Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект  урока русского языка в 6 классе

учителя русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 62»

Шолоховой Ольги Владимировны

 

Тема урока: Имя существительное. Повторение изученного.

 

Место урока в системе уроков:  урок обобщения и повторения материала в процессе  изучения раздела «Морфология. Имя существительное»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. 

Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка,  об имени существительном как части речи;
               2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
               3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку.

УУД:

  • личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения);
  • регулятивные (контроль, коррекция, саморегуляция);
  • познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);
  •  коммуникативные(планирование учебного сотрудничества,  владение монологической и диалогической формами речи).

 

Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), проектор, экран для проектора, маршрутный лист с разноуровневыми заданиями.

УМК: Русский язык. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/          [М.Т. Баранов,  Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский] –М.: Просвещение,  2012.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока русского языка в 6 классе

учителя русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 62»

Шолоховой Ольги Владимировны

Тема урока: Имя существительное. Повторение изученного.

Место урока в системе уроков:  урок обобщения и повторения материала в процессе  изучения раздела «Морфология. Имя существительное»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.  

Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка,  об имени существительном как части речи;
              2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
              3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку.

УУД: 

  • личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения);
  • регулятивные (контроль, коррекция, саморегуляция);
  • познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);
  •  коммуникативные(планирование учебного сотрудничества,  владение монологической и диалогической формами речи).

Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), проектор, экран для проектора, маршрутный лист с разноуровневыми заданиями.

УМК: Русский язык. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/          [М.Т. Баранов,  Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский] –М.: Просвещение,  2012.

Ход урока.

1. Организационный момент

                 - Доброе утро, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем уроке, который посвящен Имени существительному. Прошу всех удобно располагаться на своих рабочих местах, настроиться на серьёзную, но интересную работу.

2. Сообщение цели и правил  урока:

- Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Но Морфология- огромная страна,  поэтому мы направимся к самому главному городу- «Имени существительному». Первая станция, на которой мы сделаем остановку и отправимся в путешествие- это станция «Вспоминайка».

Каждому ребенку раздается маршрутный лист с заданиями.

 3. Актуализация опорных знаний

Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока.

- Что мы знаем  об имени существительном?

- Какими грамматическими признаками обладают существительные? ( слайд № 5)

4. Практическая работа

Цель этапа: проверка теоретических знаний об имени существительном.

Давайте выполним первое задание, в котором нужно найти и выписать существительные.

Задание 1  « Куча мала»  Из этой « кучи» вам нужно выбрать только имена существительные, вставить в них пропущенные буквы и вписать их в листы путешествия.

Б…нокль,  б…гряный, пр…дмет,  тел…фон, пр…лежный, пр…зирать, пор…жение,  к…мандир, стол,профе…ия ________

Ответ: бинокль, предмет, телефон, поражение, командир, стол, профессия.

- Какие существительные относятся к  собственным? А все остальные слова … (нарицательные).

- Как пишутся имена собственные? (с большой буквы)

-Чем отличаются одушевленные существительные от неодушевленных?

( слайд № 6-9)

Задание 2.

Выпиши из предложения одушевленные и неодушевленные существительные, собственные и нарицательные существительные: 

Климов ехал из Петербурга в Москву в почтовом поезде.

Одушевленные сущ: Климов

Неодушевленные сущ.: Петербург, Москва, поезд

Собственные сущ.:Климов, Петербург, Москва

Нарицательные сущ.: поезд

К доске выходит 2 учащихся,  первый выписывает одуш/неодуш сущ., второй собствен/нариц. сущ.

Мы подъезжаем к следующей станции, которая называется «Прочитайка».

- Сколько склонений у существительных в русском языке?

- Какие существительные мы называем разносклоняемыми?

Задание 3.  Открой учебник на 136 странице и прочитай правило.

Из данных слов выпишите  разносклоняемые имена существительные и составьте с ними словосочетания:

Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, знамя автомобиль, путь, кофе, нелепость, пальто, зазнайка, такси, пламя

(крупное семя, красное знамя, яркое пламя)

(Слайд № 10-11)

Следующая станция- «Наблюдайка».

-  Какие существительные относятся к несклоняемым?

- Как определить род у несклоняемых существительных? ( чтение статьи из учебника на стр 143)

Задание 4.  Определите род несклоняемых существительных, допишите окончания.

1) Густонаселенный... Сан-Франциско, ( род -  м    )

2) огромная... Гоби,( род -   ж   )

3) полноводная… Конго, ( род -  ж    )

4) глубокое... Онтарио ( род - ср     )

(Слайд № 12-17)

Физкультминутка.

Станция- «отдыхайка»

Раз—подняться, подтянуться.
Два—согнуться, разогнуться.
Три—в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять—руками помахать.
Шесть — за стол тихонько сесть.

(слайд № 18-19)

Станция «Думайка»

5.Практическая работа № 2

  Учитель:  А сейчас мы поработаем самостоятельно. Выполним задание под номером 5. Оно связано со знанием тем,  изученных в 6 классе.

Задание 5.

По толкованию лексического значения слов узнайте их и запишите слова с суффиксами   - ЧИК, - ЩИК.

