Урок развития речи в 8 классе.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Юдичева Валентина Ивановна

Два чувства дивно близки нам.

                                                                                                  В них обретает сердце пищу:

                                                                                                  Любовь к родному пепелищу,

                                                                                                  Любовь к отеческим гробам.

 

                                                                                                  Животворящая святыня!

                                                                                                  Земля была б без них мертва…

                                                                                                                                 А.С.Пушкин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl._opisanie_pamyatnika_arhitektury.docx48.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи русскому языку в 8 классе по теме

«Подготовка к сочинению – описанию архитектурного памятника

(храм Покрова на Нерли) по фотографии». Презентация к уроку.

Дата:  07.10.2017

Класс: 8А

Предмет: русский язык

Учитель: Юдичева Валентина Ивановна

Тема: Подготовка к сочинению

Тип урока: урок развития речи.

Цели урока: 

Образовательные: подготовить учащихся к написанию сочинения – описания архитектурного памятника (храм Покрова на Нерли) по фотографии; развивать образное мышление; совершенствовать умение владения словом.

Развивающие: развивать творческое мышление, активность учащихся; обогатить лексику учащихся словами на тему «Памятник культуры»; совершенствовать коммуникативные  умения и навыки учащихся.

Воспитательные: воспитывать интерес к истории и культуре родной страны; чувство патриотизма.

Ресурсы:  учебник;  мультимедийная презентация в Power Point;  компьютер;  экран;  мультимедийный проектор, раздаточный материал к уроку.

Ход урока

                                                                                                  Два чувства дивно близки нам.

                                                                                                  В них обретает сердце пищу:

                                                                                                  Любовь к родному пепелищу,

                                                                                                  Любовь к отеческим гробам.

                                                                                                  Животворящая святыня!

                                                                                                  Земля была б без них мертва…

                                                                                                                                 А.С.Пушкин

 I.Организационный  момент

II.Мобилизующий этап                                                                                              

1.Слово учителя  (слайд 1)

            На нашей земле есть множество мест, где человек испытывает наслаждение от соприкосновения с красотой. Одно из таких мест – церковь Покрова на Нерли. Не случайно многие художники воспевали эту жемчужину древнерусской архитектуры. Чаще всего к этой теме обращаются владимирские пейзажисты. Это и понятно: церковь находится под Владимиром, в селе Боголюбово.

2.Рассматриваем репродукции картин  (Слайд 2)

-  Что же влечет людей к церкви Покрова на Нерли?

                       Красота, величие;  живописность места

                       Поражает сказочное отражение в воде, слияние с природой

3.Работа с эпиграфом

 -  А сейчас обратимся к словам Пушкина, являющимся эпиграфом к нашему уроку.

                         Чтение эпиграфа  (Слайд 3)                           

-   Как вы понимаете слово «дивно» в контексте стихотворения?

                          Удивительно, необычайно (устар.)  необычайно близки

-  В каком значении используются выражения «Любовь к родному пепелищу,   Любовь к отеческим гробам»? (нельзя понимать буквально)

                           Бережно хранить память о прошлом семьи, Родины. Это самые дорогие понятия

                              для человека.

-  Как понять выражение «В них обретает сердце пищу»?

                          Дать пищу – это дать жизнь  сердце, душа живут, пока наполнены любовью.

                          А память – проявление любви.

-  Как понимаете  две последние  строки?

                   «Животворящая святыня»: то истинно ценное, что позволяет человеку оставаться

                    человеком. Одно из самых святых чувств – любовь к Родине, память о ее прошлом. Без

                   этих чувств нет будущего, земля без них мертва.

-  Что позволяет нам сохранить память о  прошлом?

                   Памятники истории и культуры. В них раскрывается душа народа, национальная

                   самобытность.

III . Формулирование  темы и целей  урока учащимися.

IV.Работа по теме урока. Описание памятника архитектуры.  ( Слайд 4)

 1.Сообщение учащегося  (индивидуальное задание)

        Сегодня мы познакомимся с памятником архитектуры Владимиро-Суздальской Руси XII века. В 1992 году он был включен ЮНЕСКО в список памятников, имеющих всемирное культурное значение.

