Календарно-тематическое планирование 7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по учебнику Е.Быстровой 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k-t_planirovanie_rya_7_klass.docx67.29 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №3

7  класс

Раздел, тема урока

Виды деятельности обучающихся

Дата

I четверть

Речь (8 часов)

1*

Урок – презентация.         Русский язык в современном мире.

Знакомство с условными обозначениями и структурой учебника; изучение содержания параграфа. Фронтальная работа с классом.

2

Р/Р Текст. Тема широкая и узкая.

Актуализировать знания о тексте, теме и основной мысли текста, заголовке

Выявлять признаки текста; определять тему и основную мысль текста

3

Р/Р Текст. Простой и сложный план.

Актуализировать знания о видах плана и закрепить их.  Разделять текст на смысловые части; осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в форме плана (простого, сложного)

4

Р/Р Текст. Чтение – основной вид речевой деятельности.

Сформировать представление о чтении как основном виде речевой деятельности. Использовать разные виды чтения в зависимости от цели чтения

5

Р/Р Типы и стили речи.

Актуализировать знания о типах и стилях речи и углубить их Устанавливать функциональную разновидность текста; анализировать текст; характеризовать текст (на основе выделенных признаков)

6

Р/Р Научно-учебный и научно-популярный стили речи.

Актуализировать знания о научном стиле речи и углубить их Устанавливать функциональную разновидность текста; анализировать текст; характеризовать текст (на основе выделенных признаков)

7

Р/Р Публицистический стиль.

Актуализировать знания о публицистическом стиле речи и углубить их Устанавливать функциональную разновидность текста; анализировать текст; характеризовать текст (на основе выделенных признаков)

8

Р/Р Обобщение по разделу «Речь».

Урок – исследование.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой, анализ д Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции;

контроль и самоконтроль изученных понятий опущенных ошибок, комментирование домашнего задания.

Проверочная работа по разделу «Речь».

Повторение  (6 час, 2 Р.Р., 1к/д)

9*

Урок – викторина

Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Урок – презентация.

Актуализировать, уточнить и систематизировать знания о фонетике как разделе науки о языке, звуке как единице языка, орфоэпии как совокупности правил литературного произношения.  Осознавать смыслоразличительную функцию звука в слове

10*

Урок – практикум

Повторение. Морфемика.  Словообразование. Орфография.

Осознавать морфемы как минимально значимые единицы языка; выделять морфемы в составе слова; различать словообразующие и формообразующие морфемы

11*

Урок – КВН

Повторение. Лексика. Фразеология

Извлекать из лингвистических словарей разных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов) информацию, необходимую для решения учебных задач; использовать информацию, представленную в лингвистических словарях, в разных видах учебной и внеурочной деятельности

12

Р/Р Комплексный анализ художественного  текста

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, алгоритма написания сочинения, комментирование выставленных оценок.

13

Повторение. Именные части речи.

Опознавать части речи по их существенным признакам; разграничивать самостоятельные и служебные части речи

Опознавать имя прилагательное и имя числительное (по их существенным признакам); различать имя прилагательное и имя числительное

14

Повторение. Глагол. Наречие.

Актуализировать, обобщить и систематизировать знания о глаголе как самостоятельной части речи, его роли в тексте, связи орфографии и морфологии Опознавать глагол по его существенным признакам

15

Р/Р Обучающее изложение (по отрывку из повести А.Толстого«Необыкновенное приключение Никиты Рощина»)

Совершенствовать умение читать и пересказывать текст Понимать содержание художественного текста; определять основную мысль текста

16

Обобщение по разделу «Повторение изученного в 5-6 классах».

Самостоятельная работа с взаимопроверкой, анализ допущенных ошибок, комментирование домашнего задания.

17

Контрольный диктант  по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

Контроль и самоконтроль изученных понятий.

Причастие 20час, 3 Р.Р. , 1к/д

18*

Урок – открытие

Что такое причастие

Морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия.

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки причастия; определять синтаксическую функцию причастия; распознавать грамматические признаки прилагательного у причастия

19

Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

Актуализировать, уточнить и углубить знания о причастии; повторить правило правописания букв -о-(-ё-) после шипящих в корне слова

20

Причастный оборот.

