Анализ рассказа М. Горького "Старуха Изергиль"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Алябышева Татьяна Павловна

Анализ рассказа М. Горького "Старуха Изергиль" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_literatury_11_klass.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

«В жизни  всегда  есть место  подвигу»

( Анализ рассказа М.Горького"Старуха Изергиль" )

       Цели 

1. Развитие мыслительных способностей учащихся.

2. Совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста.

 3. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и убеждений.

Задачи урока

  1. Познакомить учащихся с  рассказом М. Горького «Старуха Изергиль» как романтическим произведением;

2.Проанализировать легенды. Сопоставить характеристики главных героев для раскрытия основной идеи произведения;

3Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;

4.Дать представление о романтической эстетике раннего М.Горького.

Ход урока

I. Организационный момент                                        II.Вступительное слово  учителя.

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

III. Основная часть

1.Терминологическая работа.                                                     Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер. Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму.(Учащиеся читают определение,пользуясь домашними записями)

Романтизм - особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Запись в тетради                                                                                            Особенности романтического произведения:                                                                        1)культ необыкновенной личности;                                                                 2)романтический портрет;                                                                             3)романтическое  двоемирие;                                                                         4)статичность романтического характера;                                                      5)романтический сюжет;                                                                         6)романтический пейзаж;                                                                                    7)романтическая стилистика.

2.Новый герой Горького. Сообщение учащегося                                                    «Появившись в литературе, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой «идейного лиризма». Его герои напоминали кентавров, так как несли в себе:1)типические верные черты. за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции;2)произвольные черты и особого рода «философию» ,которой автор наделял героев по собственному желанию, часто не согласуясь со строгой «правдой жизни».                      «Смысл жизни некоторых ранних горьковских  персонажей можно определить понятием биодицея-противоположность теодицее(богооправданию).Мир оправдан  не Богом. Он оправдан заключенной в нем мощной биологической энергией ,которая не дает прерваться жизненным процессам .В таком понимании мира была своя красота, но и своя опасность. Смелый ,гордый, радостный взгляд на мир позволял персонажам раннего Горького избежать извечной слабости героя русской литературы-склонности к бегству от решения жизненных конфликтов, неспособности постоять за себя и близких».(Басинский П.В.,Федякин С.Р. «Русская литература19-20 века и первой эмиграции» )        

 3.Поэтика и проблематика рассказа (аналитическая беседа )                                                                                -Какова композиция  рассказа?                                                     Рассказ состоит из 3 частей:                                                              1)легенда о Ларре;                                                                        2)рассказ о жизни Изергиль;                                                     3)легенда о Данко.                                                                                              –Какой прием лежит в основе построения рассказа?                Антитеза. Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей ,являющихся носителями противоположных жизненных ценностей

 - Докажите ,что рассказ является романтическим .Сопоставьте портреты Ларры и Данко.                                                                                Ларра-юноша «красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц» .                                                                 Данко- «молодой красавец»,» «…в очах его светилось много силы и живого огня»

  –Являются ли они необыкновенными личностями?                     Данко и Ларра –личности исключительные.

                                                 

 -В чем видит рассказчица, а за ней и автор источник идеального?           В рассказе идеальный мир реализуется  как далекое прошлое. Изергиль несколько раз подчеркивает ,что современным «жалким» людям такая сила чувствования и жадность жизни недоступны.                

–Развиваются ли характеры Ларры, Данко и Изергиль на протяжении рассказа или они изначально заданы и неизменны?              Характеры героев не подвергаются изменениям и трактуются однозначно. Ларра- эгоизм, отрицание иного закона ,кроме воли. Данко- проявление любви к людям. Изергиль все свое существование подчинила собственной жажде наслаждения.              

–Какие из описанных старухой событий можно считать необыкновенными?                                                                                          Обе истории, рассказанные Изергиль, содержат описание необыкновенных событий. Жанр легенды обусловил их изначальную фантастическую сюжетную основу.                        

Запись в тетради                                                                         Легенда-один из прозаических жанров фольклора. В легенде чудесное ,фантастическое лежит в основе повествования и определяет ее структуру ,систему образов и изобразительных средств.(словарь литературоведческих терминов)                              

-Отличается ли стиль основного  повествования от стиля легенд? Стиль основного повествования отличается от стиля легенд, что обусловлено жанровой традицией .Легенда обычно рассказывается в особых обстоятельствах, интонация доверительности соседствует с возвышенным, эмоциональным тоном. Формальное композиционное членение  подкрепляется стилистически.                      

–Каковы особенности пейзажа рассказа ?                                              Пейзаж занимает особое место в рассказе .Природа романтична и одухотворена.

- В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

- Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

- Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору);

- Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

4. Работа с текстом, оформление таблицы

-Сопоставьте героев (Данко и Ларру) по следующим параметрам:

1)Портрет

2)Впечатление, производимое на окружающих;

3)Понимание гордости;

4)Отношение к людям;

5)Поведение во время суда;

6)Судьба героев;

Результаты сопоставления оформляются в таблицу:

          Данко

                 Ларра

Портрет

Молодой красавец. Красивые всегда смелы; в очах его светилось много силы и живого огня.

