Работа с текстом в 5 классе.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Писарева Олеся Олеговна

Данный материал поможет учителю подготовить учащихся 5 класса к ВПР по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom.docx41.73 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант № 1

 (1)Жил у нас в доме огромный толстый кот — Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром — сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород — и он следом, мама в магазин — и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки — Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.

(7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными.

(10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот. 

(По Г. Скребицкому)

  1. Определите и запишите основную мысль текста.
  2. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Иваныч был ласковым котом? Запишите ответ.
  3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10—13 текста. Запишите ответ.
  4. В предложениях 9—11 найдите слово со значением «чувство тревоги, беспокойство». Выпишите это слово.
  5. В предложениях 4—6 найдите антоним к слову «утром» и выпишите его.

Вариант № 2

 (1)Мы не знали. как поймать этого кота. (2)Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (3)Наконец нам повезло. (4)Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусок колбасы и полез с добычей на березу. (5)Мы начали трясти берёзу. (6)Кот решился на отчаянный поступок. (7)С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкий лаз под домом. (8)Выхода оттуда не было.

(9)На помощь был вызван Лёнька. (10)Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. (11)Ему поручили вытащить кота из-под дома. (12)Вскоре Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй.

(13)Это оказался тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник. (14)Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: «Что же с ним делать?»

(15)«Выдрать!» — сказал я.

(16)Лёнька сказал: «А вы попробуйте его накормить как следует — тут лаской надо»

(17)Мы втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, творожники и сметану. (18)Кот ел больше часа. (19)Он вышел из чулана пошатываясь и сел на пороге. (20)Потом он долго фыркал и тёрся головой о пол. (21)Это‚ очевидно, должно было обозначать веселье. (22)Потом кот растянулся у печки и мирно захрапел.

(23)С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.

(По К. Г. Паустовскому)

  1. Определите и запишите основную мысль текста.
  2. Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что кот-беспризорник обладал решительным характером? Запишите ответ.
  3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5—7 текста. Запишите ответ.
  4. В предложениях 3—6 найдите слово со значением «смелый до безрассудности». Выпишите это слово.
  5. В предложениях 6—10 найдите антоним к слову «трусость» и выпишите его.

Вариант № 3

 (1)Под навесами рыбного рынка лежали вываленные напоказ живые богатства Чёрного моря. (2)Хотя Гаврик ежедневно видел рыбу, но, проходя по рынку, каждый раз он неизменно восхищался её хитростью.

(3)Как же умеет природа позаботиться о себе! (4)Она постаралась сделать рыб как можно более незаметными для человеческого глава.

(5)Например, рыба скумбрия, царица Чёрного моря. (6)Её тугое тело окрашено нежнейшими тонами, от светло-голубого до тёмно-синего. (7)Гаврик знал, что именно такого цвета бывает море далеко от берега, там, где ходят косяки скумбрии. (8)Ишь какая хитрая скумбрия!

(9)Или бычки: они водятся среди скал, а также в песке, поглубже. (10)Там совсем другие цвета, чем в открытом море. (11)Вот и окрашены они в бурый цвет скал или желтоватый цвет песка.

(12)Плоские камбалы, привыкшие жить на дне бухточек, поражают чёрно-зелёным цветом своей кожи. (13)Разве заметишь такую, пока она лежит на дне! (14)И мальчик восхищался хитростью камбалы.

(15)Нет слов, рыба хитра. (16)Но Гаврик знал, что человек ещё хитрее. (17)Человек как заставит сетей, как забросит прозрачную лесу удочек с блестящей блесной! (18)И вся эта рыба, такая незаметная в море, будет великолепно гореть своими волшебными красками на прилавках рынка.

(По В. Катаеву)

  1. Определите и запишите основную мысль текста.
  2. Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что окрас скумбрии носит защитный характер? Запишите ответ.
  3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3—4 текста. Запишите ответ.
  4. В предложениях 9—11 найдите слово со значением «серовато-коричневый или серовато-рыжий». Выпишите это слово.
  5. В предложениях 6—8 найдите антоним к слову «простодушный» и выпишите его.

Вариант № 4

 (1)Старый охотник очень любил музыку. (2)Он часто сидел на завалинке и пиликал смычком на скрипке. (3)Не очень красиво это у него получалось, но старик и тем был доволен. (4)У каждого ведь есть занятия, за которыми душа отдыхает. (5)Однажды мимо проходил знакомый и говорит старику:

(6)— Ну что ты глупостями занимаешься: брось-ка свою скрипку-то, я сейчас медведя видел в лесу!

