материалы к уроку
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

статьи к урокам русского языка в 5-11 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izlozhenie_a.gaydar_sovest.doc39.5 КБ
Microsoft Office document icon stilistika_russkoy_rechi_programma_kursa.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык в школе. – № 5. – 1973. – С. 53 – 54.

И.  В.  АВДЕЕВА, Владивосток

ИЗЛОЖЕНИЕ ПО РАССКАЗУ А. П. ГАЙДАРА «СОВЕСТЬ» (IV КЛАСС)

Подробное изложение по рассказу А. П. Гайдара «Совесть» (упр. № 214) проводится в то время, когда дети знакомятся с понятием «основная мысль высказывания». Поэтому главная задача учителя при подготовке к изложению — показать детям, как писатель раскрывает основную мысль рассказа. При этом нужно помнить, что «Совесть» — рассказ, художественное произведение. Как анализировать рассказ?

Исходя из поставленной задачи, мы избрали путь анализа содержания в единстве с анализом композиции и языка исходного текста. Опыт убеждает, что такой разбор вполне доступен учащимся IV класса и помогает им осознать и запомнить содержание, развивает внимание детей к форме произведения.

Так как анализ текста предстоит детальный, то надо стремиться к тому, чтобы главное было хорошо усвоено учащимися до чтения текста по частям К. Д. Ушинский считал, что только после выделения главных событий с ними можно связать второстепенные происшествия и подробности. «Одна прочно залегшая черта в состоянии потом выдержать на себе множество привязанных к ней подробностей. Если же вы передаете разом подробный и длинный рассказ, то ребенок заметит мелочь и не заметит главного».

1. Вступительная беседа. Надо помочь учащимся понять тему и основную мысль рассказа.

Гайдар, писатель-патриот, учил своих читателей любить и защищать Родину, учил их быть честными, смелыми, сильными. Он презирал трусов, презирал ложь, обман. Однажды Аркадий Петрович заметил, что его сын Тимур испугался лягушки. И когда некоторое время спустя Тимур снова испугался, увидев лягушку, отец, нахмурившись, сказал: «Конечно, я тебя понимаю. Страшно. Но знаешь что, сын? Есть такое слово «стыдно». Стыдно — это хуже, чем страшно. А лягушек бояться стыдно»2. Может быть, об этом случае с Тимуром и помнил Гайдар, когда писал рассказ «Совесть».

II. Чтение текста и выяснение основной мысли рассказа. Предлагаем учащимся прослушать рассказ и подумать, почему автор так назвал его, затем выразительно читаем текст. Сразу же выясняем, почему рассказ называется «Совесть». Ответы ребят показывают, что основная мысль автора им ясна, но каждой выражает ее по-своему: стыдно обманывать, стыдно быть плохим примером для младших, стыдно лениться, стыдно не учить уроки. Они приходят к выводу, что самый строгий судья — это собственная совесть человека, чувство ответственности за свои поступки. Если ты поступил плохо, тебе будет стыдно перед людьми.

Находим в тексте слова, в которых автор подчеркивает основную мысль рассказа («И очень тяжело было на сердце, которое грызла беспощадная совесть»). Подбор синонимов поможет четвероклассникам понять смысл этого выражения: беспощадная непримиримая; грызть терзать, мучить.

III. Составление плана. В этом рассказе говорится о ряде последовательных действий и дается описание мальчика. Предлагаем определить, какие из действий можно считать основными. Составляем план:

1)   Нина решает не идти в школу.

2)   Она  неожиданно  встречает  в  роще  малыша.

3)  Нина помогает ему.

4)  Завтрак пропал.

5)  Нину грызет совесть1.

Обращаем внимание на то, что все остальные действия лишь поясняют то или иное главное действие. Нина потому не пошла в школу, что не приготовила уроков; потому помогает малышу, что хочет остаться в его глазах старшим товарищем, которому можно доверять. Подводим ребят к выводу, что писатель очень тщательно отбирал материал (действия, события) для рассказа и взял только то, что помогает выяснить основную мысль рассказа.

IV. Анализ текста. Читаем текст по частям и выясняем содержание, обращая внимание на точность словоупотребления, на связь между частями текста, на значение описаний.

