Открытый урок в 8 классе на тему "Однородные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

половинкина ирина викторовна

На данном уроке отрабатываются навыки определения однородных членов предложения, повторяются выразительные средства языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Меня зовут Половинкина Ирина Викторовна, я работаю в школе №8.

Сегодня я хочу вам представить  урок русского языка в 8 классе, который завершает изучение темы «Однородные члены предложения».

  Слайд 1:

Тема урока: «Изобразительно-выразительная роль однородных членов предложения».

  Слайд 2

 Цели:

  • повторить изученное об однородных членах предложения;
  • систематизировать ранее полученные знания о выразительных средствах языка; познакомиться с выразительными синтаксическими средствами на основе однородных членов предложения;
  • воспитывать интерес и любовь к слову, живописи, музыке.

 Работать будем в диагностических листах, которые  есть у каждого из вас.

 

Начнем урок с небольшой разминки. Слайд 3

Для этого нам понадобятся сигнальные карточки. Они перед вами.

На мое утверждение вы отвечаете «ДА» или «НЕТ», выбрав нужную карточку и показав ее мне цветной стороной.

Итак,(на слайде 3 по щелчку высвечиваются по порядку утверждения):

-однородные члены предложения зависят друг от друга;

-они могут иметь зависимые слова;

-союз ДА может быть как соединительным, так и противительным;

-Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову;

-однородными могут быть только второстепенные члены предложения;

-Однородные члены предложения разделяются на письме запятыми.

     Спасибо, вы хорошо справились с этим заданием.

Теперь  подпишите диагностические листы и продолжим урок.

В диагностических листах задание 1. (Слайд 4) : расставьте знаки препинания в предложениях и вставьте пропущенные буквы.

1)Паустовский любит пр..роду и в зной и в дождь и хмурой осенью и к..сматой зимой.

2)Все и этот голубой р..злив реки и это небо и дали и пар..ход казалось огромным и необ(?)ятным.

3)На земле на соломе..ых крышах с..раев всюду осл..пительно белел молодой снежок.

4)Буран крутит и швыряет снегом высвистыва..т и зал..вается жутким воем.

5)Я вид..л только в..рхушки деревьев да извилистый край против..положного берега.

6)Солнце сильно пр..пекало и от воды ш..л пар.

 Работа закончена. Я оценю вашу работу чуть позже.  Отложите пока листы.

                           Слайд 5

Перед вами два текста.  Прочитайте выразительно первый текст.

1. Красоты России, её полей и лесов, омутов и закатов явились на свет не вчера. Именно Север напитал жизнь поколений и даже эпох так, что диву даёшься. Вместе с Великим Новгородом, вместе с Русью поднялось величие Пскова и Суздаля, Владимира и Ростова.

                                   А теперь так же выразительно прочитайте второй.

2. Нетленные красоты России, её полей и лесов, туманных омутов и величественных закатов явились на свет не вчера. Именно Север напитал жизнь поколений и даже эпох так, что диву даёшься. Вместе с Великим Новгородом, вместе с белоствольной, статной Русью поднялось величие Пскова и Суздаля, Владимира и Ростова.

ВОПРОСЫ: 1) Какой текст дает полное представление о картине?

                     2)Какие слова участвуют в этом?

                     3)Какие из них являются однородными членами предложения?

Однородные члены предложения играют важную роль  в выразительности нашей речи.(слайд 6) 

 Во-первых, они являются  ярким средством словесной наглядности, во-вторых, образуют стилистические фигуры речи: многосоюзие, бессоюзие, парное соединение однородных членов предложения.

Обратимся к предложению( слайд 7) : 

Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля?

- Назовите однородные члены предложения.

- Какими лексическими средствами выразительности    они являются?

- Дайте определение эпитета.

-Какую роль   выполняют эпитеты в данном предложении?

   Слайд 8

Совершенно верно, они помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость.

Прочитайте следующее предложение (слайд 9) :

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

                           А.С.Пушкин.

- назовите однородные члены предложения.

- Объясните их роль в предложении, как эпитетов.

Слайд 10

Следовательно, однородные члены предложения являются ярким средством словесной наглядности и играют важную роль в описаниях пейзажа, черт характера и внешности.

                                         Спасибо за работу.

              Слайд 11 «Экскурсия по картинной галерее»

А сейчас я вас приглашаю совершить экскурсию по картинной галерее. В конце нашей экскурсии вы должны будете составить 2 предложения, отражающие ваши впечатления от увиденного. В предложениях обязательно использовать однородные определения-эпитеты.

