Как работать учителю с одаренными детьми?
методическая разработка по русскому языку на тему

Купчишина Алёна Григорьевна

        Данная  публикация  посвящена проблеме работы с одаренными детьми. Акцент сделпн на  необходимости и важности раннего обнаружения у ребенка уникальных способностей, а также предложены  формы и методы работы с одаренными детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_rabotat_uchitelyu_s_odarennymi_detmi.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Как работать учителю  с одаренными детьми?

  1. Одаренные дети и современная система  образования

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Годы кризиса в России негативно отразились на образовательном и интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

В современной системе образования требуется решение ряда задач по совершенствованию механизмов общенациональной системы поддержки одаренных детей:

1. Развитие образовательных организаций, которые обучают талантливых детей (между ними должен поддерживаться контакт и обмен опытом).

2. Повышение квалификации самих педагогов, которые работают с одарёнными детьми (для талантливых детей, особо талантливых детей нужны и специально подготовленные учителя, их подготовка должна проводиться в том числе на базе ведущих университетов).

3 Концентрация на применении самых современных форм и методов обучения. В соответствии с этим задача, как государства, так и каждого отдельного образовательного учреждения, – создать условия для развития и самореализации одарённых детей, научиться как можно раньше распознавать их потенциал и помогать раскрыться их способностям.

Данную точку зрения поддержала и новый министр образования Ольга Юрьевна Васильева, которая отметила, что «… важнейшая задача, которая стоит перед государством и в первую очередь перед системой образования, – это развитие способностей каждого ребёнка, создание необходимых для этого условий».

 На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась система работы с талантливыми детьми и молодёжью. В первую очередь сформирована необходимая нормативно-правовая база, выработаны механизмы финансирования такой работы. Важным шагом в систематизации и унификации такой работы стало утверждение в 2012 году Президентом Российской Федерации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Правительством Российской Федерации – Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Этот документ определяет принципы работы с талантливыми детьми на всех уровнях образования – от детских садов и учреждений дополнительного образования до вузов. Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов в конце прошлого года подвёл промежуточные итоги реализации концепции и принял новый, актуализированный комплекс мер на 2016–2020 годы по реализации указанной концепции. В 2015 году Правительством Российской Федерации определён единый порядок выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития одарённых детей и талантливой молодёжи.

  1. Одаренность и одаренный ребенок

Разберемся с понятиями, что же такое «одаренность» и «одаренный ребенок»?

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети". Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Признаки детской одаренности:

  1. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении.
  2.  Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
  3.  Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку.
  4. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
  5. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться.
  6.  Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
  7. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
  8. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными воспитанниками, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности дошкольных учреждений и школы.

Условно можно выделить три категории одаренных детей: 

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (в подростковом периоде).
  3.  Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Основные виды одаренности:

1. Интеллектуальная одаренность.

2. Академическая одаренность.

3. Социальная одаренность.

4. Художественная одаренность.

5. Практическая одаренность.

 6. Психомоторная (спортивная) одаренность.  

Три закона развития высоких способностей (одаренности):

1. Развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции.

2. Для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности)

3. Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка), должна представлять для человека значительную ценность (по внутренней мотивации).

Основные проблемы особо одаренных детей: у них часто отмечаются проблемы дефицита развития произвольной саморегуляции (недостаток организованности и самообладания), трудности делового и личностного общения (они, как ни парадоксально, не всегда креативны, часто встречаются с трудностями при выборе профессии). Но основной проблемой детей с таким типом одаренности является тот факт, что им трудно себя реализовать в реальной жизни. Поэтому задача педагога  - помочь одаренному ребенку самоопределиться с выбором будущей профессии, найти свою правильную дорогу в жизни.

  1. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

Следует отметить следующие принципы, которых должен придерживаться педагог, работающий с одаренными детьми:

  принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

 принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

  1. Усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
  3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

С одаренными детьми должен работать учитель, обладающий определенными качествами: 

  увлеченный  своим делом;

  способный к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  профессионально грамотный;

  интеллектуальный, нравственный  и эрудированный;

  проводник  передовых педагогических технологий;

  психолог, воспитатель и умелый организатор  учебно- воспитательного процесса;

  знаток во всех областях человеческой жизни.

