Семья - имя существительное. Урок-обобщение в 6 классе по программе Разумовской
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Данный урок - обобщение темы "ИМя существительное". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_-_imya_sushchestvitelnoe.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока:   СЕМЬЯ -  имя существительное.   Урок в 5 классе. Повторение и обобщение пор теме «Имя существительное».

- Цели: повторить изученные сведения об имени существительном как части речи;

- закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;

- отработать морфологический разбор имени существительного;

- выявить назначение имени существительного в речи.

Воспитательные:

- воспитывать бережное и сознательное отношение к семье

- способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.

Развивающие:

- развивать логическое мышление;

- развивать орфографическую зоркость;

- развивать и совершенствовать навыки индивидуальной работы;

- совершенствовать творческие способности.

 В ходе урока ребята  оформляют стенгазету, куда прикрепляют свои записи.

 Ход урока.

  1. Организационный момент
  2.  Определение темы и цели урока.

 Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья).

-Если мы будем рассматривать это слово как часть речи, что мы можем рассказать . (Семья – имя существительное, потому что…) Морфологический разбор слова «семья»

- Итак,  семья и имя существительное. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Какие цели и задачи стоят перед нами?

-Запишите, пожалуйста,   дату и тему урока.

  1. Работа по теме урока.

- Как вы понимаете, что такое семья? Запишите определение. Семья – это…   (Зачитываются определения детей).

Вот какое объяснение дает Ожегов в своем словаре:

  1. Группа живущих вместе близких родственников.  2. перен. Объединение людей, сплоченных общими интересами (высок.). 3. Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей, а также обособленная группа некоторых животных, растений или грибов одного вида.

Что можем сказать о слове «семья» по словарной статье? (Это слово многозначное). Нас интересует первое значение слова.  

-У каждой семьи есть свои традиции. Какие семейные традиции есть в вашей семье?

- Предположим, предстоит день рождения бабушки. Посвятим этому событию наш урок.  Просклонять словосочетание день рождения и составить предложения, употребляя в разных падежах.

1 группа          Составить список гостей по степени родства

        Племянник              сын брата или сестры

        племянница             дочь брата или сестры

        кузен                       сын дяди или тети

        кузина                       дочь дяди или тети

        правнук                       сын внука или внучки

        правнучка                      дочь внука или внучки

        сватья                     мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга

        сват                           отец одного из супругов по отношению к родителям другого супруга

2 группа      Написать поздравительную открытку бабушке

3 группа      Подумать над вопросом, что подарить бабушке и объяснить, что это нужный подарок. Записать в виде предложения.

Отправляемся в магазин за продуктами. Мама составила список (Ученикам дается список продуктов и 3 корзины, в которые они должны положить листочки с названиями продуктов)  Изучите список и подумайте, на какие три группы можно разделить эти имена существительные.

(1. Существительные, имеющие форму только единственного числа. 2. Существительные, имеющие форму только множественного числа. 3. Существительные, имеющие и единственное, и множественное число).

- «Умница», - похвалила  мама. Можем ли мы сказать, кого она похвалила: сына или дочь? Что надо сделать, чтобы было понятно? Как называются такие имена существительные? Кем еще могут быть члены вашей семьи?

Устали после магазина, давайте отдохнем.

Физкультминутка.

До прихода гостей мы должны составить меню праздничного стола. Что можем сказать о слове «меню» ? (несклоняемое имя существительное). Составьте список продуктов, блюд, которые представляют собой несклоняемые имена существительные.

- Как определить род таких имен существительных? Употребите их с прилагательными.

Много пословиц и поговорок о семье. Какие пословицы вы знаете?

Работа с пословицами. Я приготовила вам пословицы, только они перепутались. Соберите, пожалуйста, их.

  • Семейное согласие всего дороже.
  • Семья в куче – не страшны и тучи.
  • Где мир да лад, там и божья благодать.
  • Где любовь и совет, там и горя нет.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • В недружной семье добра не бывает.
  • В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
  • В семье, где нет согласия, добра не бывает.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • На что и клад, когда в семье лад.

-Что делает семью крепкой, дружной? На лепестках ромашки напишите эти ценности. Это должны быть имена существительные.

Рефлексия.

-Что мы делали на сегодняшнем уроке?

Что мне понравилось, что не понравилось?

Считаю, что изученные темы я усвоил хорошо.

 Дорисуйте нашему солнцу соответствующий лучик .

Желтый – я все понял и работал хорошо.

Красный – мне предстоит получше изучить тему, работал плохо.

Коричневый – я не понял тему и работал плохо.

Домашнее задание.  Написать мини-сочинение о традициях своей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

имя существительное(урок обобщение) 6 класс

Урок - обобщения знаний .Тема: имя существительное, 6 класс. Форма урока: урок - практикум.Форма обучения: групповая, коллективная....

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное» (урок-обобщение)

Занимательный материал поможет учащимся вспомнить сведения об имени существительном и не даст  им скучать на уроке....

Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Разумовской "Существительные одушевлённые и неодушевлённые "

Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Разумовской "Существительные одушевлённые и неодушевлённые "...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

«Имя существительное. Значение в речи имен существительных» (Урок – обобщение)

Тема урока. Имя существительное. Значение в речи имен существительных. (урок – обобщение)Цели урока:1) систематизировать и обобщить знания учащихся об имени существительном как части речи, обозн...

Повторение орфограмм, изученных в разделах "Имя существительное". "Имя прилагательное" (6 класс, М.М.Разумовская)

Представлен материал, направленный на обобщение знаний и проверку уровня сформированности орфографических навыков по разделам "Имя существительное", "Имя прилагательное". (Правопис...