Рабочая программа по литературе ( ФГОС) 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе:
- Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. -2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 2011.-176с.- (Стандарты второго поколения),
- Программы по литературе для 5-9 классов, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации: Сборник программ по литературе для 5-11классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. -2-е изд.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013. -208с. (ФГОС. Инновационная школа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhdanova_literatura_5_klass.doc | 329.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе:
- Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. -2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 2011.-176с.- (Стандарты второго поколения),
- Программы по литературе для 5-9 классов, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации: Сборник программ по литературе для 5-11классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. -2-е изд.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013. -208с. (ФГОС. Инновационная школа).
Учебно-методический комплект, для реализации рабочей программы:
С целью реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта учебно-методический комплект помимо Программы курса включает:
1. Учебники для каждого года обучения (5-8 классы: автор-Г.С.Меркин; 9 класс: авторы-С.А.Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев ).
2.Рабочую программу к учебникам Г.С. Меркина (автор – Ф.Е.Соловьёва).
3.Методические рекомендации для каждого класса ( 5-8 классы: автор- Ф. Е.Соловьёва; 9 класс: авторы- С.А. Зинин, Л. В. Новикова).
4.Тематическое планирование для 5-9 классов (автор- Ф.Е.Соловьёва).
4. Мультимедийные приложения к учебникам.
Учебно-методический комплект по литературе Г.С. Меркина полностью соответствуют требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГСО) и реализуют его основные идеи.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 452ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 102 ч.
Изменения в программе:
Согласно учебному плану МКОУ Новокриушанская СОШ на изучение литературы в 5классе отводится 35 учебные недели, количество часов – 105. В учебный предмет 5 класса введен модуль «В стране литературных героев», рассчитанный на 17 часов в год.
Общая характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по литературе.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.)
Главная идея программы – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность. Это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая проблема изучения литературы в 5-9 классах – внимание к книге. Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы.
Особенности данной программы по отношению к ФГОС:
В соответствии с требованиями Стандарта, программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений основана на применении «системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:
— формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
— построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».
А также программа способствует средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать
— формирование российской гражданской идентичности
обучающихся;
— сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации;
— овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
— духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся;
— условия создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности».
В результате обучения по данной программе учащиеся повышают информационную, коммуникативную, деятельностную, культуроведческую, социальную компетентности.
Компетентностный подход – рубрика «Вопросы и задания» (межпредметные и внутрипредметные связи: литература, музыка, ИЗО, история, русский язык); рубрика «В мире художественного слова» (ИВС, интеграция с русским языком, работа с источниками, культура речи).
Системно-деятельностный подход – рубрика «Вопросы и задания» – развитие речи: урок-диалог, урок-экскурсия и т.д.; рубрика «После уроков» – внеурочная деятельность: Игра «Умники и умницы», КВН, литературные гостиные, исследовательские и творческие проекты, конкурсы, коллективные дела.
Практико-ориентированный подход – рубрика «Вопросы и задания» урок-практикум; рубрика «Краткий словарь»; рубрика «Живое слово»; рубрика «Пофантазируем!»; рубрика «Советуем прочитать!».
Особая роль практически на каждом уроке литературы отводится развитию речи. Задания, позволяющие повышать речевую культуру школьников, содержатся в рубриках «Живое слово», «Пофантазируем!», «После уроков» и т.д.
Общие цели и задачи изучения литературы
Главными целями предмета «Литература» в 5-9 классах являются:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной:
Воспитательные задачи:
- формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
- воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Образовательные задачи:
- формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
- формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения:
- формировать понимание важности процесса обучения;
- формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- формировать уважение к литературе народов многонациональной России;
- формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину;
- обладающую высокой культурой общения;
- совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;
- развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;
- формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;
- формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;
- развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;
- развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
- развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.
Метапредметные результаты обучения:
- формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;
- формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;
- формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»;
- развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;
- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;
- формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;
- развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;
- совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);
- развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.
