Главные вкладки

    Наречие и сходные языковые явления
    презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему

    Симоненко Ирина Олеговна
    Материал презентации содержит теорию и упражнения по темам: Разграничение наречий и кратких прилагательных Наречия и слова категории состояния Степени сравнения наречия и прилагательного Наречие и существительное с предлогом. Рассмотрены трудные случаи разграничения наречия и других частей речи, которые традиционно являются заданиями предметных олимпиад по русскому языку. Работа с материалом может осуществляться в рамках одного или нескольких занятий с использованием интерактивной доски или проектора.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл narechiya_i_shodnye_sochetaniya.pptx598.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Наречия и сходные языковые явления. Правописание наречий Симоненко Ирина Олеговна, учитель русского языка МБОУ СОШ №44 города Мурманска

    Слайд 2

    Разграничение наречий и кратких прилагательных Наречия и слова категории состояния Степени сравнения наречия и прилагательного Наречие и существительное с предлогом

    Слайд 3

    Разграничение краткого прилагательного и наречия: называет признак предмета; зависит от существительного или местоимения; в предложении является сказуемым . называет признак действия или признак признака; зависит от глагола или прилагательного; в предложении является обстоятельством.

    Слайд 4

    Открылся каток, и конькобежцы радуются: площадка, сплошь залитая водой вчера , замёрзла. Ребята мчатся вприпрыжку. Скорей прикрепляют коньки. Ворота настежь отворились. Сегодня состоится открытие катка. Вот, неловко оступившись, мальчик упал навзничь . Поверхность льда здесь была чересчур шероховата . К счастью, он скользил медленно и не ушибся. Катанье на коньках полезно , но стоит следить, чтобы мороз не обжёг щёки и нос. Над выделенными словами укажите их частеречную принадлежность

    Слайд 5

    Слова категории состояния ( предикативные наречия) - слова, обозначающие состояние человека или природы и выступающие в роли сказуемого односоставного (безличного) предложения . В поле глухо, сонно, жарко , Рожь стоит, как сухостой. (А. Твардовский) Большинство слов категории состояния сходны с наречиями ( надо, можно, нельзя, грустно, холодно, боязно, совестно и др.), с существительными в им. п. ( пора, охота ). Слова категории состояния получили такое название потому, что большинство из них обозначают состояние природы, живых существ, человека ( облачно, больно, обидно, смешно ). По подсчётам специалистов, предикативных слов в языке около 100 единиц, и этот класс постепенно пополняется. В лингвистике есть мнение, что это новая, складывающаяся часть речи.

    Слайд 6

    Найдите в предложениях слова категории состояния. Обозначьте их синтаксическую роль Ах, няня, няня, я тоскую, мне тошно, милая моя. Татьяна… волнение света ненавидит, ей душно здесь. Мне грустно и легко, печаль моя светла. Расстаться казалось нам трудно. Утро такое ясное, но мне немножко грустно. Было так тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Горько мне за нас обоих было, и сказать мне правду было жаль.

    Слайд 7

    Найдите в предложениях слова категории состояния. Обозначьте их синтаксическую роль Ах, няня, няня, я тоскую, мне тошно , милая моя. Татьяна… волнение света ненавидит, ей душно здесь. Мне грустно и легко , печаль моя светла. Утро такое ясное, но мне немножко грустно . Было так тихо , что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Горько мне за нас обоих было , и сказать мне правду было жаль .

    Слайд 8

    В есело провел ты время?! - Он весело со мною поздоровался. – Как весело на балу! Мне стало грустно . – Лицо его было грустно . – Он грустно отвечал. Спокойно все. – 6 лет я царствую спокойно. Как сладко жизнь моя лилась. - Мне бы сладко было получить свободу. Ясно было, что раненый не мог жить. – Как юный день сияет гордо, ясно . – Видение ясно. Дома тесно, темно. - Он писал темно и вяло. С трашно . – Его страшно оскорбили. Как грустно явленье твое, весна! Щеки ее румяны , но лицо спокойно, весело . Установите, какие слова являются наречиями, прилагательными, а какие относятся к словам категории состояния.

    Слайд 9

    Степени сравнения наречия и прилагательного

    Слайд 10

    Форма наречия обычно зависит от глагола: рисовать аккуратнее . Прилагательное зависит от существительного: класс дружнее .