Так, анализируя I и II абзацы, выясняем, что во II абзаце слово Нина заменено словом она.

—  Почему Гайдар говорит, что Нина «наткнулась» на малыша?

Объясняем смысл слова наткнулась. В этом случае оно обозначает «двигаясь, столкнуться с кем(чем)-нибудь, неожиданно обнаружить, встретить». Этим словом подчеркивается случайность, неожиданность встречи.

—  Каким был малыш? Сопоставим это слово (малыш) со словами  мальчик, ребенок, первоклассник (Словом малыш автор передает доброе отношение к своему герою.)

Есть в тексте и еще слова, характеризующие мальчика: сжимал букварь, смотрел добрыми, доверчивыми глазами. Предлагаем ученикам подумать, как эти слова характеризуют малыша. Ответы ребят были немногословны: мальчик добрый, честный, добросовестный, доверчивый.

Читаем диалог Нины и мальчика и выясняем в беседе, что громкая, назидательная «шутка» Нины нам неприятна, потому что сама она поступила плохо и плохо подумала о мальчике. Малыш отвечает ей честно. И мы убеждаемся, что поступки Нины и мальчика противоположны.

Предлагаем учащимся перечитать диалог и определить входящие в него предложения по цели высказывания. Находим здесь побудительные восклицательные предложения, Слова мальчика в диалоге – это повествовательные предложения: малыш, рассказывая о своей встрече с собакой, объясняет, почему он оказался в роще.

К абзацу, который стоит после диалога, целесообразно задать вопрос: «Почему Нина нахмурилась (а не рассердилась, не промолчала)?» Мальчик мог понять, как плохо она поступила. Девочке хочется скрыть от малыша свою ложь, она даже не поднимает свои книги и завтрак.

Читаем предпоследний абзац — предложение. Анализируя его содержание, мы убеждаемся, что действие происходит очень быстро: глагол вышмыгнула (сравните его с глаголами пришла, прибежала, появилась) подчеркивает быстроту, внезапность появления собаки.

После чтения последнего абзаца можно задать следующие вопросы: из-за чего Нина плакала? Как писатель подчеркивает тяжелое настроение девочки? (Автор это делает двумя способами: во-первых, подбирает такие слова, как грызла, беспощадная (совесть), во-вторых, дает контрастное изображение обстановки.) С какой целью А. П. Гайдар ввел описание веселого пения птиц? (Это помогает писателю подчеркнуть, как тяжело было у Нины на сердце.)

V. Орфографическая и пунктуационная подготовка. Перед написанием изложения необходимо обратить внимание учащихся на трудные случаи орфографии и пунктуации, с которыми они встретятся. Можно предложить выполнить такие упражнения:

1) Предлагаем найти ошибки в схемах предложений, которые входят в диалог:

- П. П, – А.

П! П. П. П, – А.

В схемы вносятся поправки: надо поставить восклицательный знак после первого предложения в словах Нины и тире перед словами мальчика.

2)   Составить словосочетания, выделить окончания: пакет, с, завтрак; букварь, с, заложенная, тетрадка; смотреть, доверчивый, глаза.

3)   Объяснить, на какие правила пропущены буквы в словах: дог…нять, т…жело, сер…це, несчас…ный, с…ел, пов…сти, бесп…щадный.

4. Вставить пропущенные буквы, проверить по тексту, правильно ли выполнено задание: пол…жив, …жимал, ю…ый» зала…ла,  перед малыш…м.

1  Мы использовали с некоторыми изменениями  план,   который   предлагается   в  сб.:   «Обучающее изложение в V классе». М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, П. Ф. Ивченков и др, М., «Просвещение»,  1963, стр. 47.



Предварительный просмотр:

Русский язык в школе. – 1994. – № 1. – С. 110 – 115.

Л. М. КУЗНЕЦОВА, И. А. ГОРШЕНЕВА, Л. С. РУСАНОВА, Самара

Программа для VIII—XI классов гимназий, лицеев, колледжей

Стилистика русской речи

Объяснительная записка

Задача современной школы — дать учащимся определенную (максимально возможную) сумму знаний и умений при экономной затрате времени школьников, повышая культуру обучения, усиливая его практическую направленность.

