Буквы З и С на конце приставок
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Абдукеримова Зилфира Келбялиевна

Метапредметный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnyy_urok.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект метапредметного учебного занятия

Урок русского языка по теме «Буквы З и С на конце приставок»

Учитель русского языка: Абдукеримова Зилфира Келбялиевна.

Учебный предмет

Русский язык

Класс

5

Тема

Буквы З и С на конце приставок

Базовый учебник

Русский язык: 5 класс/ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.– М.: Просвещение, 2012. – 192 с.

Тема урока: Буквы З и С  на конце приставок

Место урока в теме: раздел «Морфемика.  Орфография»( Всего 22ч., 11-й урок в разделе)

Тип урока: урок закрепления изученного

Дата урока: 03.03.2016

Образовательные ресурсы: учебник, рабочие тетради, тетради на печатной основе.

Цель урока :обеспечить восприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на З и С», овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предписаниям, инструкциям.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать правило написания букв З-С на конце приставок; знать о единообразном написании приставки С;

уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; обозначать условия выбора правильных написаний;

совершенствовать орфографические умения по теме «Буквы З-С на конце приставок».

Личностные: сформировать потребность к ценностному отношению к слову.

Метапредметные:

1.14. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности на уровне понимания.

2.2.16. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности на уровне узнавания.

План урока

I. Организационный этап, мотивация к учебной деятельности.

II. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний и умений.

III. Этап усвоения новых знаний и умений.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Метапредметная карта урока

Этапы урока

Осваиваемые УУД

с указанием уровня

ООД

(ориентировочная основа действия)

освоения УУД

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

III. Этап усвоения новых знаний и умений

1.14.

Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности

на уровне понимания

Цель – это  предполагаемый результат, который можно достичь к определённому моменту времени, а задачи- это последовательность действий, позволяющая  достигнуть этот результат.

Дети определяют тему и цели по наводящему вопросу, формулируют цель урока.

Учитель предлагает сформулировать и обсудить тему урока, задачи, задаёт наводящие вопросы и напоминает определение понятий цели и задачи.

2.2.16.

Взаимодействовать в различных организационных формах

на уровне узнавания

Правила работы в паре:

1. Мы говорим спокойно и ясно;

2. Мы говорим только по делу;

3. Мы внимательно слушаем партнёра;

4. Мы не смеёмся над ошибками товарища;

5. Мы вместе проверяем и обсуждаем сделанное.

Выполнить работу в  соответствии с правилами

При необходимости помощь учителя по организации продуктивной работы в паре.

Ход урока

I.Организационный этап, мотивация к учебной деятельности. 

Приветствие.

Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы добьетесь успехов.

Главное сказать себе: «Я внимателен, я сосредоточен, сообразителен, уверен  в себе. Я буду усердно трудиться на уроке».

- Что было задано на дом?

- Есть вопросы по домашнему заданию?

- Возникли ли у кого-либо трудности?

В рабочих тетрадях записываем дату.

II. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний и умений.

 1.Разминка.

- Над каким разделом языкознания мы работаем?

- Что изучает морфемика?

- Какие морфемы вам известны?

- Что такое корень?

- Назовите  морфему, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов?

2.Повторение. Правописание согласных в приставках. Запишите под диктовку слова, выделите в них приставки.

Обход, представить, подшутить, надпилить, отбросить, спеть, сбить.

- Как называется замена звонкого согласного звука парным ему глухим?

- В каких словах на конце приставки происходит оглушение?

- Как называется замена глухого согласного звука парным ему звонким?

- В каких словах на конце приставки происходит озвончение?

III. Этап усвоения новых знаний и умений.

1.Подготовка учащихся к работе на основном этапе:

-   Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.

А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.   Сформулируйте тему урока.  (Для этого прослушайте сказку)

В некотором царстве, орфографическом государстве,

Жили-были согласные, звонкие и глухие.

Дружно жили, не тужили. Но однажды …    

Заспорили звонкий З и глухой С…

Кто главней?

Кому стоять на конце этих приставок?

З кричал, что звучит сильнее,

С убеждал, что без него тоже не обойтись.

Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,

 Которые всё на свете знали  и даже писали правила

Для жителей государства.

2.Беседа с обучающимися.

- Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего урока? ( Правила написания З-С на конце приставок).

- Исходя из темы, определите цели и задачи урока. Для этого хочу напомнить вам, что цель – это  предполагаемый результат, который можно достичь к определённому моменту времени, а задачи- это последовательность действий, позволяющая  достигнуть этот результат.

(Изучить правило написания З-С на конце приставок. Повторить звонкие и глухие согласные. Научиться применять изученное правило).

3.Работа с теоретическим материалом ( Стр. 30, часть 2 учебника; РТ стр.55)

4.Выполнение упр. 438 ( стр.30). РТ зад. 106, стр.55

5.Работа в парах. Ребята, давайте вспомним, какие правила работы в паре вам известны?

(Помогать друг другу; один говорит – другой слушает; тактично исправить ошибку; не спорить, а доказывать;)

 Задание на карточке. Выписать слова с приставками. (1в. - с приставками на З, 2в – на С) 

Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

( После выполнения этого задания эвристическая беседа, составление алгоритма).

5. Физминутка. 

Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в приставке  нужно писать букву  з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с  - приседают.

Бесшумный

Вздохнуть

Бесчисленный

Возделать

Разжимать

Расщелина

Безвкусный

Изгонять

Расчертить

Расписать

Разгорячиться

Сбежать

- Подчиняется ли правилу, которое вывели мудрецы, слово сбежать?

( Нет, не подчиняется, так как нет приставки з.  А в словах здание, здесь, здоровье нет приставки, в этих словах з  входит в корень)

IV. Закрепление изученного материала.

1.Работа по образцу. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

Задание:

От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные.

Образец: без плана – бесплановая работа.

Без заботы – ...,
без крыльев – ...,
без дома – ...,
без края – ...,
без конца – ...,
без хозяйства – ...,
без цели – ...,
без работы – ...,
без толка – …

2. Беседа с обучающимися

-Ребята, достигли ли вы поставленных перед собой целей?

- Что вам в этом помогло?

- Проверить, как вы усвоили материал урока, вам поможет тест на определение  уровня обученности.

3.Тест по теме «Правописание приставок».

1) В каком слове приставка оканчивается на –с?

а) и..черпать; б) чре..мерный; в) бе..жизненный; г) во..делать.

2) В каком слове приставка оканчивается на –с?

а) во..наградить; б) бе..шумный; в) ра..жечь; г) ра..будить.

3) В каком слове приставка оканчивается на –з?

а) ни..ходить; б) во..произвести; в) ра..чёт; г) в..дохнуть.

4) В каком слове приставка оканчивается на –з?

а) и..жарить; б) и..царапать; в) ра..шнуровать; г) бе..ценный.

5) В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква:

а) и..царапать; и..жарить; б) и..числять; бе..ценный;

в) бе..жалостный; бе..шумный; г) бе..вкусица; ра..шнуровать.

V.Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Параг. 83. Упр. 443.

Дополнительное задание ( по желанию):

1)Упр.445;

 2)Составить орфографическую диктовку на изученную тему.

(В конспекте урока использован материал ресурса:

https://infourok.ru/russkiy-yazik-klass-bukvi-zs-na-konce-pristavok-461097.html)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание букв З и С на конце приставок

Урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Буквы З и С на конце приставок». На уроке используются  карточки для индивидуальной работы,  тесты для проверки знаний по теме, тек...

Правописание букв З и С на конце приставок.

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв З и С на конце приставок" с приложениями....

презентация к уроку Буквы З и С на конце приставок

Цели урока:  Знать условия выбора буквы в приставках на З-С; уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы;воспитывать интерес, любовь к родному слову, к его истории....

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)

Представлен конспект урока .  Цель урока:обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предп...

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....

Буквы з и с на конце приставок

Цели: Познакомить учащихся с особенностями правописания приставок , оканчивающихся на з-с; совершенствование умений, связанных с анализом текста; повышение уровня лингвистической компетенции; продолжи...