Сформировать представление о причастном обороте.  Анализировать предложения с причастными оборотами; определять синтаксическую функцию причастного оборота в предложении

21

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

Сформировать представление о причастном обороте.  Анализировать предложения с причастными оборотами; определять синтаксическую функцию причастного оборота в предложении

22

Р/Р Творческая работа по выбору учащихся «Мой любимый город», «Моё любимое село»

Совершенствовать умение создавать текст сочинения-описания Создавать текст в соответствии с правилами по строения описания как функционально- смыслового типа речи

23*

Урок – решение проблемной задачи.                                      Действительные и страдательные причастия.

Сформировать представление о действительных и страдательных причастиях Распознавать действительные и страдательные причастия

24

Морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия. Действительные причастия настоящего времени.

Образовывать действительные причастия настоящего времени в соответствии с грамматическими нормами современного русского литературного языка

25*

Урок – научное исследование.        Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач, самостоятельная работа, коллективное проектирование выполнения д/з

26

Р/Р Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» (упр.171)

Совершенствовать умение создавать текст сочи- нения-описания (по картине) Создавать текст в соответствии с правилами построения описания как функционально- смыслового типа речи.

27

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Сформировать представление о способах образования страдательных причастий настоящего времени и правописании в них суффиксов -ем- (-им-) Образовывать страдательные причастия на- стоящего времени

II четверть

28

Действительные причастия прошедшего времени

Сформировать представление о способах образования действительных причастий прошедшего времени. Образовывать действительные причастия прошедшего времени

29

Страдательные причастия прошедшего времени.

Сформировать представление об образовании страдательных причастий прошедшего времени. Образовывать страдательные причастия прошедшего времени

30

Полные и краткие страдательные причастия.

Актуализировать, уточнить и углубить знания о полных и кратких прилагательных. Образовывать краткие причастия; соблюдать нормы произношения кратких причастий (с учётом перемещения ударения при изменении их по родам и числам); использовать краткие причастия в речи

31*

Гласные перед Н, НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов. Урок – научное исследование.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач, самостоятельная работа, коллективное проектирование выполнения д/з

32

Гласные перед Н, НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач, самостоятельная работа, коллективное проектирование выполнения д/з

33

Морфологический разбор причастия

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение причастия и его морфологические признаки; определять синтаксическую функцию причастия

34*

Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Урок – научное исследование.

Актуализировать знания о правописании н и нн в прилагательных; сформировать представление о правописании н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных

35

Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

Закрепить знания о правописании н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных

36

Р/Р Творческая работа по выбору учащихся по упр.218

Создавать текст на основе личного опыта или воображения в соответствии с правилами построения описания как функционально- смыслового типа речи

37*

Урок – лингвистическое открытие                                    Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Актуализировать знания о правописании не со словами разных частей речи; сформировать представление об условиях слитного и раздельного написания не с причастиями

38

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Закрепить знания о слитном и раздельном написании не с причастиями.  Распознавать способы образования причастий; образовывать причастия с помощью приставок

39

Буквы Е, Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Закрепить знания о правописании букв Е, Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

40

Р/Р Употребление причастий в речи.

Использовать причастия в своей речи (на основе знаний о правилах их употребления)

41

Повторение темы «Причастие»

Находить орфограммы (в морфемах) и пунктограммы (в предложениях); анализировать языковой материал

42

Контрольный диктант по теме «Причастие»

Проверить уровень сформированности умения записывать текст под диктовку с соблюдением орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; анализировать языковой материал

43

Р/Р Комплексный анализ  текста «Кем быть?» (стр.163-164)

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, алгоритма написания сочинения.

Деепричастие 8час., 3 Р.Р., 1к/д

44*

Урок – открытие

Деепричастие как часть речи. Морфологические признаки деепричастия.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач, самостоятельная работа, коллективное проектирование выполнения д/з

45

Раздельное написание не с деепричастиями.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач, самостоятельная работа, коллективное проектирование выполнения д/з

46*

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Употреблять в речи предложения с деепричастными оборотами в соответствии с грамматическими нормами современного русского литературного языка

47

Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Их образование.

Актуализировать, уточнить и углубить знания о морфемике и способах словообразования Образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида

48

Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Их образование.

Актуализировать, уточнить и углубить знания о морфемике и способах словообразования Образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида

III четверть

49

Морфологический разбор деепричастий.

Систематизировать знания о деепричастии как особой форме глагола. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия; определять синтаксическую функцию деепричастия

50

Р/Р Обучение написанию сжатого изложения (по тексту И.Шмелева упр.250).

Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов написания изложения.Понимать содержание небольшого по объёму художественного текста; определять основную мысль текста; выделять микротемы в тексте

51

Р/Р Употребление деепричастий в речи.

Употреблять деепричастия в своей речи в соответствии с грамматическими нормами современного русского литературного языка

52*

Урок –проект

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, алгоритма написания сочинения, комментирование выставленных оценок.

Р/Р Устное сочинение по картине О.В. Белоковской «Портрет сына»

53*

Урок – лингвистическая конференция.

Повторение темы «Деепричастие».

Распознавать деепричастие как особую (неизменяемую) форму глагола (на основе значения и основных грамматических признаков)

54

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

Контроль и самоконтроль изученных понятий.

Проверить уровень сформированности умения записывать текст под диктовку

55*

Урок – практикум

Проверяем себя

Распознавать деепричастие как особую (неизменяемую) форму глагола (на основе значения и основных грамматических признаков)

Служебные части речи. Междометия.

56

Служебные части речи. Междометия.

Разграничивать самостоятельные и служебные части речи; различать предлог, союз, частицу

Предлог 8час., 1 Р.Р., 1 к/д

57

Предлог как служебная часть речи. Разряды предлогов.

Актуализировать, уточнить и углубить знания о предлоге как служебной части речи Распознавать предлоги среди слов других частей речи

58

Простые и составные предлоги.

Углубить знания о предлоге как служебной части речи.  Распознавать предлоги разных разрядов

59*

Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи. Урок – исследование.

Углубить знания о предлоге как служебной части речи.  Распознавать предлоги разных разрядов; отличать производные предлоги от слов самостоятельных частей речи

60

Морфологический разбор предлогов.

Актуализировать, уточнить и систематизировать знания о разрядах предлогов, их значениях, правилах употребления в речи Выполнять морфологический разбор предлога

61

Р/Р Сочинение-рассуждение «Что значит беречь себя для учения?»

Создавать текст в соответствии с правилами построения рас-суждения как функционально- смыслового типа речи

62

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Систематизировать знания о слитном, раздельном и дефисном написании производных предлогов Применять знания о правописании производных предлогов в практике письменной речи

63

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Закрепить знания о слитном, раздельном и дефисном написании производных предлогов Применять знания о правописании производных предлогов в практике письменной речи

64*

Урок – монолог

Употребление предлогов в речи

Употреблять предлоги в речи в соответствии с грамматическими нормами современного русского литературного языка

65*

Урок – практикум

Проверяем себя

Опознавать предлоги среди слов других частей речи; распознавать предлоги разных разрядов; отличать производные предлоги от слов самостоятельных частей речи

66

Контрольный диктант по теме «Предлог»

Контроль и самоконтроль изученных понятий.

Союз

67*

Урок - презентация

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении.

Актуализировать, уточнить и углубить знания о союзе как служебной части речи Распознавать союзы, относящиеся к разным разрядам (по строению)

68

Простые и составные союзы.

Актуализировать, уточнить и углубить знания о союзе как служебной части речи, о простых и составных союзах

69*

Урок – открытие.

Союзы сочинительные и подчинительные.

Актуализировать, уточнить и углубить знания о союзе как служебной части речи

70

Сочинительные союзы. Знаки препинания в предложениях с сочинительными союзами.

Актуализировать, уточнить и углубить знания о сочинительных союзах Распознавать сочинительные союзы; различать сочинительные союзы разных разрядов

71

Сочинительные союзы. Знаки препинания в предложениях с сочинительными союзами.

Актуализировать, уточнить и углубить знания о сочинительных союзах Распознавать сочинительные союзы; различать сочини- тельные союзы разных разрядов; конструировать предложения с использованием союзов (по предложенной графической схеме)

72

Подчинительные союзы.

Актуализировать, уточнить и углубить знания о подчинительных союзах Распознавать подчинительные союзы; различать подчинительные союзы разных разрядов

73

Подчинительные союзы.

Закрепить знания о подчинительных союзах Распознавать подчинительные союзы; различать подчинительные союзы разных разрядов

74

Морфологический разбор союзов.

Актуализировать, уточнить и систематизировать знания о союзе как служебной части речи. Выполнять морфологический разбор союза

75

Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО. Их отличие от местоимений и наречий. Урок – научное исследование.

