Имя прилагательное как часть речи . Урок-обобщение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Уро-обобщение  в 5 классе после изучения темы "Имя прилагательное" построен в форме заочной прогулки по весеннему лесу. В игровой форме ученикам предлагаются различные задания по теме с целью проверки умения  применять полученные знания и воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Имя прилагательное как часть речи.

Прогулка по весеннему лесу..(урок-обобщение в 5 классе)

Цели: 1) познавательная – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;

2) практическая – закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, разбирать слово морфологически, умения логически рассуждать на грамматическую тему;

3) воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку, любви к родной природе.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно «Сказка про краски».

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.

Чтобы рассказать об удивительном и разном, нам нужны слова – имена прилагательные. Да уж, каждому – свой цвет: зелеными пусть будут трава на лугу, листья на деревьях, а небо должно быть голубым, моря – синими, маки – красными. Согласны?

постановка целей и задач урока.

- Ребята, а вы знаете, кто делает открытия?

Ученики: Открытия делают ученые, исследователи, открыватели.

- Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие? (Да)

Давайте же сегодня на уроке сделаем для себя какие-то открытия.

  1. Запись темы.

Имя прилагательное.

- Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи?

Ученики: чередование гласных в корне слова.

- А вы знаете, к каким словам, к какой части речи «прилагаются», присоединяются прилагательные?

-Скажите, какое у вас настроение?  

И снова мы употребили имена прилагательные.

Наконец-то пришла весна. Какая она? Предлагаю отправиться на прогулку в весенний лес. Чтобы по пути не скучать, поиграем и вспомним, что такое имя прилагательное?

  1. Выполнение заданий.

 1. Задание:

Продолжите  сколько можете,  ряды прилагательных.

Цвет: Белый,...

Вкус: сладкий,...

Размер: большой,...

Температура: холодный,...

Качество характера: добрый,..

-Какие прилагательные у вас получились? (качественные)

-Итак, мы на месте. Какие деревья растут в нашем Шемуршинском лесу?

Дуб –

Береза-

Сосна

Ель

Осина

Липа.

    2 Задание:

                     Образуйте от данных слов имена прилагательные.

                    -Какие имена прилагательные получились? (относительные)

   3 Задание: Вот дуб, какой он? Назовите признаки по размеру.

                       Большой, огромный, гигантский, исполинский, колоссальный.

- Это синонимический ряд, прилагательные расположены по степени возрастания признака.

Можно, наоборот, построить ряд по степени убывания признака.

                   

                      - Что вы видите в весеннем лесу?

   4 Задание. Я вижу первые весенние цветы. Это мать-и-мачеха. А вы какие весенние цветы знаете? Что                         можете рассказать о них?

. Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. «Красный» она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Поэтому нельзя рвать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Заполните правило: «Находясь в природе нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком».

Многие из этих цветов отнесены в Красную книгу. «2013 год –год охраны окружающей среды. Что каждый из нас может сделать, чтобы внести свой вклад в охрану окружающей среды?

   5 Задание: Запишем некоторые свои наблюдения.

Настали весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки. Свежий ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на  белоствольных березах. Кроны вечнозеленых сосен темнеют на фоне ярко-голубого неба. Красив лес весной!

- Как пишется прилагательное ярко-голубой? Почему? Приведите еще примеры.

   6 Задание: Выполните синтаксический разбор второго предложения.

                       В последнем предложении есть краткое прилагательное «красив». Докажите, что оно краткое.                      Каким членом в предложении является?

   4.  Физкультминутка.

        От избытка свежего воздуха мы немного устали. Предлагаю отдохнуть.

Упражнение для рук и головы.

Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово является прилагательным. Попробуем - ночь, ночной.

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: весёлый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, синева, летают, умный, разноцветные, мальчики, играют, радостные. (дети хлопают в ладоши).

– С первыми цветами просыпаются и бабочки. Представьте себе, что вы бабочки, а на поле под вами цветут первоцветы.

Утром бабочка проснулась

 Потянулась, улыбнулась

 Раз – росой она умылась

 Два – изящно покружилась

 На четыре улетела.

Мы ходили в лес.

 Сколько там чудес!

 Посмотрели вправо, влево.

 Наклонились и присели.

 Заниматься тихо стали.

    7 Задание: -Весенняя погода непредсказуема. Кажется, дождь собирается. Если пойдет проливной дождь? «Проливной» значит «очень сильный по степени проявления».

         Подберите прилагательные, которые передают тот же смысл в сочетании с данными        существительными.

Брюнет                                   жгучий

Друг                                        закадычный

Ошибка                                 роковая

Тьма                                      кромешная

Дурак                                    полный

    8 Задание: Здесь, в лесу можно увидеть заячьи следы, лисью нору. Какие прилагательные я употребила? (притяжательные)

Найдите прилагательные, выпишите. На какой вопрос они отвечают?

1 группа.

Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий - к конуре.

2 группа.

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь,

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

                         (И. Токмакова.)