(7)Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл в лес. (8)В лесу старик долго искал медведя, устал и присел на пенёк отдохнуть. (9)Тихо-тихо вокруг, слышно, как листья шепчут. (10)Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» (11)Красивый такой звук, как струна пропела. (12)Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» (13)Звук слышался с опушки. (14)Старик подкрался и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. (15)А под деревом сидит медведь, схватил одну щенку лапой. (16)Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. (17)Щепка задрожала, и в воздухе раздалось то самое ‹дзенн!..» (18)Медведь наклонил голову и слушает. (19)Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка! (20)Закинул старик ружьё за спину да пошёл домой.

(21)Вечером старик опять сидел на завалинке со скрипкой. (22)Он пальцем дёргал одну струну, а струна тихонечко пела: «Дзенн!..»

(23)Давешний прохожий спросил старика:

— Ну что, убил медведя?

(24)— Нет, — ответил старик.

(25)— Что ж так?

(26)— Да как же в него стрелять, когда он в душе такой же музыкант, как и я?

(По В. Бианки)

  1. Определите и запишите основную мысль текста.
  2. Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что медведь, встреченный охотником, в душе музыкант? Запишите ответ.
  3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7—8 текста. Запишите ответ.
  4. В предложениях 11—14 найдите слово со значением «подойти тихонько, незаметно». Выпишите это слово.
  5. В предложениях 19—22 найдите антоним к слову «громко» и выпишите его.

Вариант № 5

 (1)Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2)Собака бежала впереди меня. (3)Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. (4)Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. (5)Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив крылышки.

(6)Моя собака медленно приближалась к нему. (7)Вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой. (8)Весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул он раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. (9)Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище! (10)Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! (11)Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (12)И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... (13)Сила‚ сильнее его воли, сбросила его оттуда.

(14)Мой Трезор остановился, попятился... (15)Видно‚ и он признал эту силу. (16)Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

(17)Да, не смейтесь. (18)Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед её порывом. (19)Любовь‚ думал я, сильнее смерти и страха смерти. (20)Только любовью держится и движется жизнь.

(По И. С. Тургеневу)

  1. Определите и запишите основную мысль текста.
  2. Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что старый воробей очень боялся собаки? Запишите ответ.
  3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 2—4 текста. Запишите ответ.
  4. В предложениях 8—10 найдите слово со значением «испытывать дрожь при сильном волнении». Выпишите это слово.
  5. В предложениях 2—5 найдите антоним к слову «старый» и выпишите его.

Вариант № 6

 (1)Богач с Ерёмкой гоняли зайцев. (2)Обычно зайцы из стогов сена бежали к реке и попадали быстрому Ерёмке в зубы. (3)Но в этот раз Богача удивило, что Ерёмка не бегал: он стоял посреди поля как-то виновато на одном месте. (4)Перед ним на снегу лежал на спине молоденький зайчик и бессильно болтал лапками. (5)Странная картина!

(6)— Бери его, кусь! — закричал Богач.

(7)Ерёмка не двигался. (8)Подбежав, Богач понял, в чём дело: зайчонок лежал с перешибленной лапкой. (9)Богач нагнулся, чтобы получше рассмотреть беззащитного зайчишку.

(10)— Не повезло же тебе, брат ты мой!..

(11)Заяц, по-видимому, оставил всякую мысль о спасении. (12)Богач ощупал перешибленную ногу и покачал головой.

(13)— Да, Ерёмка, зарезать его, чтобы понапрасну не маялся…

(14)Но и прирезать было как-то жаль. (15)Уж если Ерёмка не взял зубом калеку, посовестился, так ему, Богачу, и подавно совестно беззащитную тварь убивать. (16)Ерёмка смотрел на хозяина и вопросительно взвизгивал. (17)Дескать, надо что-нибудь делать...

(18)— Ну, возьмём его к себе в избушку... не в суп же теперь?

(19)Богач взял зайца на руки и пошёл по снегу. (20)Ерёмка шёл за ним, опустив хвост.

(21)— Вот тебе и охотники... — ворчал старик. (22)— Откроем с Ерёмкой лазарет... 

