Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Галахова Галина Валентиновна

Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода Петерсон

Скачать:


Предварительный просмотр:

       C:\Users\Администратор\Pictures\fgos.jpg

           Технологическая  карта  урока русского   языка

 

в 6 классе  МАОУСШ посёлка Парфино  Новгородской области

Тема: «Местоимение»

Разработала:  Галахова  Галина Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

Класс

Тип урока

Урок общеметодологической направленности (повторение и закрепление Деятельностный метод Л.Г.Петерсон

Цель урока и задачи

Повторить и закрепить изученное о местоимении как части речи.

Образовательная: повторить и закрепить знания, умения и навыки учащихся при решении конкретных упражнений и заданий по данной теме( Уметь находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения)

Развивающая: способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления; проверить степень усвоения учащимися материала; обобщить и систематизировать знания путем создания условий для интеллектуального развития личности ребенка на уроке;

Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим; дисциплинарные навыки; интерес к предмету.

УУД

Личностные:

-развивать умение слушать;

-ясно, точно, грамотно излагать свои мысли;

- развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при выполнении заданий

-формировать умение учитывать разные мнения и интересы;

Предметные:  

повторить определения и правила ……

умение работать с текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию).

Метапредметные

учить осуществлять анализ объектов с выделением существенного и несущественного;

учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

обучать навыкам самоконтроля, самооценке;

формировать умение работать в группах

Используемые педагогические технологии, методы и приёмы

Технологии:

-Технология деятельностного метода Петерсон

 -технология проблемного обучения;

-здоровье сберегающие технологии;

-информационные коммуникативные технологии.

-игровая технология

Методы:

репродуктивный

частично-поисковый;

исследовательский

проблемный

сотрудничество

Приемы:

-рифмованное начало;

-загадки;

-Лови ошибку

-«Группировка»

-Музыкальный фрагмент

-кроссворд;

-«Нарисуй настроение»,_-»Интересная добавка», тест

Формы работы

фронтальная работа;            работа в группах;

работа в парах;                      индивидуальная работа.

Оборудование и материалы

Оборудование:

-ПК;

-мультимедийный проектор;

- мультимедийная презентация к уроку;

-информационный лист, карточки с заданиями.

-карточка – задание для индивидуальной работы;

-музыкальный фрагмент из передачи «Радионяня»;

-кроссворды, тесты;

-видеоролик с физкультминуткой

 

Формируемые УУД

Личностные

Метапредметные

Предметные

Быть мотивированным к учебной деятельности.

Уметь оценивать свой труд, воспитывать активную личность.

Определять и формулировать тему и цель урока, понимать учебную задачу урока, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения, работать в группе, ориентироваться в своей системе знаний.

Знать правила: научиться применять полученные знания на практике, анализировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явления.

Развивать  грамотную речь.

Развивать творческие способности и логическое мышление.

          Технологическая карта урока русского языка в 6б классе МАОУСШ посёлка Парфино

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

УУД

1.

Организационный момент. Мотивация.

Цель: 
Мотивировать к изучению темы;  

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Деятельность учителя. Рифмованное начало.(Слайд №1)

- Здравствуйте, ребята.  

    Долгожданный дан звонок! Начинаем мы урок!

    Упражненья тут, задачи, игры, шутки-

    Все для вас!  Пожелаю всем удачи- За работу, в добрый час!

В этот майский тёплый день заниматься нам не лень.
Тексты будем мы читать, будем думать, вспоминать.

Тема нам известная,

Очень интересная

Посмотрите на доску , прочитайте : (Слайд №2)

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам все постигать!

Какое слово главное?

А можно ли заставить учиться?

Я надеюсь, что вы будете сегодня работать с желанием, стараться, получите хорошие оценки

Оценивают подготовку к уроку собственную и других учеников. Включаются в деловой ритм урока.

-проявление интереса к изучению темы (Л)
- умение  слушать (К)
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации (К)
-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний (Р)

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 

Цель :выявление причин затруднения и актуализация знаний через пробное учебное действие.