          По преданию, владимирский князь Андрей Боголюбский построил этот храм в память о любимом сыне Изяславе, который сложил голову в победоносной  битве владимирских войск с булгарами. Храм построен в 1165 году. Церковь названа в честь праздника Покрова Богородицы, который связан  с преданием о Богоматери, распростершей над людьми своё покрывало и молящейся об избавлении народа от бедствий. Так и храм Покрова должен был защищать народ от бед и несчастий.

        Искусствовед  Лев Любимов писал об этом чуде русского зодчества: «Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойденных шедевров, нет, быть может, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, ибо этот архитектурный памятник воспринимается как поэма, запечатленная в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и просветлённого созерцания».

2.Беседа по теме урока. Работа в парах.

-  Всмотритесь в изображение на фотографии. Храм словно выплыл из глубины веков. Многое  помнят эти древние стены, многое могли бы рассказать.

             - Почему храм был построен не в стольном городе Владимире, а среди заливных лугов в устье реки Нерли?

            Устье Нерли – ворота Владимирской земли, здесь Клязьмой плыли в княжеский замок и столицу Владимиро-Суздальской Руси послы и гости из соседних и дальних стран. Храм был выслан им навстречу. Он первый должен был держать каменную речь о северной державе, разгромившей булгар и осмелившейся помыслить о господстве в Русской земле.

             Итак, место выбрали не случайно. Далее необходимо было создать храм, выражающий духовное содержание.

Слайд 5

-  От чего зависит характер строения?

               От формы, цвета, размера, положения в пространстве

 -  Каков характер храма на фотографии?

                Небольшой одноглавый храм с луковичным   куполом

               Храм удивительно поэтичен, грациозен, изящен

               Маленькая белая церковь, словно летящая ввысь

-  Действительно, архитектура храма очень лирична. Какие возникают ассоциации, сравнения?

                  Белая грациозная птица

                  Гордая величественная женщина-славянка в белых одеждах

-  Зодчие сообщили храму необыкновенную легкость. Как им удалось это сделать?

            - цвет (белый; передает легкость, гармонирует с небом, легкими белыми облаками).

            -посмотрите внимательно на стены  (слайд 6):

                            Стены не абсолютно вертикальны, они наверху едва-едва наклонены внутрь

            - осмотрим  храм  с верхней части, отмечая детали, подчеркивающие стройность здания,

               его  устремленность вверх:  венчает здание крест,  купол тянется к небу, далее стройный,  

               утонченный силуэт барабана, он украшен фигурным каменным поясом, прорезан

               высокими окнами, похожими на щели, фасад разделен на три части вертикальными

               выступами (пилястрами). Это подчеркивает движение вверх.

                              Каждая из частей наверху заканчивается полукруглым сводом, напоминающим

                              декоративный кокошник. Это закомара.

              - что еще видите на фасаде?

                              Посредине стены проходит, словно пояс, каменный орнамент. Этот пояс

                              называется  аркатурным. Благодаря обману зрения верхняя половина стены

                              кажется больше, выше.

                              И опять рождается впечатление стремления вверх.

             - а что можете сказать об окнах?

                             Узкие

                            Окна второго яруса выше нижних  это также рождает ощущение стремления

                                                                                                  вверх

             - обратите внимание на резной вход в церковь. Он называется порталом.

- к сожалению, нельзя детально рассмотреть рельефные каменные изображения. Но видно, что они просты, без нарочитой изысканности. Каменное кружево.

   В начале урока было сказано, что  необходимо было создать храм, выражающий духовное содержание. Удалось ли это? ( Да. Во всех деталях стремление вверх, к богу.)

Слайд 8

  Прочитаем высказывания известных искусствоведов, которые описывали свои впечатления от реального храма, увиденного ими когда-то:

1) «Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого поля на невысоком холме. У его подножия – небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма.

        Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной легкостью… в своем белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье». (Ю.С.Рябцев)

2) «Изящная и легкая церковь, одиноко стоящая над зеркалом вод, необыкновенно поэтична. Она похожа на юную царевну в подвенечном наряде, вся дышит неземной красотой, от которой душа начинает как-то торжественно и грустно томиться. Увидевший её хоть раз уже не может сказать, что в жизни его не было счастливых минут». (Н.Н.Воронин)

  Как характеризуют авторы текстов церковь? Какие сравнения, эпитеты, метафоры находят для передачи своих чувств от увиденного?

