Технологические карты уроков
план-конспект урока по русскому языку (7, 8, 9 класс) по теме

Шорова Елена Владимировна

1.Технологическая карта урока в технологии развивающегo обучения

Урок русского языка для 7 класса по теме «Омонимия слов разных частей речи»

2.Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения

Урок русского языка для 8 класса по теме «Портретный очерк»

3.Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения

Урок литературы для 9 класса по теме «Предпосылки появления «лишнего человека» в русской прозе первой четверти XIX века на материале комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh.karta_no1_omonimiya.doc63.5 КБ
Microsoft Office document icon teh.karta_no1_ocherk.doc64.5 КБ
Microsoft Office document icon teh.karta_no1lishniy_chelovek.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в технологии развивающегося обучения

Урок русского языка для 7 класса по теме «Омонимия слов разных частей речи»

Тип урока: комбинированный

Подход к обучению: дифференцированный

Методы обучения: словесный, наглядный, поисковый.

Формы обучения: индивидуальная и групповая

Средства обучения: вербальные - речь учителя, визуальные-иллюстрации, учебник, интернет-ресурсы, интерактивная доска

Средства активизации: слово учителя, беседа, самостоятельная работа индивидуальная и в группах

Методы контроля: визуальный, устный, письменный

Технологическая карта урока

Тема

«Омонимия слов разных частей речи»

Цель

Освоение учебного материала по теме и формирование умений школьников.

Задачи

-Актуализация ранее полученных знаний.

-Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами.

-Отработка навыков работы со словарями..

-Обучающие: изучение учащимися материала об омонимии (омонимы, омофоны, омографы, омоформы)

-Развивающие: дальнейшее формирование у учащихся метапредметных умений

Формируемые УУД

Планируемые результаты освоения темы:

-личностные:  развить творческие способности. Проявлять готовность к сотрудничеству. Осознавать успешность своей деятельности.

-метапредметные умения:

  • познавательные—осуществлять поиск и извлечение информации в соответствии с учебным заданием, определять значение и смысл термина, обобщать информацию и анализировать ее.
  • регулятивные - принимать и сохранять учебное задание, устанавливать последовательность действий, определять значимую цель, выделять информацию первостепенной важности.
  • коммуникативные - уметь отвечать на поставленный вопрос, работать в группе, участвовать в обсуждении.

-предметные умения: уметь определять часть речи, закрепить материал по теме «Служебные части речи», закрепить материал по теме «Самостоятельные части речи», распознавать синтаксическую роль омонимичных слов.

Основные понятия

Омонимы, омофоны, омоформы, омографы, производные предлоги, наречие, деепричастие

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Обсуждает с учащимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах.

Вопросы для обсуждения:

Давайте вспомним, какие части речи относятся к самостоятельным? Какие к служебным? Какие предлоги называются производными? Из каких частей речи они пришли? На какой вопрос отвечает наречие? Как отличить его слов других частей речи (прилагательного, числительного, местоимения)?

Учащиеся дают определения, что такое самостоятельные и служебные части речи, что такое производные предлоги, что такое наречие, какую роль оно играет в предложении, что такое омонимия.

Работа с учебником

Владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения, а также целеполагание, умение ставить  учебную цель и задачу.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Постановка проблемы: как отличить слова-двойники?

Учитель предлагает учащимся сформулировать тему и цель урока.

Учащиеся рассуждают  об омонимии. Высказывают предположения о том, что должно помочь им при определении части речи того или иного  слова.

Учащимся предлагается поработать с  материалом учебника.

Владение навыками аргументированного устного высказывания.

Способность ставить новые учебные цели и задачи

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Научиться определять часть речи слов-двойников.

Предлагает учащимся поделиться на группы и даёт задания для каждой из групп:

1 группа работает по карточкам «Наречия и созвучные формы других частей речи»

2 группа – работает по карточкам «Производные предлоги и союзы»

1 группа

Делает выводы о том, как отличить наречия от других частей речи.  

2 группа

Делает выводы о том, как отличить слова служебных частей речи от самостоятельных.

Учащимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему.

Работа с материалом учебника

Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение.

Определение основной и второстепенной информации;

Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;

Выдвижение гипотез и их доказательство

V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности

Цель.

Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления  продукта  своей деятельности

Предлагает учащимся рассказать о результатах своего исследования.

Учащиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Предлагается учащимся рассказать о результатах своей работы с опорой на записи в тетради и т.п.

Навыки отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний;

Осуществление познавательной  рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VI.Работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверка степени усвоения учебного материала

Учитель предлагает учащимся проверить полученные знания – выполнить задания по тесту.

Учащиеся проверяют результаты теста.

Выполнение работы  с последующей самопроверкой.

Поиск и выделение необходимой информации

Формирование навыков  самооценки

VII. Включение новых знаний в систему знаний Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Учитель предлагает составить предложения  с омонимами.

Записывают предложения с последующим прочтением вслух и обсуждением прочитанного.

Самостоятельная творческая работа на тему «Что же такое омонимия?» (с приведением примеров).

Создание письменного высказывания и его представление.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Рефлексия ученическая и учительская.

Оценивают свою работу на уроке.

Заполнение рефлексивной карты

Сегодня на уроке я:

Что получилось и что не получилось?

Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?

Какие новые вопросы возникли в конце урока?

Формирование навыков рефлексии

IX. Д/з.

Задание 1 уровня:

Создать кластер «Богатство лексики русского языка»

Задание 2 уровня:

упр. в учебнике

Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.

Записать домашнее задание на следующий урок.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в технологии развивающегося обучения

Урок русского языка для 8 класса по теме «Портретный очерк»

Тип урока: комбинированный

Подход к обучению: дифференцированный

Методы обучения: словесный, наглядный, поисковый.

Формы обучения: индивидуальная и групповая

Средства обучения: вербальные - речь учителя, визуальные-иллюстрации, учебник, интернет-ресурсы, интерактивная доска

Средства активизации: слово учителя, беседа, самостоятельная работа индивидуальная и в группах

Методы контроля: визуальный, устный

Межпредметные связи: история 

Технологическая карта урока

Тема

Портретный очерк

Цель

создать условия для выполнения учащимися задания  «Написание портретного очерка»

Задачи

-Актуализация ранее полученных знаний.

-Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами.

-Отработка навыков составления письменного высказывания на заданную тему.

-Обучающие: изучение учащимися материала о публицистическом стиле и его жанрах, расширение знаний о стилях речи, о функционально-смысловых типах речи.

-Развивающие: дальнейшее формирование у учащихся метапредметных умений

-Воспитывающие: формировать уважительное и бережное отношение к людям особых профессий—учителям и врачам.

Формируемые УУД

Планируемые результаты освоения темы:

-личностные: оценить вклад учителей и врачей в развитие общества. Развить творческие способности. Проявлять готовность к сотрудничеству. Осознавать успешность своей деятельности.

-метапредметные умения:

  • познавательные—осуществлять поиск и извлечение информации в соответствии с учебным заданием, определять значение и смысл термина, обобщать информацию и анализировать ее.
  • регулятивные - принимать и сохранять учебное задание, устанавливать последовательность действий, определять значимую цель, выделять информацию первостепенной важности.
  • коммуникативные - уметь отвечать на поставленный вопрос, работать в группе, участвовать в обсуждении.

-предметные умения: знать стили, жанры публицистического стиля. Понимать структуру портретного очерка. Уметь извлекать информацию. Использовать полученные знания при создании текстов.

Основные понятия

Публицистический стиль, жанр, очерк, портретный очерк, типы речи.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Обсуждает с учащимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах.

Вопросы для обсуждения:

Давайте вспомним, что такое публицистический стиль. Чем различаются репортаж, статья, очерк?

Что такое портретный очерк?

Учащиеся дают определения, что такое публицистический стиль вообще и что понимается под жанрами этого стиля.