Предметные результаты обучения:
- воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;
- совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);
- способствовать совершенствованию читательского опыта;
- совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;
- совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);
- развивать интерес к творчеству;
- развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;
- развивать навыки характеристики (в 5—6 классах) и анализа (в 7—9 классах) текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;
- развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью, составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;
- формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;
- формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений
Достижению личностных, предметных и метапредметных результатов содействуют основные виды деятельности учителя и учащихся, нашедшие отражение в рабочей программе.
- Составление тезисных планов статьи учебника,
- работа с иллюстрациями, помещенными в учебнике,
- подготовка устного ответа по материалам статьи учебника,
- создание заметок по ходу прослушивания сообщения учителя и учащихся,
- участие в беседе,
- создание речевой ситуации с гипотетическим изменением социальной функции ученика (сообщения «историка», «искусствоведа» и «литературоведа»),
- слайдовая презентация,
- составление социативных рядов, комментариев к портретам, письменного высказывания по началу, предложенному учителем, выявление изобразительно-выразительных средств и их значения в тексте,
- стилистический эксперт
- подбор цитат для ответа на поставленный вопрос,
- наблюдения над речью героев,
- чтение по ролям,
- составление краткого пересказа,
- подбор цитат для кадров диафильма,
- пересказ с изменением лица,
- постановка нравственной проблемы,
- формулирование письменного ответа на вопрос,
- создание диалога с героем на оcнове предложенных вопросов,
- составление планов рассказа о герое,
- составление сопоставительных таблиц,
- составление (комментариев к афоризмам, выразительное чтение по ролям, художественный пересказ,
- прослушивание музыкального фрагмента и соотнесение его с литературным произведением,
- выразительное чтение учителя,
- составление рядов слов, соотнесенных с ключевыми понятиями урока в ходе беседы,
- участие в конкурсе на лучший цитатный план и лучших знатоков художественной детали,
- воссоздание эпизода, не нашедшего отражения в повествовании;
- участие в дискуссии,
- Проведение экскурсии по книжной выставке, рассматривание иллюстраций и их оценка, подбор названий к иллюстрациям,
- составление комментариев к слайдовой презентации,
- комментарии собственных иллюстраций и обоснование выбора иллюстраций художников, чьи картины созвучны по тематике, участие в конкурсе рисунков.
Содержание учебного предмета
5 к л а с с
В в е д е н и е
Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).
И з м и ф о л о г и и
Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике. Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
И з у с т н о г о н а р о д н о г о т в о р ч е с т в а
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотива сказочных сюжетов.
Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.
Б а с н и н а р о д о в м и р а
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Р у с с к а я б а с н я
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями мультипликации басен И.А. Крылова.
Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» – конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
И з л и т е р а т у р ы X I X в е к а
А.С. ПУШКИН Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение
«Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина: чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).
Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.
П о э з и я X I X в е к а о р о д н о й п р и р о д е
А.А. Ф е т . «Чудная картина...»
- . Ю . Л е р м о н т о в . «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Т ю т ч е в . «Есть в осени первоначальной... », «Весенние воды». Е.А. Б а р а т ы н с к и й . «Весна, весна! как воздух чист!..» И . З . С у р и к о в . «В ночном».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве. Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).
Н.В. ГОГОЛЬ Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести
славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя». Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и
стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке в стихотворении и прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представления о теме художественного произведения; стихотворение в прозе, эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева. Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».
Н.А. НЕКРАСОВ Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам
стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений). Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.
Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево – Карабиха»).
Л.Н. ТОЛСТОЙ Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и
основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия. Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).
А.П. ЧЕХОВ Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова.
Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа;
антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».
И з л и т е р а т у р ы XX в е к а
И.А. БУНИН Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунин Стихотворение
«Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений). Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».
Л.Н. АНДРЕЕВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство;
сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. КУПРИН Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя. Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А.А. БЛОК Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)
Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение. Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.
С.А. ЕСЕНИН Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима – аукает...»,
«Нивы сжаты, рощи голы... » – по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях). Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями. Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново – Москва».
А.П. ПЛАТОНОВ Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало
в окружающем мире); образ Никиты.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
П.П. БАЖОВ Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы
создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.
Н.Н. НОСОВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Развитие речи: пересказ.
Е.И. НОСОВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и
лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном. Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.
