Методическая статья "Сочинение. От требований ЕГЭ к личностному становлению"
проект по русскому языку (9 класс) на тему

Макарова Евгения Сергеевна

Преставленная методическая статья раскрывает специфику обучения девятиклассников  сочинениям ОГЭ, учитывая возрастные особенности школьников. Также работа содержит методические рекомендации учителям русского языка и литературы,  работающим в 9 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

 

Сочинение. От требований ОГЭ к личностному становлению

 (обобщение опыта работы в МОУ «Первомайская СОШ» Лямбирского муниципального района РМ)

                           

                            Автор работы:

                                                      Макарова Евгения Сергеевна,

 учитель русского языка и литературы

                                                                 МОУ «Центр образования "Тавла" –

                         СОШ №17»

Саранск - 2018

  «Воспитание — дело совести; образование — дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эти вида дополняют друг друга».

                                                                                                                                                      Виктор Гюго

  Основной Государственный экзамен (ОГЭ) по русскому языку состоит из трёх самостоятельных частей, третья из которых (задания 15.1, 15.2, 15.3 – сочинение-рассуждение) относится к высокому уровню сложности. Письменная творческая работа предполагает, что учащиеся овладели коммуникативным умением выстраивать собственное рассуждение. Оно особенно актуально сегодня, когда образ успешного человека складывается из активности, конкурентоспособности, самостоятельности, способности обучаться, выстраивать логическое размышление, анализировать информацию, приводить доказательства. Поэтому процесс обучения сочинению-рассуждению должен иметь определённую системность в период изучения всего предметного курса. Однако основную работу по обучению написания сочинения-рассуждения учителю приходится проводить именно в 9-ом классе. В это время перед педагогом встают непростые задачи: как не превратить индивидуальное речевое произведение ученика в шаблонную, клишированную отписку? Как сделать так, чтобы авторский текст был не «неприступной крепостью», а поводом для интересного размышления, внутреннего диалога с писателем? Как не допустить, чтобы сочинение-рассуждение носило формальный характер и было лишь инструментом для сдачи экзамена?

    16 апреля 2015 года состоялась «Прямая линия» с президентом РФ В.В. Путиным. На вопрос журналистки о цели итогового сочинения-рассуждения 11-классников Президент ответил: «Я думаю, Вы согласитесь со мной в том, что живая работа, творческая работа молодого человека при написании сочинения – это серьёзная вещь, которая призвана обогатить и сам учебный процесс, и абитуриента». [6]

   Также 4 ноября 2014 года Президент России Владимир Владимирович Путин выступил с очередным Посланием Федеральному собранию, в котором были затронуты и проблемы образования. При этом Президент сформулировал ряд поручений Правительству, касающихся повышения ответственности за качество образования. 

«Уважаемые коллеги! Вчера впервые за многие годы в российских школах вновь писали выпускное сочинение. Это ещё один шаг к более объективной оценке знаний, кругозора, общей культуры подрастающего поколения и, что важно, качества работы преподавателей, учителей. Прошу Министерство образования и науки совместно с профессиональным сообществом проанализировать итоги сочинений и результаты ЕГЭ, предложить решения по повышению ответственности учителя за качество своей работы» - такую мысль выразил Владимир Владимирович в своём послании.

   Отмечу, что автором инициативы по введению выпускного сочинения в российских школах выступил президент России Владимир Путин, по словам которого «сочинение наглядно покажет, как выпускник умеет самостоятельно думать».  Развитие личностного потенциала посредством сочинения-рассуждения в 9 классе является первой ступенью на пути к двум серьёзным выпускным испытаниям – итоговому сочинению и сочинению ЕГЭ.  Школьники к этому времени находятся на этапе отрочества (14/15 лет – 16/17 лет). Происходит профессиональное и личностное самоопределение, появляется готовность к обретению идентичности. Подростки самостоятельно не могут осознать свои потребности на рациональном уровне: осуществлять рефлексию, анализ «Я» им мешает незрелость собственной личности. На этом этапе учитель должен активно включаться в работу по динамике личностного роста учеников. Именно это позволит им быть готовыми к письменным работам в 11 классе, значимость которых подчеркнул В.В. Путин.

  Ключевые компетенции, которые будут сформированы у девятиклассников для написания первого выпускного сочинения-рассуждения, также актуализированы И.П. Цыбулько, директором Федерального Института Педагогических Измерений (ФИПИ), руководителем Федеральной комиссии разработчиков Ким ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. В прямом эфире канала ОТР Ирина Петровна, отвечая на вопрос ведущей о главных особенностях сочинения-рассуждения ОГЭ по русскому языку в 9 классах, отметила следующие параметры экзаменационной творческой работы девятиклассника: «Это последовательность. Это логичность. Это способность экзаменуемого выдержать тот коммуникативный замысел, ради которого он, собственно говоря, и пишет сочинение. Это умение, естественно, писать правильно, грамотно и выражать ту проблему, которую заявил человек, заявил выпускник». [7]

   Необходимо акцентировать внимание на следующей мысли контекста: сочинение ради коммуникативного замысла, но не ради экзамена .

