Теперь я знаю……

- Теперь я понимаю……

- Дома я попробую….

4.Исполнение песни – эмоциональное окончание урока.

- Есть и про наше село песня. Давайте споём её вместе.

(под гитару поём вместе с учениками песню «О Куропатино»)

  1. Я живу на земле щедрой,

Где в лугах шелестят ветры,

Где в полях поднимается соя –

Это наше село родное.

Здесь и солнышко светит жарче,

 И на сердце светлей и ярче,

Здесь живут работящие люди,

Что родное село любят.

Припев: (2 раза)

Куропатино наше, нет роднее и краше,

Я люблю тебя сильно, уголочек России.

  1. Здесь несёт свои воды тихо

В Амур-батюшку Аргузиха.

Над озёрами светлые своды,

Как улыбка родной природы.

Журавли летят в небе клином,

Провожая курлыканьем длинным

Здесь смеются счастливые дети

В самом лучшем селе на свете.

Припев: 2 раза.

Анализ урока с точки зрения обучения составлению научного рассуждения.

Обучение составлению научных рассуждений прослеживается:

1.На начальном этапе урока, когда учащиеся выделяют ключевые слова, что помогает им сформулировать тему урока.

2. На этапе выступления групп с информацией о биографии поэта (навык публичного выступления).

3. На этапе составления аналитических рассуждений по стихотворениям Н.И.Сурковой с предварительным выразительным чтением этих стихотворений.

Урок русского языка.

Класс: 9-й.

Тема:  Сложносочинённые предложения. Виды сложносочинённых предложений.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели урока.

Предметные:

  1. Углубление  знаний о ССП.
  2. Изучение  характерных черт ССП и  видов ССП.
  3. Обучение определению разных видов ССП.

Метапредметные:

Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему), анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности; владение приёмами отбора и систематизации материала.

Регулятивные: умение соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы; высказывать предположения на основе наблюдений; искать пути решения проблемы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; формулировать тему и цели урока.

Коммуникативные: владение монологической речью; адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Личностные:

  1. Осознание ценности русского языка и богатства его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.
  2. Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.
  3. Осознание необходимости изучения родного языка.

Оборудование: мультимедиа-презентация, карточки

Ход урока

  1. Организационный этап: приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
  2. Создание мотивационного поля.

Поздравляю вас, друзья:

Вторая четверть началась!

За работу принимаясь,

Займём удобное положение

И продолжим изучать… что? (предложение)

Какое?  Правильно – сложное предложение.

  1. Актуализация изученного.
  1. Корзина  знаний.

 Каждый желающий ученик предлагает свои варианты знаний о сложном предложении. Например,  «сложное предложение – это предложение, в котором несколько предикативных частей», «сложные предложения бывают союзными и бессоюзными», «союзные сложные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые». Учитель «складывает» предложенные ответы в воображаемую корзину.

  1. Вопрос этапа: «Как определить тип сложного предложения?» (лингвистическое рассуждение по алгоритму определения типов сложного предложения) – слайд 2.

Алгоритм определения вида сложного предложения

  1. Прочти предложение.
  2. Выдели грамматические основы.
  3. Если грамматических основ несколько, определи части предложения.
  4. Посмотри, при помощи чего они соединяются (союзы или интонация).
  5. Если союза нет – это бессоюзное сложное предложение.
  6. Если при помощи союзов, определи, какие это союзы (сочинительные или подчинительные).
  7. По союзу определяем вид сложного предложения.

 

  1. Диагностика усвоения повторенных знаний. Карточка с заданием «Определить тип сложного предложения. Первичная диагностика» (смотри Приложение 1).
  1. Введение в тему урока.
  1. Мотивирующая беседа.

- Как вы думаете, достаточно ли у вас знаний о сложном предложении, чтобы справиться с контрольным срезом?

- Предположите, что нам ещё необходимо узнать? (Школьники высказывают предположения. Может прозвучать необходимое предположение о сложносочинённом предложении. Если не прозвучало, учитель подводит к теме.)

2.  Упражнение «Узнай в лицо». Из упражнения 49 назовите номера только сложносочинённых предложений (1, 5, 9).

3. Формулирование темы урока.

- Как вы узнали сложносочинённые предложения?

-Предложите формулировку темы урока – слайд 3.