Деятельность учителя:

К какой части речи относятся  выделенные слова?

Какова же сегодня тема урока?

Сейчас мы путешественники. Наш путь – в страну «Морфологию»  в город Местоимение!

Слайд №2

Вот он страна Морфология, вот он город Местоимение !Сейчас мы попадем в него. Но что это? Замок!

Слайд №3

Что нужно сделать , чтобы попасть в этот город?

Отгадайте загадки!( Слайд №4)

Смотрите, двери открылись. Вот мы и в городе.

Сколько домиков мы видим?( Слайд №5)

Почему именно столько?

А нужно ли вообще нам знать о местоимениях?

Интересная добавка

 Страна «Местоимение» очень большая. Она занимает третье место по численности после существительных и глаголов. Из тридцати самых частых слов – 12 местоимений

А для чего нам надо вспомнить все самое важное о местоимении?

Попробуем вместе сформулировать цели урока, что необходимо вспомнить, на что обратить особое внимание при подготовке к контрольной работе?

Давайте озвучим цели и в конце урока посмотрим ,достигли ли мы их.

      Сегодня мы повторим, обобщим и расширим знания о местоимении :

  Слайд № 6;                           

Фронтальный опрос. Прием «Да-нетка»

1.Местоимение – это часть речи, которая

Обозначает признак?

2. Личные – это местоимения, которые указывают на

лица, которые участвуют в разговоре?

3. Притяжательные местоимения указывают на

 неопределённые предметы, признаки, количества?

4. Вопросительные местоимения употребляются

 в вопросительных предложениях.?

5.Неопределённые местоимения указывают на

отсутствие предметов, признаков, количества?

5. Отрицательные местоимения указывают на

 признак предмета по его принадлежности?

6. Каким членом предложения могут быть местоимения?

ТестВыполнение задания  с целью выявления затруднения

1.Что такое местоимение?

2. Сколько местоимений в предложении: Если ты когда нибудь бывал в осеннем лесу, то тебе известно блаженное состояние, когда замираешь от восторга и улыбаешься без всякой причины!

1) 1;

2) 3;

3) 2.

3. В каком ряду все слова являются местоимениями?

1) мне, кто, любой, второй;

2) себя, моего, по-моему, прежний;

3) ее, всякий, самый, каждый.

4. Какое местоимение пишется через дефис?

1) кто(нибудь)

2) кое (о) ком;

2) ни (чей)

5. Найди местоимения и определи, каким членом предложения они являются.

Мне с каждым днем становилось лучше

Обсуждают и разбирают трудные вопросы д/з., осуществляют самоконтроль.

Отвечают на вопросы, повторяют ранее изученный материал 

анализ действий по заданной теме;

определение наиболее оптимальных способов выполнения заданий;

обоснование выбора способов действий

Отгадывают загадки..

Называют цели урока.

Записывают в тетради число,тему урока

  • оценивание результата собственной деятельности (Л)
  • планировать и выполнять задания в соответствии с целью (Р)
  • умение договариваться, приходить к общему решению (К)
  • умение работать с содержанием текста (П)

 Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания.

Коммуникативные:- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;- формулирование собственного мнения (позиции)

Познавательные:-использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;.

Регулятивные:- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане;

-учет правила в планировании и контроле способа решения.

3.

Закрепление  с проговариванием во внешней речи.

Целью данного этапа является обеспечение  систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.

Использование полученных знаний на практике.

Закрепление с проговариванием.

Проверим, как мы знаем разряды местоимений.

1.Несколько местоимений заблудились и не могут определить , к какому разряду они относятся. Просят помочь им. Поможем?

Карточка с заданием №1.Приём «Группировка»

Я, вас, ты, он, вы, о  ней                                 отрицательное

Этот, такому,тот, таков.                              неопределённые

Какой-то, что-то, Кто-либо                             возвратное

Никакой, нечей.  нисколько                    притяжательные                       Мой, свой, его, наше, их.                          указательные

Себя                                                                 личные

Карточка №2. Морфемная игра «Собери слово

 пригород

тяжесть

сделать

удивительный

отрицательные

Взяв из 1-го слова приставку, из 2-го – корень, из 3-го – суффикс, из 4-го – суффиксы, из 5-го – окончание, вы получите название  слова(притяжательные)

На что указывают притяжательные местоимения?