Текст 1:

        Рябцев называет храм  «белокаменным чедом». Говорит о его отражении в воде. Отмечает стройность, легкость, невесомость.

         Красивое сравнение церкви с невестой в подвенечном платье.

Текст 2:

        Воронин подчеркивает изящество, легкость, красоту церкви. Сравнивает с царевной в подвенечном наряде. Но самое главное – чувство счастья при виде чуда архитектуры.

  А что объединяет тексты?

                      Восхищение церковью

                      Не разделяют церковь и природу вокруг храма

                      Отмечают легкость, красоту, совершенство церкви

 

  Итак, церковь представляет собой единое целое с окружающей ее природой. Опишите, что видите помимо церкви.

                   Расположена на небольшом холме-возвышении, заросшем зеленой травой. Рядом с

                   церковью и поодаль деревья и кусты. Храм красуется на фоне голубого неба. Храм, как

                   тайна или сказка, отражается в воде.

-  У поэта Вс.Рождественского есть сходные по мысли строки:

                  Когда я с изумлением смотрю

                  На эти древнерусские соборы,

                  Я вижу в них, подобно звонарю,

                  Родных лесов и пажитей просторы.

Храм удивительно гармонично вписывается  в неброскую русскую природу, составляя с ней единое целое. И рождается чувство умиротворения и покоя.

  Мы не случайно использовали в работе  ряд текстов. Нам нужно учиться цитировать первоисточники. Поэтому вы можете для подтверждения ваших мыслей  использовать цитаты.

Вспомним способы оформления цитат:

1)Цитата оформляется как прямая речь:

 Н.Воронин писал о поразившей его церкви: «Она … дышит неземной красотой, от которой душа начинает как-то торжественно и грустно томиться».

 2)Цитата вставляется в собственное предложение:

Ю.Рябцев считает, что церковь Покрова на Нерли «восхищает своей необыкновенной легкостью, почти невесомостью».

3)Цитируются отдельные слова или словосочетания:

«Переливающейся жемчужиной» назван белокаменный храм Т.Кравченко

V.Составление примерного  плана сочинения (слайд 9)

                       План

1.Первое впечатление/история создания храма

2.Белокаменное чудо. Преодоление тяжести камня.

3.Единство и гармония с природой.

4. Заключение.

VI. Итоги урока. Эмоциональный аккорд.

Чтение стихотворения Н.Коржавина подготовленным учеником:

                         ***

По какой ты скроена мерке?

Чем твой облик манит вдали?

Чем ты светишься вечно, церковь

Покрова на реке Нерли?

Невысокая, небольшая

Так подобрана складно ты,

Что у всех навек  зароняешь

 Ощущение высоты.

Так в округе твой очерк точен,

Так ты здесь  для всего нужна,

Будто создана ты не зодчим,

А самой землей рождена.

Среди зелени – белый камень.

Луг, деревья, река, кусты.

Красноватый закатный пламень

Набежал – и зарделась ты.

И глядишь доступно и строго,

И слегка синеешь вдали.

Видно предки верили в бога

Как  в  простую правду земли.

VI.Рефлексия.

-Давайте еще раз вспомним тему урока и прочитаем эпиграф.

  Какова была цель? Достигли ли мы ее?

- Какие задания вызвали затруднения? Какие показались интересными?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

VII.Домашнее задание.

Написать сочинение-описание c  элементами рассуждения.

                                   

Приложение.

Раздаточный материал

Текст 1.

 «Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого поля на невысоком холме. У его подножия – небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма.

        Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной легкостью… в своем белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье». (Ю.С.Рябцев)

Текст 2.

«Изящная и легкая церковь, одиноко стоящая над зеркалом вод, необыкновенно поэтична. Она похожа на юную царевну в подвенечном наряде, вся дышит неземной красотой, от которой душа начинает как-то торжественно и грустно томиться. Увидевший её хоть раз уже не может сказать, что в жизни его не было счастливых минут». (Н.Н.Воронин)

Текст 3.

                  Когда я с изумлением смотрю

                  На эти древнерусские соборы,

                  Я вижу в них, подобно звонарю,

                  Родных лесов и пажитей просторы.

                                         (Вс.Рождественский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...