4. Определение целей урока. Вводная беседа «Да – нет» - слайд 4.

- Я думаю, что вы всё знаете о сложносочинённом предложении (нет).

-  Вы знаете все характеристики ССП (нет)

- Вы знаете, какими союзами соединяются части ССП (да).

- Вы знаете виды ССП (нет).

- На основе ваших знаний и «незнаний» сформулируйте цели нашего урока - слайд 5.

  1. Углубить знания о ССП.
  2. Познакомиться с характерными чертами ССП.
  3. Познакомиться с видами ССП и научиться их определять.
  4. Закрепить теоретические знания на практике.

  1. Развитие учебно-языковых умений.
  1. Исследование новой темы. Работа в группах.

1-я группа: изучить параграфы 7, 8 и составить список характерных черт ССП (напечатать на слайде 6 презентации к уроку).

2-я группа: изучить параграфы 7, 8 и составить таблицу «Виды ССП и их значения» (начертить на доске).

  1. Презентация итогов работы групп (1-я группа представляет свой слайд; 2-я группа – таблицу на доске; каждая группа сопровождает свою презентацию лингвистическим рассказом.
  2. Промежуточная рефлексия реализации целей. Беседа.

- Вернёмся к целям урока. Какие из них мы реализовали? Что ещё должны сделать? (Научиться определять виды ССП и закрепить полученные знания на практике).

VI. Первичное применение новых знаний, развитие учебно­языковых умений.

  1. Упражнение на определение видов ССП – слайд 7. При определении видов учащиеся пользуются составленной таблицей. Выполняется письменно в парах. Проверка коллективная.

Рядом с предложением укажите его тип: БСП, ССП, СПП.

  1. И надежда в груди

Затаилась моей;

Что-то жду впереди

От грядущих я дней.

  1. Лучи солнышка высоко

Отразили в небе свет,

       И рассыпались далёко

       От них новые в ответ.

  1. Усталый день склонился к ночи,

Затихла шумная волна,

             Погасло солнце, и над миром

             Плывёт задумчиво луна.  

  1. Не поэт, кто слов пророка

Не желает заучить,

Кто язвительно порока

Не умеет обличить.

  1. Не поэт, кто сам боится

Чтобы сильных уязвить,

             Кто победою гордится,

         Может слабых устрашить.

  1. Творческое списывание. Работа в группах: 1 группа – 1-е предложение, 2-я группа – 2-е предложение. Выберите  подходящие по смыслу союзы, отметьте, какие смысловые отношения они выражают. Расставьте знаки препинания – слайд 8.
  1. Давно уже не слышно было… звона колокольчика… стука колёс по кремнистой дороге…. бледный старик ещё стоял на одном и том же месте в глубокой задумчивости. (и, а, но, ни…ни, то..то).
  2. Но вот на табор кочевой нисходит сонное молчанье… слышен в тишине ночной лишь лай собак….. коней ржанье. (или…или, да, и, тоже).

VII.Рефлексия.

  1. Возвращение к целям урока. Проверка их реализации.
  2. Графический диктант. Определить вид ССП, указав только букву: с – ССП с соединительными союзами; п – ССП с противительными союзами; р – ССП с разделительными союзами. Выполняется на листочках – слайд 9.
  3. Самопроверка – слайд 10.
  4. Самооценка.
  5. Сдача работ.
  6. Качественная оценка урока учителем.

VIII. Домашнее задание.

  1. Лингвистическое рассуждение  «Характерные черты ССП и виды ССП» по таблице.
  2. Упражнение 58 (только основное задание).

Анализ урока с точки зрения обучения составлению научного рассуждения.

Обучение составлению научных рассуждений прослеживается:

  1. На этапе работы с алгоритмом.
  2. На этапе изучения нового материала и последующей его переработки.
  3. На этапе презентации своего продукта (1-я группа – список характерных черт; 2-я группа – таблица).
  4. На этапе подготовки домашнего задания.

Русский язык 8 класс

Тема: Виды односоставных предложений. Неопределённо-личные предложения

Цели:

  1. Дать понятие неопределённо-личного предложения.
  2. Формировать информационную, коммуникативную, самообразовательную и ИКТ-компетентности  учащихся.
  3. Воспитывать здоровый образ жизни, неприятие табакокурения.