Какие местоимения относятся к притяжательным?

Карточка №2»Лови ошибку!» (Музыкальный фрагмент из «Радионяни»)

Послушайте песенку, прочитайте стихотворение из передачи "Радионяня". Найдите ошибки!Отредактируйте текст! (Слайд 9)

Как-то раз во дворе
Из собачьей миски
Пять чумазых поросят
Кушали сосиски.
Подошел к ним и сказал
Папа возмущенный:
Так съедите вы у пса
Весь обед евоный!

Закричала хрюшка-мать
-- Отойди от будки!
Детям надо наполнять
Ихние желудки!
Папа грустно пробурчал:
В пяточок широкий:
-- Слушать я уже устал
Ейные упреки.

Детям все прощают тут,
Дети хрюшками растут,
И такая дребедень
Происходит каждый день!

Учитель:Чтобы вы никогда
Не попали в лужу,

Их, его и её
Говорить вам нужно.

Пели мы про поросят,
Намекали на ребят.
То, что можно поросятам,-
Непростительно ребятам.

Выполняют практическую  работу, анализируют и объясняют решение

( результат)

Деятельность учащихся:

  • осознание иерархии тем в разделе учебного предмета;
  • выстраивание внутритемных связей в изученном разделе;
  • определение межтемных связей в изученном разделе;

определение места данного раздела в учебном предмете как в науке.

Проговаривают ошибки и заменяют на правильное слово

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К)

-выбор наиболее эффективных способов решения задач(П)

- осознание ответственности за общее дело(Л)

Личностные:- формирование мотивов достижения целей,

Коммуникативные:- умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;-умение задавать вопросы;использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:- осуществление пошагового контроля по результату;-адекватное восприятие оценки учителя;-различение способа и результата действия.

Познавательные:- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;-поиск разнообразных способов решения задач

4.

Физкультминутка

Цель: предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников;

Вы прилежно занимались, немного устали. Пришло время  физкультминутки: (Слайд 10)

Быстро встали, улыбнулись.

Выше, выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук  коленками коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали

И на месте побежали.

Музыкальная физкультминутка

Выполняют упражнения

Личностные:

-ценностное отношение к ЗОЖ,снятие напряжения и усталости;

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность

5.

Включение изученного в систему знаний.

Целью данного этапа является формирование учебной деятельности на основе знаний.

Следующий вид заданий – самостоятельное выполнение.Помогать мне будут главные в ваших группах. Они после выполнения посмотрят работы и напишут на листочке результат.

Карточка № 1

Правильно ли распределены местоимения ? Внесите изменения. Потом проверьте по эталону.

Слитно

Никто  

Нискем

Кудато

Никем

некого

Раздельно

Какой то

За тобой

Про себя

Ни у кого

Кое кого

Через дефис

Кто-нибудь

Откуда-то

Кто-либо

Ни-кому

Ни-в- чём

Карточка 2

Реши кроссворд (Приложение)

Кроссворд сложный, подумайте и сделайте! Потом проверка по эталону

Выявляют границы применимости нового знания, выполняют задания в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

.

И закрепление учащимися  системы знаний через способы действий.

Деятельность обучающихся:

1)         самостоятельное выполнение заданий с опорой на систему знаний;

2)         обоснование способов действий с формулированием проблем.

- нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания (Л)

- анализ, синтез, обобщение, классификация (П)

- моделирование (П)

- установление причинно – следственных связей (П)

- контроль, коррекция, оценка (Р)

- адекватно взаимодействовать в паре  и в группе  при выполнении учебного задания (К)

Личностные:--формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные:- выделение существенной информации,- структурирование знания.

6.

Рефлексии  учебной деятельности на уроке.

Целью данного этапа является самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.

Проверим наши цели: достигли ли мы их?(Слайд 12)

Все ли понятно для вас в теме местоимения?