      П. А. Флоренский в письме к своей дочери писал: «Когда читаешь, отдавай себе отчет в построении произведения, в особенностях языка. Надо понимать, как сделано произведение, все в целом и в отдельных элементах, и для чего оно сделано именно так, а не иначе. Тогда ты увидишь, что различные особенности произведения, даже такие, которые сперва могут показаться недостатками, недочетами, капризами автора, на самом деле имеют цель. Иное кажется сперва случайным, но когда вдумаешься, то увидишь его необходимость, увидишь, что иначе было бы хуже».

      Третья часть работы ОГЭ по русскому языку содержит творческое задание (Задание 15), которое проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Важное значение имеет то, что учащемуся предлагаются 3 варианта сочинения. В каждом варианте может быть реализована разная установка (исследовательская, аналитическая, ценностная), которая соответствует как разным видам восприятия текста, так и разным формам личностной направленности учащегося. Наличие разных вариантов сочинения способствует развитию компетенции ответственного выбора учащегося, позволяет учителю при подготовке к экзамену реализовать все многообразие учебных средств, направленных на развитие речи.   При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы. Важно отметить и то, что аргументация является интегрированным показателем глубины и точности понимания исходного текста и умения функционально использовать извлеченную информацию для решения тех и или иных коммуникативных целей.  В этой работе нами не раскрываются подходы к сочинению 15.1, так как это работа направлена в большей степени на совершенствование лингвистического анализа языковых единиц.

       В 9 классе учащиеся впервые сталкиваются с обязательным осмыслением тезисно-доказательного принципа творческой работы, неразрывно связанной с представленным текстом.

      Выпускникам необходимо овладеть следующими лингвистическими компетенциями: определение смысловой нагрузки авторского текста,
умение различать анализ представленного фрагмента текста от анализа целого текста, умение аргументировать личную позицию примерами из текста,
конструирование экзаменационной творческой работы,
грамматический и речевой анализ собственного речевого произведения.
    Именно понимание текста вызывает наибольшую проблему, с которой девятиклассники сталкиваются уже на начальном этапе создания сочинения.  Для точного осмысления текста необходим определённый жизненный опыт, который не всегда сформирован у школьников к 9 классу.  Если такового опыта у ребёнка нет, что бывает довольно часто, то задача учителя возрастает в разы. Считаю, что научить понимать текст нельзя. Как учитель может помочь ученику в этом случае? Интерпретация проблемного текста, на мой взгляд, должна состоять из рефлексивных этапов по анализу прочитанного.

   После прочтения сложного, глубокого, высокоидейного текста (все перечисленные критерии, безусловно, считаю только достоинствами экзамена), ученик часто пребывает в растерянности. Он ещё не сталкивался с серьёзным нравственным выбором, не совершал благородных поступков по зову совести и т.д. Порой ученик не понимает рассказчика. Проблема заключается и в том, что современные жизненные реалии сильно отличаются от проблематики представленных текстов, и, к сожалению, расходятся, а порой и противоречат мировоззрению ребёнка. Поэтому первое, что предлагаю обучающимся после прочтения текста, - проанализировать текст как речевую единицу, а не основу для экзаменационного сочинения. Такая беседа происходит с помощью конкретных аналитических приёмов педагогической техники, таких как «Поговори со мной!», «Давай обсудим!», «Подумай!» и т.д.

   «Страх», «боль», «радость», «грусть», «одиночество», «отчаяние» … Не всегда ученик называет эти слова. Несмотря на парадоксальность ситуации, для некоторых старшеклассников эти слова давно перешли в раздел «книжной лексики». Ученик раскрывает тот душевный опыт, который пережил, поэтому морально-нравственное понятие иногда скрыто в следующих суждениях (выписки из пробных сочинений):

«Герой понял, что поступил плохо. Сначала он не хотел красть телефон, а потом передумал. Ему было неприятно от этого поступка.» (совесть)

«Марине стало жалко собаку. Она была голодная и больная. Девушка решила помочь животному, позаботиться о нём.» (сочувствие, милосердие)

 «Девочка была очень рада тому, что дедушка не выдал её. Она не ожидала от него такого поступка, поэтому была рада ещё больше» (благодарность)

  На примере представленных суждений можно легко проследить, как тезис сочинения превращается в пересказ текста. Это становится очень актуальным при работе над заданием, в котором необходимо проанализировать контекст.

   Снова подчеркну, что практическая отработка доказательной части сочинения-рассуждения ОГЭ в верном направлении окажет существенную помощь выпускникам на ЕГЭ по русскому языку, где также будет необходима защита собственной позиции.