Р о д н а я п р и р о д а в п р о и з в е д е н и я х п и с а т е л е й X X в е к а
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»: В.Ф. Б о к о в . «Поклон»; Н.М. Р у б ц о в . «В осеннем лесу»;
Р. Г. Г а м з а т о в . «Песня соловья»;
В.И. Б е л о в . «Весенняя ночь»; В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).
И з з а р у б е ж н о й л и т е р а т у р ы
Д. ДЕФО Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные
линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях). Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х.К. АНДЕРСЕН Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: философская сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики. Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.
М. ТВЕН Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и
мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и
природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека. Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. ЛОНДОН Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами
жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых). Теория литературы: рассказ (развитие представлений).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лѐннеберги » (отрывок).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
И т о г о в ы й у р о к .
Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал» или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).
Д л я з а у ч и в а н и я н а и з у с т ь
И.А. К р ы л о в . Басня – на выбор.
А.С. П у ш к и н . Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
М.Ю. Л е р м о н т о в . «Бородино» (отрывок). Н.А. Н е к р а с о в . Одно из стихотворений – по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX век А.А. Б л о к . «Летний вечер».
И.А. Б у н и н. Одно из стихотворений – по выбору. С.А. Е с е н и н . Одно из стихотворений – по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.
Для домашнего чтения
Античные мифы
Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.
Сказания русского народа
Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рождение Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.
Детская Библия
Русское народное творчество
Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Загадки, частушки, пословицы, поговорки.
Литературные сказки
В.Ф. О д о е в с к и й, Л.Н. Т о л с т о й , А.Н. Т о л с т о й (1-2 по выбору).
С к а з к и б р а т ь е в Г р и мм, Ш. Перро, Х.К. А н д е р с е н а (1 -2 по выбору).
Из древнерусской литературы
Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем. Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина.
Из литературы XVIII века
М.В. Л о м о н о с о в. «Лишь только дневный шум умолк...»
Из литературы XIX века
И.А. К р ы л о в. «Ларчик», «Обоз». К.Ф. Р ы л е е в. «Иван Сусанин».
Е.А. Б а р а т ы н с к и й. «Водопад».
А. С. П у ш к и н. «Кавказ», «Выстрел».
М.Ю. Л е р м о н т о в. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».
В. К о л ь ц о в. «Осень», «Урожай».
Н.В. Г о г о л ь. «Заколдованное место»
Н.А. Н е к р а с о в. «Накануне светлого праздника».
Д.В. Г р и г о р о в и ч. «Гуттаперчевый мальчик».
И.С. Т у р г е н е в. «Бежин луг», из «Записок охотника».
В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе».
А.А. Ф е т. «Облаком волнистым... «Печальная береза».
И.С. Н и к и т и н . «Утро», «Пахарь».
Я.П. П о л о н с к и й. «Утро».
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | ||||
план | факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
| ||||||||
1 | Книга в духовной жизни человека. УРОК--МОДУЛЬ «В стране литературных героев» | 1 | 01.09 | Стр.3-7 | ||||
ИЗ МИФОЛОГИИ ( 4 часа) | ||||||||
2-3 | Античный миф. «Рождение Зевса» УРОК—МОДУЛЬ «В стране литературных героев» | 2 | 02.09 06.09 | Стр.8-10 | ||||
4 | Античный миф. «Олимп». | 1 | 08.09 | Стр.10-14 | ||||
5 | Гомеровский эпос. «Одиссей на острове циклопов. Полифем». | 1 | 09.09 | Стр.14-32 | ||||
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГОТВОРЧЕСТВА (8 часов) | ||||||||
6 | Истоки устного народного творчества, его основные виды. Малые жанры фольклора. Загадки. | 1 | 13.09 | Стр.23-26 | ||||
