Местоимение как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Абдураманова Сусанна Эшреповна

и

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie.rar1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Урок №129

Открытый урок по русскому языку.

Класс: 6- Б

Тема: Местоимение как часть речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательная :дать понятие о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте; упражнять в нахождении местоимений в речи;

Воспитательная :способствовать воспитанию бережного отношения к слову;

Развивающая: способствовать развитию аналитических способностей учащихся.

Поанируемые результаты:

  • Личностные:
  • обучающиеся готовы к восприятию нового, к саморазвитию и самообразованию;
  • ответственно относятся к выполнению учебных задач;
  • демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
  • Метапредметные:
  • ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
  • выдвигают простейшие гипотезы;
  • выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
  • работают с информацией и преобразуют её;
  • находят причинно-следственные связи;
  • оценивают свою работу.
  • Предметные:
  • умеют видеть в тексте местоимение, его назначение в речи;
  • характеризуют местоимение как часть речи по его грамматическим признакам.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор,плакаты с выводами,индивидуальные карточки, наградные медали «Знаток местоименных наук»,учебники,рабочие тетради.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.(слайд №2)

1. Образуйте имена прилагательные, выполните их разбор по составу: при вокзале;  при дороге;  без вкуса; северо-запад. Работаем на черновиках, разбираем слова по составу карандашом. Проверим: работа у доски. Составим словосочетания с данными именами прилагательными(слайд№3) 

2.Следующее задание позволит нам окунуться в мир живописи и чисел. Речь пойдет о жизни великого русского художника Ильи Ефимовича Репина. Наша задача – правильно прочесть текст, не забывая о склонении имен числительных. Работаем устно.

Текст: Илья Ефимович Репин прожил 86 лет. Он родился 24 июля 1844 г. в Чугуеве. Он написал более 100 картин и сделал не менее 1000 рисунков. К картине «Садко», написанной в 1876 г. в Париже по заказу великого князя Александра, он сделал около 150 подготовительных рисунков. И.Е. Репин обладал и литературным талантом. В 1953 г. тираж его книги воспоминаний «Далёкое близкое» составил 50000 экземпляров.(слайд №4)

II. Сообщение темы и целей урока.

- На предыдущем уроке мы закончили изучение большой темы «Имя числительное». Сегодня мы приступаем к изучению ещё одной интересной части речи. Она называется местоимением. Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте  употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных.  Почему? Это действительно загадка.

Наша задача сегодня на уроке:

1) Выяснить, в чём загадка местоимения как части речи.

2) Какова роль местоимения в русском языке.(слайд №6)

1) У нас необычный урок—урок-исследование. Я предлагаю вам стать  настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся стать знатоками местоименных наук.

III. Изучение новой темы.

1) На доске записан текст (1-е предложение закрыто), учитель читает его.

Я  только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл... Я погладил его но спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.(слайд№7)

        - Можно ли сказать, кто шёл и кто бежал у самой ноги человека?                          Учитель читает 1-е предложение.(слайд№8)

        -Являются ли слова он, мой, я, у самой, его названиями предметов или только указывают на эти предметы?

        - Какой частью речи они являются?

 ВЫВОД:    местоимение - часть речи, которая указывает на предметы (на доску вывешивается плакат с выводом)

- Только ли на предметы указывают местоимения? Давайте выясним это?

На доске в 3 столбика записаны местоимения:  

она                                    мой                         несколько

никто                                любой                     столько

мы                                     наши                       сколько(слайд№9)

- Разгадаем ещё одну загадку местоимения.

- На какие вопросы отвечают слова в этих столбиках ( в 1 столбике – кто?, во 2 – какой?, в 3 – cколько?)

- Слова каких частей речи отвечают на эти вопросы?

Вывод(вывешивается на доску): местоимения способны заменять самостоятельные части речи.

-Попробуйте просклонять данные местоимения по падежам,числа и родам.

Вывод: местоимения изменяются по падежам, числам и родам

4) Работа с учебником. Чтение справочного материала(с.58-59)(слайд№10)

5) Тренировочное упражнение

-Ребята у вас на партах есть таблицы. В этих таблицах местоимения распределены по разрядам. Сейчас мы выполним письменно упражнение. Вам нужно найти местоимения, указать их разряд. Таблица вам в этом поможет.

Личные

я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

Возвратное

себя

Притяжательные

 мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их

Определительные

все, всё, сам, весь, всякий, каждый, другой

Вопросительные

кто, что,  какой, который, чей, сколько, как, где,

Относительные

когда

Указательные

это, то,  этот, тот, столько, так, там, тогда

Неопределённые

некто, нечто, что-нибудь, какой-нибудь, что-то, кое-что

Отрицательные

никто, ничто, никакой, нисколько, никак, нигде, никогда

- Привет тебе, Тор! – сказал Король. – Я рад видеть тебя и твоих спутников. Но по  нашему закону здесь имеют право быть только те, кто занял в каком-нибудь деле первое место. Чем вы можете похвалиться?- В нашей стране, - сказал бог огня Локи, - нет никого, кто ел бы быстрее меня…

- Ну, а ты, Тор, что умеешь делать?

- Среди богов никто не может пить столько, сколько я, - ответил Тор.

6) Чтение учителем текста Януша  Корчака.

Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое малюсенькое словцо: кто!

Постучали в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?» А не будь этой малышки КТО, ты должен был бы спросить: «Это Казак стучит? Или Менька? Или тётя? Или Гончар? Или продавец посуды?» А тот всё отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты мог бы так 3 часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, κακ мышь, разозлился, не ел и не пил бы, всё только спрашивал бы. А так: «Кто там?»- и в этом коротеньком КТО сидят имена всех на свете людей. Кто - это местоимение».

Вывод: Местоимения – наши помощники.

Работа с текстом, записанным на доске.

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.(слайд№11)

- Красивый текст? Что в этом тексте не так?

- А теперь попробуем заменить часто повторяющееся слово «ёжик» местоимением. Что у нас получилось?

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда мы его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.(слайд№12)

 (запись исправленного текста в тетради)

Вывод :         В нашей жизни (в нашей речи) нужны местоимения. Они помогают избежать повтора, разнообразить нашу речь.

-Прослушайте небольшое стихотворение:(слайд№13)

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ

-Что не так в этом стихотворении?

Вывод: Местоимения, конечно, помогают избежать повторов. Но перенасыщать свою речь местоимениями тоже не стоит.

IV.Творческое задание.

Найдите ошибки в употреблении местоимений.(слайд№15)

  1. В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, подумать было нельзя, что в нем обитал человек.
  2. Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее вверх.
  3. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
  4. Гусь среди их был самый старый и степенный. 
  5.  Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. 
  6. Я укорял меня за лень.
  7. Он всё время хвалит самого его. 
  8. Мы с ими давно дружим. 
  9. Они ждали него.

VI.Подведение итогов урока.

 - Видите, ребята, какая необычная часть речи есть в русском языке.

Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.

1) Местоимение—самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

 (Далее отвечают ученики)          

 Сегодня на уроке путём научного исследования мы с вами, ребята, ответили на вопрос «В чём загадка местоимения как части речи».  Урок подошёл к концу. Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны,  старались и  помогали мне. Вы —  настоящие исследователи и достойны звания «Знаток местоименных наук»!

 VII. Рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что вам понравилось?

- Что бы вы еще хотели узнать о местоимении?

VIII. Выставление оценок.

IX. Домашнее задание : упр.427,пар.59(слайд№14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....

Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Цель:  Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс

Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...

Презентация по теме: "Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений...