День рождения Глагола
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Голованова Наталия Дмитриевна

Конспект урока. Обобщающее повторение по теме "Глагол" в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл День рождения Глагола35.85 КБ
Office presentation icon презентация к уроку907.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЛАГОЛА»

Автор – Голованова Наталия Дмитриевна

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о глаголе, совершенствовать орфографические умения и навыки 

Тип урока: урок-игра  систематизации знаний

Планируемые образовательные результаты:

 Предметные: знать характеристики глагола, уметь их различать

Метапредметные: применение приобретенных ЗУН в жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на метапредметном уровне в форме театральной игры

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения: создание проблемной ситуации, индивидуальная, групповая и фронтальная работа

Наглядно-демонстративный материал: презентация, компьютер

Основные понятия: глагол,  вид глагола, спряжение глагола, возвратность глагола, переходность глагола, наклонение глагола, время глагола, число глагола, лицо глагола, род глагола.

ХОД УРОКА

/1-й слайд/

Королева Грамматика:

 Здравствуйте, я королева Грамматика,

Меня надо слушать очень внимательно.

А чтобы поднять настроение,

Нужно сделать такие движения:

Встать, поздороваться, улыбнуться,

Выйти в проходы и «встрепенуться».

И сейчас без лишних слов

Начнем урок с … пустяков.

Диджеи покажут движения,

Вы ж выполняйте упражнения.

Разминка-флэшмоб

(Звучит 1 куплет песни «Учат в школе», диджеи показывают движения, ученики за ними повторяют, затем путем жеребьевки делятся на команды)

Королева Грамматика:

А теперь спрошу я вас:

Что вы делали сейчас?

Ученики:

Танцевали, пели, прыгали, улыбались…

Королева Грамматика:

О какой же части речи мы будем сегодня говорить?

Ученики:

О глаголе.

Королева Грамматика:

Ой, кто-то стучится, давайте посмотрим, кто это.

(входит Глагол)

/2-й слайд/

Глагол:

Я везде в движении,

В хорошем настроении,

Я люблю изменяться,

То есть спрягаться,

Путешествую во времени

В изъявительном наклонении,

Могу куда угодно ходить,

Могу возвращаться,

Но не склоняться!

Могу поменять то лицо, то вид,

Словом, волшебный я индивид!

На день рожденья  всех приглашаю,

Всех своих родственников видеть желаю!

Господа, вы их всех соберите скорей,

В своем доме я жду желанных гостей!

/3-й слайд/

Королева Грамматика:

А как можно назвать наш урок-путешествие?

Ученики:

Давайте назовем его «День рождения Глагола»

(тема урока записывается учащимся на доске)

Королева Грамматика:

Но куда же нам идти – вот беда,

Кто укажет нам дорогу, господа?..

Вот поворотный камень, и что-то написано на нем,

Давайте скорее прочтем.

(на доске изображен поворотный камень, 1-ая стрелка – «обобщить», «систематизировать», 2-ая стрелка – «узнать, познакомиться», 3-я стрелка – «выявить, развить» )

Стрелки показывают направление,

По которому надо осуществлять движение.

Как вы думаете, какая цель стоит перед нами

И куда нам «топать» ногами?

Ученики:

Обобщить, систематизировать… Собрать на день рождения всех родственников Глагола…

Королева Грамматика:

Добавьте к словам «обобщить» и «систематизировать» другие, чтобы получилась не просто цель, а цель урока.

Ученики:

Обобщить и систематизировать наши знания о глаголе.

/4-й слайд/

Королева Грамматика:

А вот еще какие-то листы… Да здесь наш маршрут,

Теперь нам известно, где родственники Глагола живут.

(выдаются листы самооценки)

Свою работу объективно оцените,

Ей нужный символ подберите.

(выдаются листы с заданиями)

Задания выполняйте старательно,

Без ошибок, будьте внимательны!

Итак, в путь, друзья,

Вас сопровождать повсюду буду я,

Если нужна будет помощь, «кричите»,

Только руку сперва поднимите!..

А вот и двое из ларца – одинаковых с лица,

Два усатых молодца.

/5-й слайд/

Совершенный вид:

Говорят и это лестно,

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах – природный ум,

Нос курносый, ясный взгляд.