Ход урока

I Повторение:

  1. Вводное слово учителя:

Расправьте плечи и улыбнитесь!

Примите правильное положение!

Сегодня продолжаем изучать,

Каким бывает…(какое?) предложение. (односоставное)

-Итак, цель нашего сегодняшнего урока – закрепить знания об определённо-личных предложениях и познакомиться с новым видом односоставных предложений – неопределённо-личными предложениями.

2. Работа с терминами 

- Объясните, как связаны между собой следующие лингвистические термины: 

  • глагольные предложения
  • односоставные предложения
  • определённо-личные предложения

(Все эти термины связаны с понятием односоставного предложения)

- Расположите их в порядке значимости и зависимости друг от друга:

1) односоставное предложение

2) глагольное предложение

3) определённо-личное предложение

- На основе данных операций расскажите об определённо-личных предложениях (определённо-личное предложение – это глагольное односоставное предложение).

- Всю информацию об определённо-личных предложениях вы рассказали? (Нет)

- Дополните необходимую информацию из таблиц прошлого урока.

Вид односоставных предложений

Что называет, выражает глагол-сказуемое

Чем выражено сказуемое

Пример

3. Игра «Поспорим»

- Обратите внимание на четверостишие, прозвучавшее в моём исполнении в начале урока и подумайте над моим утверждением.  Итак, я с вами хочу поспорить:

- Я считаю, что в этом четверостишии все предложения односоставные. (Нет, только 1, 2 и 1-я часть третьего предложения. А 4-е – двусоставное, так как в нём есть подлежащее предложение и сказуемое – бывает).

- Я считаю, что 1-е и 2-е предложения – определённо-личные. (Да, так как  сказуемое в них выражено глаголом повелительного наклонения множ. числа).

- Продолжаем игру «Поспорим!». Но теперь уже спорите вы, проверяя д/з.

4. Проверка д/з в форме игры «Поспорим!» по упр. 121.

II. Актуализация знаний.

  1. Составление синквейнов. Самостоятельная групповая работа.

- Возьмите карточки, прочтите задание. Синквейн должен быть написан на раздаточных листах.

(Ребята составляют синквейны, оформляют и представляют продукт своего труда. Отвечают на вопросы карточки).

1-я группа:

  • Составьте синквейн на тему «Вред курения», используя данные материалы.
  • Определите основную мысль вашего синквейна.
  • Прочтите своё односоставное предложение. Попробуйте определить лицо, совершающее действие. Сделайте вывод.

Материалы: Курение, пагубное, не курите, привычка, вредное, не травите, здоровье, не вредите, берегите.

2-я группа: синквейн:

  1. Сигарета
  2. круглая, вредная
  3. манит, дымится, вредит
  4. Отнимает здоровье.
  5. Курение.

Задание:

  • Изучите данный синквейн на тему «Сигарета»
  • Определите основную мысль синквейна.
  • Найдите односоставное предложение.
  • Подумайте, указывает ли сказуемое на лицо, совершающее действие? Или действие важно само по себе и не имеет значения, кто его совершает?
  • Подумайте, как можно назвать такие предложения, если в них нельзя определить лицо?

- Вот с этим видом односоставных глагольных предложений мы с вами сегодня и познакомимся.

2. Изучение нового материала. Самостоятельная групповая работа.

1-я группа:  изучите материал на стр.79, п.19 и заполните таблицу. Составьте по ней лингвистическое высказывание.

2-я группа: изучите материал на стр.79, п.19 и заполните недостающие графы таблицы. Ответьте на вопрос: Чем отличаются определённо-личные предложения от неопределённо-личных?

Таблица для 1-йгруппы:

Вид односоставных предложений

Что называет, выражает глагол-сказуемое

Чем выражено сказуемое

Пример

Таблица для 2-й группы:

Вид односоставных предложений

Что называет, выражает глагол-сказуемое

Чем выражено сказуемое

Пример

  1. Неопределённо-личные предложения

Уже выставили оценки. По радио объявляют посадку.

(Учащиеся представляют свои таблицы и высказывания).

- А как пользоваться этой таблицей? Что необходимо сделать? (Алгоритм) – Составьте самостоятельно алгоритм определения вида односоставного предложения.