7 | Пословицы и поговорки. | 1 | 15.09 | Стр.27-33 | ||||
8 | Литературная игра. УРОК--МОДУЛЬ «В стране литературных героев» | 1 | 16.09 | Стр.33 вопросы | ||||
9 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Волшебная сказка «Царевна – лягушка». | 1 | 20.09 | Стр.34-52 | ||||
10 | Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. | 1 | 22.09 | пересказ | ||||
11 | Сказки народов России. «Падчерица». | 1 | 23.09 | Стр.52-58 вопросы | ||||
12-13 | Р. Р. Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению. УРОК—МОДУЛЬ «В стране литературных героев» | 2 | 27.09 29.09 | Стр.58 в.3 | ||||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа ) | ||||||||
14 | Из «Повести временных лет»: «Расселение славян» | 30.09 | Стр.59-62 | |||||
15 | «Кий, Щек, Хорив», «Хазары» | 04.10 | Стр.62-66 | |||||
ИЗ БАСЕН НАРОДОВ МИРА. (2 часа ) | ||||||||
16 | Жанр басни в мировой литературе. Эзоп. «Ворон и лисица». «Лисица и виноград» УРОК—МОДУЛЬ. «в стране литературных героев» | 1 | 06.10 | Стр.67-70 | ||||
17 | Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». | 1 | 07.10 | Стр.71-73 | ||||
РУССКИЕ БАСНИ ( 5 часов) | ||||||||
18 | М. В. Ломоносов. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...». | 1 | 11.10 | Стр.74-76 | ||||
19-20 | «…Весёлое лукавство ума, насмешливость и живописное умение выражаться…». (А. С. Пушкин). Басни И. А. Крылова. | 2 | 13.10 14.10 | Стр.77-88 | ||||
21 | УРОК—МОДУЛЬ. «В стране литературных героев». | 1 | 18.10 | Стр.73-83 | ||||
22 | Русская басня XX века. | 1 | 20.10 | Стр.89-91 | ||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (41 часов) | ||||||||
23 | Детство и детские впечатления А. С. Пушкина. | 1 | 21.10 | Стр.93-101 | ||||
24 | А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне». | 1 | 25.10 | Стр.102-103 | ||||
25 | А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Основные образы сказки. | 1 | 27.10 | Стр.104-125 | ||||
26 | Внеклассное чтение. Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина с народной сказкой и сказкой В. Жуковского «Спящая царевна». | 1 | 28.10 | 126-132 | ||||
27 | УРОК—МОДУЛЬ. «В стране литературных героев» | 1 | 08.11 | Стр.132. | ||||
28-29 | «Пушкинская сказка - прямая наследница народной». Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). УРОК—МОДУЛЬ. «В стране литературных героев» | 2 | 10.11 11.11 | Стр.132-137 | ||||
30 | Поэтические картины зимы. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога» | 1 | 15.11 | Стр.139-141 | ||||
31 | Р. Р. «В литературной гостиной»: поэзия XIX века о родной природе. | 1 | 17.11 | Стр.142-150 | ||||
32 | М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. | 1 | 18.11 | Стр.151-155 | ||||
33 | История создания стихотворения «Бородино». Бородинское сражение и его герои . | 1 | 22.11 | Стр.155-164 | ||||
34 | Средства художественной выразительности в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». | 1 | 24.11 | Стр.154-164,стр.167 вопросы | ||||
35 36 | Р. Р. Классное сочинение «Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова». УРОК—МОДУЛЬ. «В стране литературных героев» | 2 | 25.11 29.11 | Стр.167 | ||||
37 | Р. Р. Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Бородино». | 1 | 01.12 | Стр.155-160 | ||||
38 | Н. В. Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе писателя. Повесть «Ночь перед Рождеством». | 1 | 02.12 | Стр.168-171 | ||||
39 | Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Фольклорные мотивы и историческая основа повести. | 1 | 06.12 | Стр.172-228 | ||||
40 | Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». | 1 | 08.12 | Стр.230 вопросы. | ||||
41 | Внеклассное чтение. Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» | 1 | 09.12 | Стр.233 викторина | ||||
42 | Детство И. С. Тургенева. Начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. | 1 | 13.12 | Стр.234-243 | ||||
43 | «Из…всей…челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим». | 1 | 15.12 | Стр.242-243 вопросы | ||||
44 | Герасим и его окружение. УРОК—МОДУЛЬ. «Рассказ о герое» | 1 | 16.12 | Стр.243 минуты творчества | ||||
