Доклад по теме "«Социально-личностное становление учащихся на основе активизации познавательных процессов на уроках»
статья по теме

Карась Елена Анатольевна

Социально-личностное становление учащихся на основе активизации познавательных процессов на уроках характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. 

Задачи воспитания и развития учащихся:

- помочь ученику приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;

- научить чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.

Социальные качества личности:

- приобщить ученика к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью и др.;

 

- помочь ученику в осознании своей индивидуальности и  формировании   личных  ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

 НА МО УЧИТЕЛЕЙ

СТАРШИХ КЛАССОВ

«Социально-личностное становление учащихся на основе активизации познавательных процессов на уроках»

                                                                                                                      

                                                                                 Подготовила:                                                                                            

                                                                             Половинкина Е.А.

                                                                                            учитель высшей категории                                    

г. Комсомольск-на-Амуре

2012-2013 уч. год                              

Развитие – это изменение, приращение в имеющихся способностях, выращивание   нового качества, новой способности или нового умения.

Личность характеризуется устойчивой системой социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Личность с точки зрения психологов рассматривается по-разному:

Б.Д. Парыгин: личность - это интегральное понятие, объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально – неповторимое.

И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.

  А.В. Петровский: личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.

Определяя социально-личностное становление учащихся на основе активизации познавательных процессов рассмотрим ряд вопросов:

  • Какова структура качеств  личности?
  • Какие личностные  ресурсы  школьников лежат в основе их образовательных достижений?
  • Задачи развития личности  школьника.
  • Особенности познавательной сферы детей  школьного возраста.
  • Каким образом учитель использует личностные качества ребенка для повышения эффективности  образовательного  процесса?
  • Какова взаимосвязь: личностное развитие, интеллектуальное развитие,  субъектный опыт?
  • Как проводить мониторинг личностного развития?

Стратегия  образования рассматривает: формирование творческой  личности, способной к рефлексивному управлению собственной деятельностью, которая включает:

  • социализацию подрастающего поколения;
  • переход от знаниевой к личностной парадигме педагогической деятельности;
  • формирование        у учащихся новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, так называемые «современные ключевые компетенции».

Образовательный стандарт нового поколения включает универсальные учебные действия, которые состоят из ключевых задач развития личности:

  • умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.

Тогда, как универсальные учебные действия состоят из:

  • личностных;
  • познавательных;
  • коммуникативных;
  • регулятивных.

Личностные действия - обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся,  самоопределение и ориентацию в социальных ролях.

 Познавательные действия – обеспечивают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - применение методов информационного поиска, рефлексию, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные действия - обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные действия - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция.

Универсальные учебные действия делятся на группы общеучебных умений:

1. Учебно-управленческие умения (организационные) - планирование, организация, контроль и анализ собственной учебной деятельности учащимися.

2. Учебно-информационные умения - умения работать с письменными текстами; - умения работать с устными текстами; - умение работать с реальными объектами как источниками информации (умения, связанные с наблюдением и проведением эксперимента; умения по моделированию).

3. Учебно-логические умения - анализ, синтез, сравнение,  обобщение, классификация,  доказательство, опровержение, перенос знании, умений в новую ситуацию для решения проблем.

4. Учебно-коммуникативные - литературное и логическое построение фразы, удерживание логической связи в построении протяженного связного текста,  умение строить диалог со сверстниками, взрослыми и др.

Социально-личностное становление учащихся по результатам образования в новом образовательном стандарте делится на:

  • систему оценивания;
  • требования к результатам освоения образовательных программ, которые состоят:

- из предметных результатов – усвоение конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов;

- из метапредметных результатов – обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;

- из личностных результатов - мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся:

●    к себе,  к другим участникам образовательного процесса,

● к образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Социально-личностное становление учащихся будет успешно формироваться при следующих условиях:

  • создание развивающей образовательной среды;
  • организация учебной деятельности,

которые строятся на

  • доброжелательности, обеспечении благоприятной для развития ребенка    атмосферы в классе;
  • обогащении окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами и стимулами для развития его любознательности;
  • предоставлении детям возможности активно задавать вопросы и совместно с учителем искать на них ответы;
  • нахождении нескольких вариантов решения задачи, поиске специально сделанных учителем ошибок при объяснении нового материала;
  • самостоятельном выборе посильного домашнего задания, выполнении творческих задач, использовании методов развивающего обучения;
  • актуализации ситуации самопознания  и  ситуации самообучения.

В работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И. А. Зимней личность рассматривается как субъект деятельности. Самостоятельная учебная деятельность является важной характеристикой субъектной позиции ученика. Ядро субъективизация - развитие  таких качеств интеллекта: способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;  умением устанавливать причинно-следственные связи, различные виды мышления:  словесно-логическое, наглядно-образное.

Личностный рост, развитие и развивающее обучение состоят:

  • учебно-познавательной деятельности;
  • субъектной позиции;
  • интеллектуального развития.