Гуманитаризация процесса обучения требует совершенствования содержания учебных дисциплин и методики их преподавания.

Курс русского языка в средних учебных заведениях нового типа — гимназиях, лицеях, колледжах — обогатился самостоятельным учебным предметом «Стилистика». Без свободного владения функциональными стилями родного языка немыслима культура личности. Обучение стилям речи объективно связано с воспитанием общественной активности и развитием эстетического восприятия слова, ибо функциональные стили обладают способностью отражать различные стороны жизни коллектива и личности, специфику общения в различных ситуациях.

. Воспитание стилистических умений на основе формирования понятий — сложная задача методики развития речетворческой деятельности учащихся и вместе с тем — наиболее эффективное средство обучения слову (устному и письменному).

Поскольку предмет стилистики выходит за рамки чисто лингвистических дисциплин, задача преподавателя состоит в том, чтобы раскрыть и лингвистические, и экстралингвистические основы создания текстов разных стилей и жанров (для устной и письменной форм общения).

Предлагаемая  программа  содержит отбор стилистических понятий, подлежащих изучению на уроках стилистики в VIII—XI классах гимназий, лицеев и колледжей. Курс стилистики базируется на знаниях, приобретенных учащимися при изучении учебных предметов «Русский язык» и «Литература», дополненных элементами истории русского литературного языка и системы образных средств в разговорной, публицистической и художественной речи. Кроме того, он построен с учетом знаний самих преподавателей в области психологии речетворческой деятельности, научных основ методики преподавания стилистики в средней школе.

Курс стилистики имеет теоретико-практическую направленность. Что это значит? Учитывая психолого-физиологические особенности восприятия учащимися абстрактных понятий, при формировании понятий стилистики авторы программы опираются прежде всего на конкретные представления о неязыковых факторах, связанных с понятием «стиль». Поэтому работа над этим понятием начинается с раскрытия узуального смысла слова стиль, сходства стилеобразующих качеств явлений, свойств, действенной роли в типизации характеристик (в архитектуре, музыке, живописи; в общественном поведении личности и пр.). Затем выясняется общность понятий «стиль» в жизни, литературоведении, языкознании.

Последовательно выявляется содержание понятия «стилевые черты» как средства образования текста определенного функционального стиля (научного, официально-делового, публицистического; разговорного), языка художественной литературы.

Практические задания ориентированы на интеллектуальную деятельность учащихся, включающую анализ, синтез, сопоставление: личное речевое творчество, самостоятельный анализ упражнений из специальных пособий (см., например: Ипполитова Н. А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. — М., 1980; Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1986; Ладыженская Т. А. и др. Развивайте дар слова.— М., 1990). Старшеклассникам предлагается отобрать тексты и обосновать их принадлежность тому или иному стилю, сформулировать темы сочинений в соответствии с определенным жанром и стилем (для последующего написания).

В X – XI классах задания направлены на самостоятельное осмысление процесса формирования науки «Стилистика» как необходимой филологической основы развития устной и письменной речи в ее функциональных разновидностях, основы создания образной системы средств литературных текстов разных жанров и стилей.

На базе теоретических сведений организуется самостоятельная практическая работа с текстом. Поэтому некоторые теоретические задания направлены на определение сущности ряда сведений из истории стилистики и их современной интерпретации (например, ломоносовской теории трех стилей, его видения примет разных стилей и их значения).

Поскольку стилистика связана с личностными началами языкового творчества, уместными являются задания определить роль теорий развития стилистики в немецкой, французской, русской филологии.

Подобные вопросы ставят учащихся перед необходимостью не просто прочитать литературу из области истории стилистики, но и сделать осмысленный анализ прочитанного и осознать практическое значение теории.

Важным моментом в практическом освоении стилистических умений является понимание сущности стилистических норм и определение стилистических коннотаций. Поэтому одно из заданий включает сопоставление и редактирование текстов, а также характеристику «удачной» и «неудачной» редакторской правки текста. Наряду с этим предлагаются и альтернативные задания, например, обосновать правомерность нарушения единства стиля в конкретном тексте.

