Занимательный синтаксис
рабочая программа по русскому языку на тему

Андреева Елена Алексеевна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneur.deyat_.zan_.sin_.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: « «Синтаксис  и пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других. Данная программа расчитана на 68 часов

Цель: -развить кругозор и мышление учащихся.

Задачи: -вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Обучающиеся 8 класса  познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел  обучения  для обучающихся 8  класса  заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

Формы проведения занятий

•        лекции;

•        практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

•        анализ и просмотр текстов;

•        самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

•        игровая;

•        теоретическая;

•        практическая.

Основные методы и технологии

•        технология  разноуровневого обучения;

•        развивающее обучение;

•        технология  обучения в сотрудничестве;

•        коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств  школьника

Планируемые результаты.

Личностные результаты

•        эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

•        эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

•        чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

•        любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

•        интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

•        интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

•        интерес к изучению языка;

•        осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

•        самостоятельно формулировать тему и цели урока;

•        составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

•        работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

•        в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

•        перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

•        пользоваться словарями, справочниками;

•        осуществлять анализ и синтез;

•        устанавливать причинно-следственные связи;

•        строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

•        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

•        высказывать и обосновывать свою точку зрения;

•        слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

•        задавать вопросы.

                                 Содержание учебного курса

Введение. Секреты пунктуации(2ч)

Похвальное слово знакам препинания(6ч)

 «Предчувствие» знака препинания(1ч)

Память и грамотность(2ч)

Грамотность на «кончике пера»(3ч)

Самые лёгкие знаки препинания.(12ч)

 Мысли,чувства и знаки(2ч)

Знак полный загадок(2ч)

 Слова,которые помогают спрашивать(2ч)

Беспокойный знак(2ч)

«Восклицательные слова» (2ч)

Поставим точку. (2ч) .

 На чём держится предложение (16ч)

 В поисках грамматической основы (3ч)

Если подлежащее или сказуемое не откликнулось(2ч)

Множество обличий подлежащего  (3ч) 

 Не совсем простое глагольное исовсем не простое,а составное сказуемое. (4ч)

 «Лукавые» члены предложения (2ч)

  Практическое занятие(2ч)

Тире внутри предложения ( 7 ч)                                                            

 След исчезнувшей связки. (2ч)

След остаётся не всегда(2ч)

А если сказуемое пропало. (3ч)

  «И грамматика пустилась с арифметикой плясать»(25ч)

. Синтаксический счёт(2ч)

Таинственное число семь(2ч)

 Синтаксические «карлики» (3ч)

 Синтаксические «великаны» (3ч)

 Слова- « пограничники» (2ч)

Опасности на « границе». (2ч)

« Гуси и матрёшки» устроены по- разному. (4ч)

 Запятые, не теряйтесь! (3ч)

Собралась компания знаков  препинания  (2ч)                                                     

Итоговое занятие(2ч) . 

Защита творческих работ(2ч)

Тематическое планирование

__8_ класс

Название раздела

Количество

Практическая часть

часов

Раздел 1. Введение. Секреты пунктуации

2

Раздел 2.  Похвальное слово знакам препинания

Тема  «Предчувствие» знака препинания

Тема  Память и грамотность

Тема Грамотность на «кончике пера»

6

1

2

3

2

Раздел 3. Самые лёгкие знаки препинания.

Тема Мысли,чувства и знаки

Тема   Знак полный загадок

 Тема Слова,которые помогают спрашивать

. ТемаБеспокойный знак

Тема «Восклицательные слова»

ТемаПоставим точку.

12

2

2

2

2

2

2

6

Раздел 4.  На чём держится предложение

Тема  В поисках грамматической основы

Тема Если подлежащее или сказуемое не откликнулось

ТемаМножество обличий подлежащего  

Тема Не совсем простое глагольное исовсем не простое,а составное сказуемое.

Тема «Лукавые» члены предложения

Тема  Практическое занятие

16

3

2

3

4

2

2

2

Раздел 5.  Тире внутри предложения                                                                  

Тема След исчезнувшей связки.

ТемаСлед остаётся не всегда

ТемаА если сказуемое пропало.