У каждой личности формируется определенная система ценностных представлений, элементы которой могут находиться в самых различных взаимосвязях. Они могут быть целостными, ориентированными и подчиненными каким-то наиболее важным для личности ценностям, образующим базовые ценностные представления, которым подчинены другие ценности.

К ценностным ориентациям относятся:

- саморазвитие личности;

- творчество;

- толерантность;

- здоровье;

- духовно-нравственное развитие.

К базовым интеллектуальным качествам личности относятся:

- логичность мышления;

- доказательность мышления;

- самоконтроль, самооценка;

- креативность (творчество);

- широта мышления, гибкость и глубина ума;

Развитие субъективности, как психологического качества личности во- первых, состоит из креативности, активности и социальной адаптированности; во-вторых, включает в себя приёмы, правила выполнения действий (умственных и практических); в-третьих, состоит из адекватной самооценки и способности к самоопределению личности.

Психологические составляющие социально-личностного становления учащихся определяются личностными характеристиками:

1.Способность занимать в обучении активную позицию;

2.Сформированность собственного (позитивного) отношения к учебной деятельности;

3.Способность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;

4.Способность проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;

5.Способность инициировать свою познавательную активность на основе внутренней  положительной мотивации;

6. Сформированность установки на преобразовательное, творческое отношение к учебной деятельности;

7.Осознание своих потенциальных учебных возможностей.

Субъектный (личный) опыт  ученика есть опыт жизнедеятельности отдельного человека, приобретаемый и реализуемый в ходе познания окружающего мира, в общении, в различных видах деятельности.

Формирование субъектности начинается с младшей школы (субъект учебных действий), затем основная школа (субъект учебной деятельности) и завершается старшей школой (субъект собственной учебной деятельности).

 Факторы и движущие силы  социально-личностного становления  учащихся:

Макросреда, т. е. общество в совокупности всех его проявлений,  оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан не так, как представитель демократического государства.

Микросреда, т. е. группа, микрогрогруппа (семья) - важная детерминанта формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Деятельность (общественно-полезная, учебная, трудовая) —  в условиях которой развивается человек, и формируются его важнейшие  личностные качества.

Внутренние факторы  социально-личностного становления  учащихся:

Темперамент является одним из психических свойств личности, проявляется уже в раннем детстве,  относительно устойчив и  характеризует динамичность личности.

Особенности ребенка определяющие  его темперамент:

- степень общей активность в поведении;

- степень эмоциональной активности;

- степень активности двигательного и речедвигательного аппарата.

Способности — индивидуально психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности и развития личности. Делятся на общие (важны во всех видах деятельности) к  ним относятся качества: внимательность, сообразительность, целеустремленность, работоспособность   и специальные (обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности) к ним относятся: зрительная память, понимание людей, чувствительность рук.

 Ребенок не рождается с готовыми способностями, а рождается с задатками, которые и являются природными предпосылками развития способностей.

 Социально-личностное становление учащихся проходит ряд уровней:

  • уровень темперамента
  • уровень особенностей психических процессов
  • уровень опыта личности
  • уровень направленности личности

Структура же личности учащегося складывается из наследственных (биологических) и приобретенных при жизни (социальных) составляющих.

Учитель может использовать в своей педагогической практике  знание структуры качеств личности для достижения образовательных результатов в соответствие с социально-личностным становлением учащихся  на основе активизации познавательных процессов на уроках.

Личные ресурсы

Структура ресурсов

Преобладают направления деятельности по формированию и развитию

Направленность личности

Убеждения, мировоззрение, личностные  смыслы, интересы, ценности  и др.

Воспитательная деятельность

Опыт

Умения, знания, навыки, привычки

Обучение

Особенности психических процессов

Особенности познавательных

процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания.

Специальные упражнения, психологические занятия, тренинги

Биологические свойства

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов

возбуждения и торможения и

т.п.; половые, возрастные свойства, темперамент

Тренировочные упражнения,  психологические тренинги

В организации образовательного процесса особенности психических процессов и психофизиологии,  определяет для воспитателя и учителя формы заданий,  развивающих память,  внимание, каналы приема и переработки информации, виды и формы общения каждого ребенка, выбор форм и приемов учебной деятельности ученика,  комфортных для него, или развивающих недостаточно сформированные навыки.

С позиции управления качеством образовательного процесса анализ динамики состояния  психологических и психофизиологических параметров личности позволяет оценить уровень психологического комфорта детей  и скорректировать при необходимости способы и виды воздействия и общения,  динамику и вектор направления развития интересов ученика.

Направленность личности - понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения. Определяет отношение человека к окружающему миру, служит направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение.

