Урок в 6 классе по теме "Причастие. Повторение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Повторение пройденного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6_klasse.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

1.Организационный момент урока.  (2 МИН)

1. Мобилизация внимания учащихся

- Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наше общение с небольшой разминки. Повторяйте за мной слова и движения.

      2. Психологический аутотренинг.

(Дети кладут руки на грудь и вместе с учителем произносят слова.)

Прекрасно всё на свете,

Прекрасно на Земле,

Прекрасно всё вокруг,  

Прекрасно всё во мне

МОЛОДЦЫ, присаживайтесь. Сядьте ровненько.

Ребята, посмотрите на смайлик. Что он делает? Вот и я хочу, чтобы вы улыбнулись друг другу. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Я вижу, что вы меня хорошо встретили, у вас хорошее настроение. Я хочу передать вам свое тепло, а вы передайте его друг другу по цепочке.

РЕБЯТА, а что мы должны делать на уроке?

(слушать друг друга, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения и т. д.)

Хорошо, молодцы. А теперь давайте посмотрим, как мы готовы к уроку, всё ли у нас есть на столах, готовое к работе.

У вас на столах лежат листы с заданиями, а также листы самооценки, т. е. каждое задание вы будете оценивать самостоятельно. Критерии оценивания есть на листах самооценки.

Итак, приступаем к работе.

2. Посмотрите, пожалуйста, на экран и прочитайте текст загадки.

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

О чём идёт речь? – О  ПРИЧАСТИИ.

Это тема для нас новая или мы ее уже изучили?

Значит, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Обобщение по теме "Причастие"

Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

3) Совместное целеполагание.

- Если у нас урок обобщения, то какие цели мы перед собой поставим?

(вспомнить, обобщить и закрепить знания умения и навыки, которые мы приобрели во время изучения темы: «Причастие»

Итак, ЗАДАНИЕ 1.

.  Веришь или не веришь?(3 мин)

Это упражнение поможет узнать. Как дети усвоили теоретические сведения о причастии.

Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе, и доказать свою точку зрения.

– Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи?

– Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?

– Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?

– Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?

– Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?

– Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?

– Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола?

– Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?

– Верите ли вы, что причастия с НЕ всегда пишутся раздельно?

– Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом

тексте?

ПРОВЕРИТЬ И ОЦЕНИТЬ РАБОТУ В ЛИСТКАХ САМООЦЕНКИ.

ЗАДАНИЕ 2. Работа с текстом . КОРРЕКТИРОВКА ТЕКСТА (РАБОТА В ПАРАХ)

На слайде записаны предложения. Расставьте в определённом порядке предложения.  В каком порядке должны следовать причастия, чтобы получился текст.  Расставьте недостающие знаки препинания.

- Запишите текст в тетради.

С них облетают разноцветные  шелестящие листья под ногами.

Красив в октябре лес.

Радуют  раскрашенные взгляд осенью клёны.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/557367/img1.gif

– Какова тема текста?

– Определите тип речи? (Описание.)

– Выделите графически причастные обороты в предложениях.

– В каком предложении нужен знак препинания? Почему?

ПРОВЕРКА, ОЦЕНИВАНИЕ

ЗАДАНИЕ 3 Орфографический диктант

. Определение суффиксов причастий.(3 мин)

Задание: записать только суффиксы причастий, правильно выбрав гласную.

1) скач.щий, 2) вид.мый, 3) черт.щий, 4) стел. щий, 5) подгоня.мый, 6) леч.щий, 7) кле.щий, 8) освеща.мый, 9) се.щий, 10) пиш.щий, 11) кол.щийся, 12) слыш.мый.

ущ-

 

 

-2. им-

 

 

-ящ-

-ющ-

 

 

-ем-

 

 

-ащ-

-ящ-

 

 

-ем-

 

 

-ющ-

-ущ-

 

 

-ющ-

 

 

-им-

САМООЦЕНКА

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Задание 4.

А теперь – ОРФОГРАФИЯ ПРИЧАСТИЯ.

СЛЕПАЯ СХЕМА

Определите, какое правило зашифровано в схеме. Расскажите правило.

1)  Слитно      

  1. Без НЕ не употребляется
  2.  ……..?........
  3. ----------?

2) Раздельно

  1. Есть противопоставление с союзом А
  2. ……?......
  3. Всегда с краткими причастиями

РАСКРЫТЬ СКОБКИ.

а) На дворе шумел дождь, (не) успокаивающийся вторые сутки.

б) Я читал (не) проверенные цитаты.

в) Редкие поля (не) убраны и оставлены до весны.

ОБЪЯСНИТЬ И НАПИСАНИЕ Н и НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ

Задание 5

ИГРА «УГАДАЙ ПРИЧАСТИЕ»(3  мин)

  1. Корень у этого слова такой же, как у слова выстилать.
  2. Приставка – как у слова улетевший.
  3. Суффиксов два: как у глагола награждать и как у слова бывший.
  4. Это причастие стоит в форме ед. числа, родит. Падежа, женского рода. (устилавшей).

Проверьте. САМООЦЕНКА

Задание 6.