(Все восторженно глядят!)

Великолепный и степенный.

Вид мой самый совершенный

Я сделал все всегда везде,

Я подобен поп-звезде!

Несовершенный вид:

Всем вокруг сегодня ясно,

Что я выгляжу ужасно:

Джинсы вовсе не фонтан,

И футболка не кафтан,

А кроссовки adidas

Прохудились обе враз

Суетливый, нестепенный…

Ах, мой вид несовершенный!

Королева Грамматика:

Не печалься ты о виде,

Будешь в модном ты прикиде!

Вот вам приглашенье –

У Глагола день рожденья!

Совершенный вид:

Чтоб попали мы туда,

Вы должны выполнить задания, господа.

Несовершенный вид:

Видовые пары глаголов подберите,

И нас с собой на праздник возьмите.

(учениками выполняется задание, 1-н у доски)

Задание №1 Создать видовые пары глаголов

Играть –

Делать –

Исчезать –

Бросать  -

Отрезать  -

Купить –

Ронять –

Королева Грамматика:

Проверьте, правильно ли выполнила задание Ира?  Укажите недочеты.

(корректировка выполнения задания сначала учениками, затем учителем)

А вот и богатыри, без сомнения,

Кто это? Вы узнали?

Ученики:

Спряжения

Вместе:

Мы спряженья, мы спряженья,

Вам поднимем настроенье,

По лицам и числам глагол изменяем,

То есть спрягаем.

1-ое спряжение:

Родня моя на – ЕТЬ и –АТЬ,

Это точно надо знать.

Зиждиться, брить, стелить – исключенья

Из второго спряженья.

Оттуда они убежали,

А рядом со мной не знают печали!

/6-й слайд/

2- ое  спряжение:

Я - второе, я на – ИТЬ,

Кроме зиждиться, брить и стелить.

Ко мне перешло 11 игроков,

А список их таков:

Слышать, видеть и обидеть,

Гнать, держать и ненавидеть,

И дышать,  смотреть, вертеть,

И зависеть, и терпеть!

Разноспрягаемые:

А мы в постоянном  измененьи,

То первого, то второго спряженья…

Есть, хотеть, бежать и дать,

У нас сплошная благодать!

Королева Грамматика:

Вот вам приглашенье –

У Глагола день рожденья

Вместе:

Чтобы мы туда попали,

Нужно, чтобы вы в песне у глаголов спряжения угадали.

Задание №2 Найти в тексте песни глаголы, определить их спряжения

Буквы разные писать

Тонким перышком в тетрадь

Учат в школе, учат в школе, учат в школе!

Вычитать и умножать,

Малышей не обижать

Учат в школе, учат в школе, учат в школе!

Вычитать и умножать,

Малышей не обижать

Учат в школе, учат в школе, учат в школе!

Про глагол и про тире,

И про дождик на дворе

Учат в школе, учат в школе, учат в школе!

Крепко-накрепко дружить -

С детства дружбой дорожить

Учат в школе, учат в школе, учат в школе!

Крепко-накрепко дружить -

С детства дружбой дорожить

Учат в школе, учат в школе, учат в школе!

Королева Грамматика:

Первая и 3-я группы пусть глаголы 1-го спряжения называют,

А вторая – добавляет или исправляет.

Потом все делаем наоборот,

Не забудьте фиксировать результат, вот.

(осуществляется проверка задания по группам)

Вот и девицы в роскошной светлице.

Стоит домик у околицы,

А красавицы-то ссорятся…

/7-й слайд/

Переходность:

Эта Возвратность – одна неприятность,

Она все время сзади цепляется

При помощи постфиксоф…

Как они называются?

Ученики:

- СЬ и – СЯ.

Возвратность:

Ох, эта переходность,

С ней нужна осторожность!

С существительным в винительном падеже сочетается,

Переходит к нему и не возвращается!

Королева Грамматика:

Вот вам, девушки, приглашенье –

У Глагола день рожденья!

Помиритесь, в путь отправляйтесь,

Да смотрите, не ругайтесь!

Переходность:

Чтобы нас помирить,

Нужно переходность и непереходность у глаголов определить.

Красная карточка – стой, не ходи,

Зеленая карточка – смело иди.

Карточки нужные поднимаем,

Когда мы глаголы вам называем.