Работа с учебником

Владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения, а также целеполагание, умение ставить  учебную цель и задачу.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Постановка проблемы: как строится портретный очерк (структура)? Кто может стать героем портретного очерка? Какие стороны личности героя мы должны подчеркнуть? Почему нужны портретные очерки?

Учитель предлагает учащимся сформулировать тему и цель урока.

Учащиеся рассуждают  о герое портретного очерка (упр.370).Задумываются о том, почему Н.М.Амосов стал героем очерка? Каких успехов достиг этот человек? Учащиеся обосновывают свою точку зрения: какая из них наиболее важна, после чего  формулируют тему и цель урока.

Учащимся предлагается просмотреть отрывки из документальных фильмов.

Владение навыками аргументированного устного высказывания.

Способность ставить новые учебные цели и задачи

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Научиться писать портретный очерк.

Предлагает учащимся поделиться на группы и даёт задания для каждой из групп:

1 группа работает с материалом  из документального фильма «Корифеи российской медицины»  и даёт заключение: каким должен быть настоящий врач?

2 группа – работает с материалом из документального фильма «Антон Макаренко. Воспитание- легкое дело» и дает заключение: каким должен быть настоящий учитель?

1 группа

Какими качествами должен обладать настоящий врач?  

2 группа 

Какими качествами должен обладать настоящий учитель?

Учащимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему.

Работа с текстом учебника (стр.209-210)

Работа с портретами.

Работа с выдержками из критических статей.

Работа с видеорядом.

Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение.

Определение основной и второстепенной информации;

Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;

Выдвижение гипотез и их доказательство

V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности

Цель.

Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления  продукта  своей деятельности

Предлагает учащимся рассказать о результатах своего исследования.

Учащиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Предлагается учащимся рассказать о результатах своей работы с опорой на записи в тетради и т.п.

Навыки отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний;

Осуществление познавательной  рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VI.Работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверка степени усвоения учебного материала

Учитель предлагает учащимся проверить свои работы, следуя плану портретного очерка.

Учащиеся проверяют соответствие портретного очерка плану, написанному в тетради

Выполнение работы  с последующей самопроверкой.

Поиск и выделение необходимой информации

Формирование навыков  самооценки

VII. Включение новых знаний в систему знаний Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Учитель предлагает учащимся написать портретный очерк. Героя очерка учащиеся выбирают самостоятельно.

Оформляют письменное высказывание с последующим прочтением вслух и обсуждением прочитанного.

Самостоятельная творческая работа. Создание портретного очерка.

Создание письменного высказывания и его представление.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Рефлексия ученическая и учительская.

Оценивают свою работу на уроке.

Заполнение рефлексивной карты

Сегодня на уроке я:

Что получилось и что не получилось?

Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?

Какие новые вопросы возникли в конце урока?

Формирование навыков рефлексии

IX. Д/з.

Задание 1 уровня:

Упр.376 (оценить сочинение учащегося 8 класса. Записать достоинства и недостатки работы)

Задание 2 уровня:

Написать портретный очерк.

Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.

Записать домашнее задание на следующий урок.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в технологии развивающегося обучения

Урок литературы для 9 класса по теме «Предпосылки появления «лишнего человека» в русской прозе первой четверти XIX века на материале комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Тип урока: урок-исследование, урок получения новых знаний

УМК: программа  В.Я. Коровиной  по литературе для 9 классов общеобразовательных школ. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2013.

Технологическая карта

Тема

Предпосылки появления «лишнего человека» в русской прозе первой четверти XIX века на материале комедии А.С. Грибоедов «Горе от ума».

Цель

Раскрыть проблему появления типа «лишнего человека» на примере комедии «Горе от ума».

Задачи

Актуализация ранее полученных знаний.

Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами.

Отработка навыков составления письменного высказывания на заданную тему.

Формируемые УУД

Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи

Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, создавать письменные высказывания.

Основные понятия

Художественный тип, проблема, конфликт, характер литературного героя.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2013.

Критические статьи: И.А. Гончаров «Мильон терзаний»; В.Г.Белинский. "Горе от ума". Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова, В.А. Ушаков. Московский бал. Третье действие из комедии "Горе от ума".