Программа предусматривает и самостоятельную работу со словарями разных типов: «Энциклопедическим словарем юного филолога». — М., 1984; «Энциклопедическим словарем юного литературоведа». — М., 1988; «Лингвистическим энциклопедическим словарем». — М., 1990; «Словарем-справочником лингвистических терминов» Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой. — М., 1976 и др.

Работа со словарями и справочниками дает возможность преподавателю организовать коллоквиум по рейтинговой системе с заданиями типа: найти и описать с наибольшей полнотой сходство и различие в определении понятий-терминов «стиль», «стиль языка и речи», «стилистика» и под.

Литература, предлагаемая учителю, поможет не только в углублении теоретических знаний в области стилистики, но и в поиске творческих подходов к организации практической работы.

VIII класс (32 часа)

Введение в предмет. Понятие «стиль». Стиль в нашей жизни (в одежде, убранстве помещений, в архитектуре, живописи, музыке, в поведении человека).

Стиль как способ выражения единства цели, обстановки (ситуации), условий, использования, назначения предмета или явления.

Практическая работа. Устное описание иллюстративного материала (2 часа).

Этимология слова стиль. Понятие «стиль» в литературоведении и языкознании. Понятие «стилевые черты». Общие стилевые черты текста: логика, экспрессия, образность.

Практическая работа. Сопоставление текстов, в том числе и ученических сочинений, написанных на одну тему, но в разных стилях: научном, деловом, публицистическом и т. д.— с целью выявления общих стилевых черт (2 часа).

Свободные стилевые черты текста: официальность — неофициальность, краткость — пространность, образность — безобразность, эмоциональность — неэмоциональность.

Практическая работа. Сопоставление текстов на уровне лексики, морфологии, синтаксиса (2 часа).

Функциональные стили речи. Общее понятие. Книжные и разговорные стили речи. Экстралингвистические признаки научного стиля. Общие стилевые черты научного стиля. Лингвистические признаки научного стиля.

Практическая работа. Анализ текста научного стиля из учебников русского языка, литературы, физики и т. д.; из словарей и справочников. Выявление стилистических особенностей Лексических, морфологических, синтаксических категорий. Создание текстов научного стиля (2 часа).

Экстралингвистические признаки разговорного стиля. Жанры разговорной речи. Общие стилевые черты текста разговорного стиля. Свободные стилевые черты. Лингвистические признаки текста разговорного стиля: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические.

Практическая работа. Анализ лексики и синтаксиса текста из повести К. Паустовского «Золотая роза» (разговор деревенских детей), из книги Ш. Амонашвили «Как живете, дети?» и под. Создание текстов разговорного стиля (4 часа).

Примечание. Здесь и далее названия произведений даются как ориентир для преподавателя, а не в качестве обязательного материала.

Стилистические оттенки имени существительного, имени прилагательного, местоимения в текстах разговорного стиля разных жанров.

Практическая работа. Наблюдение над стилистическими функциями частей речи в текстах разговорного стиля разных жанров (в том числе, в художественном произведении); самостоятельное написание текстов разных жанров в разговорном стиле (4 часа).

Стилистические оттенки глагола и наречия в текстах разных жанров и стилей.

Практическая работа. Анализ образцовых текстов из художественной литературы. Использование глаголов и наречий с разной стилистической окраской в собственных сочинениях (2 часа).

Синонимы как средство стилистической дифференциации.

Практическая работа. Составление синонимических рядов, выявление общеупотребительных слов и слов-синонимов, связанных с конкретным стилем речи; сравнение собственной стилистической характеристики слов с их характеристикой в толковых словарях и словарях синонимов (2 часа).

Архаизмы, диалектизмы, профессионализмы. Их использование в книжной и разговорной речи.

Практическая работа. Выявление стилистических функций архаизмов, диалектизмов и профессионализмов в произведениях, включенных в школьную программу по литературе (архаизмы в поэзии Пушкина, Лермонтова, диалектизмы у Гоголя, профессионализмы у А. Н. Толстого, Шолохова и др.), в произведениях современных детских писателей, а также в текстах учебников и словарей. Сочинения разных жанров, посвященные выбору жизненного пути, по темам, сформулированным самими учащимися (4 часа).