Что было самым интересным?

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Как вы оцениваете работу своих  одноклассников?

Перед вами смайлик, нарисуйте, пожалуйста, настроение

.Отвечают на вопросы. Рассказывают, что узнали. Осуществляют самооценку.

Деятельность обучающихся:

соотнесение  цели урока и результатов собственной деятельности;

оценка полученных результатов обучающимися и учителем, установление степени их соответствия.

— оценивать результат собственной (Л) деятельности.

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности (Р)

— формулирование и аргументация своего мнения (К)

Личностные:- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:- восприятие оценки учителя,- адекватная самооценка.

7.

Домашнее задание

Выбери сам задание, которое тебе нравится:

1.Напиши лингвистическую сказку «В городе местоимений»

 Нарисуй иллюстрации

2.Выполни тест!Тест «Местоимение».  

  1. Дополните предложение:

Местоимения – это слова, которые указывают на________, не называя их конкретно, в предложении являются_____________.

  1. Выпишите из текста местоимения:

Вот пошёл он к синему морю;

Видит – море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою.

Надобно ей новое корыто,

Наше-то совсем развалилось». (А.С. Пушкин)

  1. Укажите определительное местоимение:

А) себя

Б) тот

В) весь

4. Укажите неопределённое местоимение:

А) чей-нибудь

Б) каждый

В) иной

5. Укажите ряд, в котором все местоимения отрицательные:

А) кто-либо, нечего, тот, он

Б) себя, каждый, иной, кое-чей

В) никто, ничей, никакой, нечего

6. Укажите ошибки в определении начальной формы местоимения:

А) его – я

Б) собой – себя

В) нас – мы

7. Каким членом предложения является местоимение его в предложении:

Я сразу же узнал его.

А) дополнением

Б) определением

В) подлежащим

8. Каким членом предложения является местоимение в предложении:

Слышится что-то родное в тревоге дремучего бора.

А) подлежащим

Б) дополнением

В) определением

9. Укажите ряд, в котором все местоимения – притяжательные:

А) твой, наш, их

Б) весь, собой, ты

В) самый, каждый, иной

10. Укажите ошибку в морфологическом разборе выделенного местоимения:

Спросите у кого-нибудь, сколько осталось до города.

А) начальная форма – кто-нибудь

Б) отрицательное

(Слайд 13)

Записывают выбранное задание

Приложения.

1.Музыкальный фрагмент  из передачи «Радионяня»

2. Презентация к уроку

3. Дидактический материал. Карточки с заданиями.

4.Кроссворд  по  теме «Местоимение»

По  горизонтали:

2.  Местоимения, которые содержат вопрос о лице  или  предмете, его  признаках,

     о  количестве.

3.  Местоимения  этот, тот, такой, таков, столько.

7.  Местоимения, которые указывают на обобщённый признак предмета или лица,

     изменяются, как  прилагательные, по  родам, числам  и  падежам.

8.  Часть  речи, которая  разделяет  местоимения  не у кого, ни к кому, кое с кем.

9.  Знак, который ставится перед  то, либо, нибудь  в  неопределённых  местоимениях.

10.Местоимения, которые  указывают  на  лица, участвующие  в  речи.

По  вертикали:1.  Самостоятельная  часть  речи, которая  указывает  на  предметы, признаки,  количества, но  не  называет  их.

2.  Местоимение, которое  указывает  на  отношение  к  действующему  лицу.

4.  Местоимения, которые  указывают  на  неопределённые  предметы, признаки,

     количество.

5.  Местоимения  мой, твой, наш, ваш, свой.

6.  Местоимения, которые  служат  для  связи  простых  предложений  в  составе

     сложных.

7.  Местоимения, которые  указывают  на  отсутствие  предметов, признаков,

     количества.

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №1. Загадки.

Из какого местоимения, если к нему прибавить сто, можно испечь пирог? (Те)

За какое местоимение можно спрятать букву ц , чтобы получилось животное? (Я: за-я-ц)

К какому местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить средство умывания? (Мы)

Какие местоимения встречаются на русских дорогах? (Я-мы)

Фронтальный опрос. Прием «Да –нетка»

1.Местоимение – это часть речи, которая

Обозначает  признак?

