8 класс, "Составное именное сказуемое и способы его выражения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Борисова Елена Геннадьевна

8 класс, "Составное именное сказуемое и способы его выражения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8-м классе

Тема. «Составное именное сказуемое и способы его выражения»

Цель урока:  получить представление о составном именном сказуемом; научиться определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; уметь отличать составное именное сказуемое  от  других видов сказуемых; воспитывать стремление к самостоятельному получению знаний и чувство патриотизма, любовь к своей Родине и своему народу

Задачи:

1. Обучающие: уметь различать составное именное сказуемое и форму сложного будущего времени простого глагольного сказуемого; развивать устную  речь учащихся;

Развивающие:  формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;

Воспитывающие: воспитание патриотизма, любви к русскому слову.

Ход урока

I. Организационный момент. (1 мин.)

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть в нашем уютном кабинете. Партнеры по плечу! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Партнеры по лицу! Улыбнитесь и вы друг другу! Присаживайтесь. Я надеюсь, что вы покажете сегодня все свои способности. Я очень в вас верю и надеюсь, что наш урок пройдет очень интересно.

Проверьте, все ли вы приготовили к уроку.

Приветствуют учителя, улыбаются друг другу, проверяют принадлежности к уроку, настраиваются на рабочий лад.

Взаимодействия и отношения (мотивация учащихся фразами, подчеркивающими, насколько ценны будут их усилия)

Желание учащегося (вовлечение учащихся в учебный процесс, выстраивая положительные взаимоотношения с ними)

II. Актуализация опорных знаний учащихся

-Ребята, какие виды сказуемых вам известны?

- Проверим, как вы усвоили эту тему и проведем небольшую письменную проверку. Итак, соберитесь и настройтесь на работу. Участники №1! Раздайте, пожалуйста, своим партнерам розовые карточки. Подпишите их, пожалуйста. Начинаем работать

-А сейчас отложите ручки, поменяйтесь карточками с партнером по плечу, возьмите простые карандаши и оцените работу своего партнера.

- Если нет ошибок – ставим 5, если 1 ошибка – ставим оценку 4, за 2 ошибки к сожалению оценку 3.- А сейчас возвращаем свои листочки.

- Встаньте, пожалуйста, те, кто получил 5. Садитесь. Отлично!

- А у кого сегодня за урок будет оценка 4? Присаживайтесь. Хорошо!

-А есть оценка пониже, чем 4? Встаньте, пожалуйста. Вам есть, над чем поработать. Но не нужно расстраиваться, в дальнейшем у вас все обязательно получится. Но дома вы должны повторить тему «ПГС И СГС». И если у вас есть вопросы по вашей работе, подойдите после урока, мы все обсудим.

Ответ учащихся: «На прошлом уроке мы изучили простое глагольное сказуемое и составное глагольное сказумое

Раздают карточки

Выполняют задание

Проверяют работы партнеров по плечу, ставят оценки

Время (выделение достаточного количества времени для выявления предыдущих знаний учащихся)

Подача материала

III.Мотивация учебной деятельности учащихся

-Участники №2! Раздайте, пожалуйста, своим партнерам желтые карточки.

На экране появляется изображение

- Ребята, посмотрите внимательно на экран

- 1) Что вы видите? Подумайте 5 сек, не спешите. Описывая предмет. Используете разные части речи. К примеру я вижу , девочку, которая, как мне кажется, веселая

А теперь опишите, пожалуйста, то, что вы видите

-А сейчас проведем Таймд-раунд-робин. Итак, обсудите этот вопрос в команде. Каждому участнику дается по 15 сек. Начинает участник №2.

-Итак, что вы видите?(учитель записывает ответы на доске)

-2) Следующий вопрос: «Что вы думаете об этом?». Подумайте 5 сек.

Сформулируйте и запишите свои ответы.

Поделитесь своими ответами с партнерами. И вновь начинает участник №2.

-Итак, что вы думаете об этом?(учитель записывает ответы на доске)

- 3) А что вам хотелось бы узнать? Подумайте 5 сек и запишите мысли.

-Обсудите этот вопрос. Участники №2, начинаем.

-Итак, что вы хотите узнать?(учитель записывает ответы на доске)

Раздают карточки

Смотрят на изображение

Думают

Записывают : «Я вижу…»

Обсуждают вопрос: «Я вижу…»

Отвечают: «Я вижу …»

Думают

Записывают: «Я думаю …»

Обсуждают вопрос: «Я думаю …»

Отвечают: «Я думаю …»

Думают

Записывают: «Я хочу узнать…»

Обсуждают вопрос: «Я хочу узнать…»

Отвечают: «Я хочу узнать ...»

Время (выделение достаточного количества времени), взаимодействия и отношения (мотивация учащихся отдельными фразами), язык (использование слов из Таксономии Блума, рутины и сруктуры, (использование мыслительного приема «Си-Финк-Уанде»), возможности (документирование продуктов мышления учащихся, чтобы показать ценность их мыслей), моделирование (демонстрация собственного примера)

Желание учащегося (использование мыслительного приема «Си-Финк-Уанде» для того, чтобы вызвать интерес к изучению темы, последовательность (возможность выстраивать связи через модели мышления)

IV.Сообщение темы и задач урока

- Как вы думаете, какое сказуемое мы изучим сегодня?