                                               (слайды 12-20)

.(слайд 21)

Закончилась наша экскурсия, спасибо за внимание. А теперь в диагностические листы запишите свои предложения.(слайд 22 с музыкой Чайковского)

Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось.

Спасибо, очень интересные предложения.

 Переходим ко второму этапу урока. (слайд 23 с музыкой Вивальди)

Сильным средством воздействия, усиления выразительности являются фигуры речи.

Прочитаем предложение (слайд 24) :

 

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

-Как связаны  здесь между собой однородные члены предложения?

- Чего добивается автор, намеренно часто употребляя союзы?

- Такие фигуры речи называются многосоюзием.

Слайд 25

Следовательно, многосоюзие усиливает интонацию перечисления, замедляет темп речи, делает ее плавной, тем самым обращает внимание слушателей к перечисляемым понятиям.

На фоне многосоюзия обретает выразительность другая фигура речи.

 

Прочитайте предложение (Слайд 26.):

 

Раскат импровизаций нёс

Ночь, пламя, гром пожарных бочек,

Бульвар под ливнем, стук колес,
Жизнь улиц, участь одиночек.

- С какой интонацией  произносятся однородные члены предложения?

-Что они помогают почувствовать нам?

- Эта фигура речи носит название – бессоюзие.

Слайд 27

Значит, эта стилистическая фигура придает высказыванию стремительность, динамичность, напряженность. Кроме того, бессоюзное перечисление предметных названий создает впечатление быстрой смены картин.

Еще одно синтаксическое средство выразительности речи – парное соединение однородных членов. В роли однородных членов предложения нередко употребляются антонимы.

-Вспомните, что такое антонимы.

Слайд 28

Читаем  пример, в котором используется эта фигур речи:

Среди сибирских рек есть большие и малые, спокойные и буйные, глубокие и мелкие.

Слайд 29.

Итак, однородные члены предложения, как мы могли убедиться, украшают речь, делают её точной, ясной, выразительной.

А теперь подведем итог всему, о чем говорили на уроке. Поработаем с тренажером.

Нам опять понадобятся диагностические листы.

                               (слайды 30,31,32,33,34)

А теперь проведем взаимопроверку. Обменяйтесь листами. Давайте еще раз обратимся к заданиям  и теперь вместе попробуем их сделать. Одновременно проверяйте правильность его выполнения в диагностических листах(слайды 35,36,37,38,39).

               Большое  спасибо за работу.

-В заключение урока хотелось бы вам задать вопрос:

-Согласны ли вы, что однородные члены украшают речь, делают её ярче, богаче?

Слайд 40

Поэтому закончить урок я хочу словами А.Н.Толстого: «Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке».

Слайд 41

В качестве домашнего задания я предлагаю:

 Выписать из текста сказки «Снегурочка» А.Н.Островского шесть предложений, в которых отражается изобразительно-выразительная роль однородных членов предложения.

                                                Спасибо за урок!

-

Тема урока:

Изобразительно-выразительная роль однородных членов   предложения.

Цели деятельности учителя:

- способствовать созданию положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;

- воспитывать интерес к предмету;

- закрепить понятие об однородных членах предложения и средствах связи между ними;

-формировать умения и навыки находить в предложениях однородные члены, расставлять знаки препинания;

- познакомить с изобразительно-выразительной ролью однородных членов предложения.

Планируемые результаты:

Предметные – знают понятие однородности/неоднородности, умеют работать с текстом, иллюстрациями,  применяют на практике знание правил орфографии, составляют связный текст.

Метапредметные:

Личностные – воспринимают речь учителя (одноклассников), выражают положительное отношение к процессу познания, оценивают собственную учебную деятельность.

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевое высказывание, структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные – умеют  формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Оборудование и наглядность: использование ИКТ,  распечатка текстов, диагностические листы, сигнальные карточки со словами «ДА» - «НЕТ»

                     

   

-

                            Мастер-класс

Тема: Изобразительно-выразительная  роль

           однородных членов предложения.

                               ( 8 класс)

                                     

                                            Подготовила: Половинкина И.В.,

                                                                            учитель русского языка и

                                                                            литературы МОУ СОШ №8.

                                                 г.Миллерово

                                                        2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Открытый урок. Повторение по теме "Однородные члены предложения" (8 класс).

Провела открытый урок. Материал проверенный, испытанный....

Открытый урок по теме "Обособление второстепенных членов предложения"

Данный урок открывает серию занятий по  теме....

Открытый урок по русскому языку Однородные члены предложения 6кл

Цель:Познакомиться однородные члены предложения и с правилами расстановки знаков препинания при однородных членах....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....