   9 Задание: Назовите притяжательные прилагательные, обозначающие принадлежность людям, животным, птицам. (работа по рядам)

Уши волка и зайца

Лапы лисы и белки

Хвост павлина и вороны

Глаза папы, бабушки

   10. Задание: Прилагательные нам помогают отгадывать загадки. Отгадайте их.

1) По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):

 Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)

Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (яблоко)

Зеленый, сладкий, сахарный.  (арбуз)

Бурый, мохнатый, косолапый? (медведь)

2) А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.

1 группа – трава

2 группа – горы

3 группа – снег

4 группа – море

   11.Задание:Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту - стихотворению С. Есенина:

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

- Назовите орфограммы, пропущенные в словах (безударные гласные в корнях слов). Подберите проверочные слова.

- Найдите грамматическую основу предложения. Дайте его характеристику.

 

  1. Какую картину природы вы себе представили?
  2. Использование каких художественных средств помогает поэту создавать яркую, образную картину?
  3. Итак, эпитеты – это образные прилагательные. Выпишите их вместе с существительными, от которых они зависят (роса жемчужная, над озером серебряным, блестки алые).

- Как вы понимаете выражения?

4. Докажите, что данные эпитеты – имена прилагательные (обозначают признак действия, отвечают на соответствующие вопросы).

Но прилагательные могут отвечать и на другие опросы. А на какие, мы с вами сейчас определим.

5. Вывод:

Так для чего нужны имена прилагательные?

(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у  существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)

- А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему «Имя прилагательное».

- Что такое синквейн знаете?(пятистрочная стихотворная форма).

ПРИЛАГАТЕЛЬЕОЕ,

Полное, краткое.

Описывает, дополняет, определяет

Помогает видеть мир красочным.

Эпитет.

      6 . Домашнее задание.  

Расскажите друзьям и родителям, что вы видели в весеннем лесу. Опишите весенний лес.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Н.П.Архипова, учитель русского языка и литературы МБОУ « Большебуяновская ООШ» Имя прилагательное как часть речи. (Прогулка по весеннему лесу) Урок-обобщение в 5 классе.

Слайд 2

Имя прилагательное как часть речи Путешествие в весенний лес Цели : 1) познавательная – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном; 2) практическая – закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, умения логически рассуждать на грамматическую тему; 3) воспитывающая – воспитание интереса к окружающему миру.

Слайд 3

Весна идет…

Слайд 4

Продолжите ряд прилагательных Цвет: Белый,... Вкус: сладкий,... Размер: большой,... Температура: холодный,... Качество характера: добрый,..

Слайд 5

ЗНАКОМЫЕ МЕСТА…

Слайд 6

Какие деревья растут в нашем лесу ? Дуб Береза Сосна Ель Осина Липа.

Слайд 7

ДУБ Большой, огромный, гигантский, исполинский, колоссальный

Слайд 8

Первые весенние цветы Мать – и мачеха первоцветы

Слайд 9

Они занесены в Красную книгу

Слайд 10

Красота… Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте Можно только сердцем. П. Гвездослав .

Слайд 11

Синтаксическая роль прилагательного. Настали весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки. Свежий ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на белоствольных березах. Кроны вечнозеленых сосен темнеют на фоне ярко-голубого неба. Красив лес весной!

Слайд 12

Физкультминутка Утром бабочка проснулась Потянулась, улыбнулась Раз – росой она умылась Два – изящно покружилась На четыре улетела.

Слайд 13

Проливной- очень сильный по степени проявления Дождь Брюнет Друг Тьма Дурак Ошибка Враг

Слайд 14

Проливной- очень сильный по степени проявления Дождь Брюнет Друг Тьма Дурак Ошибка Враг проливной жгучий закадычный кромешная круглый роковая заклятый

Слайд 15

Найди прилагательные 1 группа. Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след ведет к норе, След собачий - к конуре. 2 группа. Белкин след ведет к дуплу, Мышкин – к дырочке в полу. Жаль, что в речке, на воде, Нет следов твоих нигде. Только темень, только тишь, Рыбка, рыбка, где ты спишь? (И. Токмакова .)

Слайд 16

Что это? Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый… Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … Зеленый, сладкий, сахарный. (арбуз) Бурый, мохнатый, косолапый? (медведь)

Слайд 17

«Подари предмету признак». 1 группа – трава 2 группа – горы 3 группа – снег 4 группа – море

Слайд 18

Найти эпитеты А кругом роса жемчужная Отливала блестки алые, И над озером серебряным Камыши, склонясь , шепталися .

Слайд 19

ЭПИТЕТ - прилагательное, которое не только сообщает определённые сведения о предмете, нужные для понимания смысла, но и ярко, образно характеризует предмет, передаёт чувства, отношение автора к нему

Слайд 20

Роль прилагательных в речи передают красоту, яркость, разнообразие окружающих предметов, делают речь выразительнее и точнее, выражают отношение к предмету.

Слайд 21

Исаак Ильич Левитан. Март

Слайд 22

Синквейн Прилагательное, Полное, краткое. Описывает, дополняет, определяет Помогает видеть мир красочным. Эпитет.

Слайд 23

СПАСИБО всем за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".

Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....

Имя прилагательное как часть речи (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....