45 | Герасим и Муму. Два решения. | 1 | 20.12 | Вопросы 6-10 | ||||
46 | Р. Р. Классное сочинение - анализ эпизода. | 1 | 22.12 | сочинение | ||||
47 | Красота и богатство русского языка, образ человека и природы в цикле «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева. | 1 | 23.12 | Стр.243-248 | ||||
48 | Р. Р. Чтение стихотворения И. Тургенева «Русский язык» наизусть. | 1 | 27.12 | Стр.248 наизусть | ||||
49 | Н. А. Некрасов. Детские впечатления поэта. | 1 | 29.12 | Стр.249-251 | ||||
50 | Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения. | 1 | 30.12 | Стр.251-259 | ||||
51-52 | Основная тема стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам. УРОК—МОДУЛЬ. «В стране литературных героев» | 2 | 17.01 19.01 | Стр.260-261 вопросы | ||||
53 | «Есть женщины в русских селениях». Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка». | 1 | 20.01 | Стр.261-263 | ||||
54 | Р. Р. Чтение наизусть отрывка из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». | 1 | 24.01 | Стр.264 вопросы | ||||
55 | Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Творческая история рассказа «Кавказский пленник». | 1 | 26.01 | Стр.265-267 | ||||
56-57 | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. УРОК—МОДУЛЬ. «В стране литературных героев». | 2 | 27.01 02.02 | Стр.267-296 | ||||
58 | Две жизненные позиции в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа. | 1 | 03.02 | Стр.297 вопросы | ||||
59 | Р. Р. Классное сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого?». | 1 | 07.02 | сочинение | ||||
60 | Детские и юношеские годы А. П. Чехова. Семья. Книги. | 1 | 09.02 | Стр.303-310 | ||||
61 | Отношение писателя к персонажам рассказа «Пересолил» | 1 | 10.02 | Стр.310-315 | ||||
62-63 | Чеховские приёмы создания характеров и ситуаций в рассказе «Злоумышленник». УРОК—МОДУЛЬ. «В стране литературных героев» | 2 | 14.02 16.02 | Стр.315-324 | ||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (31 часов) | ||||||||
64 | Победа красоты над смертью в стихотворении И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…». | 1 | 17.02 | Стр.4-8 | ||||
65 | Р. Р. Чтение стихотворения И. Бунина наизусть. | 1 | 21.02 | Стр.9-13 | ||||
66 | Детское восприятие родной природы в рассказе И. А. Бунина «В деревне». | 1 | 23.02 | Стр.13-21 | ||||
67 | Слияние с природой и нравственно-эмоциональное состояние персонажей в рассказе И. Бунина «Подснежник» | 1 | 24.02 | Стр.22-27 | ||||
68 | Л. Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. Мир города в рассказе «Петька на даче». | 1 | 28.02 | Стр.28-33 | ||||
69-70 | Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа. УРОК—МОДУЛЬ. «В стране литературных героев» | 1 | 02.03 | Стр.33-45 | ||||
71 | А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образа в рассказе «Золотой петух». | 1 | 03.03 | Стр.47-55 | ||||
72 | Р.Р. Удивительное в мире природы. (По рассказу А. Куприна «Золотой петух») | 1 | 07.03 | Стр.56 | ||||
73 | Внеклассное чтение. Тема сострадания в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». | 1 | 09.03 | Стр.55 вопросы | ||||
74 | А. А. Блок. Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). | 1 | 10.03 | Стр.56-62 | ||||
75-76 | Красота русской природы в стихотворениях А. А. Блока. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...» УРОК—МОДУЛЬ. «В стране литературных героев» | 2 | 14.03 16.03 | Стр.63-65 | ||||
77 | Детские годы С. Есенина. Малая и большая родина в стихотворении С. Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде...» | 1 | 17.03 | Стр.67-73 | ||||
78 | Единство человека и природы в стихотворениях С. Есенина «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...» | 1 | 21.03 | Стр.74-78 | ||||
79 | Р.Р. Чтение стихотворений И. Бунина и С. Есенина наизусть. | 1 | 23.03 | Стр.67-73 | ||||
80 | А. П. Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире) | 1 | 24.03 | Стр.79-93 | ||||
81 | Образы главных героев и своеобразие языка в рассказе А. П. Платонова «Цветок на земле». | 1 | 04.04 | Стр.94-99 | ||||