(По Д. Мамину-Сибиряку)

  1. Определите и запишите основную мысль текста.
  2. Какой факт, по мнению автора текста, повлиял на решение Богача оставить покалеченного зайца в живых? Запишите ответ.
  3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 14—15 текста. Запишите ответ.
  4. В предложениях 12—15 найдите слово со значением «удержаться, постесняться, постыдиться». Выпишите это слово.
  5. В предложениях 10—13 найдите синоним к слову «мучиться» и выпишите его.

Вариант № 7

 (1)Валя не пришла в класс, и подруги послали к ней Мусю.

—(2)Может, она больна, может, ей нужно помочь?

(3)Муся застала Валю в постели, Валя лежала с завязанной щекой.

—(4)Ох‚ Валечка, у тебя, наверно, флюс! — сказала Муся, присаживаясь на стул. —(5)Ах‚ какой флюс был у меня летом, и мама была на работе...

—(6)Моя мама тоже на работе, — грустно сказала Валя, держась за щёку. — (7)А мне надо бы полосканье...

—(8)Мне тоже давали полосканье, и мне стало лучше! (9)А ещё мне помогала грелка, горячая-горячая...

(10)Валя оживилась и закивала головой:

—(11)Да‚ да, грелка у меня есть, но холодная... (12)Муся‚ у нас в кухне стоит чайник с горячей водой…

—(13)Это не он шумит? (14)Нет‚ это, верно, дождик!

(15)Муся вскочила и подбежала к окну.

—(16)Так и есть — дождик! (17)Хорошо‚ что я в галошах пришла, а то можно простудиться!

(18)Она побежала в переднюю и крикнула:

—(19)Выздоравливай‚ Валечка! (20)Я ещё приду к тебе, не беспокойся!

(21)Валя попыталась что-то сказать вдогонку. (22)Потом вздохнула. (23)Потом потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

—(24)Ну, что она говорила, чем ей помочь? — спрашивали Мусю девочки.

—(25)У неё такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. —(26)Я очень внимательно к ней отнеслась, но она ничего не говорила и помощи не просила!

(По В. Осеевой)

  1. Определите и запишите основную мысль текста.
  2. Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что Валя нуждалась в Мусиной помощи? Запишите ответ.
  3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 21—23 текста. Запишите ответ.
  4. В предложениях 8—12 найдите слово со значением «выйти из состояния вялости, безразличия». Выпишите это слово.
  5. В предложениях 4—7 найдите антоним к слову «весело» и выпишите его.

Вариант № 8

 (1)— Дети, идите медведя смотреть! — кричала няня.

(2)Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. (3)Всем охота на представление поглазеть. (4)Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя.

(5)— А ну-ка, Миша, встань, подымись, честным господам, как артист, поклонись! — говорит нижегородец и дёргает медведя цепью.

(6)Заревел медведь от боли. (7)Нехотя поднялся на задние лапы. (8)Стал с ноги на ногу переваливаться, направо, налево раскланиваться.

(9)— А ну-ка, Мишенька, — продолжает нижегородец, — покажи, как малые ребятишки горох воруют. (10)Где сухо — на брюхе, а мокренько — на коленочках.

(11)Заревел опять Мишка, но таки пополз: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дёргает.

(12)— А ну-ка, Мишенька, покажи, как бабы на работу идут.

(13)Этого медведь показывать не стал, ворчит, по сторонам оглядывается.

(14)Несколько раз ещё медведь проявлял досаду, ревел, не хотел вставать, но хозяин, поигрывая колом в руках, заставлял его повиноваться. (15)Зрители будто и не замечали этого: знай себе в ладоши хлопали.

(16)Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал:

(17 )— А ну-ка, Миша, теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да как нищий за шапку берись (18)Обойди господ: хлеб положат, так сам съешь, а деньги ко мне неси.

(19)И пошёл медведь, с шапкой в передних лапах, обходить зрителей.

(20)Детям няня дала для мужика гривенник, но они положили в шапку хлеба, а гривенник вернули. (21)Дети увидели, когда медведь к ним с шапкой подошёл: губа, продетая кольцом, у него вся распухла.

(По К. Д. Ушинскому)

  1. Определите и запишите основную мысль текста.
  2. Какие детали в рассказе свидетельствуют о том, что медведь с неохотой выполнял команды хозяина? Запишите ответ
  3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6—8 текста. Запишите ответ.
  4. В предложениях 12—14 найдите слово со значением «чувство раздражения, неудовольствия». Выпишите это слово.
  5. В предложениях 1—4 найдите антоним к слову «маленький» и выпишите его.

Вариант № 9

 (1)От дачи Петя направился к морю. (2)Степь обрывалась вниз.