  1. Формы и методы работы с одаренными детьми

Во время урочной и внеурочной деятельности педагог, обучающий одаренных ребят, может использовать следующие формы работы:

  творческие мастерские;

 групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

 факультативы;

 кружки по интересам;

 занятия исследовательской деятельностью;

 НОУ;

 конкурсы;

 интеллектуальный марафон;

 научно-практические конференции;

 участие в олимпиадах;

  работа по индивидуальным планам;

 сотрудничество с другими школами, вузами.

На уроках с целью  обучения и развития одаренных детей необходимо широко использовать  следующие технологии:

  • Технология кооперативного обучения;
  • Технология творческих мастерских;
  • Проектное обучение;
  • Модульная технология;
  • Технология полного усвоения;
  • Инновационные компьютерные технологии.
  • Технологию развития критического мышления (РКМЧП).

Последняя технология предполагает развитие самостоятельности мышления и решения возникающих проблем разными путями. Если ученик научится критически мыслить, то он овладеет разнообразными способами интерпретации, способностью аргументировать свою точку зрения на основе собственных наблюдений и опираясь на мнение собеседника, т. е. используя и осознавая многополярность окружающего мира. Эта технология раскрепощает ребенка и выпускает на свободу детское творчество.

Технология РКМЧП рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и ее решение. Восприятие информации происходит в 3 этапа, что соответствует таким стадиям урока, как:

 – стадия вызова (актуализация знаний  и мотивация на приобретение новых);

– смысловая стадия (восприятие нового или стадия реализации смысла);

– стадия рефлексии (присвоение информации).

В зависимости от типа и темы урока целесообразно использовать  такие педагогические приемы:

На стадии вызова:

1. “Линия времени”. Чертится на доске линия, на которой обозначены этапы изучения темы, формы контроля; учитель говорит о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

2. Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Важно приучать обучающихся  во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Подобное упражнение придает ребятам уверенность в своей лингвистической компетенции. Исчезает страх публичного выступления.

3. Вызвать у детей эмоциональный отклик, вызвать  интерес  к новой теме поможет опора на жизненный опыт учеников. Это можно сделать  через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.

– Что вы уже знаете об этой теме?

– Подберите слова об этом или на эту тему…….

–Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

4. “Кумир”. На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

5. “Профи”. Исходя из предполагаемой вами будущей профессии, объясните, зачем нужно изучение этой темы? Когда и где в вашей жизни данные знания могут пригодиться?

6. "Автор”. Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему?

На стадии рефлексии:

  1. Обучающимся предлагается заполнить таблицу:


https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/08/08/s_598a136fac63d/669927_1.png

  1. Ответить  на вопросы. Что ты делал, чтобы написать эту работу на “5”? Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо? Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами.

Использование форм и методов развития познавательной активности  на смысловой стадии (диагностический этап) на уроках русского языка и литературы

Как определить уровень развития языковой компетенции личности школьника? Можно наблюдать за живой разговорной речью, анализировать письменные тексты: это потребует много времени и усилий. Можно предложить более экономный экспериментальный путь: несколько специальных заданий, которые дадут «концентрированный» материал, который позволит оценить развитие языковой личности. Исходя из темы и типа уроков по русскому языку, можно предложить ребятам следующие задания:

Задание 1

Дайте толкование слова и приведите как можно больше синонимов. Предлагаются наиболее частотные слова, имеющие большое количество синонимов. Проверяется владение синонимическими и стилистическими возможностями родного языка.

Задание 2

Дайте толкование заимствованным словам и отметьте, использование каких из них в русской речи оправданно. Проверяются речевая и языковая рефлексии, умение сопоставлять языковые явления родного и иностранного языков, владение родным языком.

Задание 3

Вставьте наиболее подходящее по смыслу и стилю слово в отрывок из художественного текста.

Проверяются речевая рефлексия, «языковой вкус» – умение выбрать из синонимического ряда слово, наиболее точно отвечающее условиям коммуникации (в данном случае – жанру, стилю, эстетическим задачам художественного текста).