82 | Детские годы П. П. Бажова. Жанр литературного сказа. | 1 | 06.04 | Стр.100-103 | ||||
83 | Творческий поиск и вечные сомнения подлинного мастера в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок». | 1 | 07.04 | Стр.103-128 | ||||
84 | Урок-модуль. «В стране литературных героев» | 1 | 11.04 | Стр.129 вопр | ||||
85 | Внеклассное чтение. Сказы Бажова. | 1 | 13.04 | Стр.130-133 | ||||
86 | Н. Н. Носов. Краткие сведения о писателе. Весёлый вымысел рассказа «Три охотника». | 1 | 14.04 | Стр.134-141 | ||||
87 | В. П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. | 1 | 18.04 | Стр.142-144 | ||||
88 | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | 1 | 20.04 | Стр.144-174 | ||||
89 | Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро». | 1 | 21.04 | Стр.174 вопросы | ||||
90 | Р. Р. Сочинение по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «Как Васютка выжил в тайге». | 1 | 25.04 | сочинение | ||||
91 | Внеклассное чтение. Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»Урок- Модуль | 1 | 27.04 | пересказ | ||||
92 | Е. И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас». | 1 | 28.04 | Стр.175-183 | ||||
93 | Внеклассное чтение. Поэзия и проза XX века о родной природе. Урок-модуль. «В стране литературных героев» | 1 | 02.05 | Стр.186-201 | ||||
94 | Р. Р. Чтение стихотворений о родной природе наизусть. | 1 | 04.05 | стр.202 минуты творчества | ||||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (11часов) | ||||||||
95 | Путешествия и приключения в литературе. Д. Дефо «Жизнь …Робинзона Крузо». | 1 | 05.05 | Стр.203-222 | ||||
96 | Урок-модуль. Характеристика персонажей романа Д. Дефо. Урок-модуль «В стране литературных героев» | 1 | 09.05 | Стр.222 вопросы | ||||
97 | Х. К. Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве. | 1 | 11.05 | Стр.223-225 | ||||
98 | Противопоставление внешней красоты внутренней в сказке Х. К. Андерсена «Соловей». | 1 | 12.05 | Стр.225-237 | ||||
99 | М. Твен. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М. Твена. | 1 | 16.05 | Стр.238-241 | ||||
100 | Мир детства и мир взрослых в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера». | 1 | 18.05 | Стр.241-269 | ||||
101 | УРОК—МОДУЛЬ. «В стране литературных героев» | 1 | 19.05 | Стр.269 вопр | ||||
102 | Роман Ж. А. Бёкса (Рони–старшего) «Борьба за огонь» как историческое и фантастическое произведение. | 1 | 23.05 | Стр.271-288 | ||||
103 | Гуманистическое изображение древнего человека в повести «Борьба за огонь». | 1 | 25.05 | Стр.288 вопросы | ||||
104 | Период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни в рассказе Дж. Лондона «Сказание о Кише». | 1 | 26.05 | Стр.290-303 | ||||
105 | А. Линдгрен и её роман «Приключения Эмиля из Лённеберги». | 1 | 30.05 | Задание на лето |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС
рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС...
Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)
Содержание рабочей программы:1. Пояснительная записка.2. Результаты изучения предмета "Литература"3. Учебно-тематический план.4. Содержание тем учебного курса.5. Календарно-тематического планирования....
Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС. Программа включает четыре раздела: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения; «Основное содержание» курса с перечнем ра...
Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС по программе Ашуровой(для национальных школ)
Данная рабочая программа отражает особенности составления рабочей программы по ФГОС с применением УУД...
Рабочая программа по литературе 5 класс по программе В.Я. Коровиной (ФГОС)
Программа по литературе составлена с учетом требований ФГОС ООО....
Рабочая программа по литературе ФГОС 5 класс(по программе Коровиной)
Данная рабочая программа по литературе – 5 класс построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы...
Рабочая программа по литературе. 10 класс. УМК под ред. Зинина и др. Профильный класс. ФГОС
Данная рабочая программа составлена с учетом перехода на ФГОС СОО для учащихся 10 профильного класса (филологическая группа) и расчитана на 5 часов в неделю...