7

2

2

3

Раздел 6  «И грамматика пустилась с арифметикой плясать»

. Тема Синтаксический счёт

ТемаТаинственное число семь

Тема  Синтаксические «карлики»

Тема Синтаксические «великаны»

Тема Слова- « пограничники»

ТемаОпасности на « границе».

Тема «Гуси и матрёшки» устроены по- разному.

Тема Запятые, не теряйтесь!

ТемаСобралась компания знаков  препинания                                                       

Итоговое занятие                                                                     Тема  Защита творческих работ

25

2

2

3

3

2

2

4

3

2

2

                 

 Календарно-тематическое планирование   8 класс.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

                                                                         Введение. (2 ч)

1-2


 Секреты пунктуации

2

05.09.07.09.

                                     Похвальное слово знакам препинания (6 ч)

3

  «Предчувствие» знака препинания.

1

12.09.

4-5

Память и грамотность.

2

14.09.19.09.

6-8

Грамотность на «кончике пера»

3

21.09.26.09.28.09.

Самые лёгкие знаки препинания. (12ч)

9-10

 Мысли,чувства и знаки.

2

03.10.05.10.

11-12

  Знак полный загадок

2

10.10.12.10.

13-14

 Слова,которые помогают спрашивать

2

17.10.19.10.

15-16

Беспокойный знак

2

24.10.26.10.

17-18

«Восклицательные слова»

2

31.10.14.11.

19-20

Поставим точку.

2

16.11.21.11.

.                                                                        На чём держится предложение (16ч)

21-23

В поисках грамматической основы предложения

3

23.11.28.11.30.11.

24-25

Если подлежащее или сказуемое не откликнулось

2

05.12.07.12.

26-28

Множество обличий подлежащего  

3

12.12.14.12.19.12.

29-32

Не совсем простое глагольное исовсем не простое, а составное сказуемое.

4

21.12.26.12.28.12.

11.01.

33-34

«Лукавые» члены предложения

2

16.01.18.01.

35-36

  Практическое занятие

2

23.01.25.01.

Тире внутри предложения  (7ч).

37-38

След исчезнувшей связки.

2

30.01.01.02.

39-40

След остаётся не всегда

2

06.02.08.02.

41-43

А если сказуемое пропало.

3

13.02.15.02.

«И грамматика пустилась с арифметикой плясать»(25ч).

44-45

 Синтаксический счёт

2

20.02.22.02.

46-47

Таинственное число семь

2

27.02.01.03.

48-50

Синтаксические «карлики»

3

06.03.13.03.15.03.

51-53

Синтаксические «великаны»

3

20.03.22.03.03.04.

54-55

 Слова- « пограничники»

2

05.04.10.04.

56-57

Опасности на « границе».

2

12.04.17.04.

58-61

«Гуси и матрёшки» устроены по- разному.

 

4

19.04.24.04.26.04.

03.05.

62-64

Запятые, не теряйтесь!

3

08.05.10.05.15.05.

65-66

Собралась компания знаков  препинания                                                       

2

17.05.22.05.

67-68

Итоговое занятие

2

24.05.29.05

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский элективный курс по русскому языку "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» – новая модель современного школьного курса для учащихся 10–11 классов. Рассчитана на 34 часа. Она построена в основном на углу...

Час занимательного синтаксиса и пунктуации. 8 класс.

Данный материал можно использовать в рамках декады русского языка. Преназначен для работы с учащимися 8 класса, способствует повторению и обобщению изученного о простом предложении. Позволяет повысить...

Программа учебного курса « Серьёзный и занимательный синтаксис» для 8 класса

Программа   учебного курса « Серьёзный  и занимательный синтаксис» для 8 класса  - новая модель современного школьного курса, которая построена в основном на углубленном изучении с...

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку на основе Примерной программы основного общего образования по

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку н...

Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис»

Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» предназначена для учащихся 10-11 классов профильного обучения. Рассчитана на 17 часов. Данная рабочая программа составлена на о...

Всемогущий и занимательный синтаксис. 8 класс

Всемогущий и занимательный синтаксис. 8 класс...

Программа элективного курса "Занимательный синтаксис"

Единый государственный экзамен по русскому языку как форма итоговой аттестации школьников обязательно включает часть А и Б, где тестовое задание простроено на основе раздела «Синтаксис». Э...