  Таким образом, мы приходим выводу о том, что экзаменационное задание  имеет мощный ресурс для личностного развития девятиклассника. Затруднения учащихся при работе над этим сочинением ещё раз доказывают противоречия между требованием экзамена и уровнем развития личности ученика. Для того, чтобы свести их к минимуму, предлагаемых в разных методических источниках клише недостаточно. Учитель должен познавать внутренний мир старшеклассника вместе с ним. Этот процесс должен быть постепенным и как можно более тактичным, ведь речь идёт о самой тонкой сфере ребёнка – его душе.

   Основа сочинения-рассуждения экзамена по русскому языку – текст. Сегодня главным требованием к выпускникам как 9, так и 11 классов является умение работать с текстом, компетентность в систематизации этого процесса. Текст предполагает причинно-следственный анализ поставленной в нём проблемы (в 9 классе этот анализ косвенный, в 11 классе – прямой). Доказательная база сочинения также обязательно опирается на текст, при этом на всех этапах работы с сочинением текст является объектом и субъектом ситуационного исследования одновременно (выпускник раскрывает смысл фразы из текста и аргументирует своё мнение примером из этого же текста). Итак, как мы видим, текст достаточно требователен к участнику экзамена. Соответственно, и сам текст должен обладать определёнными качественными характеристиками, задача которых – помочь экзаменуемому раскрыть свою лингвистическую компетенцию и внутренний потенциал.

   По словам И.П. Цыбулько, все тексты, предлагаемые учащимся на экзамене по русскому языку, адаптированы возрастным особенностям, внутренним переживаниям и проблемам девятиклассников. Герои рассказов, отрывки из которых являются основой для сочинения, - обычные подростки, впервые столкнувшиеся с предательством, нравственным выбором или вдруг встретившие первую любовь в параллельном классе…

  В Открытом банке заданий ФИПИ нами проанализированы все тексты, которые опубликованы для подготовки школьников к экзамену. Идейная ценность текстов велика настолько, что каждый из них является не просто эпизодом, а самостоятельным речевым произведением с глубоким смыслом.

      Работа над любым сочинением- это напряженный внутренний процесс самопознания, самоопределения, самооценки, самоанализа. Учитель должен требовать от учащихся серьёзного, ответственного, осмысленного отношения к слову.

   Умение выражать свои мысли в письменной форме – одно из самых сложных для школьников, и оно, в первую очередь, требует работы мысли. Еще в XVII веке литературный критик Франции Н. Буало сказал: "Кто ясно мыслит, тот так же излагает". Чёткое, логически выстроенное, обоснованное суждение – главное условие выпускного сочинения.

  Но мы видим, что экзамен по русскому языку выполняет ещё одну важную функцию – воспитательную. Текст экзаменационной работы оказывается способным задеть подростка за живое, научить разделять чувства других людей, показать, что его личные проблемы – это проблемы таких же девчонок и мальчишек…

   Поэтому сочинению всегда должно быть уделено самое пристальное внимание со стороны учителя. Сочинение - это не только важная часть экзамена. Это открытое письмо миру, через которое ребёнок учится познавать себя.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: РОСТ СКРИМ, 1997. 254 с.
  2. Степанова Л.С., Цыбулько И.П. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. М.: Федеральный институт педагогических измерений. 2010. 67 с.
  3. Открытый Банк Заданий сайта ФИПИ

   4. Стратегии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. sociai-pedagog, edu. mhost. ru / Docum / Public/

   5. ссылка на видеоматериал: https://youtu.be/Z_HGtMgGrhM)

   6.ссылка на видеоматериал:  https://otr-online.ru/programmi/segodnya-v-rossii/irina-tsibulko-i-76091.html)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья и разработка диагностической карты по теме "Педагогическая поддержка личностного становления и развития обучающихся в условиях реализации ФГОС"

Материал включает статью, раскрывающую понятие "Педагогическая поддержка" и диагностическую карту для выявления уровня применения учителем педагогической поддержки...

Доклад по теме "«Социально-личностное становление учащихся на основе активизации познавательных процессов на уроках»

Социально-личностное становление учащихся на основе активизации познавательных процессов на уроках характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окр...

Профессионально-личностное становление и развитие педагога

Фактором профессионального развития становится не только совершенствование своих способностей, умений, навыков, но и субъективный смысл достигнутых результатов....

Методический семинар:"Социальное  проектирование как фактор личностного становления школьников  в воспитывающей среде образовательного учреждения"

Методический семинар направлен на демонстрацию системы деятельности учителя по теме: «Социальное  проектирование как фактор личностного становления школьников  в воспитывающей среде обр...

Презентация по теме: «Социальное проектирование как фактор личностного становления школьников в воспитывающей среде образовательного учреждения».

Презентация направлена на обобщение опыта учителя по теме: «Социальное  проектирование как фактор личностного становления школьников  в воспитывающей среде образовательного учреждения»....

Влияние ИКТ на образ жизни, воспитание и личностное становление школьников

Влияние ИКТ на образ жизни, воспитание и личностное становление школьников...