Н - НН в суффиксах причастий (конспект урока)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Алябышева Татьяна Павловна

Н - НН в суффиксах причастий (конспект урока)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_6_klass.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока  русского языка

6 класс

Тема: «Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

 Н в отглагольных прилагательных»

Учитель  Алябышева Т.П.

 

Название предмета : русский язык

Класс: 6

УМК: Русский язык 6 класс М.М.Разумовская 2016

Уровень обучения: базовый

Тема урока: «Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных.

 Цель урока: закрепление знаний и совершенствование умений и навыков по теме « Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»

Задачи:

-знать причины возникновения трудностей при написании н и нн в причастиях;

-знать условия выбора н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных;

-уметь строить рассуждение для разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, выбор н и нн в суффиксах;

- знать слова-исключения;

- развивать навыки грамотного письма, выразительной устной речи.

- развивать умения и навыки критического мышления в условиях дифференцированной работы

- развивать интерес к использованию ИКТ при работе с учебным материалом

-воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда своего товарища;

- воспитывать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Планируемые результаты:

предметные:

 - знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;

- уметь обосновывать выбор н и нн в суффиксах причастий, отглагольных прилагательных

- правильно употреблять в речи причастия, отглагольные прилагательные;

- обнаруживать и исправлять орфографические ошибки;

-объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме;

личностные:

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

регулятивные :

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные:

- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку; 

- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

Техническое обеспечение урока: проектор, экран, компьютер.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: раздаточный материал

Технологическая карта урока

Фамилия Имя Отчество    

Алябышева Татьяна Павловна

Предмет                                

Русский язык

Класс

6

Тип урока

урок систематизации и обобщения знаний и умений

Тема урока

 Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных.

Цель

Закрепление знаний и совершенствование умений и навыков по теме «Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных».

Планируемые результаты:

Предметные (знать)

Предметные (уметь)

Личностные                                                                                                

предметные:

 - знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;

- уметь обосновывать выбор н и нн в суффиксах причастий, отглагольных прилагательных

- правильно употреблять в речи причастия, отглагольные прилагательные;

- обнаруживать и исправлять орфографические ошибки;

-объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме;

личностные:

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

- установить связь между целью и ее результатом;                  

-адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной детельности.

 

Понятия

Причастие,отглагольные прилагательные,причастный оборот, приставка, суффикс,  морфологические признаки причастия(время, лицо, род, число, падеж).

Межпредметные связи

Литература (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Методы обучения

Репродуктивные, частично-поисковые, творческие, практические, словесные, наглядные

Технология

Использование электронно-образовательных ресурсов, работа в парах, работа со словарем

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствие.

Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность.

Актуализация знаний

Задает вопросы, создает условия для беседы, проверяет домашнее задание.        

1)Отгадайте загадку:

«Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное,

На все вопросы его

отвечаю,

Глагол по значению

напоминаю».

Какая это часть речи? Какие морфологические

признаки причастия

можете назвать?

2)Перед вами три столбика слов. Найдите в каждом

столбике четвертое лишнее слово.

Мы продолжаем

тему: «Написание н-нн в причастиях»    Слайды №1,2

         

Отвечают на вопросы учителя, представляют домашнее задание. Записывают тему урока, знакомятся с целями урока.    

Регулятивные:

Развиваются умения высказывать свои предположения.  

Познавательные:

Строить рассуждения и делать выводы.

Коммуникативные:

Высказывать и аргументировать свою точку зрения, уметь слышать и слушать других.

Активное целеполагание

Вспомним правило написания н-нн в причастиях.

Слайд   №3            Что не указано в таблице?       Слайд№4 Возвратимся к  таблице и заполним   ее примерами из произведения, которое недавно читали. Прослушайте начало этого произведения. Как оно называется и кто его автор?  Слайд №5

Комментируют правило, чертят таблицу в тетради (образцы на парте).Эта таблица будет заполнена в течение урока примерами из произведения.

Регулятивные:

Развиваются умения высказывать свои предположения.  

Познавательные:

Строить рассуждения и делать выводы;

Анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные:

Высказывать и аргументировать свою точку зрения, уметь слышать и слушать других.

Обобщение и систематизация знаний.

Приступаем к заполнению таблицы. Перед вами лежат выдержки из повести и задания. Какова последовательность этих эпизодов в произведении?          1)Найдите эпизод, который находится в повести раньше других.  О каком  герое рассказывается в этом эпизоде? (о Вакуле)                    Слайд№6                    2)Какой следующий эпизод? Кто описан в данном эпизоде?    (Оксана) Слайд№7                    3)Запишем следующие два эпизода. Слайд№8                      4)Отгадайте кроссворд.  Слайд№9               5)Прочитаем последний эпизод. Запишем предложения, в которых употреблены краткие причастия. Слайд №10   Повторение правила. Возвращение на слайд «Запомни!»  

Читают задания и выполняют их, объясняя написание н-нн в причастиях. Заполняют таблицу, выписывая слова или предложения в определенные графы. Выделяют в причастиях суффиксы, выполняют синтаксический разбор предложений, осложненных обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, краткие причастия подчеркивают как члены предложения, определяют вид причастия.

Регулятивные:

Развиваются умения высказывать свои предположения;

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Познавательные:

Строить рассуждения и делать выводы;

Анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные:

Высказывать и аргументировать свою точку зрения, уметь слышать и слушать других;

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В НОВОЙ СИТУАЦИИ

Работа с текстом.   (раздаточный материал)      Прочитайте текст.     Вы согласны с тем, что  Н.В.Гоголь  в своих произведениях « вел борьбу за душу человека» ?

Потренируемся в правописании   слов с изученной орфограммой. Находим причастия с пропущенными буквами, объясняем орфограммы и записываем слова в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя, объясняют   орфограммы, записывают слова в тетрадь.

Регулятивные:

Развиваются умения высказывать свои предположения.

Познавательные:

Строить рассуждения и делать выводы;

Анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные:

Высказывать и аргументировать свою точку зрения, уметь слышать и слушать других;

Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль

Контроль усвоения, обсуждение  допущенных ошибок

Выполнение теста.      Слайд№11

Самостоятельное выполнение теста. Взаимопроверка.   Выставление отметок за тестовое задание.

Познавательные:          Анализировать, сравнивать, обобщать. Коммуникативные:      осуществлять взаимный контроль

Итоги урока, рефлексия

Подведем итоги. Над какой темой мы работали? Мы достигли цели? Еще раз вспомним правило, которое  повторяли. Оцените ваше настроение (смайлики). Что  показалось самым трудным?                

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их устранения. Сдают учителю рабочие листы для проверки и выставления отметок.

Регулятивные:

 Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Домашнее задание

Дает рекомендации по решению домашнего задания (упр. 363(1,2))            Слайд№12 

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание гласных в суффиксах существительных" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: «Правописание гласных в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК- ».Цель урока:  познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и способами действ...

"Действительные и страдательные причастия". Конспект урока, презентация и самоанализ.

Знакомство с действительными и страдательными причастиями; отработка умения смыслового различения действительных и страдательных причастий....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Правописание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" /Вкусный урок/

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается презентацией "Вкусный урок"....

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (конспект урока)

Конспект урока по русскому языку по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" для учащихся 7 класса...

Конспект урока русского языка для 7 класса "Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"

Технологии: исследовательская, здоровьесберегающая, технология коллективного сотрудничества, технология личностно-ориентированного образования, компьютерная технология....