Роlина в творчестве В.П. Астафьева
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Методическая разработка посвящена анализу рассказа "Хвостик" В.П. Астафьева. Данная работа будет полезна при изучении творчества писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл astafev_-_rabota_o_nem.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия в 7 классе, посвященный празднованию дня рождения Виктора Петровича Астафьева

«Родина – часть души В.П. Астафьева»

Цели мероприятия:

  1. Расширить представление у учащихся о жизни и творчестве великого русского писателя - Виктора Петровича Астафьева
  2. Воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к природе, формировать представление о реализации проблемы отношения человека к природе.
  3. Развивать устные речевые способности учащихся

Оборудование: портрет В.П. Астафьева, подборка произведений писателя

Ход мероприятия:

Слово учителя:

Для каждого человека есть место, которое навсегда нашло отражение в его душе. Частичка светлого, доброго, прекрасного начала имеет самую крепкую, неразрывную связь с родным уголком человека. И даже когда жизнь «закидывает» нас за много тысяч километров от родного дома, мы в своих снах видим «сердцу родной уголок».

Таким человеком был Виктор Петрович Астафьев. Он очень любил свою малую родину, при этом видел, к чему приводит увлеченное желание человека получить большее от природных ресурсов. Это легло в основу творчества писателя.

Ребята, сегодня на нашем мероприятии мы откроем многогранное творчество Астафьева еще с одной стороны, и я, надеюсь, что осенью, когда вы придете в 7 класс на первый урок литературы, что среди вас найдутся те, кто самостоятельно познакомился с творчеством нашего земляка.

Ведущий № 1

На берегу реки Ангары родился мальчик, которому предстояло на своем жизненном пути пронести нелегкие испытания, впереди его ожидали: смерть матери в раннем возрасте, голодное детство, жизнь в детском доме, но, несмотря на все преграды, ему суждено было стать великим русским писателем и в своем творчестве пронести любовь к людям и природе.

Не только как писатель, творчество которого завораживает с каждой строкой, разворачиванием сюжетной линией. Он близок нам географически: ведь деревня Овсянка, как вы знаете, находится в Красноярском крае, с которым Хакасия граничит.

Ведущий № 2

Где родился, там и пригодился. Эту народную мудрость своим жизненным путем доказал последний писатель-классик XX века. Благодаря произведениям Виктора Петровича, весь мир узнал о деревне Овсянка – малой родине писателя. Здесь его и проводили в последний путь.

Учащийся наизусть рассказывает отрывок из рассказа «Хвостик»

«Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба. В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника…»

Учитель:

-Как изображает родные просторы писатель?

(Астафьев явно дорожит природой родного края, даже определения «чубатая» и «туповатая» не снижают» красоты описания. Он гордится и восхищается ею)

-Какие средства художественной выразительности для этого использует?

( Небольшой отрывок изобилует примерами олицетворениями: черемуха кружилась, метелила; ольхи, вербы огородились от пожара; оробело останавливалась гуща; присутствует эпитет: багряно-мерцающий тальник, сам остров сравнивается с неровной формой головой; градация: черемуха кружилась, метелила, вспыхивала, останавливалась.)

-На что располагает такое начало рассказ?

(Описание природы острова кажется раним и хрупким, подверженным влиянию человека, как и черемуха, красота которой минутна, так и окружающая среда быстро подвергается деятельности человека, последствия которой не всегда благоприятны для природы).

Ведущий №1

Чем глубже читатель «погружается» в произведение, тем чаще он встречается с картинами, знакомыми ему их из его повседневной жизни. Он «видит»: усохший кустарник, почерневшие кусты черемухи, колючий бурьян.

И над всем этим «царством смерти» властвует гидроэлектростанция, которая будто живет своей жизнью, отдельной от человека. Именно она является виновницей всех бед, которые обрушились на ни в чем неповинную природу.

Учитель:

-Какое впечатление произвел на вас рассказ «Хвостик» из цикла «Затеси»?

(Грусть, жалость к суслику. Рассказ поражает откровенностью ужасов, которые творит человек. Возникло желание оберегать природу).

-С чем сравнивает остров Астафьев и для чего?

(Он выступает в образе головы, которая показывает, что здесь текла жизнь до строительства гидроэлектростанции, но позже остров стал половиной головы, значит, что-то потерялось, погибло).

-Веселые дачники исполняют песню «То ли еще будет». Как вы думаете, почему писатель включил исполнение именно этой песни?

(Астафьев последовательно доказывает, что еще на протяжении длительного времени природа будет терпеть потребительское к ней отношение со стороны человека).

-Почему автор сделал действующим лицом не взрослого человека, а мальчика, который нашел суслика в банке?

(Таким образом, Виктор Петрович утверждает, что с детства не закладывается культура правильного отношения к ценностям природы).

Ведущий № 2

Виктор Петрович Астафьев с горечью в голосе говорит нам «Остановитесь, люди! Обдумайте свои поступки, не тревожьте землю напрасно, и в ответ получите неоценимую благодарность».

Учитель:

Сегодня на нашем вечере мы попытались на один шаг приблизиться к тому, чему призывают сердца людей, радеющих за сохранение богатств родной природы. Рассказ «Хвостик» помог нам понять проблему изнутри, осмыслить поступки человека, которыми движут только эгоистичные мысли.

Виктор Петрович оставляет вопрос открытым: как быть дальше - зависит только от нас с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве В.П.Астафьева

Презентация включает материалы о музейном комплексе писателя в селе Овсянка, доме-музее в г.Чусовой....

Презентации к урокам по творчеству В.П.Астафьева.

Астафьев Виктор Петрович... В его творчестве особо выделяется тема национального самосохранения, противостояния нравственному распаду, с опорой на корневые устои национальной жизни. Такие произведения...

Урок-презентация по творчеству В.П. Астафьева. Повесть "Пастух и пастушка"

Виктор Петрович Астафьев (1 мая 1924 - 29 ноября 2001). Русский писатель. Книги его светлые, душевные, это частицы его доброй, искренней, сострадающей души. "Главное, - говорил Виктор Петрович, ...

Система уроков по изучению творчества В.П. Астафьева

В учебном материале размещён доклад "Система уроков по изучению творчества В.П. Астафьева", конспект урока, рабочая тетрадь для учащихся....

О традициях Ф.М.Достоевского в творчестве В.П.Астафьева

В статье анализируетрся связь творчества В.П.Астафьева с традициями литературного наследия Ф.М.Достоевского....

Презентация по литературе "Жизнь и творчество В.П.Астафьева"

Презентация по литературе "Жизнь и творчество В.П.Астафьева"...