Алгоритм:

  • Читаю односоставное предложение
  • Выделяю в нём сказуемое
  • Смотрю, чем выражено сказуемое
  • Смотрю в таблицу, определяю вид односоставного предложения

 III. Закрепление.

  1. Анализ предложений.

- Среди данных предложений найдите: 1-я группа – неопределённо-личные, 2-я группа – определённо-личные.

(1)Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А.Пушкин.)  (2) По горбику тесной межи иду и дышу ароматом и мяты, и зреющей ржи… (В.Брюсов.) (3)Многое вспомнишь родное, далёкое, слушая ропот колёс…. (И.Тургенев.) (4)Недаром его прозвали Бирюком. (И.Тургенев.) (5) Действительно, в наших краях знают толк в пении. (И.Тургенев.) (6) От вас беру воспоминанья, а сердце оставляю вам. (И.Тургенев.)

(Одновременно два человека, по одному из каждой группы, разбирают соответственно 1 и 2 предложения у доски самостоятельно)

  1. Упр. 119: конструирование предложений:  1,2 – вместе устно. Далее по 2 предложения каждой группе.

IV. Итог урока.

  1. Беседа
  • что нового узнали на уроке?
  • что поняли? не поняли?
  • что было самым интересным в уроке?
  • какую бы оценку за урок вы себе поставили?
  1. Оценки за урок.

V. Первичная диагностика усвоения: тестовая работа на карточках:

Продолжите предложения:

  1. Односоставное предложение – это предложение…….
  2. Односоставные предложения делятся на глагольные и ………..
  3. определённо-личные предложения – это односоставные предложения, в которых сказуемое  выражено глаголом в форме………….
  4. Неопределённо-личные предложения – это предложения, в котором сказуемое  выражено глаголом в форме ………..
  5. Предложение На реке дружно соревновались за звание лучшего пловца – односоставное ……………

VI. Д\З

1. Упр. 125 – письменно.

2. Лингвистическое рассуждение об определённо-личных и неопределённо-личных предложениях

3. Подобрать пословицы и поговорки для аукциона.

Анализ урока с точки зрения обучения составлению научного рассуждения.

Обучение составлению научных рассуждений прослеживается:

1.На этапе работы с терминами

2.На этапе повторения информации об определённо-личных предложениях

3.Игра «Поспорим!»: составление рассуждений.

4.На этапе составления синквейнов.

5.На этапе изучения нового материала: переработка текста в табличную форму и составления по ней алгоритма.

6.На этапе домашнего задания.

Глава 5

Динамика достижений обучающихся

        

Для отслеживания динамики достижений учащихся по умению работать с текстом и развитию речи  мною были определены несколько критериев:

  1. Умение находить в тексте ключевые слова или словосочетания
  2. Умение по ключевым словам формулировать тему текста
  3. Умение перерабатывать текст в любую заданную форму
  4. Умение формулировать основную мысль текста
  5. Умение составлять научное рассуждение по текстам различных стилей

Мониторинг проводился среди ребят сегодняшнего 9-го класса в период, когда они обучались в 6-7-8 классах. Количество детей в классе, пусть незначительно, но менялось: 6 класс – 10 человек, 7 класс – 9 человек, 8 класс – 9 человек.

Формы проведения мониторинга – контрольные работы по переработке текста.

Метод мониторинга –  анализ выполнения заданий, наблюдение.

Каждое задание подразумевает одну операцию, отражающую определённое умение учащегося.

Оценка критерия:

1 балл – в операции сделано более 2-х ошибок

2 балла – в операции сделано 1-2 ошибки

3 балла – операция выполнена без ошибок

Максимальное количество баллов – 15

Перевод баллов в оценку:

 14-15 баллов – «5»

10-13 баллов – «4»

6-9 баллов – «3»

Меньше 6-ти баллов – «2»

Контрольные работы проводились после изучения каждого раздела. Результаты представлены по итогам контрольных работ, проведённых в рамках ежегодной промежуточной аттестации учащихся. Работа с текстом – составная часть большой контрольной работы, которую выполняли дети.