    Слайд 11

    Мой друг! Что может быть милей Бесценного родного края? Там солнце кажется светлей, Там радостней весна златая, Прохладней легкий ветерок, Душистее цветы, холмы там зеленее , Там сладостней журчит поток, Там соловей поет звучнее , Там все нас может восхищать, Там все прекрасно , там все мило. Найдите в тексте наречия и прилагательные в сравнительной степени

    Слайд 12

    Наречие и существительное с предлогом К наречию можно задать только один вопрос – вопрос обстоятельства (где? когда?): Зимой я отправлюсь в Африку. К существительному ставится падежный вопрос и вопрос обстоятельства (в ряде случаев). Не перестаю восхищаться русской зимой . У существительного могут быть зависимые слова (другое существительное или прилагательное). Наречие пишется в одно слово, а существительное с предлогом пишется раздельно: Глядеть вдаль (нареч.) – глядеть в даль (сущ.) океана

    Слайд 13

    Потянулся (в)бок от доски. – Вася толкнул друга (в)бок. Я (в)миг выбежал на улицу. – Она остановилась (в)миг смущения. (В)конец измучился. – Заглянуть (в)конец романа. Пилот надеялся (на)вылет. – Пуля прошла (на)вылет. Мы готовились 2 часа (с)лишком. – Это уж (с)лишком.

    Слайд 14

    Ребёнок бежал маме (на)встречу. – Я опаздывал (на)встречу. Ради детей она готова была пойти (на)смерть.– Бойцы стояли (на)смерть. Я решил действовать (на)удачу. - Я поступил так без всякой надежды (на)удачу. Сапоги пришлись (в)пору. – О чём мечтает солдат (в) пору затишья?

    Слайд 15

    Лабораторная работа 1. Машина повернула (в)бок. Пуля попала ему (в)бок. 2. Пробка с хлопком выскочила (в)верх. Он посмотрел (в)верх газеты. 3. Молодой человек стоял (в)дали. (В)дали океана показался парусник. 3. Он (в)конец устал и заснул в одежде. Я ушел (в)конец вагона. 4. (В)тайне она мечтала поступить наперекор родителям . ( В)тайне есть что-то магическое. 5. Она шла мне (на)встречу. (На)встречу он не пришел. 6. Он сделал работу только (на)половину. (На) половину законов было наложено вето.

    Слайд 16

    http://3.bp.blogspot.com/-oCw6YBt2NeA/UzZa4FBOT-I/AAAAAAAAAZE/0004gd256qA/s1600/5.png Русский язык. 7 класс. В 3 ч. Ч.2: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И . Львова, В.В. Львов. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2009 . Львова С.И. Русский язык. 7 кл.: пособие для учащихся (За страницами школьного учебника). – М.: Дрофа, 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние региональных языковых явлений на качество речи

    В данной статье отмечается наличие активных процессов в современных говорах в плане сближения их с русским литературным языком. Несмотря на это, многие диалектные особенности заметно сохраняются...

    Роль лексических и грамматических языковых явлений

    Этот материал может быть использован для подготовки к ГИА...

    Рабочая программа по русскому языку в 10 классе. Факультатив "Лингвистический анализ языковых явлений"

    Программа рассчитана на 34 в год. Направлена на подготовку учащихся к ЕГЭ по русскому яхыку. В 10 классе углубляется подготовка по лексике и фразеологии, морфемике и словообразованию, морфологии и орф...

    Сходные состояния. Дифференциально-диагностические критерии разграничения сходных состояний.

    Доклад по дисциплине Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Включает сводную таблицу сходных состояний дифференциальной диагностики....

    «Взаимодействие языковых явлений как основа повышения грамотности» (дополнительный курс для подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ )

    Предлагаемый курс предназ­начен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 64 часа, 2 часа в неделю. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского яз...

    Урок-игра в 6 классе "Фразеологизмы как языковое явление"

    Методическая разработка урока (технология игровая) с презентацией...

    Презентация "Погодные явления. Языковая грамотность"

    Презентация, в которой собраны все самые распространенные слова и выражения по теме "Погода". Можно использовать как для самостоятельной работы, так и в дополнение к уроку....