Образные средства в художественных произведениях: эпитеты, сравнения, метафоры. Их определение, содержание (семантика) и грамматические особенности образования.

Практическая работа. Анализ образных средств языка (тропов) в поэзии и прозе русских писателей. Опыт создания собственных художественных текстов (поэтический этюд, рассказ, дневниковые записи и пр.). Сочинения по ассоциации с представлениями и жизненным опытом на основе зрительных и слуховых впечатлений (4 часа).

Слова с суффиксами эмоциональной оценки как стилистическое средство (существительные, прилагательные, наречия с суффиксами уменьшительно-ласкательной, уничижительной, иронической, эмоциональной окраски).

Практическая работа. Наблюдение над функциональной ролью слов с суффиксами эмоциональной оценки, использование таких слов в создаваемых высказываниях (фразах) (2 часа).

Стилистические средства синтаксиса в научной, разговорной речи.

Практическая работа. Сопоставление синтаксиса текстов научного и разговорного стилей (2 часа).

IX класс (34 часа)

Понятие «стилистическая окраска» (коннотации — добавочные стилистические и семантические оттенки) в синтаксисе. Стилистические функции односоставных предложений (определенно-личных, обобщенно-личных).

Практическая работа. Анализ поэтических и прозаических текстов с названными конструкциями. Работа над началом создаваемого текста (2 часа).

Стилистические функции назывных, неопределенно-личных и безличных предложений.

Практическая работа. Наблюдение над использованием названных конструкций в произведениях писателей и публицистов (Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Мандельштама, Паустовского и др.) (2 часа).

Стилистическая роль вопросительных и восклицательных конструкций (в том числе, риторических вопросов) в публицистических и художественных текстах.

Практическая работа. Выявление текстообразующей роли названных конструкций, выявление их эмоционально-экспрессивной (воздействующей) функции. Работа над фрагментом своего сочинения- (2 часа).

Повтор как стилистическое средство организации текста. Эмоционально-экспрессивная роль повтора. Тавтология как речевой недочет.

Практическая работа. Различение функций повтора (анафора, эпифора) в публицистических и художественных текстах. Редакторская правка ученических сочинений, работа по подбору лексических и синтаксических синонимов (4 часа).

Стилистическое использование вводных слов.

Практическая работа. Определение стилистической окраски вводных слов: книжное, разговорное, общеупотребительное. Подбор синонимов к вводным словам в разных по стилю высказываниях (2 часа).

Стилистическое использование разных типов сложного предложения (в сопоставлении с текстами, построенными из простых предложений).

Практическая работа. Установление экспрессивных и эмоциональных особенностей авторского изложения. Создание текстов типа описания (2 часа).

Стилистическая окраска сложносочиненных предложений с повторяющимся союзом а. Сопоставление с бессоюзными сложными предложениями.

Практическая работа. Стилистический эксперимент по замене сложносочиненных предложений с союзами и и да бессоюзными сложными предложениями. Разграничение союзов, имеющих определенную стилистическую окраску, и стилистически нейтральных союзов (2 часа).

Стилистическая роль однородных членов предложения в текстах разговорно-бытового стиля и художественных произведениях.

Практическая работа. Составление текстов (фрагментов) с однородными второстепенными членами предложения; наблюдение над использованием однородных второстепенных членов предложения в образцовых текстах писателей и публицистов (4 часа).

Стилистические особенности бессоюзных сложных предложений.

Практическая работа. Сопоставление союзных и бессоюзных сложных синтаксических конструкций; определение их функции в произведениях русских писателей и в собственных сочинениях (4 часа).

Реферат как жанр научной и научно-публицистической речи.

Практическая работа. Определение содержания понятия «реферат» в словаре; реферирование статей и очерков о русском языке как языке межнационального общения (возможны и иные темы лингвистического, литературоведческого или краеведческого характера), взаиморецензирование рефератов (4 часа).

Стилистическая роль интонации и пунктуации. Полный стиль произношения в книжной речи. Неполный стиль произношения в разговорной речи.

Практическая работа. Прослушивание в записи на пленку или пластинку выступлений мастеров художественного слова и ораторского искусства; стилистико-орфоэпический анализ выступлений. Упражнение в произнесении одних и тех же фраз с разными стилистическими оттенками (2 часа).