Динамика достижений обучающихся по  работе с текстом, его переработке и составлению по нему научного рассуждения:

2014-2015 учебный год (6 класс)

Фамилия, имя учащегося

Критерий 1: ключевые слова

Критерий 2: тема текста

Критерий 3: перера

ботка текста

Критерий 4: основная мысль текста

Критерий 5: научное рассуж

дение

Итоговое коли

чество баллов

Оцен

ка

Алтухов Руслан

1

1

2

1

1

7

3

Давыдов Александр

2

2

2

2

2

10

4

Иващенко Анастасия

2

1

2

2

2

9

3

Крюкова Татьяна

1

2

1

1

1

6

3

Лукьянова Любовь

2

3

2

2

2

11

4

Никифорова Ольга

2

1

2

1

1

7

3

Селивёрова Юлия

2

2

2

2

2

10

4

Тёма Анна

1

1

2

1

1

6

3

Шитова Полина

2

2

2

2

2

10

4

Эпов Максим

2

2

1

1

1

7

3

Итого максимум

17

17

18

15

15

Из вышеизложенной таблицы видно, что лучше всего ребята научились перерабатывать текст. На уровне 6 класса в контрольной работе было предложено переработать текст в схему (1 вариант) и таблицу (2 вариант). Меньше всего баллов набрали Крюкова Татьяна и Тёма Анна. Это связано с тем, что девочки не имеют возможности закреплять полученные знания дома. Тема Анна приехала из Белоруссии и ещё плохо владеет русской речью.

Самые сложные для учащихся задания: определить основную мысль текста и построить по нему научное рассуждение. Для меня как учителя стало задачей углубить работу именно по 4 и 5 критериям. Это стало обязательным заданием на каждом уроке русского языка и литературы. Показательно ещё и то, что максимальное количество баллов не набрал никто. Это говорит о том, что у учащихся ещё недостаточно развиты умения работы с текстом. Но в классе есть дети, потенциал которых позволяет надеяться на максимально хорошее выполнение работы.

Динамика достижений обучающихся по  работе с текстом, его переработке и составлению по нему научного рассуждения:

2015-2016 учебный год (7 класс)

Фамилия, имя учащегося

Критерий 1: ключевые слова

Критерий 2: тема текста

Критерий 3: перера

ботка текста

Критерий 4: основная мысль текста

Критерий 5: научное рассуж

дение

Итоговое коли

чество баллов

Оцен

ка

Алтухов Руслан

2

2

2

1

1

8

3

Давыдов Александр

3

3

3

2

2

13

4

Иващенко Анастасия

2

2

3

2

2

12

4

Крюкова Татьяна

2

2

2

1

1

8

3

Никифорова Ольга

2

2

2

2

2

10

4

Селивёрова Юлия

2

2

3

2

2

11

4

Тёма Анна

2

2

2

1

2

8

3

Шитова Полина

3

3

3

2

2

13

4

Эпов Максим

3

2

2

3

2

12

4

Итого максимум

21

20

22

16

16

 Как видим, по сравнению с предыдущим годом у некоторых ребят есть положительная динамика по определённым критериям. Повысился итоговый балл по каждому критерию. Но по-прежнему наибольшая трудность для ребят – формулировать основную мысль и позицию автора. В научном тексте это сделать действительно непросто. И, хотя определённые сдвиги в этом направлении есть, работать необходимо более интенсивно. Наиболее удачно ребята умеют выделять ключевые слова и перерабатывать текст. В 7 классе школьники перерабатывали текст в форму кластера. Если проанализировать индивидуальную траекторию учащихся, то станет понятно, что положительная динамика по отдельным критериям есть у каждого ученика класса. Потенциальные «5» могут получить пятеро учащихся класса.

Динамика достижений обучающихся по  работе с текстом, его переработке и составлению по нему научного рассуждения:

2016-2017 учебный год (8 класс)

Фамилия, имя учащегося

Критерий 1: ключевые слова

Критерий 2: тема текста

Критерий 3: перера

ботка текста

Критерий 4: основная мысль текста

Критерий 5: научное рассуж

дение

Итоговое коли

чество баллов

Оцен

ка

Алтухов Руслан

3

3

2

2

2

12

4

Давыдов Александр

3

3

3

3

2

14

5

Иващенко Анастасия

3

3

3

2

2

13

4

Крюкова Татьяна

2

2

2

2

1

9

3

Никифорова Ольга

2

2

3

3

2

12

4

Селивёрова Юлия

3

3

3

2

3

14

5

Тёма Анна

2

2

2

2

2

9

3

Шитова Полина

3

3

3

3

2

14

5

Эпов Максим

3

3

2

3

2

13

4

Итого максимум

24

24

23

22

18

Как видно из приведённой выше таблицы, некоторые учащиеся достигли максимальной оценки, хотя не 100%-тно справились с выполнением всех заданий. Самым сложным для большинства ребят стало составление научного рассуждения. Минимальный балл увеличился с 8-ми до 9-ти, что также показывает положительную динамику.  Из девяти учащихся только двое получили оценку «3», но их максимальный балл повысился.