Задание №3 Разделить на 2 группы глаголы переходные и непереходные

Поздравляют, нарядилась, учиться, посмотри, любить, пригодиться, гореть, занималась, вымыть, причесать, надеть.

(дети определяют переходность –непереходность глаголов, корректируют ответы товарищей, при необходимости вмешивается учитель)

Королева Грамматика:

А сейчас мы историю вам расскажем,

Да трех братьев покажем,

Вы же должны угадать без прикрас,

Кто перед вами появится сейчас?

В  некотором  царстве,  в  некотором  государстве  жил-был  царь.  И  было  у  него  3  сына.

Старший  сын:

Был несчастным старший  брат,

Сам  себе  он был  не  рад.

Все  б  у  парня  получалось,

- Я  бы  сделал,  я  бы  смог,

Если  б  кто-нибудь  помог.

Средний  сын:

Генералом средний  был.

Он  командовать  любил.

Только  слышно  от  него:

- То  возьми!  Подай  того!

Младший  сын:

У меньшого лишь заботы,

Много у него работы

Он  зимою  дров  наколет,

А  весной  засеет  поле.

-  Слов  на  ветер  не  бросаю,

Что  надумал - выполняю!

Королева Грамматика:  Жили  братья,  не  тужили,  да  напал  на  то  царство-государство  враг,  Змей  девятиглавый.  Обратился  царь  к  сыновьям,  чтобы  они  защитили  землю  Русскую  о т  врага.

Старший:

Я  пошел  бы  воевать,

Если  б  не  любил  поспать,

Я  сразился  б  со  злодеем,

Самозванцем,  лиходеем,

Я  бы  Змея  победил,

Если  б  папка  разбудил!

Средний:

Эй,  малой наш, эй,  дурак!

Снаряжайся!  В  царстве  враг!

Есть  и  спать  не  любишь  вволю –

Так  ступай  во  чисто  поле,

Заруби  дракона  злого

Аль  доставь  сюда  живого!

Младший:

Вижу:  час  настал  мой,  братцы,

В  путь-дорожку  собираться.

Я  за  землю  за  свою

Постою  в  любом  бою!

Меч  возьму  с  собой  в  подмогу…

Средний:

Ну,  иди,  бедняга,  с  Богом!

Королева Грамматика:  

И теперь царь не знает печали,

А кто эти братья вы угадали?

Ученики:

Это наклонения: изъявительное, повелительное и условное.

Королева Грамматика:  

Вот вам приглашение –

У глагола день рождения.

Наклонения:

Мы с удовольствием придем,

Да сами гостей ждем,

Только не знаем: будут когда –

Вот какая беда.

Королева Грамматика:  

А вот и гости поспели,

Что вы скажете королеве?

/8-й слайд/

Прошедшее время:

Все в моей жизни было,

Ни настоящего, ни будущего нет,

Время так быстро уплыло,

Остался лишь фотопортрет!

Настоящее время:

Сейчас я живу

В небольшом «зоопарке»

И каждый мой день

Пребываю в запарке:

Я в школу хожу,

У меня же нагрузки

По математике и по-русски.

Пишу, редактирую и сочиняю,

Без дела я никогда не бываю!

Будущее время:

А я каникулы хочу,

На курорт я полечу,

Буду там играть, купаться,

Плавать, бегать, баловаться,

Фото вам пришлю оттуда

Я с двугорбого верблюда!

Королева Грамматика:  

Вот вам, времена, приглашение –

У глагола день рождения.

Будущее время:

Если вы время глаголов определите,

То нас на праздник тоже ждите.

(Раздаются карточки с написанными на них глаголами)

Задание №4  Выбрать глаголы 1 группа – настоящего времени, 2 группа – прошедшего времени,  3 группа – будущего времени

Играю, купался, будет учиться, поет, загорала, понравишься, будет опасаться, прикасалось, танцуешь, выполняем, подрастал, прикроет, растворится, предлагала, растворится.

(осуществляется проверка выполнения задания по группам)

Настоящее время:

Хотим мы еще гостей пригласить,

Да не знаем, как сочетаемость определить.

У кого из нас есть лицо, у кого род,

Да и число зачем-то стоит у ворот.

Вы нас правильно соедините,

А потом дальше идите.