2. Личные – это местоимения, которые указывают на

лица, которые участвуют в разговоре;

3. Притяжательные местоимения указывают на

 неопределённые предметы, признаки, количества.

4. Вопросительные местоимения употребляются

 в вопросительных предложениях..

5.Неопределённые местоимения указывают на

отсутствие предметов, признаков, количества.

5. Отрицательные местоимения указывают на

 признак предмета по его принадлежности;

Выполнение задания с проговариванием ответа

1. Что такое мастоимение?

2. Сколько местоимений в предложении: Если ты когда нибудь бывал в осеннем лесу, то тебе известно блаженное состояние, когда замираешь от восторга и улыбаешься без всякой причины!

1) 1;

2) 3;

3) 2.

3. В каком ряду все слова являются местоимениями?

1) мне, кто, любой, второй;

2) себя, моего, по-моему, прежний;

3) ее, всякий, самый, каждый.

4. Какое местоимение пишется через дефис?

1) кто(нибудь)

2) кое (о) ком;

3) ни (чей)

Выполнение заданий на закрепление с проговариванием

Несколько местоимений заблудились и не могут определить ,

к какому разряду они относятся. Просят помочь им. Поможем?

Карточка с заданием .Приём «Группировка»

Я, вас, ты, он, вы, о  ней                                  отрицательное

Этот, такому,тот, таков.                               неопределённые

Какой-то, что-то, Кто-либо                             возвратное

Никакой, нечей.  нисколько                    притяжательные                      

Себя                                                                 личные

Мой, свой, его, наше, их.                                   указательные

«Лови ошибку!»

Послушайте песенку, прочитайте

 стихотворение из передачи

"Радионяня". Отредактируйте

текст, Найдите ошибки!

Как-то раз во дворе
Из собачьей миски
Пять чумазых поросят
Кушали сосиски.
Подошел к ним и сказал
Папа возмущенный:
Так съедите вы у пса
Весь обед евоный!
Закричала хрюшка-мать
-- Отойди от будки!
Детям надо наполнять
Ихние желудки!
Папа грустно пробурчал:
В пяточок широкий:
-- Слушать я уже устал
Ейные упреки.
Детям все прощают тут,
Дети хрюшками растут,
И такая дребедень
Происходит каждый день!
Исправь ошибку.

1. Я заходил к учительнице, но их не было дома.

2. Враг был силён, но они скоро сдались.

3. Кто из девочек вошла сюда?

4. Напиши свою автобиографию.

5. На ихних огородах травы много наросло.

6. Чего ты читаешь?

7. Что из коллекции понравилась вам больше всего?

8. Не знаю, чего мне делать сейчас.

9. Я с отцом ездили на рыбалку.

10. Он был любимцем с детства матери.

                    Тест.

 Выдели все местоимения, которые пишутся через дефис:

   а) (кое)что, (ни)кого, (ни)чей, что(то);

   б) (кое)кто, что(либо), кто(нибудь), (ни)(с)чьими;

   в) (кое)кому, (в)чём(либо), какой(либо), (кое)какой;

   г) (ни)кто, (ни)какой, (ни)(с)чем, (ни)(у)кого.

Эталон . Кроссворд.Ответы

По горизонтали:

2.Вопросительные

3.Указательные

7.Определительные

8. Предлог

9.Дефис

10.Личные

По вертикали:

1. Местоимение.

2. Возвратное

4.Неопределенное

5.Притяжательные

6.Относительные

7.Отрицательные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку русского языка в 6б классе МАОУСШ п. Парфино Учитель: Г алахова Г алина В алентиновна

Слайд 2

Тот , кто хочет много знать, Должен сам все постигать!

Слайд 6

Отгадай загадки! Когда руки бывают местоимениями? Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево? Сколько личных местоимений в слове семья? Первый слог - личное местоимение 2-го лица. Второй - звук, который издает лягушка. Вместе - название овоща.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"

laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...