Организация пространства

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Обсуждает с учающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах.

Вопросы для обсуждения:

Давайте вспомним, что лежит в основе деления драматических произведений на жанры. (Чем различаются комедия, трагедия, драма?) Характер проблемы.

Что такое проблема?

Учащиеся дают определения, что такое проблема вообще и что понимается под проблемой художественного произведения.

Работа со словарями:

http://slovari.yandex.ru/

Владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения, а также целеполагание, умение ставить  учебную цель и задачу.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Постановка проблемы: какие проблемы мы можем выделить в комедии «Горе от ума»? Какая из них наиболее важна с точки зрения авторского замысла?

Учитель предлагает учащимся сформулировать тему и цель урока.

Учащиеся рассуждают о том, какие проблемы затронул автор, обосновывая свою точку зрения: какая из них наиболее важна, после чего  формулируют тему и цель урока.

Учащимся предложены высказывания для составления характеристики героев комедии.

Владение навыками аргументированного устного высказывания.

Способность ставить новые учебные цели и задачи

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Раскрыть перед учащимися глубину авторского замысла, показать влияние русской литературы на исторический процесс, на формирование общественного сознания.

Предлагает учащимся поделиться на группы и даёт задания для каждой из групп:

1 группа работает со словарями и даёт заключение: что такое ум?

2 группа – проанализируйте все высказывания Чацкого, что такое ум и умный человек.

3 группа – проанализируйте все высказывания «фамусовского общества» на тему ума. Каким должен быть умный человек, с их точки зрения?

4 группа – сопоставьте высказывания разных критиков на тему: умён или глуп Чацкий? Обоснуйте, чья точка зрения вам

кажется наиболее интересной и почему.

1 группа

Какие ключевые понятия и  аспекты входят в понятие ума?

2 группа

Представление высказываний Чацкого об уме.

3 группа

Представления «фамусовского общества» об уме.

4 группа

Кто и как из известных литературных критиков дал характеристику Чацкому? Какая из этих характеристик кажется вам наиболее точной, выражающей авторское понимание героя «Горя от ума» или совпадающей с Вашим пониманием Чацкого?

Учащимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему.

Работа с текстом комедии;

Работа со словарями и сопоставление разных словарных статей;

Работа с выдержками из критических статей.

Интерпретация текста. Работа с видеорядом.

Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение.

Определение основной и второстепенной информации;

Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;

Выдвижение гипотез и их доказательство

V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности

Цель.

Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления  продукта  своей деятельности

Предлагает учащимся рассказать о результатах своего исследования.

Учащиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Предлагается учащимся рассказать о результатах своего исследования, с опорой на записи в тетрадии т.п.

Навыки отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний;

Осуществление познавательной  рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VI.Работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверка степени усвоения учебного материала

Учитель предлагает учащимся проверить свои знания текста, пройдя тест.

Учащиеся отвечают на вопросы теста.

Выполнение теста с последующей самопроверкой.

Поиск и выделение необходимой информации

Формирование навыков  самооценки

VII. Включение новых знаний в систему знаний Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Учитель предлагает учащимся написать сочинение-миниатюру на тему: «Ум подготавливает счастье» (Гельвеций).

Оформляют письменное высказывание в форме эссе с последующим почтением вслух и обсуждением прочитанного.

Самостоятельная творческая работа. Создание письменного отзыва.

Создание письменного высказывания и его представление.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Рефлексия ученическая и учительская.

Оценивают свою работу на уроке.

Заполнение рефлексивной карты

Сегодня на уроке я:

Что получилось и что не получилось?

Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?

Какие новые вопросы возникли в конце урока?

Формирование навыков рефлексии

IX. Д/з.

Задание 1 уровня:

Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Чацкого и других героев. Почему? Составьте соответствующую таблицу в тетради.

Задание 2 уровня:

Сочинение «Есть ли нынче Чацкие?».

Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.

Записать домашнее задание на следующий урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...