Задание №5  Соединить сочетающиеся понятия линией

Настоящее время

Лицо

Будущее время

Число

Прошедшее время

Род

(проверка выполнения задания, 1 человек у доски)

Королева Грамматика:  

Роли Глагол меняет:

Сказуемым, дополнением и подлежащим бывает.

Чтобы нам его узнать,

Надо маску с него снять.

Свой уровень сложности подберите

И предложения сочините.

(задание №6 выполняется на время)

/9-й слайд/

Задание №6  Сочините предложения, выбрав свой уровень

Уровнь

Роль в предложении

Предложение

1-й уровень

сказуемое

2-й уровень

подлежащее

3-й уровень

дополнение

Королева Грамматика:  

А теперь в лист самооценки взгляните

И что не дописали, допишите.

(ученикам дается время на заполнение листа самооценки)

Собралася вся семья –

Вся «глагольная» родня.

И конечно, без сомненья,

Споем песню  - поздравленье!

(ученики исполняют 1 куплет песни «День рождения»)

А теперь откройте мне секрет,

Достигли мы цели или нет?

Ученики:

Да, мы собрали всех родственников Глагола и повторили все его характеристики.

Королева Грамматика:  

Какой же разбор их всех объединяет

И вместе скрепляет?

Ученики:

Морфологический.

/10 слайд/

Королева Грамматика:  

Дома морфологический разбор 2-х глаголов из 2-ой песни произведите

И кроссворд  о  родственниках его сочините.

Посередине именинника разместите,

А вокруг гостей посадите.

Вот и сказочке конец,

А кто участвовал, - молодец!

(выставление отметок с комментарием)

/11 слайд/, /12 слайд/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЛЫБНИСЬ! ТАНЦУЙ ! ПОЙ!

Слайд 3

Интересная часть речи В русском языке живет, Кто что делает подскажет, И станцует, и споет!

Слайд 4

ТЕМА «День рождения Глагола» ЦЕЛЬ повторение и обобщение знаний о глаголе

Слайд 5

ВИДЫ ГЛАГОЛА Совершенный (что сделать?) Несовершенный (что делать?)

Слайд 7

Переходность Глагол + имя существительное в винительном падеже без предлога Возвратность Глаголы с постфиксами – СЬ и- СЯ

Слайд 8

ВРЕМЯ ГЛАГОЛА настоящее – лицо +число будущее – лицо + число прошедшее – род + число

Слайд 9

РОЛЬ ГЛАГОЛА В ПРЕДЛОЖЕНИИ Сказуемое Подлежащее Дополнение

Слайд 10

Постоянные и непостоянные признаки глагола Возвратность Наклонение Вид Время Спряжение Число Переходность Лицо Род

Слайд 11

РЕФЛЕКСИЯ. Оцени свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

19 сентября - День рождения смайла

Презентация, посвященная Дню рождения смайла. Цель: познакомить детей с графическими способами передачи эмоций....

День рождение

Сценарий дня рождения для мальчика в ковбойском стиле...

Сценарий праздника "День чудесный-день рождения"

Сценарий классного часа- праздника " День чудесный-день рождения"...

Показ мод "День рождения", приурочен к 45-му дню рождения школы.

Показ мод "День рождения", приурочен к 45-му дню рождения школы. Ведущие - Винни Пух и Пятачок....

День заний в 5 классе. "Теперь мы - пятиклассники! (день рождения класса)

Разработка содержит сценарий и презентацию классного часа в 5 классе на тему"Теперь мы- пятиклассники!"...

"Мой день рожденья знает вся страна... В мой день рожденья началась война..." Павел Голосов: ярославский поэт-фронтовик

Павел Павлович Голосов (1921 – 1988 г.г.) – ярославский поэт, ветеран Великой Отечественной войны, учитель, редактор и сотрудник газет. Павла Голосова можно назвать поэтом без всяких скидо...

Сценарий открытого мероприятия «День рождения военно-патриотического клуба «Юный патриот Родины», День Героев Отечества, присвоение школе имени Березнюка И.И.

Герои - это люди, живущие среди нас. Они учатся в наших школах, ходят с нами по одним дорогам. Их героизм рождается с победы над самим собой, их великие поступки - с любви к своей стране, к своему нар...