Главные вкладки

    Методическая разработка урока "Неопределенная форма глагола"
    методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

    Лоскутова Любовь Юрьевна

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon neopredelennaya_forma_glagola.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

      Тема урока: Неопределенная форма глагола.

    Цель:   познакомить детей особенностями глаголов  неопределённой формой; развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений; учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме; развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись; Прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку; воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

                                  

    Ход урока:

    I.Организационный момент.

    Проверь, дружок,

    Готов ли ты начать урок?

    Все ль на месте, все ль в порядке?

    Книжка, ручка и тетрадка?

    II. Чистописание.

    - Запишем число, классная работа, сочетания букв:

    ть, ти, чь    инфинитив

    - Почему их написали? Где они нам могут встретиться? Что знаете о новом слове? (предположения детей)

    III. Актуализация знаний о глаголе.

    1. Интервью.

        Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

     – Что вы больше всего любите?

     – Люблю действовать.

     – Что вы больше всего не любите?

     – Не люблю предлоги и известную всем частицу.

     – Что бы вы пожелали ребятам?

     – Чтобы русский все ребята.

         на "десятку" знали.

         На письме и в разговоре

         Меня  употребляли.

    Что без меня предметы?

    Лишь названия.

    А я приду-

    Всё в действие придёт.

    Летит ракета.

    Люди строят здания.

    Цветут сады.

    И хлеб в полях растёт.

    - О какой части речи пойдёт речь на уроке?

    - Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

    - Почему я так сказала?  (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)

    2. (составление схемы )

    - Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

    - Что такое глагол?

    - Что обозначает глагол?

    - На какие вопросы отвечает глагол?

    - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

    - Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?

    - Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?

    - Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?

    -А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать? Давайте предположим….

    IV. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

    -Прочитайте написанные на доске слова:

          Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти

    - Найдите в них общее. ( глаголы, все слова имеют безударную гласную) 

    - Какие можете назвать различия? ( число, с приставками и без приставок, время)

    - Распределите данные слова по временам.

            п.в.                      н.в.                      б.в.

    (1 у доски, остальные на листочках)

    -Проверяем.

    - С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?

    - Слова « решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы?

    - Какая перед нами возникла проблема?

    - Почему эти глаголы  оказался лишними, не попали ни  в одну из трех групп. Ваши предположения……
    - Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

    Глаголы, у которых нельзя определить время и число.

    - Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.

    - Чему хотите научиться  на уроке?

    - А где мы можем узнать о новой форме глагола?

    -А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?

    V. Изучение нового материала.

    - Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить)
    - Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)
    - А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число?
    (Дети дают свои ответы.)

    - Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. (СЛАЙД 1)

    - С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?

    Тема: Неопределенная форма глагола.

    - Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)

    _ На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

     (Слайд 1)

    Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный».


    Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи.
    Записать глаголы в неопределенной форме.
    Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

    - Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.

    - На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?

    -Имеют окончания: - ти,  - ть

                           и оканчиваются на - чь

    - Кто попробует сделать вывод ?

    - Откройте учебники на стр. 180, прочитайте вывод.

    - Что можете сказать?. Какое противоречие вам встретилось? (суффикс….)

    Существует две школы – мы придерживаемся Московской школы…

    Такие глаголы имеют 3 названия (СЛАЙД 2)

                           Начальная форма глагола

                                               

                                                   

                            Неопределённая форма глагола

                                           Инфинитив

    Какое из этих названий вам   незнакомо?

     Инфинитив – лат. слово "неопределённый".  Почему эта форма глагола называется неопределённой?

    - Для чего нам нужны эти знания?

    VI. Физкультминутка для глаз. (СЛАЙД 3)

    VII. Закрепление изученного

    1. Упр. 413 с.181( 4 ученика  самостоятельно)

    - Какие глаголы мы писали?

    2. Игра «Будь внимателен!» (Коллективно) (Слайд 4)

    • Зарубить на  носу; - запомнить
    • Клевать носом; - дремать
    • Пропустить мимо ушей; - прослушать
    • Вставлять палки в колёса; - мешать
    • Делать из мухи слона; - преувеличивать
    • Обвести вокруг пальца; - обмануть
    • Держать язык за зубами. - молчать

    Замените фразеологизмы глаголами  неопределенной формы.

    3. Карточка. (Индивидуально 3 человека)

    Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы. Подчеркнуть  глаголы.

    Полезные советы.

    Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно.  Зарядку  нужно (делаю) при открытой форточке.

    VIII. Итог урока

    - Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?

    - На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

    - Какие окончания  имеют данные глаголы?

    - Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)

    (СЛАЙД 5)

    - Что заметили на схеме?

    - Как понимаете слово «ИНФИНИТИВ»? (СЛАЙД 6)

    IX. Рефлексия  (СЛАЙДЫ 7,8)

     - Какое открытие  вы для себя сделали?

      - Интересно ли вам было на уроке?

    -   С каким настроением вы работали?      

    Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?

     - Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.

    X. Домашнее задание. (СЛАЙД 9)

    1) Выписать 10 пословиц с глаголами неопределенной формы;

    2) Упр. 417, составить два предложения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка занятия "Формы размножения организмов"

    Материал представляет собой методическую разработку занятия "Формы размножения организмов" по дисциплине "Биология" для специальностей среднего профессионального образования. Методическую разработку м...

    Методическая разработка "Разнообразные формы и виды индивидуальной работы учащихся на уроках математики как средство формирования теоретического мышления".

    В разработке содержится дидактический материал по тема "Корни. Степени. Логарифмы" дифференцированый по степени сложности....

    Методическая разработка "Различие между глаголами do и make".

    Различие между глаголами do и  make. http://www.study.ru/lessons/preintermediate1-1.html...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «ГЛАГОЛ TO HAVE, ЕГО ФУНКЦИИ И СПРЯЖЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ НОВЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ПО ТЕМЕ MY COLLEGE»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «ГЛАГОЛ TO HAVE, ЕГО ФУНКЦИИ И СПРЯЖЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ НОВЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ПО ТЕМЕ MY COLLEGE» ...