Задание 4

Самодостаточная лингвистическая задача на материале иностранного языка. Проверяются знание системы родного языка, языковая рефлексия, мышление.

Задание 5

Перевод незнакомого текста с близкородственного (неродного) языка. Для русского языка это может быть древнерусский, старославянский, белорусский, украинский, сербский, хорватский и др. Проверяются умение анализировать и сопоставлять языковые явления с опорой на знание родного языка и языковую догадку, языковая рефлексия.

Задание 6

Сформулируйте какую-либо современную, актуальную проблему изучения русского языка, которая интересует вас (она может касаться любого языкового уровня: от фонетики до текста, любых областей использования языка, выходить за рамки школьной программы), поясните, почему она важна и интересна.

На уроках русского языка и литературы проверяются языковая рефлексия, знание языка и знания о языке, владение коммуникативными навыками: умение извлекать, перерабатывать и использовать информацию из разных источников, создавать текст, выбирать адекватно стиль и жанр для раскрытия мысли. Некоторые задания предлагаю выполнить всему классу во время урока, более сложные, требующие привлечения дополнительных источников или большего времени, задаются на дом. Затем на уроке отводится  время, чтобы ученик рассказал и представил свое решение. После подобных заданий  школьники, не уверенные в своих силах, обычно просят дать им аналогичное задание на дом и пробуют искать пути его решения.

Задания для решения подобных задач можно взять из различных источников: Всероссийский Ломоносовский турнир, конкурсы «Познание и творчество», олимпиадные задания различных уровней, специальная литература по предмету.

Вот примеры заданий:

  1. Решение пропорций. Найдите х1, х2, х3.

Мать : сын = тетя : племянник = бабушка : внук = х1 : дядя = дедушка : х2 = х3 : отец

  1. Лингвистическая задача. «Название нос получили мыс и передняя часть судна. Есть носик у чайника. Носок – так называем мы теперь короткий чулок. Но еще сохранилось выражение — подняться на носки. Когда-то слово носок означало передний конец обуви или чулка. Как объяснить эти факты?»

Решение (ответ шестиклассницы): Во всех приведенных примерах слово нос обозначает переднюю или выступающую часть различных предметов. Подняться на носки — это значит встать на переднюю часть ноги, на пальцы. Нос судна – это передняя часть и т.д.

3. Задания творческого характера.

Отгадайте, о чем идет речь. Какие языковые явления лежат в основе этой задачи-шутки?

– Она черная?

– Нет, красная.

– А почему она белая?

– Потому что зеленая.

Ответ: Диалог ведется о смородине (которая бывает красной и черной). В основе шутки лежат два языковых явления: а) эллипсис, т.е. опущение части высказывания (ср. полный вариант вопроса: Это у вас черная смородина?); б) перенос значения: слово зеленый в данном контексте употреблено в значении «незрелый».

Пути решения выбираются без помощи или подсказки учителя; происходит «открытие» новых знаний или новых способов добывания этих знаний. Таким образом, исследовательский метод, воплощенный в познавательных задачах по русскому языку, позволяет привнести в урок (или домашнее задание) самостоятельность, активизировать познавательную деятельность.

Задания подобного типа позволяют ученикам поверить в свои силы, и уже психологически более подготовленные, они участвуют в программах повышенного уровня, пишут исследовательские работы.

  1. Стратегии реализация интеллектуального потенциала одаренных детей в процессе обучения

Следует выделить образовательные «стратегии», которые направлены на развитие детей с повышенным уровнем способностей:

1) Стратегия «индивидуализации». В последнее время все активнее утверждается представление о необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида и как следствие этого можно рассматривать тенденцию постепенного отказа от унификации личности. Невозможность воспитания и обучения будущего творца на общем «образовательном конвейере» все более осознается и заставляет искать новые образовательные технологии, отвечающие данной задаче. Особую остроту эта проблема приобретает при создании образовательных моделей для одаренных и талантливых детей.

 2) Стратегия «исследовательского обучения». Главная особенность этого подхода — активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. 