(3)Мальчик постоял на краю. (4)Голову закружило пьянящее ощущение простора, чувство погружения в мечту. (5)Он уже видел себя одиноким Робинзоном... (6)Он оглядывал чужой океан с высокого берега тропического острова.

(7)Узкая дорожка вела зигзагами вниз, к пляжу. (8)До поворота мальчик ещё кое-как притормаживал и хватался руками за сухие нитки корней. (9)Но удержаться на откосе было невозможно.

(10)Он радостно закричал во всё горло и ринулся по дорожке вниз. (11)Мальчик‚ делая огромные прыжки по громадным ступеням естественной лестницы, со всего маху вылетел на холодный песок берега.

(12)Гордое чувство одиночества Робинзона на необитаемом острове с новой силой охватило мальчика. (13)Петя стал внимательно присматриваться к следам. (14)Серые уголья костра говорили о том, что ночью к берегу приставали на лодке туземцы. (15)Здесь они варили пищу. (16)Винная пробка с французским клеймом и побелевший в воде ломтик лимона, выброшенный волной на песок, свидетельствовали о том, что недавно в открытом море прошёл пиратский корабль.

(17)Полный волнующих впечатлений, Петя стал всматриваться в линию горизонта в поисках пиратов. (18)И так силён оказался мир его мечты, что за бликами мелких черноморских волн Робинзон снова увидел бескрайнюю даль тропического океана.

(По В. Катаеву)

  1. Определите и запишите основную мысль текста.
  2. Какие предметы на пляже, по мнению героя текста, свидетельствуют о том, что мальчик оказался на берегу южного океана? Запишите ответ.
  3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8—11 текста. Запишите ответ.
  4. В предложениях 7—10 найдите слово со значением «крутой изгиб, ломаная линия». Выпишите это слово.
  5. В предложениях 17—18 найдите антоним к слову «реальность» и выпишите его.

Вариант № 10

 (1)— Полный ход!

(2)Клубы сажи повалили из труб парохода, а из машинного отделения подуло на Петю горячим ветром и запахом перегретого пара.

(3)Стеклянная рама люка, как обычно, была приподнята. (4)Отсюда можно было сверху заглянуть в машинное отделение, и Петя каждый раз с наслаждением это проделывал. (5)Каждый раз пароходный двигатель вызывал у мальчика безотчётное восхищение. (6)Петя готов был смотреть на его работу часами. (7)Он поражал мальчика сокрушительной рукотворной силой и продуманностью каждой своей детали.

(8)Стопудовые стальные шатуны носились туда и обратно с изумительной лёгкостью. (9)Жарко шаркая, двигались поршни. (10)Точность взаимодействия завораживала. (11)Петя испытывал невольную гордость, чувствуя и себя причастным к этой мощи. (12)Поистине техника делает человека всесильным!

(13)И ещё одно чудо человеческого гения поражало Петю в машинном отделении. (14)Там была единственная на весь пароход настоящая электрическая лампочка Эдисона. (15)Она висела под жестяной тарелкой, в проволочном намордничке. (16)В её почерневшей склянке слабо светилась докрасна раскалённая петелька. (17)И она казалась Пете таким же свидетельством мощи человеческого разума, как огромная пароходная машина.

(По В. Катаеву)

  1. Определите и запишите основную мысль текста.
  2. Какие достижения техники поражали Петю во время путешествия на пароходе? Запишите ответ.
  3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 14—16 текста. Запишите ответ.
  4. В предложениях 4—6 найдите слово со значением «не поддающийся осмыслению, бессознательный». Выпишите это слово.
  5. В предложениях 13—16 найдите антоним к слову «сильно» и выпишите его.

Вариант № 11

 (1)Ребята возвращались из леса. (2)Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился за несколько километров от села. (3)Уставшие дети едва дошли до хуторка. (4)Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. (5)Из хаты вышла женщина. (6)Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. (7)Дети напились воды, отдохнули на траве.

(8)Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

— (9)А ведь мы не поблагодарили женщину за воду.

(10)Дети остановились. (11)В самом деле, они забыли поблагодарить.

— (12)Ну что же, это небольшая беда, — сказал Роман. (13)Женщина уже и забыла, наверное. (14)Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

— (15)Стоит, — сказала Марийка. — (16)Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

(17)Роман пожал плечами.

— (18)Вы как хотите, — сказала Марийка, — а я вернусь и поблагодарю женщину...

