Игра-викторина "Умники и умницы"
план-конспект занятия по русскому языку (6, 7, 8 класс) на тему

Лахмоткина Марина Николаевна

Данная викторина проводится в рамках предметной недели русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx215.57 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: воспитание чувств и любви к языкам, чувства ответственности и патриотизма у молодого поколения; совершенствование речевых умений и навыков в письме, чтении, слушании, говорении. Стимулировать интерес учащихся к изучению языков.

                                                                  Ход игры:
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, дорогие учителя и учащиеся! Язык это – великое творение человека. Язык – основное средство общения. В языке одухотворяется весь народ и его родина. Русский язык – государственный язык нашего народа, русский язык – язык межнационального общения. И сегодня мы проводим игру «Умники и умницы».

Девиз игры: Мир освещается солнцем, а человек знанием.

Познакомимся с турами игры.
1 тур. Приветствие.
2 тур. Конкурс капитанов.

3 тур. Конкурс знатоков ударений.

4 тур. Интеллектуальный марафон.

5 тур. Занимательный конкурс.
6 тур. Собери слова.

7 тур. Фразеологический.

8 тур. Закончи пословицу

9 тур. Заменить заимствованные слова русскими.

10 тур. «Диктант-шутка».


Итак, начнём нашу игру.

1тур. Приветствие (у каждой команды должен быть своё название, девиз)

2 тур.  Конкурс капитанов. Ответить на вопросы – шутки.

Капитану 1 команды

  • Что у цапли впереди, а у зайца позади?
  • Какие сто букв могут остановить движение транспорта?
  • В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз?
  • Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед?

            Капитану 2 команды

  • Что общего у дня и ночи?
  • Какое слово состоит из семи одинаковых букв?
  • Что находится между горой и оврагом?
  • Какое государство можно носить на голове?

3 тур.  Конкурс знатоков ударений. В словах нужно правильно расставить ударения и объяснить значения слов.

1-ой команде.

  • гусеница
  • торты
  • балуюсь
  • комбайнер
  • тефтели

2-ой команде

  • мельком
  • вахтер
  • щавель
  • силос
  • квартал


4 тур.
 Интеллектуальный марафон.(команды вытягивают карточки с заданиями)


1 - Какие буквы в русском алфавите не обозначают звуков?(ь, ъ)
- Какие слова называются профессиональными?
- На какой вопрос отвечает дополнение и как подчёркивается в предложении?(Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей )
- Назовите времена глагола.(настоящее, прошедшее, будущее)


2 - Какие буквы могут давать два звука?(е, ё, ю, я)
- Какие слова называются заимствованными?
- На какой вопрос отвечает сказуемое?(Что делать? Что сделать)
- Что такое антонимы?(Слова противоположные по лексическому значению)


3 - Какие бывают гласные?(ударные и безударные)
- Что такое синонимы?(Слова с одинаковым лексическим значением)
- Сколько родов в русском языке?(3рода)
- Как называются слова с одним и тем корнем?(однокоренные)


4 - Сколько букв в русском алфавите?(33букв)
- Что такое однозначные слова?(Слова, имеющие одно лексическое значение)
- Что такое существительное?(Часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?)


5 - Сколько согласных в русском алфавите?(21)
- Что изучает фонетика?(Звуки и буквы)
- На какой вопрос отвечает обстоятельство?(как? где? когда? куда?)
- Что такое прилагательное?(Часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какая? какое? какой? какие?)


6 - Сколько гласных в русском алфавите?(10)
- Что изучает синтаксис?(словосочетания и предложения)
- Что относится к главным членам предложения?(подлежащее, сказуемое)
- Что такое глагол?(Часть речи обозначает действие предмета отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
- Вставьте правильное сочетание жи - ши; ча - ща; чу - щу; ма…на, …раф, да…, малы…, …ка; …до;


5 тур. Занимательный конкурс (задаются занимательные вопросы, на которые надо быстро ответить).
- Отец твоего отца(дедушка). - Подземная железная дорога.(метро) – Домашний Дед Мороз.(холодильник) – Какие бывают сказки?(литературные и народные) - Участок земли для овощей.(огород) – Говорящая птица.(попугай) – Чем заканчиваются день и ночь?(Ь)– Дедушка, бабушка, мама, папа и я - они вместе кто?(Семья) -- Дом автомобиля.(гараж)— Детёныш коровы.(телёнок) – Что у зайца позади, а у цапли спереди.(Ц) – Что находится между городом и селом? (И)– Я в озёрах и реках, но в воде меня нет.(Р) – Комната для занятий в школе.(класс) – Что делает соловей?(поёт, заливается)

6 тур. «СОБЕРИ СЛОВА».

1-ой команде.

  • 1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ
  • 2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ

2-ой команде.

  • 1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА
  • 2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ

7 тур.  « Фразеологический »

Кто быстрее найдет антонимичную пару фразеологизмов ?

хоть иголки собирай

заваривать кашу

по чайной ложке

коломенская верста

чуть свет

жить душа в душу

сидеть сложа руки

не зги не видно

на ночь глядя

от горшка два вершка

как кошка с собакой

одним духом

8 тур.  “Закончи пословицу” Вам предложено лишь начало пословицы, ваша задача вспомнить и закончить пословицу, а затем прочитаем, что получилось .  

1-ой команде:

  • 1. Поменьше говори …
  • 2. Без труда…
  • 3. За двумя зайцами погонишься…
  • 4. Не имей сто рублей -
  • 5. Слово не воробей, …
  • 6. Не все то золото,…

2-ой команде:

7. Береги честь…

8. Жизнь прожить -.

9. Сколько волка не корми - …

10. С миру по нитке - …

11. Терпенье и труд …

12. Мал золотник,…

9 тур.  Замените заимствованные слова русскими:

  • резюме, жаргон, турне, шарм, триумф, виктория, мемуары, антракт.

10 тур.   «Диктант – шутка»

* По ш..ссе мчалась маш..на. В кабине сидел ш..фёр, а в кузове тряслись ч..порный ш..тландец, бывший маж..рдом, Жора-обж..ра, ж..кей, ж..нглёр и ш..рник. Каждый был занят своим делом. Жора ел ш..колад и запивал крюш..ном, ж..нглер ж..нглировал крыж..вником, пытаясь нанизать его на ш..мпол. Ж..кей с ш..рником договаривалась о новых ш..рах для лошади. Ш..тландец ч..порно молчал, надвинув на глаза капюш..н. Жора предлагал  ч..каться крюш..ном. Настроение у пего было маж..рное, будто он ехал на весёлое ш..у.  Вдруг раздался ш..рох.   Это у обж..ры лопнул  ш..в на ш..ртах.  Все, конечно, были ш..кированы происшедшим.

Подведение итогов

ГБОУ ЛНР «Ровеньковская общеобразовательная школа № 9»

Методическое объединение учителей-филологов

ИГРА

«Умники и умницы»

IMG_20171013_102458.jpg      B:\Рисунки\Рисунки про школу\32426268.gif

Подготовила и провела

Лахмоткина М.Н.

2018 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"

ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Умники и умницы в банковском деле

Внеклассное мероприятие проведённое в рамках недели математики для старш...

Игра "Умники и умницы"

Игра  по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...

Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...

Игра "Умники и умницы"

Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...

ИГРА-ВИКТОРИНА "УМНИКИ И УМНИЦЫ"

Игра-викторина "Умники и умницы" может быть интересна учащимся среднего и старшего звена. В ней представлены задания на знание как лексики русского языка , так и других разделов языкознания. Имеются т...