Урок русского языка в 5 классе "Однородные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мединская Любовь Анатольевна

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Однородные члены предложения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 5-м классе по теме «Однородные члены предложения"

Цель урока: создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся в совершенствовании знаний об однородных членах предложения.                                        

Задачи урока:

1) повторить и закрепить знания учащихся о главных и второстепенных членах предложения;         2)формировать умение производить синтаксический  разбор предложения;                                       3) развивать умение находить однородные члены, соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами;                                                                                4) прививать любовь к родному языку, желание творчески подходить к анализу языковых явлений.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

 (Два человека получают индивидуальные карточки с заданием.)

1 карточка.

Братья милую с..стрицу п..любили.

1.Вставить пропущенные буквы.

2.Дать характеристику предложения.

3.Выделить грамматическую основу.

2 карточка.

Братья милую с..стрицу п..любили.

1.Вставить пропущенные буквы.

2.Произвести синтаксический разбор предложения.

Работа с классом.

-Назовите главные члены предложения.

-Как найти подлежащее?

-Как найти сказуемое?

-Какие члены предложения относятся к второстепенным членам предложения?

-Что такое дополнение?

-Как найти дополнение?

-Что такое обстоятельство?

-Как найти обстоятельство?

-Что такое определение?

-Как найти определение?

2.Игра «Конструктор». 

А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Конструктор».

-Можете объяснить значение этого слова? Если мы не знаем, то куда  можем обратиться за помощью? (словарь)

(На доске записаны предложения). (слайд 1)

  1. На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке.

Выписать из этого предложения подлежащее.

  1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Найдите сказуемое и согласуйте его с подлежащим, которое вы выписали из предыдущего предложения.  ( слайд 2)

  1. А старший брат свой нож берет.

Найдите определение, отвечающее на вопрос чей? Поставьте его в форму женского рода винительного падежа.

  1. Под окно за пряжу села.

Найдите дополнение, выраженное существительным 1 склонения в форме единственного числа, женского рода, винительного падежа.

-Какое предложение получилось? (Старуха пряла свою пряжу.)  ( слайд 3)

-Сделайте синтаксический разбор  этого предложения.

3.Новый материал. ( слайд 4)

Давайте сравним два предложения.

1)Снова князь у моря ходит.

2) Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит.

-Выделите грамматическую основу.

-Чем отличаются эти предложения?

-Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (про однородные члены предложения.)

-Запишите тему в тетрадь.

-Запишите 2-ое предложение.

-Проведем наблюдение

-От какого слова ставим вопрос к каждому сказуемому?

-Какой вопрос ставим?

-Чем выражено 1 сказуемое?

-Чем выражено 2 сказуемое?

-Построим схему этого предложения.

-Посмотрим, а какие ещё члены предложения могут быть однородными. Для этого продолжим наши наблюдения.

Работа с предложениями. 

1.Слуги, сватья и сестра

С криком ловят комара. (слайд 5)

2.Под столицей, близ ворот                                                                                                                                           с шумом встретил их народ. (слайд 6)

3.Я там мед, пиво пил. ( слайд 7)

4.И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит. (слайд 8)

Вывод.

-А теперь сделаем вывод.

Для этого допишите предложение. ( слайд 9)

Однородные члены предложения  отвечают на _________________ вопрос,

относятся к _________________ члену предложения,

могут быть как ________________членами предложения,

так и _________________________членами предложения..

Чаще всего они выражены______________________ частью речи.

-Прочитаем.

-А что вы можете сказать о знаках препинания в таких предложениях?

-Запомнить нам это правило поможет  веселое стихотворение, которое касается  предложений с однородными членами предложения без союзов.

Как однородные члены узнаем?

Их в предложении много поставим,

Между словами стоит запятая.

Допустим, вот фраза такая:

Дети рисуют, играют, сидят,

Спорят, смеются, поют, говорят! (слайд 10)

-А где в этом предложении однородные члены предложения?

4.Закрепление изученного.

-Проверим, как вы усвоили новую тему

-Вы должны будете выписать в тетрадь только предложения с однородными членами предложения, расставив правильно знаки препинания. ( слайд 11)

-Будьте осторожны!

1.Не звоны пошли по городу

Пошли вести по всему лесу.

2.Под окном Гвидон сидит

Молча на море глядит.

3.Море вздуется бурливо

Закипит подымет вой.

4.Ветер весело шумит

Судно весело бежит.

5.Самостоятельная работа по группам. ( слайд 12)

1.Поклонились царевичи отцу и пошли.

2.Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай.

3.Медведь прибежал и выворотил дуб с корнями.

1 группа.

-вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их.

-выделить однородные члены предложения.

2.группа.

-вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их.

-выделить однородные члены предложения.

-начертить схему 2-го предложения.

3.группа.

-вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их.

-выделить однородные члены предложения.

-начертить схему 2-го предложения.

-сделать синтаксический разбор 1-го предложения.

5.Проверка.

 -Ребята, а вы обратили внимание, что все предложения, с которыми мы сегодня работали, взяты из сказок А. С. Пушкина? ( слайд 13)

6.Подведение итогов.

-Что нового мы узнали сегодня на уроке?

7.Домашнее задание.

 П.40, №192 стр.80(по группам).

1 группа - записать, вставить пропущенные буквы, выделить однородные члены предложения.

2 группа - записать, вставить пропущенные буквы, выделить однородные члены предложения,  начертить  схемы

3 группа  - записать, вставить пропущенные буквы, выделить однородные члены предложения,  начертить  схемы, сделать  синтаксический разбор 2-го предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".

Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...

Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".

Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс

Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить  знания учащихс...

Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.

Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения)  Презентация може...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....