Понятие о стилистической роли фразеологизмов.

Практическая работа. Анализ тематически объединенных статей из фразеологических словарей русского языка. Работа над сочинением (в разных жанрах и стилях) по темам пословиц и поговорок (по выбору учащихся). Рецензирование учащимися сочинений одноклассников (под руководством учителя) (4 часа).

X класс (28 часов)

Сущность теории М. В. Ломоносова о трех стилях. Ломоносовское видение примет разных стилей речи и их назначения. Краткие сведения о развитии стилистики в немецкой, французской, русской филологии.

Практическая работа. Найти и описать с наибольшей полнотой сходство и различие в определении понятий-терминов «стиль», «стиль языка и речи», «стилистика», «текст» в «Энциклопедическом словаре юного филолога» и «Энциклопедическом словаре юного литературоведа» (2 часа).

Стилистика и культура речи. Понятие о речи правильной и речи хорошей. Нормы в фонетике, лексике, морфологии. Типы ошибок, нарушающих нормы устной и письменной речи.

Практическая работа. Редактирование текстов с речевыми ошибками (2 часа).

Качества хорошей речи: логичность, точность, простота, уместность, образность, выразительность, эмоциональность.

Практическая работа. Анализ тестов — интервью, репортажа (можно использовать книгу: Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. — М., 1990). Работа над собственным репортажем и интервью (2 часа).

Ошибки стилистические и нестилистические. Тавтология и неправильный порядок слов как стилистические недочеты. Повтор и инверсия как стилистические средства. «Удачная» и «неудачная» редакторская правка текста.

Практическая работа. Обосновать правомерность нарушений единства стиля в конкретном художественном тексте. Использовать повтор и инверсию в тексте публичного выступления, составленном самостоятельно (монологическая речь на уроке литературы или стилистики с последующей нормативной оценкой своей речи и выступлений одноклассников) (4 часа).

Редакторская правка текстов различной стилистической принадлежности с целью улучшения их речевых качеств (2 часа).

Монолог и его разновидности. Лекция научная и публицистическая, лекция-обзор, лекция-дискуссия, лекция-информация.

Практическая работа. Подготовка конспектов лекций разного типа на одну тему (для сверстников, для родителей, в роли учителя на уроке и т. д.). Анализ содержания и структуры лекций разных типов (4 часа).

Разновидности дискуссионного монолога. Монолог-размышление, монолог-утверждение, монолог-опровержение, заключающий дискуссию монолог.

Практическая работа. Стилистический анализ монологов из произведений школьной программы (по выбору учащихся) (4 часа).

Анализ монологов разных типов, самостоятельно подобранных учащимися из художественной литературы и публицистики; обоснование типа монолога (2 часа).

Деловое письмо. Жанры делового письма. Деловое письмо личного характера. Биография и автобиография. Их стилистические особенности в лексике и синтаксисе.

Практическая работа. Анализ автобиографий писателей, политических деятелей и т. д. Составление текста своей биографии (2 часа).

План, конспект, «опорный» конспект, тезисы, резюме, аннотация, отзыв, рецензия. Сходство и различие отзыва и рецензии. Разновидности рецензий. Этика цитирования в отзыве и рецензии. Средства выражения оценки.

Практическая работа. Анализ словарных статей, в которых дается определение содержания и структуры названных жанров письменной речи. Работа над аннотацией, отзывом, рецензией (4 часа).

XI класс (24 часа)

Характеристика лица как разновидность аргументированного текста. Сравнительная и групповая характеристики, их стилевые и структурные особенности. Авторские характеристики   в  произведениях  художественной литературы.

Практическая работа. Стилистический анализ авторских характеристик. Работа над характеристиками одноклассников (4 часа).

Очерк. Разновидности очерка. Портретный очерк. Образные средства языка в очерке.

Практическая работа. Анализ газетных очерков (по выбору учащихся). Работа над очерком по тематике, предложенной учителем (2 часа).

Письма и дневниковые записи. Понятие об эпистолярном жанре. Письма и дневники писателей. Выразительно-изобразительные средства в письмах и дневниках писателей (по выбору учителя).