3) Стратегия «проблематизации». Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых, найти способы решения и, наконец, решить. Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы». Особые методические приемы, разрабатываемые сторонниками данного подхода, позволяют достичь того, что предложенная учителем проблема превращается во внутреннюю проблему самого ребенка. Это, в свою очередь, создает предпосылки для анализа вариантов ее решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка достоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и так далее.

 4) «Стратегия интенсификации» предполагает изменение не темпа (скорости) усвоения, а увеличение объема, или, как говорят специалисты, — интенсивности обучения. Она, в определенном смысле, является альтернативой «стратегии ускорения». Эта «стратегия» имеет ряд вариантов реализации. Можно выделить «горизонтальную» и «вертикальную» интенсификацию. «Горизонтальная» предполагает дополнение традиционного учебного плана новыми, обычно не включаемыми в него курсами и предметами. В практике это обычно — не один, а несколько иностранных языков, нетрадиционные учебные предметы: риторика, экономика и др. Для нас же наиболее характерна «вертикальная интенсификация», которая предполагает обращение к более высоким уровням овладения тем или иным предметом, ориентирована на качественно иной уровень подготовки, соответствующий более высоким уровням развития личности. 

Особую роль в работе со способными учащимися играет формирование самостоятельной деятельности. Опыт показывает, что общие для всего класса задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся. Необходимо так строить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным ученикам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и в то же время создавал условия для успешного овладения и развития менее подготовленных учащихся. Поэтому нужно использовать систему дифференцированных заданий. При изучении нового материала работа с учебником можно выстраивать следующим образом.

Работа с параграфом учебника: можно пригласить сильного ученика, который, опираясь на наблюдение над материалом, предваряющим работу над изучением новой темы, ученик самостоятельно составляет опорную схему-конспект на доскеЭто составление схем-конспектов, опорных таблиц, алгоритмов, интеллект- карт вовлекает ученика в активную деятельность, выводы рождаются на глазах учеников, а это дает более стойкий результат по освоению темы. При этом важно то, что они должны постоянно подключаться к работе. В данном случае наглядность направлена не только на запоминание или воспроизведение заученного, а на размышление, установление причинно-следственных связей. При изучении теоретического материала можно использовать следующие приемы: для сильных учеников могут применяться элементы технологии критического мышления. Тема, цель, задачи, круг вопросов, которые необходимо осветить (предлагается план). Здесь мы используем частично-поисковый метод. После освоения теоретического материала способным ученикам могут предлагаться различные виды работы, которые будут носить тренировочный характер, а потом постепенно усложняться. Благодатной почвой для этого является работа с текстом.

1. Дополнение текста: написание вступления и заключения (для слабых учащихся).

2. Трансформация текста (разного уровня сложности).

3. Восстановление деформированного текста (разного уровня сложности).

4. Составление текста по модели (для слабых учащихся).

5. Создание собственного текста (для сильных учеников).

Например, напишите небольшое сочинение на тему «Спорт», «Первые шаги в космос», используя числительные. Для сильных учащихся лучше формулировать тему нестандартно, чтобы работа носила проблемный характер. Именно проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние, которое возникает в процессе выполнения задания, поэтому темы сочинений могут быть такими: «Есть ли предопределение? Случайность или рок?» (по «Песни о вещем Олеге»); «Можно ли отказать человеку в праве на существование?» (по повести Гоголя «Шинель»), для слабых - традиционная тема «маленького человека»; задание расширенного уровня: « Сравнить героев « Макар Чудра» и «Старуха Изергиль», главы о Данко и Ларре). Например, после изучения повести «Невский проспект» можно предложить учащимся написать эссе «Как я понимаю смысл слов «…все обман, все мечта, все не то, что кажется». Такой вид работы активизирует и развивает мыслительные способности ученика, учит выстраивать ход рассуждения, позволяет высказать собственную точку зрения, развивает навык письменной монологической речи учащихся, заставляет задуматься над проблемами жизни, формирует критическое мышление. Посмотрите репродукцию картины М. К. Копытцевой «Летний день. Цветет сирень», опишите настроение героев картины, представьте возможный диалог мальчиков. Используйте в нем неполные предложения.

 Что изображено на картине М. Попова «Первый снег»? Напишите об этом в форме дневниковых записей. Представьте себе, что вы с восхищением увидели в окошко, как все преобразилось вокруг.

