Открытый урок по русскому языку в 7 классе. Тема: "Деепричастие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Открытый урок в 7 классе по русскому языку в рамках предметной недели. Тема: "Деепричастие как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryty_urok_po_rya_v_7_kl._deeprichastie.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Русский язык

Дата: 12.12.17

Класс: 7

Тема: «Деепричастие как часть речи»

Тип урока: урок – исследование

Цели деятельности учителя:

Образовательные:

  • формировать умения находить деепричастия в тексте,
  • определять признаки деепричастия (грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий в тексте).

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ТСО),
  • воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Развивающие:

  • работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.
  • работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.
  • формировать языковое чутье,
  • развивать речевую культуру и речевое творчество.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать, что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий; признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию. Уметь отличать деепричастие от причастия; разграничивать основное и добавочное действие; опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию


Ход урока

I.Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны, активны и покажете себя только с лучшей стороны. Желаю всем успеха в открытии новых знаний, чтобы каждый из присутствующих в этом классе, окунулся в царство русского языка, ощутил свою причастность к прекрасному, особенному миру.

2.  Подготовка к восприятию нового материала.

На доске вы видите предложение:

Деревья в парке раскачивались и шелестели листвой.

Задание: подчеркните в данном предложении грамматическую основу и определите, какими частями речи она выражена.

3.  Новая тема.

А) Беседа.

Итак, перед нами предложение с однородными членами. Назовите их. (раскачивались и шелестели)

Какой частью речи выражены сказуемые? (глаголами)

Можно ли считать эти действия одинаково важными, равнозначными? (да, можно)

Вывод: в этом предложении глаголы называют оба действия как одинаково важные, основные.

Б) Наблюдение.

А теперь изменим предложение (заранее записано на доске, но до времени закрыто) и прочитаем полученный вариант:

                                 Деревья в парке, раскачиваясь, шелестели листвой.

Задание: найдите его основу и подпишите части речи

Какое действие стало основным? (шелестели)

Какое слово поясняет, дополняет основное действие? (раскачиваясь)

Таким образом, слово раскачиваясь обозначает добавочное действие.  Это и есть деепричастие, часть речи, с которой нам предстоит познакомиться.

Запишите тему урока «Деепричастие». Кстати, этот термин появился в 17 веке и означает причастный к действию. 

4. Составление кластера

Задание: Ребята, у нас сегодня будет не простой урок, а урок-исследование. А как лучше проводить исследование? Правильно, группами. Именно поэтому вы так  сегодня рассажены.

Известный лингвист Александр Матвеевич Пешковский сказал: «У каждой части речи свои достоинства». Давайте выясним, а какими достоинствами обладает деепричастие.

Каждая группа получает индивидуальное задание. Вы должны изучить предложенный вам материал, выбрать основное, записав его на цветной лист. После того, как вы будете готовы, один представитель от группы выйдет к доске, кратко расскажет то, что его группа исследовала, и прикрепит лист на доску.

Задание для групп.

Первая группа (Сабина, Сережа, Рифкат, Динара):

1. признаки глагола у деепричастия

Вторая группа (Камилла, Диана, Ильшат, Эмиль):

1. признаки наречия у деепричастия

Учитель в это время прикрепляет центр доски напечатанное на листе слово «Деепричастие»

Отчет групп о проделанной работе.

5.Работа со стихотворением Р.Саути        

ЛодОрский водопад

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Лаская, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре-
Так падают бурные волны в сверкающем, быстром Лодоре!

(Стихотворение «Лодорский водопад» было написано английским поэтом Робертом Саути (перевод Андрея Шмульяна))

Задание: Определите, сколько предложений в этом стихотворении.

Почему можно считать это предложение текстом?

С какой целью автор использует деепричастия?

Вывод: обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, заставляет обратить внимание на незаметные детали. Именно поэтому поэты и писатели активно используют глагольные формы, которые являются яркими выразительными средствами при создании художественного текста.

6. Отработка полученных знаний о деепрчастии.

 Перед вами отрывки из стихотворений разных поэтов.

Задание: прочитайте выразительно отрывок, найдите в нем деепричастие, выделите суффикс, задайте вопрос и определите вид деепричастия.

1.Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.                              
  Лермонтов Михаил Юрьевич «Мцыри»


2.Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,    
                       Пушкин «Узник»

3.Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.        Сергей Есенин

4.Еще вчера, на солнце млея,

Последним лес дрожал листом,

И озимь, пышно зеленея,

Лежала бархатным ковром.          Афанасий Фет

5.Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.                                 « Весенняя гроза»     Федор Тютчев



6.Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,                                  
 Александр Сергеевич Пушкин «Зимний вечер»

7.Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.                                           Сергей Есенин

7. Подведение итогов урока

Вопросы:

С какой частью речи вы сегодня познакомились?

На какие части речи похоже деепричастие и чем?

Какие суффиксы бывают у деепричастий?

Какая морфема отсутствует у деепричастия и почему?

8.Домашнее задание. П. 28. Упр. 181. Или найти в учебнике литературы 5-6 предложений с деепричастием.

Первая группа

Признаки глагола у деепричастия:

От какой части речи образуются деепричастия?  Приведите примеры.

Виды деепричатия. Приведите примеры.

В каком падеже ставится зависимое слово при деепричастии. Приведите примеры.

Вторая группа

Признаки наречия у деепричастия:

Чем деепричастие сходно с наречием?

Чем деепричастие является в предложении? Приведите примеры.

Задание: прочитайте выразительно отрывок, найдите в нем деепричастие, выделите суффикс, задайте вопрос и определите вид деепричастия.


1.Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,    
                       Пушкин «Узник»

2. Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.        Сергей Есенин

3.Еще вчера, на солнце млея,

Последним лес дрожал листом,

И озимь, пышно зеленея,

Лежала бархатным ковром.          Афанасий Фет

4.Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.                                 « Весенняя гроза»     Федор Тютчев



5.Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,                    
 Александр Сергеевич Пушкин «Зимний вечер»

Задание: прочитайте выразительно отрывок, найдите в нем деепричастие, выделите суффикс, задайте вопрос и определите вид деепричастия.


1.Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,    
                       Пушкин «Узник»

2.Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.        Сергей Есенин

3.Еще вчера, на солнце млея,

Последним лес дрожал листом,

И озимь, пышно зеленея,

Лежала бархатным ковром.          Афанасий Фет

4.Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.                                 « Весенняя гроза»     Федор Тютчев



5.Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,                    
 Александр Сергеевич Пушкин «Зимний вечер»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...

Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)

Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...

Открытый урок по русскому языку 5 класс "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок открытия новых знаний. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознават...

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...