Род несклоняемых имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему

 Урок русского языка по этой теме можно провести в 5 классе для обучающихся по  учебнику Разумовской  или в 6 классе по учебнику  Ладыженской, Баранова.  Цель урока - сформировать умение определять род несклоняемых существительных. Урок начинается с создания проблемной ситуации и в дальнейшем осуществляется поиск ее решения через практическую деятельность. Учебник на уроке не используется, подобран дополнительный материал, который представляет собой раздаточный материал (карточки для выполнения в них практических заданий).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_nesklonyaemyh_sushchestvitelnyh.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Род несклоняемых существительных»

Цель: сформировать умение определять род несклоняемых существительных

I Оргмомент. Запись числа

- Вы заметили, что отсутствует тема урока? Но это не значит, что у нашего сегодняшнего урока не будет темы. Мы ее запишем чуть позже, а пока выполним задание на повторение.

 На доске записаны слова:

морковь –

лошадь –

поле –

копье –

канат –

совет –

шимпанзе –

Задание: определить род этих существительных.. (Слова записываются в тетрадь. Один ученик работает у доски)

Определение рода у последнего слова вызывает затруднение. Идет обсуждение возможных вариантов.

 - Чем это существительное отличается от остальных? (Оно несклоняемое)

 - Сформулируйте мне проблему, с которой вы столкнулись при выполнении этого задания. ( Как определить род у несклоняемых существительных).

 - Вот это и будет темой нашего сегодняшнего урока. (Тема записывается в тетрадь)

 - Какая задача стоит перед нами на уроке? (Научиться определять род несклоняемых существительных)

II Объяснение нового материала

 - Вспомним, какие существительные называются несклоняемыми? (Это заимствованные слова, которые не меняют своей формы и не имеют окончания)

На доске вразброс прикреплены слова: какаду, маэстро, мадам, такси, алоэ, Перу, Онтарио, конферансье, шимпанзе, меню, Тбилиси, кенгуру, фрау.

 -Распределите эти слова на 4 группы. По какому принципу вы распределили их? (Один ученик работает у доски, остальные с места помогают)

(животные, люди, географические названия, нариц. неодуш. сущ).

 - Такое деление слов, как вы понимаете, не случайно. Именно от того, к какой категории относится несклоняемое существительное, и будет зависеть его род. Давайте попробуем. Если что-то не получится, я вам помогу.

На доске пишется:

М.р.                 Ж.р.                    Ср.р.

Один ученик вызывается к доске)

 - С какой категории проще всего начать? (Люди, затем  неодуш. сущ.) С помощью учителя учащиеся распределяют слова в соответствующие столбики. Отдельно анализируется группа слов, обозначающих географические названия. По получившейся таблице делается вывод.

III Закрепление материала

Работа по карточкам.

1. Определите род несклоняемых существительных. Подберите к несклоняемым существительным подходящие по смыслу прилагательные, поставив  их в соответствующую форму.

1. _________________ шимпанзе 

2. __________________пони 

3. __________________интервью

4. __________________пальто 

5. __________________желе  

6. __________________какао 

7. ________________кофе 

8.________________манго 

9. _______________салями 

10. _______________ассорти 

11. _______________филе  

12. ______________ Сочи

13. _______________озеро Абрау

5 чел. выполняют индивидуальное задание:                   

Карточка 1  Фамилия_________________________

Определите род несклоняемых существительных .Вставьте окончания прилагательных.

Волосат.. .шимпанзе 

Маленьк.. .пони 

бел... какаду 

Быстр... кенгуру 

Вождушн... бизе 

Нежн... желе  

Горяч... какао 

Спел... киви 

Свеж... кольраби 

Сладк... кофе 

Вкусн... манго 

Купленн...салями 

Шоколадн... ассорти 

Сочн...авокадо  

Мясн.. .филе

Курортн... Туапсе 

Глубок... озеро Абрау 

Карточка 2

  • Купите к праздничному столу в магазине (подчеркните в тексте) только те продукты, названия которых не склоняются.
  • Определите род этих существительных.
  • Подберите к несклоняемым существительным подходящие по смыслу прилагательные, поставив их в нужную форму.

Кольраби

Зефир

Салями

Кекс

Кальмар

Бизе

Чеснок

Авокадо

Эскимо

Ситро

Печенье
Суфле

2. Исправьте грамматические ошибки.

1. Мы проснулись, и на кухне нас ждало горячее кофе. 2. Кто-то играл на пианине, стоящей  в большой комнате. 3. А вы любите жареный кольраби? 4. Дом, который нам нужен, находится на пятом авеню.5. Исход игры решило досадное пенальти. 6. В гостях мне предложили  вкусный какао. 7. Мне в зоопарке очень понравилось розовое фламинго.

3. Проверка усвоения знаний.

Мужской

род

Женский

род

Средний

род

Записать цифру, соответствующую слову, в нужный столбик.

1. Трюмо.                                     7. Кашпо

2. Пари                                         8. Мисс

3. Эму (страус)                            9. Кофе

4. Трико.                                      10. Шампунь

5. Конго (река)                            11.Пани

6. Денди                                      12. Тюль

Взаимопроверка (ответы: м.р. – 3, 6. 9,1 0, 12

                                                ж.р. – 5, 8, 11

                                                ср.р. – 1. 2, 4, 7) Листочки собираются

IV Итог урока. Рефлексия.

V Домашнее задание: Составить связный текст из 4-5 предложений, в котором должны быть использованы несклоняемые существительные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение нового материала по теме "Род несклоняемых имен существительных"(открытый урок)

Открытый урок по теме "Род несклоняемых имен существительных" (технология проблемного обучения + ИКТ)...

Урок по теме "Род несклоняемых имен существительных"

Презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 6 классе. В презентации представлен основной теоретический материал по теме "Род несклоняемых имен существительных"....

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...

Урок-исследование по теме "Род несклоняемых имен существительных"

Урок-исследование по теме "Род несклоняемых имен существительных"...

Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Ознакомить учащихся с понятием существительное общего рода. Развивать умении в определении общего рода; отличать склоняемые существительные от несклоняемых; уметь находить их в тексте, определять род....