Систематизировать знания о слитном и раздельном написании союзов Соблюдать в письменной речи правила правописания сочинительных и подчинительных союзов

76

Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО. Их отличие от местоимений и наречий.

Закрепить знания о слитном и раздельном написании союзов. Соблюдать в письменной речи правила правописания сочинительных и подчинительных союзов

77

Обобщение и повторение по теме «Союз»

Уточнить степень усвоения знаний, полученных при изучении раздела «Союз»

78

Контрольный диктант по теме «Союз».

Проверить уровень сформированности умения записывать текст под диктовку с соблюдением орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка

IV четверть

79*

Урок – представление исследовательской работы

Актуализировать, уточнить и углубить знания о союзе как служебной части речи, правилах употребления союзов в речи Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистической соотнесённостью

Р.Р. Употребление союзов в речи.

80

Р.Р.Сжатое изложение по тексту А.Дорохова (упр.326)

Совершенствовать умение читать и сжато пересказывать текст Понимать содержание небольшого по объёму художественного текста; определять основную мысль текста

Частица

81

Частица как служебная часть речи.

Актуализировать, уточнить и углубить знания о частице как служебной части речи. Распознавать частицы разных разрядов (по значению, строению, употреблению)

82

Разряды частиц

Распознавать частицы разных разрядов (по значению, строению, употреблению); определять слово (часть предложения, фрагмент текста), к которому относится частица; устанавливать смысловые оттенки значения, привносимые частицами

83

Формообразующие частицы

Распознавать частицы разных разрядов (по значению, строению, употреблению)

84*

Урок – игра.

Смыслоразличительные частицы

Распознавать частицы разных разрядов (по значению, строению, употреблению)

85

Раздельное и дефисное написание частиц.

Сформировать знания о правилах раздельного и дефисного написания частиц. Соблюдать в письменной речи правила правописания частиц

86

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ

Актуализировать, уточнить и углубить знания о правописании частиц не и ни. Соблюдать в письменной речи правила правописания частиц

87

Урок – практическая работа

Различение на письме частицы НИ,  приставки НИ, союза НИ НИ.

Соблюдать в письменной речи правила правописания частиц, приставок и предлогов

88

Морфологический разбор частицы

Распознавать частицы среди слов других частей речи; выполнять морфологический разбор частицы

89

Р.Р. Употребление частиц в речи

Употреблять частицы в речи (письменной, устной) в соответствии с их значением (при выражении своего отношения к действительности, передаче смысловых оттенков речи)

90

Повторение по теме «Частица»

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач, самостоятельная работа, коллективное проектирование выполнения д/з

91

Контрольный диктант по теме «Частица»

Контроль и самоконтроль изученных понятий. Находить орфограммы (в морфемах) и пунктограммы (в предложениях); анализировать языковой материал

92

Р/Р Сочинение-рассказ о самом важном, запомнившемся дне из школьной жизни.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач, самостоятельная работа, коллективное проектирование выполнения упражнения. Создание собственного текста по заданным параметрам

Междометия и звукоподражательные слова 3 час.

93

Междометие как особый разряд слов.

Распознавать междометия разных семантических разрядов; определять грамматические особенности междометий;

94

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач, самостоятельная работа, коллективное проектирование выполнения д/з

95*

Урок-игра по теме «Междометия и звукоподражательные слова»

Наблюдать за использованием звукоподражательных слов в разговорной речи, в языке художественной литературы

Повторение изученного в 7 классе – 7 час., 1 Р.Р., 1 к/д

96

Р/Р Текст. Стили речи. Анализ текста. (упр.375)

97*

Урок – КВН

Фонетика и графика

Комплексное повторения ранее изученных орфограмм; проектирование способов выполнения д/з; комментирование выставленных оценок

98*

Урок – практикум

Лексика и фразеология

Научиться находить в текстах примеры стилистических свойств слова

99*

Урок – самообразовательный модуль

Морфология и орфография

Научиться определять орфограмму по образцу, находить и объяснять орфограммы в разных частях слова

100*

Урок – викторина

Синтаксис и пунктуация

Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности.

101

Комплексный анализ текста по выбору (упр. 385-391)

Научиться анализировать художественный текст

102

Итоговый контрольный диктант за курс 7 класса

Контроль и самоконтроль изученных понятий.

103*

Урок защиты проектно -  исследовательских работ

Научиться воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности.

104*

Урок защиты проектно -  исследовательских работ

Научиться воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности.

105

Итоговый урок