Подведем итоги урока, создавая рассказ на лингвистическую тему. Работа в группе (5 мин)

ПРИЧАСТИЕ

Причастие – это ............................... форма ......................................., которая совмещает в себе признаки ..................... (время, вид) и признаки ............................ (изменяется по родам, числам и падежам).

Причастия образуются от .............................. с помощью специальных суффиксов: .................................................................. .

Причастия в предложении обычно бывают ................................................... и отвечают на вопросы: ................................................................................................

При них часто находятся зависимые слова и образуют ..................................................................., который может находиться как перед определяемым..........................., так и после него.

Если причастный оборот стоит перед.................................., то он .............................................. запятой, если же он стоит после ....................................... слова, то он всегда выделяется запятыми.

Причастия могут быть страдательными и ..........................................................

Действительные причастия имеют полную и .......................................формы.

Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли.............................. и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО. В суффиксах кратких причастий пишется .......... буква Н.

ПРОВЕРКА

      Причастие – это .......особая........................ форма ............глагола........................., которая совмещает в себе признаки ......глагола............... (время, вид) и признаки .............прилагательного.................... (изменяется по родам, числам и падежам).

          Причастия образуются от .....глаголов......................... с помощью специаль-ных суффиксов: .......... ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-; -вш-, -ш-; -енн-/-ённ-, -нн-,-т-...................................................................... .

          Причастия в предложении обычно бывают ....определениями............................................... и отвечают на вопросы: ................какой? какая? Какие? Какое?................................................................................

         При них часто находятся зависимые слова и образуют  ...причастный оборот.........................................., который может находиться как перед определяемым..........................., так и после него.

          Если причастный оборот стоит перед......определяемым словом......................................, то он ...не.....выделяется........................запятой, если же он стоит после .......определяемого............................... слова, то он всегда выделяется запятыми.

         Причастия могут быть страдательными и .действительными.........................................................

         Страдательные причастия имеют полную и ...краткую..........................формы.

         Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли .......сказуемого....................... и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО. В суффиксах кратких причастий пишется ....одна........... буква Н.

 Домашнее задание (2 мин)

1. Взять стихотворение и выписать предложения с причастным оборотом

2. Выполнить синтаксический разбор одного предложения

3. Разобрать морфологически одно причастие (по выбору)

Выставление оценок по оценочным лист

13. Подведение итогов урока(2 мин)

  1. Устная рефлексия.

 

• Добились мы поставленных целей?

  • Что же узнали мы сегодня на уроке?

• Что показалось наиболее интересным?

• Что непонятным? Над чем вы хотели бы поработать в дальнейшем?

Я желаю вам ежедневных интересных открытий, ежедневное пополнение вашего образования. Спасибо за урок! 

ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

  1. я научился ...
  1. было интересно
  1. было трудно ...
  1. могу похвалить себя за то, что ...
  1. могу похвалить одноклассников за то, что ...
  1. больше всего мне понравилось ...
  1. мне показалось важным ...

МОИ УСПЕХИ НА УРОКЕ

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Фамилия. Имя.

ЭТАПЫ УРОКА

МОИ УСПЕХИ

ЗАМЕЧАНИЯ

  1. Веришь или не веришь?

  1. Работа с текстом. Корректировка текста

  1. Орфографический диктант

  1. Слепая схема. НЕ с причастиями

  1. Игра «Угадай причастие»

  1. Творческая работа.

Рассказ на лингвистическую тему

Всё верно = «5»

Одна – две  ошибки = «4»

Три - четыре ошибки = «3»

Более четырёх ошибок = «2»

Итог

33 - 35 = «5»

29 – 32 = «4»

26 – 28 = «3»

25  и ниже = «2»

Критерии оценивания работы в группе

5 – очень активно принимал участие в работе группы.

4- проявлял среднюю активность в работе группы.

3- принимал пассивное участие в работе группы.

2- не принимал участия в работе группы

У меня получилось…

Я научился…

Сегодня на уроке я смог…

Урок дал мне для жизни…

За урок я…

ГДЕ НАМ ЭТО ПРИГОДИТСЯ?

словами чешского педагога Яна Амоса Каменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Хочется, чтобы каждый из вас на каждом уроке узнавал что-то новое и обязательно прибавлял что-то  к своему образованию. Пусть этот урок не станет исключением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе " Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Данный урок рекомендуется проводить в 6 классе в самом начале изучения темы " Имя прилагательное"....

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по лексике в 5 классе"

Урок на тему "Повторение изученного по лексике в 5 классе" позволяет повторить и закрепить известные учащимся понятия о лексикологии как разделе науки о языке....

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

   Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...

Конспект урока 8 класс Обобщение и повторение по теме: "Изменения происходящие с веществами"

Конспект урока используется для повторения раздела в 8 классе "Изменения происходящие с веществами". Можно использовать для подготовки к контрольной работе....

Урок русского языка в 6 классе "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Разработку  урока подготовили учитель русского языка МБОУ СОШ №11 имени Н.А.Свистунова села Беноково Т.В. Николаенко, учитель русского языка МБОУ СОШ №9 ст.Баговской Н.В.Токарева в качестве зачёт...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...