Для определения направленности личности можно использовать следующий диагностический материал:


п/п

Основные свойства личности

Методики диагностики

  1

Ценностные ориентации

Методика  А. С. Шаров

Методика изучения межличностных отношений как основы ценностных ориентаций

  2

Самооценка

Методика Рубинштейна (методика основана на непосредственном оценивании школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе.)

  3

Уровень притязаний

Методика оценки притязаний, предложенная Ф.Хоппе.

  4

Волевой потенциал личности

1. Опросная методика А.А. Хохлова для определения волевой организации личности. 
2.Диагностика мотивации к достижению успеха Т.Элерса

 3.Диагностика волевого потенциала личности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.

  5  

Тревожность

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса): изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста (общая тревожность в школе, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний,  страх не соответствовать ожиданиям окружающих,  низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями)

Социально-личностное становление учащихся – основа для организации учебной деятельности  и основа развивающих педагогических методов, применяемых при обучении и воспитании  школьников.

В чем же состоят наиболее важные изменения, которые за период  школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, речью и мышлением ребенка.

Мышление.  От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления,  школьник поднимается до словесно-логического мышления, развивающего умение рассуждать: сравнивать, обобщать, управляемое мышление (думать тогда, когда надо), наглядно - действенное мышление: развивающее решении задач. 

Внимание. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к VIII классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека.

Память.  С 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая  и отстает логическая память. Если специально учить мнемическим приемам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти (овладеть мыслительными операциями, нужными для запоминания и воспроизведения материала и  научиться пользоваться ими как средствами запоминания в различных ситуациях).

Развивающие возможности урока по средством активизации познавательных процессов у учащихся делятся:

- по предметному содержанию (тесты, задания);

- по технологическим технологиям (познавательная деятельность, исследовательская деятельность, творческая деятельность, ценностно-эмоциональная);

- по надпредметным умениям.

Виды учебных заданий (по Г. Толлингеровой)

  • задачи на воспроизведение;
  • задачи, требующие простых мыслительных операций (добывание, описание информации);
  • задачи, требующие сложных мыслительных операций;
  • задачи, требующие логического осмысления информации;
  • задачи, требующие творческого мышления, применения, преобразования информации.

Полноценное социально-личностное становление учащихся  требует включения его в процесс самостоятельного приобретения социального опыта. Вместе с тем социальный опыт младшего школьника - еще только зарождающаяся область его личностного развития, а потому требующая постоянного  педагогического внимания в целях повышения его влияния на процесс успешной социализации учащихся. Это

  • Обогащение социально-ролевой составляющей образовательной  среды заключается в расширении спектра активно осваиваемых школьниками социальных ролей в ходе осуществления коллективно-творческой, познавательной, исследовательской и др. видах деятельности.
  • Продуктивное взаимодействие педагогов и родителей в формировании социального опыта школьников.
  • Личностные программы социального развития учащихся.

Самый трудный и сложный из всех детских возрастов – подростковый возраст, представляющий собой период становления личности.

  • Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновения у него о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым.
  • Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости в усвоении норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.
  • Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность.
  • Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе.
  • Формирование полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять

     между собой обязанности.

Развитие  социально-личностного становления учащихся в старшем школьном возрасте составляет:

  • Усиление роли нравственных убеждений, нравственного сознания в поведении. Именно здесь формируется умение выбирать правильную линию поведения в различных условиях и обстоятельствах, потребность поступать, действовать в соответствии с собственным моральным кодексом, со своими нравственными установками и правилами, сознательно руководствоваться ими в своем поведении.
  • Чувство самоутверждения, самовыражения, проявляющееся в стремлении выразить свою индивидуальность. Если раньше, в подростковом возрасте, школьник стремился, чтобы его признали взрослым, стремился встать рядом с взрослыми, ничем не отличаться от них, то теперь он хочет, чтобы признали его индивидуальность, своеобразие, самобытность, оригинальность, его право чем-то выделяться из общей массы взрослых.
  • Центральным новообразованием периода ранней юности становится самоопределение — профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть в своей будущей жизни.

Таким образом, социально-личностное становление учащихся на основе активизации познавательных процессов на уроках характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. В совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания.

Задачи воспитания и развития учащихся:

- помочь ученику приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;

- научить чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.

Социальные качества личности:

- приобщить ученика к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью и др.;

- помочь ученику в осознании своей индивидуальности и  формировании   личных  ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Активизация познавательного интереса на уроках химии» .

Активизация познавательного интереса на уроках химии...

Активизация познавательного процесса на уроках биологии.

Под активными методами понимают такие способы и приёмы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности и проявлении творческого, исследовательского подхода и поиску ...

Доклад «Активизация познавательной деятельности на уроках надомного обучения»

Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования к самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-восп...

Интеграция ИКТ с различными методами и технологиями как основа активизации познавательного процесса

Данный материал для учителей химии. Об интеграции и применении ИКТ на уроках химии....

Доклад на ШМО "ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ."

Доклад по применению различных методов по привлечению внимания на уроках истории....