Большой прогресс виден у учащихся Селивёровой Юлии и Алтухова Руслана. Видно, что ребятам интересна данная работа и их исследовательские навыки развиваются достаточно динамично. У учащихся   с проблемами в  обучении  также виден прогресс почти по всем параметрам.

Достаточно закономерно, что критерии 1 и 2 в показателях почти не разнятся. Если школьники умеют находить ключевые слова, то сумеют по ним и сформулировать тему. С другой стороны, если учащиеся с трудом формулируют основную мысль текста, то не смогут полно и грамотно составить научное рассуждение, так как оно включает, в том числе, и умение определять позицию автора по теме текста.

Сводный результат достижений представлен в следующем графике:

Данный график показывает, по всем критериям у обучающихся класса есть положительная динамика. Самая активная динамика в 3-м критерии (переработка текста) и в 4-м критерии (формулирование основной мысли текста). Если  в 2014-2015 учебном году формулирование основной мысли текста было на уровне 15 баллов, то в 2016-2017 – это 22 балла. Самая слабая динамика у критерия 5 (составление рассуждения).

Данное умение – наивысший и самый востребованный компонент работы с текстом. Слабая динамика в данном критерии нацеливает на более глубокую работу в следующем году обучения ребят данного класса.

Глава 6

Выводы

  • Обучение школьников переработке текстов и составлению научного рассуждения является метапредметным учебным действием и важным условием развития их коммуникативной компетентности.
  • Переработка текста и составление научного рассуждения востребованы во всех учебных дисциплинах основного общего образования. Начиная с 7-го класса, в учебный план школы вводятся новые учебные дисциплины: физика и химия. Данные учебные предметы также предполагают умение рассуждать на научные темы. Следовательно, представленный методический продукт поможет учителю оптимизировать усилия по обучению  дисциплинам любой образовательной области.
  • Так как основой для переработки текстов являются материалы учебников, учителю не нужно дополнительно искать какие-либо источники. Нужно научить школьников аналитически  работать с учебником.
  • Основным условием успешности применения данной методики является её систематичность и последовательность.
  • Переработка текстов относится к активным методам обучения и соответствует требованиям ФГОС.
  • В пособии систематизированы различные формы переработки текстов от простых к более сложным.
  • Данный методический продукт представляет подробное описание работы с текстом любой тематики. Примеры переработки текстов с последующим составлением научных рассуждений помогут учителю увидеть всю методику  как систему.
  • Фрагменты итоговых контрольных работ по переработке текста могут стать основой для составления собственных работ такого типа.
  • Сценарии уроков, представленных в данном пособии, содержат интересный краеведческий и познавательный материал и отражают генеральную линию продукта.
  • Положительная динамика достижений обучающихся показывает качественную результативность систематического применения данной методики.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"

статья"Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"...

опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста посредством специально организованной театрально-игровой деятельности»

Работая социальным педагогом с детьми младшего школьного возраста, автор опыта наблюдает, что дети испытывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицател...

Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного языка посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"

Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться...

Развитие коммуникативных навыков учащихся посредством лингвистического комплексного анализа текста с этнокультурным русским компонентом.

Уже в 5 классе начинаю подготовительную работу с текстом, приучая пятиклассников к первичным основам лингвистического комплексного анализа. В средних классах (6—8) мною целенаправленно и планомерно пр...

«Развитие коммуникативных навыков обучающихся посредством игры «Кубики истории»

эта презентация об использовании игр с игрушками выполнеными в технике "оригами" для формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста....

Конспекты занятий к программе развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями посредством игровой деятельности «Волшебный мир общения»

Конспекты занятийк программе развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями посредством игровой деятельности«Волшебный мир общения»...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

 У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...