( 1 вариант записывает слова с суффиксом –чик, 2 вариант с суффиксом –щик.                                                              

                                                       

   1 вариант

Кто работает на погрузке? - погрузчик

Кто ходит в разведку?- разведчик              

Кто переписывает бумаги? -переписчик          

              2 вариант

Кто кладет камни? каменщик                

Кто работает в бане? - банщик                

                                 

(Слайд № 20-22)

Последнее задание подготовили жители страны невыученных уроков, поможет нам его выполнить мальчик Витя.

 (Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»)

Что нужно сделать, чтобы определить, какой суффикс следует писать? (составление алгоритма работы- слайд № 23)

Задание 6.Вставь пропущенные гласные в суффиксах существительных: –ек,-ик

                                                                         Золотой ключ   и    к,

                                                                 маленький    кусоч   е         к,

                                                               надувной          мяч        и       к,

                                                           душистый     горош          е            к,

                                                            зеленый     листоч             е             к,

                                                                сели за     стол               и              к,

                                                     игрушечный чайнич                е                 к,

                                                     вареный        грибоч                   е                 к.

       Взаимопроверка.

 6.Подведение итогов урока.

Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.

 Учитель:  Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо усвоен материал по теме сегодняшнего урока.

-Дайте определение имени существительного?

-Назовите постоянные и непостоянные признаки существительных?

       7.Рефлексия

Ответьте на своих листочках.

Понравился / не понравился урок?

На уроке мне было сложно…

Довольны ли вы своей работой на уроке?

       

  8.Заключительное слово

          Учитель:  Мы повторили и постарались систематизировать знания по теме: "Имя существительное»,  вспомнили его грамматические, морфологические признаки. Спасибо за урок! СЛАЙД № 26-27.

 9.Оценки за урок будут выставлены после проверки карточек с заданиями.

10.Домашнее задание

                                                       

Лист путешествия                         Ф.И.________________________

Повторение по теме « Имя существительное»


Задание 1  « Куча мала»  Из этой « кучи» вам нужно выбрать только имена существительные, вставить в них пропущенные буквы и вписать их в листы путешествия.

Б…нокль,  б…гряный, пр…дмет,  тел…фон, пр…лежный, пр…зирать, пор…жение,  к…мандир, стол,профе…ия ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Выпиши из предложения одушевленные и неодушевленные существительные, собственные и нарицательные существительные: Климов ехал из Петербурга в Москву в почтовом поезде.

Одушевленные сущ:_________________________

Неодушевленные сущ.:_______________________

Собственные сущ.:_________________________

Нарицательные сущ.:_______________________

Задание 3.  Открой учебник на 136 странице и прочитай правило.

Из данных слов выпишите  разносклоняемые имена существительные и составьте с ними словосочетания:

Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, знамя автомобиль, путь, кофе,  нелепость, пальто, зазнайка, такси, пламя

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 4.  Определите род несклоняемых существительных, допишите окончания.

(воспользуйся статьей учебника на стр. 143)

1) Густонаселен... Сан-Франциско, ( род -      )

2) огромн... Гоби,( род -      )

3) полноводн… Конго, ( род -      )

4) глубок... Онтарио ( род -      )

Задание 5.

По толкованию лексического значения слов узнайте их и запишите слова с суффиксами   - ЧИК, - ЩИК.

( 1 вариант записывает слова с суффиксом –чик, 2 вариант с суффиксом –щик.                                                              

Кто работает на погрузке?        __________________________________

  Кто ходит в разведку?               ______________________________

  Кто переписывает бумаги?    ________________________________

  Кто кладет камни?                  ________________________________

   Кто работает в бане?                   ______________________________

                                                       

Задание 6.Вставь пропущенные гласные в суффиксах существительных: –ек,-ик

                                                                         Золотой ключ       к,

                                                                 маленький    кусоч            к,

                                                               надувной          мяч               к,

                                                           душистый     горош                      к,

                                                            зеленый     листоч                          к,

                                                                сели за     стол                             к,

                                                     игрушечный чайнич                                 к,

                                                     вареный        грибоч                                    к.

Анализ результативности урока.

           Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык - это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.

       Преподаватель теперь  не урокодатель, а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности.Продуманное владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам.          

     Мною была выбрана форма урока с использованием презентации, маршрутного листа с разноуровневыми заданиями,  с целью повышения качества образования, мотивации  познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.

Содержание урока  вполне соответствует теме,  цели и задачам урока.              Применяемые методы и приемы обучения соответствовали содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся.

      Была применена здоровьесберегающая технология на этапе проведения физкультминутки

Во время образовательного процесса на каждом его этапе использовались разные виды деятельности: фронтальная, индивидуальная,  самостоятельная работа.

Федеральные государственные образовательные стандарты  определяют компетентностный подход в обучении, воспитании и развитии обучающихся. Это учебно- познавательные( овладение прочными орфографическими навыками, обогащение словарного запаса  и др.), проблемные и информационные (умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию), коммуникативные (свободное владение русским (родным) языком в разных сферах и ситуациях его использования, готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию) компетенции.

Занятие отличало формирование ключевых компетенций в области изучения русского языка, что способствовало и развитию личностных качеств: коммуникативности, самостоятельности, самооценке.

       

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"

Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....

имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное

урок в 5 классе   по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...