- А я в свою очередь ожидаю от вас, что вы сегодня сами раскроете сущность темы и сумеете проявить большой интерес к ее изучению.

Отвечают: «Мы изучим составное именное сказуемое»

Формулируют задачи урока

Возможности (использование действенных вопросов для вовлечения учеников в изучение темы), ожидание (определение типа мышления – раскрытие сущности темы, умение проявлять интерес), взаимодействия и отношения (акцент на то, что учащиеся сами раскроют тему, подчеркивая значимость и ценность их работы)

Желание учащегося (вовлечение учащихся в процесс, дав им возможность самим сформулировать тему и задачи урока)

V.Изучение нового материала

- Прежде, чем изучить новую тему, проверим, а что вы по ней уже знаете. Для этого используем структуру «Эй ар гайд». Участники №3! раздайте, пожалуйста, своим партнерам, синие карточки.

Итак, заполняем колонку «ДО» (1 мин).

-Отложите в сторону синие карточки. Скоро мы к ним вернемся.

-А сейчас каждый стол будет работать над своим заданием. Результаты работы вы оформите на отдельных листах. И по истечении времени вы должны защитить свою работу.

-И сейчас каждая группа представит свою работу.

Раздают карточки

Заполняют колонку «ДО»

Изучают тему, оформляют результаты, готовят защиту работ

Защита работ, заполнение таблицы в тетрадях

После каждого выступления работа прикрепляется на доску.

Возможности (использование структуры «Эй ар гайд» для вовлечения учащихся в изучение темы, рутины и структуры (использование структуры «Эй ар гайд»), время, окружающая среда (вывешивание работ учащихся на доске), взаимодействия и отношения (мотивация участников каждого стола)

Желание учащегося (поощрение, предоставление права выбора оформления творческой работы), подача материала , точность (поощрение выполнения конкретного действия)

VI.Закрепление изученного материала

- А сейчас вновь обратимся к структуре «Эй ар гайд». Сосредоточьтесь, подумайте (3-5 сек) и заполните колонку «ПОСЛЕ» (1 мин).

- Изменилось ли ваше мнение после изучения темы?

-В каких вопросах?

- И сейчас для закрепления знаний и в качестве разминки проведем структуру «Микс фриз групп».- А сейчас встаньте, задвиньте стулья. Начинаем двигаться.

Вопросы :

Какое количество сказуемых имеется в русском языке?

Из скольких слов может состоять СГС?

А какую оценку сегодня получил (а) …..? (задание на внимательность

Вопрос формулируют и задают сами учащиеся.

- Молодцы, вы отлично справились с заданием. Присаживайтесь на свои места.

- А сейчас подумайте и ответьте на вопрос: «Какие признаки отличают ПГС И СГС от СИС?

-Участники 4! Раздайте, пожалуйста, своим партнерам зеленые карточки.

- И давайте поразмышляем. О чем вы думали раньше и о чем вы думаете сейчас? Приведу свой пример. Раньше я думала, что в СИС может входить глагол, т.к. это сказумое, а сейчас я думаю и знаю, что в СИС  входит существительное.

-Подумайте и запишите свои ответы в зеленую карточку.

-Кто хочет ответить?

Заполняют колонку «ПОСЛЕ».Отвечают

Выполняют структуру. Отвечают

Пишут ответы. Отвечают

Возможности, рутины и структуры (использование структуры «Эй ар гайд»), моделирование (демонстрация личного примера)

Закрепление (использование структуры «Эй ар гайд»), подача материала, желание учащегося (поощрение за интересный вопрос)

7.Подведение итогов урока

- Итак, ребята, какой вид сказуемого мы изучили? О чем мы говорили?

-Наш урок прошел очень плодотворно. Вы сегодня поработали даже лучше, чем на прошлом уроке. Отвечают

Возможности (использование действенных вопросов)

Точность (похвала за конкретную работу)

8.Домашнее задание

-Запишите, пожалуйста, домашнее задание: изучить материал параграфа, составить 3 тестовых вопроса по теме «Виды сказуемых», подготовить сообщение по теме « Виды сказуемых», подобрать из произведений А.С. Пушкина 5-6 предложений для объяснительного диктанта по теме «Виды сказуемых»

- Спасибо всем за интересную и плодотворную работу, за хорошее настроение. И посмотрите, какой замечательный цветок расцвел сегодня в нашем классе (цветок составлен из лепестков – работ учащихся и закреплен магнитами на доске)

И давайте сделаем чир! (Я и вы МОЛОДЦЫ!!!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок По русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...

Бинарный урок по русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...

Бинарный урок по русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...

« Типы сказуемого и способы его выражения (обобщение полученных знаний) ».

Конспект урока русского языка в 8 классе по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой с комментариями по формированию универсальных учебных действий....

" Сказуемое и способы его выражения"

Презентация к уроку русского языка в 8 классе " Сказуемое и способы его выражения"...

Виды сказуемых и способы его выражения

Открытый урок для 8 класса по УМК С.И.Львовой...