Эссе после посещения театра, эссе- философские размышления о любви, о школьной жизни.

  1. Внеурочная деятельность педагога, работающего с одаренными детьми

Рассмотрим возможные варианты работа с одаренными детьми во внеурочной деятельности:

  • предметные недели, в том числе и конкурсы чтецов,
  • научно-практические конференции,
  • олимпиады по предмету,
  • участие в конкурсах исследовательских работ,
  • участие в заочных олимпиадах по предмету,
  • музыкально-литературные гостиные.

Остановимся на олимпиадах, именно они позволяют выявить способных и одаренных детей. При подготовке к олимпиадам различного уровня мы обращаемся как к репродуктивным методам обучения, так и к тем, которые максимально развивают ученика. Что в максимальной степени зависит от учителя в подготовке к олимпиаде? Это прежде всего развитие аналитических и творческих навыков. Учитель может сформировать навыки сравнительного анализа, интерпретации художественного текста, установление авторства текста путем работы над системой индивидуальных авторских кодов, учит грамотно выстраивать письменное монологическое высказывание, в котором ребенок учится через контекст выходить на подтекст.

Как музыкально-литературные композиции, так и конкурсы чтецов позволяют способным ученикам в максимальной степени раскрыть свой творческий потенциал: формируются навыки художественного чтения и актерской игры, которые возможны только при полном прочувствовании текста.

Важную роль играет участие в различного рода конкурсах исследовательских работ, где ребенок в максимальной степени проявляет свои возможности, выступает в так называемой роли начинающего ученого.

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательской деятельности по русскому языку.

Если учитель поможет каждому одарённому учащемуся ставить перед собой задачи, решение которых обеспечит максимум дальнейшего развития, которые будут отвечать его интересам, помогут овладеть методами, исследовательскими навыками для решения этих задач, то успешно осуществится развитие способностей к самовыражению одарённых обучающихся.

В заключение следует сказать, что не нужно плестись за талантом. Его нужно развивать, водить по путям совершенства. В этом и заключается главная задача учителей, родителей, одаренных детей и талантливой молодежи.

Список использованной литературы и источников.

  1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе – М.: Просвещение, 2006.
  2. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности / Под ред. С. В. Титовой, СПб., Питер, 2009.
  3. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты/ под. ред. А. М., Матюшкина, А. А. Матюшкина. – М.: Омега-Л, 2008
  4. Дроздова О.Е. Методические рекомендации к урокам языкознания в 5–8-х классах: Пособие для учителя. М., 2003.
  5. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников: 5–8-е кл.: Пособие для уч-ся. М., 2001.
  6. 3.Журинский А.Н. Лингвистика в задачах. Условия, решения, комментарии / Сост. Е.В. Муравенко. М., 1995.
  7. Журнал «Исследовательская работа школьников».
  8. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  9. Лингвистические задачи. Пособие для учащихся ст. классов. М., 1983.
  10. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы. М., 2000.
  11. Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах: Для олимпиад, викторин и самообразования. Мн.,2004
  12. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М., 2000.
  13. Современные концепции одаренности и творчества/ Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 2016 .
  14. 11.Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ // Исследовательская работа школьников. 2013, № 4.
  15. 12.Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 2014.
  16. www.researcher.ru. Интернет-портал по исследовательской работе школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Стратегии работы учителя с одаренными детьми на уроках немецкого языка"

Данная статья рассматривает методы работы на уроке немецкого языка....

Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии.

Система работы педагога, позволяющая учитывать индивидуальные особенности учащихся и формировать индивидуальный стиль познавательной деятельности....

Система работы учителя с одаренными детьми в массовой общеобразовательной школе

Каждый из нас рождается с богатейшими творческими способностями, но в силу жизненных событий мы уже в ранние годы начинаем сдерживать свои творческие порывы и многие из нас не могут реализовать свои е...

Проект "Система работы учителя с одаренными детьми 5-6 класс"

Основной  задачей  работы с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных ...

Проект «Система работы учителя с одаренными детьми (7–8 классы)»

Проект был выполнен в рамках курсов повышения квалификации...