— (19)Почему? — спросил Роман. — (20)Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? (21)Ведь мы так устали...

— (22)Потому что мы люди...

(23)Она повернулась и пошла к хуторку. (24)За ней пошли все. (25)Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.

— (26)Трудно быть человеком... — подумал он.

(По В. Сухомлинскому)

  1. Определите и запишите основную мысль текста.
  2. Какие факты в тексте говорят о том, что детям нелегко было вернуться на хуторок, чтобы поблагодарить женщину? Запишите ответ.
  3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3—6 текста. Запишите ответ.
  4. В предложениях 12—14 найдите слово со значением «ничтожное обстоятельство, пустяк». Выпишите это слово.
  5. В предложениях 18—22 найдите антоним к слову «отдохнуть» и выпишите его.

Вариант № 12

 (1)Среди большого поля стоит маленькая хатка. (2)Не поленились добрые люди срубить деревья в лесу и напилить из них брёвен. (3)Не поленились хатку сложить и покрыть крышей. (4)Построили её для того, чтобы в ненастье путники могли спрятаться и пересидеть в сухости и тепле дождь или снег.

(5)Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошёл сильный дождь. (6)Через поле в это время шли трое мальчиков. (7)Они успели вовремя спрятаться от дождя в хатке и смотрели, как с неба льют потоки воды.

(8)Вдруг они увидели: к хатке по полю бежит мальчик лет десяти. (9)Они не знали его, мальчик был из соседнего села. (10)Забежав в хатку, он снял с себя рубашку и стал её выжимать. (11)Видно было, что он промок до нитки. (12)Мальчик весь дрожал. (13)Губы у него посинели, а тело покрылось гусиной кожей.

(14)И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

— (15)Как же это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. (16)Мне так жалко тебя...

(17)Второй мальчик тоже произнёс красивые и жалостливые слова:

— (18)Наверное‚ невесело промокнуть в такую погоду посреди поля. (19)Я сочувствую тебе, мальчик...

(20)А третий не сказал ни слова. (21)Он молча снял свою сухую рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

(22)Не слова красят человека.

(По В. Сухомлинскому)

  1. Определите и запишите основную мысль текста.
  2. Какие детали в тексте свидетельствуют о том, что десятилетний мальчик сильно замёрз? Запишите ответ.
  3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11—13 текста. Запишите ответ.
  4. В предложениях 3—5 найдите слово со значением «покрыть сплошь, обволочь». Выпишите это слово.
  5. В предложениях 12—15 найдите антоним к слову «хорошо» и выпишите его.

Вариант № 13

 (1)Вечером‚ сидя на кухне, папа вполголоса беседует со своим приятелем о том, как отправили папу в гимназию.

— (2)Нет, ну вот как же ты всё-таки в гимназию попал? (3)Ведь твоя мать, помнится, хотела, чтобы ты непременно стал священником.

— (4)Не попал бы, если бы не мой отец! — говорит папа. (5)Мама учила меня всякой религиозной премудрости, но я мечтал учиться наукам — и в особенности математике и медицине! (6)И отец понимал меня, как никто другой: он скопил денег и купил мне дорогие в то время учебники. (7)Он нанял мне учителя — гимназиста последнего класса. (8)Тот занимался со мной потихоньку от моей матери, у нас на чердаке. (9)Как-то мыши изгрызли мои книги по медицине, и я заплакал навзрыд. (10)Денег на новые у нас не было — это было бедствие, катастрофа! (11)Отец ничего тогда не сказал, только вздохнул. (12)Он достал из комода все деньги, которые у него были, и отдал мне. (13)«На, купи новые книжки»‚ — сказал он.

(14)Не подавая голоса, я внимательно слушаю папин рассказ. (15)Рассказ взрослого мужчины, замечательного врача и отличного, умного папы! (16)Я думаю о своём дедушке — папином отце. (17)Этот дедушка ведь совсем неучёный был, но он понимал, что нужно помочь ребёнку, который хочет учиться тому, что ему интересно. (18)Даже если это нелегко сделать.

(По А. Я. Бруштейн)

  1. Определите и запишите основную мысль текста.
  2. Почему мальчик занимался с учителем на чердаке, а не в комнатах? Запишите ответ.
  3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11—13 текста. Запишите ответ.
  4. В предложениях 1—4 найдите слово со значением «во что бы то ни стало, обязательно». Выпишите это слово.
  5. В предложениях 4—7 найдите антоним к слову «дешёвый» и выпишите его.