Практическая работа. Отбор писем и дневниковых записей самими учащимися для стилистического анализа. Описание одного и того же события (явления) в письме, дневнике (по тематике, выбранной учащимися) (4 часа).

Сочинение как выражение языковой личности. Понятие «сочинение» в «Энциклопедическом словаре юного литературоведа» и в «Лингвистическом энциклопедическом словаре».

Практическая работа. Сочинение по ассоциации с представлениями и личным опытом, написанное как художественное или публицистическое произведение (на темы, предложенные учащимися по проблемам выбора жизненного пути, оценки качеств личности, взаимоотношений человека и общества и т. д.) (3 часа).

Сочинение по зрительным впечатлениям, написанное как художественное или художественно-публицистическое произведение; оценка (рецензирование) его учащимися (в роли литературных критиков) (3 часа).

Сочинение по слуховым впечатлениям в жанре рассказа или поэтического этюда; последующий стилистический анализ текста учащимися (в роли литературных критиков) (2 часа).

Обобщение знаний: стилистические категории, коннотации, стилистические приемы; средства языковой выразительности в разных стилях речи на уровне фонетики, лексики, синтаксиса; стилистическое использование тропов; анализ образцовых текстов писателей и публицистов по названным параметрам (2 часа).

Рефераты по проблемам создания текста определенного жанра и стиля на основе знаний экстралингвистических и лингвистических признаков (с самостоятельным отбором учащимися текстов-образцов) (4 часа).

ЛИТЕРАТУРА

Акишина А. А. Жесты и мимика в разговорной речи. — М., 1991.

Аникина А. Б. Стилистика частей речи. Изобразительная роль имени существительного,  прилагательного и глагола. — М., 1977.

Барлас Л. К. Русский язык. Стилистика: Пособие для учителей. — М., 1978.

Бахмутова Е. А. Выразительные средства русского языка. Лексика и фразеология. — Казань, 1967.

Будагов Р. А. Как мы говорим и пишем. — М., 1988.

Валгина Н. С. Теория стилей русского языка: Учеб. пособие. — М., 1985.

Васильева А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики, разговорно-обиходный стиль речи. — М., 1976.

Васильева А. Н: Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи. — М., 1976.

Величко Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка. — М., 1983.

Выготский Л. С. Психология искусства.— М., 1987.

Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка.— М., 1965.

Голуб И. Б. Стилистика современного русского языка: Учеб. пособие для вузов. — М., 1986.

Ефимов А. И. Стилистика русского языка.— М., 1969.

Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова.— М., 1966.

Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка (7—8 классы): Пособие для учителей.— М., 1979.

Ильин Е. Н. Искусство общения: Из опыта работы учителя литературы 516-й школы Ленинграда. — М., 1982.

Кожина М. Н. Стилистика русского языка. — М., 1983.

Кузнецова Л. М. Основы отбора и формирования стилистических понятий в школьной практике изучения русского языка: Учеб. пособие. — Куйбышев, 1982.

Кузнецова Л. М., Голованова А. И. О формировании стилистических умений в процессе подготовки к сочинению // РЯШ.— 1980. — № 4.

Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся. — М., 1975.

Леонтьев А. А. Психологические механизмы и пути воспитания умений публичной речи. — М., 1972.

Лурия  А. Р. Язык и сознание. — М., 1979.

Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. — М., 1975.

Михайлов М. М. Стилистика русской речи. — Чебоксары, 1968.

Одинцов В. В. Стилистика текста. — М., 1980.

Слово русское в обучении и воспитании. Опыт творческой работы учителей-словесников Самарской области / Сост. Л. М. Кузнецова. — Самара, 1991.

Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи. — М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.

Тема урока: дифференциация   звуков “ш-ж” на материале темы  урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.Цель урока: дифференцировать  звуки  ш-ж”. Учить учащихся г...

Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.

Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4.  Даёт технологию...

Материалы к уроку "Категория состояния" Конспект урока

Урок "Категория состояния" разработан для учащихся 10 класса на основе рассказа К. Паустовского "Телеграмма"...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

Разработки уроков и материалы к урокам информатики и ИКТ

Здесь размещен материал к урокам информатики и ИКТ...

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...