Юноша, красивый и сильный; глаза его были холодны и горды, как у царя птиц.

Впечатление, производимое на окружающих

Посмотрели на него и увидели ,что он лучший из всех.

Все смотрели с удивлением на сына орла; это оскорбило их; тогда уж совсем рассердились они.

Понимание гордости

Во мне есть мужество вести. вот потому я повел вас!

Отвечал, что таких, как он, нет больше; стоял один против всех.  Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего.

Отношение к людям

Данко смотрел  на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они-как звери.                        Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть,  они погибнут без него.

Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь.    У него не было ни племени, ни матери ,ни скота,  ни жены ,и он не хотел не кажется ничего этого.                                 Я убил ее потому,  мне кажется,-что меня оттолкнула она… А мне было нужно ее.                   А он отвечал ,что хочет сохранить себя целым.      

 Поведение в момент суда

Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

- Развяжите меня! Я не буду говорить связанный!

Судьба героев

Бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. А Данко все  был впереди ,и сердце его все пылало, пылало!

-Он не может умереть!-с радостью сказали люди.    – Остался он один, свободный, ожидая смерти.                               Ему нет жизни и смерть не улыбнется ему.                                      

5.Аналитическая беседа

-В чем источник трагедии Ларры?                                                                 Ларра  не мог и не хотел идти на компромисс между своими желаниями и законами общества.

-Как был наказан Ларра?                                                                             В наказание старейшины обрекли Ларру на бессмертие и невозможность самому решать ,жить или умереть ,они ограничили его свободу.                                                                                                      

–Какое чувство является основным в отношении Ларры к людям?         Ответ подтвердите примерами из текста.                                                      По отношению к людям Ларра не испытывает никаких чувств.                      

– Какое чувство переживает Данко, глядя в толпу судящих его людей? Ответ подтвердите примерами из текста.                                        Данко испытывает негодование , «но от жалости к людям оно погасло». Сердце Данко вспыхнуло от желания спасти людей и вывести их « на легкий путь».                                                                         – Какова функция эпизода с «осторожным человеком»?                             Автор хочет подчеркнуть исключительность героя и определить сущность обычных людей, «не героев» ,которые не способны на жертвенные порывы и все время чего-то боятся.                                        

–Что общего в характерах Ларры и Данко и в чем между ними разница?                                                                                                            Учащиеся могут воспринять Ларру и Данко как противоположные характеры(эгоист и альтруист);либо трактовать их как романтические характеры, противопоставившие себя людям(по разным причинам)                                                                                            

- Можно ли сказать ,что герои существуют изолированно от общества?                                                                                                           Герои мыслят себя вне общества :Ларра-без людей; Данко-во главе людей.                                                                                                              

– Какой нравственный закон определяет поступки героев?                       Поступки героев определяет их собственная ценностная система.              

– Какова функция образа старухи  Изергиль в рассказе?                          Обе легенды являются иллюстрациями ,необходимыми автору для понимания образа старухи. В общей повествовательной системе Изергиль выступает как рассказчик. На уровне содержания  в портрете старухи  можно найти черты и Ларры ,и Данко. Фигура Изергиль связывает воедино обе легенды и заставляет читателя задуматься над проблемой свободы человека и его права по своему усмотрению распоряжаться своей жизненной силой.                        

- Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ?                                                                                                    Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом.                

IV.Итог урока (поразмышляем).                                                                     –Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигу»? Как вы его понимаете?                                                        

V.Домашнее задание.                                                                     Во всякой ли жизни возможен подвиг? Всякий ли человек пользуется в жизни этим правом подвига? (письменное размышление над данными вопросами)

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Волкова Е.В.Романтические рассказы М.Горького. Анализ рассказа "Старуха Изергиль" http://festival.1september.ru/articles/567874/
  2. Бражникова С.В Урок по теме: Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль»)  http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/urok-po-teme-romanticheskie-buntari-m-gorkogo
  3. Русская литература XX века – Учебник для 11 класса / под ред. В.В. Агеносова: М.: Издательский дом “Дрофа” 1997 г.;
  4. Н.В. Егорова: Поурочные разработки по русской литературе XX века 11класс. М.: Изд-во “ВАКО”, 2007 г.;
  5. Б.И. Турьянская: Литература в 7 классе – урок за уроком. М.: “Русское слово”, 1999 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Какой оставишь в жизни след..." (Анализ рассказа М. Горького "Старуха Изергиль")

В данном материале даются возможные пути анализа рассказа М. Горького "Старуха Изергиль"...

Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.

Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу  Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА:  Тема праведничес...

Презентация к уроку "Рассказ Горького "Старуха Изергиль"

Презентация к уроку "Рассказ Горького "Старуха Изергиль"...

Презентация к уроку по рассказу Горького "Старуха Изергиль" (часть 3, Данко)

Презентация к уроку литературного чтения в 9 классе узбекской школы....

Урок в 9 классе по рассказу Горького "Старуха Изергиль" (Данко)

Урок в 9 классе с узбекским языком обучения по новому учебнику....

Анализ рассказа "Старуха Изергиль"

Анализ рассказа "Старуха Изергиль"...