Вариант № 14

 (1)Раздался звонок в дверь, и в коридор к нам зашёл дядя Миша. (2)Прямо с порога он бросился обнимать меня. (3)А я вспомнила, как дядя Миша укладывал меня спать. (4)Когда я была маленькая, я часто не могла уснуть. (5)Дядя Миша брал меня на руки и носил по комнате. (6)Он рассказывал мне сказки, а я слушала. (7)Самой любимой моей сказкой была «Сказка о рыбаке и рыбке». (8)На слова Пушкина дядя Миша сам сочинил мотив. (9)И вот он пел мне о том, как старик в первый раз закинул невод, как «в другой раз закинул он невод»

(10)Я знала, что сейчас старик в третий раз закинет невод и поймает золотую рыбку. (11)И всё равно я слушала сказку Пушкина с замиранием сердца. (12)Я боялась: а вдруг сегодня старик не поймает рыбку? (13)Ведь тогда старик и старуха будут и дальше жить «в землянке», как жили до этого «тридцать лет и три года...»

(14)Теперь я знаю, в чём секрет таланта. (15)Это когда ты читаешь книгу в тысячный раз и думаешь: «А вдруг сегодня конец будет новый?» (16)Талантлив тот автор, который заставляет читателя переживать над книгой, будто в первый раз.

(По А.Я. Бруштейн)

  1. Определите и запишите основную мысль текста.
  2. Какие факты в тексте свидетельствуют о том, что дядя Миша любит свою племянницу? Запишите ответ.
  3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1—2 текста. Запишите ответ.
  4. В предложениях 6—9 найдите слово со значением «мелодия, напев». Выпишите это слово.
  5. В предложениях 1—4 найдите антоним к слову «забыть» и выпишите его.

Вариант № 15

 (1)У Кати было два зелёных карандаша. (2)А у Лены ни одного. (3)Вот и просит Лена Катю:

— (4)Дай мне зелёный карандаш.

(5)А Катя и говорит:

— (6)Спрошу у мамы.

(7)Встречаются обе девочки на другой день. (8)Спрашивает Лена:

— (9)Позволила мама?

(10)А Катя вздохнула и говорит:

— (11)Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— (12)Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена. (13)Приходит Катя на другой день.

— (14)Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— (15)Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— (16)Я осторожненько, — говорит Лена.

— (17)Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери, не рисуй много.

— (18)Мне‚ — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо.

— (19)Это много, — говорит Катя.

(20)Стоит она и брови хмурит. (21)И лицо у неё недовольное. (22)Даже немного обиженное. (23)Посмотрела на неё Лена и отошла. (24)Не взяла карандаш. (25)Удивилась Катя, побежала за ней:

— (26)Ну, что ж ты? (27)Бери!

— (28)Не надо, — отвечает Лена.

(29)На уроке учитель спрашивает:

— (30)Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— (31)Карандаша зелёного нет.

— (32)А почему же ты у своей подружки не взяла?

(33)Молчит Лена. (34)А Катя покраснела как рак и говорит:

— (35)Я ей давала, а она не берёт.

(36)Посмотрел учитель на обеих:

— (37)Надо так давать, чтобы можно было взять, а жадничать — и себе, и другим вредить.

(По В. А. Осеевой)

  1. Определите и запишите основную мысль текста.
  2. Для чего Лене нужен был зелёный карандаш? Запишите ответ.
  3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 20—22 текста. Запишите ответ.
  4. В предложениях 18—21 найдите слово со значением «сурово, угрюмо морщить». Выпишите это слово.
  5. В предложениях 33—37 найдите антоним к слову «помогать» и выпишите его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная работа с текстом - 5 класс

Анализ текста - итоговая работа в 5 классе....

работа с текстом 5 класс "После каникул"

Данный текст  может быть использован на уроках в 5,6 классах для работы с текстом: закрепление лексического материала, отработка навыков чтения, нахождение нужного материала в тексте....

Комплексная работа с текстом(8 класс)

Комплексная работа с текстом(8 класс)...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Урок русского языка "Работа с текстом" 5 класс

Материал  содержит план-конспект урока русского языка "Работа с текстом".  Форма проведения урока " урок-экскурсия" ...

Разноуровневые упражнения при работе с текстом 7 класс

Разноуровневые упражнения при работе с текстом 7 класс...

Работа с текстом 5 класс математика Виленкин

Задания для работы с текстом в парах....