Мнемонические средства
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Чередникова Любовь Васильевна

Мнемоничсекие средства на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительный падеж множественного числа

имен существительных

нулевое окончание

-ов, -ев, -ей

Названия парных предметов

туфель

ботинок

бот

валенок

сапог

чулок

погон

эполет

носков

Национальности

англичан

болгар

башкир

осетин

туркмен

цыган

бурят

турок

калмыков

монголов

таджиков

тунгусов

хакасов

узбеков

хорватов

якутов

Воинские группы

партизан

солдат

гусар

минеров

саперов

Единицы измерения

ампер

вольт

ватт

аршин

герц

рентген

километров

сантиметров

метров

гектаров

килограммов

граммов

Овощи, фрукты

яблок

груш

черешен

слив

вишен

дынь

апельсинов

сантиметров

метров

гектаров

килограммов

граммов

Женский род

вафель

кочерег

кровель

оглобель

розог

свадеб

сплетен

нянь

долей

кеглей

пригоршней

свечей

(но игра не стоит свеч)

Средний род

блюдец

зеркалец

корытец

одеялец

полотенец

кружев

болотцев

копытцев

оконцев

Только мн. число

потемок

сумерек

шаровар

нападок

заморозков

лохмотьев

будней

дровней

яслей

В сущ. 3-го скл., ж.р.

Ставится

Мягкий знак в существительных после шипящих

В сущ. 1-го скл., в Род. п., мн.ч.

В сущ. 2-го скл., м.р.

Не ставится

Алгоритм постановки Ь в существительных после шипящих

(по таблице)

1) Относится ли существительное с основой          на шипящую к жен. р. или нет;

2) В каком падеже и числе стоит существительное.

Например:

ночь – ж.р. – Им.. п., ед. ч. – есть Ь

дач – ж.р. – Род. п., мн. ч. – нет Ь

В детской сказке колобок

По траве кататься мог

Без ботинОК, без сапог,

Без носкОВ и без чулок.

Шесть гектарОВ апельсинОВ,

Яблок, груш и мандаринОВ,

БаклажанОВ – грядок пять,

ПомидорОВ – не собрать!



Предварительный просмотр:

Средний род

Мужской род

Женский род

Именительный падеж множественного числа

Слова, предложения

Словари, алфавиты, профессора, учителя

Книги, буквы, мысли

-а, -я

-и, -ы

-а, -я

-и, -ы

Инженеры и шоферы

Выполняют договоры,

Чтоб до снега до зимы

Возвести домов кварталы

Для народа для страны.

ЗАПОМНИ!!!

-А, -Я

-Ы, -И

адреса

борта

веера

векселя

вороха

директора

доктора

егеря

желоба

жемчуга

кителя

купола

кучера

мастера

округа

ордера

паспорта

повара

профессора

сорта

тополя

ветра

цеха

шелка

прожектора

басы

библиотекари

бухгалтеры

выборы

выговоры

вымпелы

выпуски

госпитали

громы

десны

договоры

инженеры

инспекторы

колеры

кремы

офицеры

очереди

переговоры

подписи

порты

почерки

прииски

ректоры

тренеры

факторы

цензоры

шоферы

торты

банты

шарфы



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Тире ставится:

1. Сущ. + сущ.

Книга лучший друг человека.

2. Числ. + числ.

Шестью шесть тридцать шесть.

3.Сущ. + числ.

  Длина Волги3688 километров 

4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу любить родину.

5. Сущ. + н. ф. глаг.

Наша задача хорошо учиться.

6. Н. ф. глаг. + сущ.

Ходить босиком —  большое удовольствие.

7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.)

Чтение вот лучшее учение.

Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Тире не ставится:

1. При сказуемом есть не

Бедность не порок

2. При сказуемом есть как, будто, словно, точно 

 Глаза будто вишни.

3. Подлеж. = личное местоим.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

4. Перед сказуемым стоит вводное слово

Собака, известно, друг человека

Тире ставится:

1. Сущ. + сущ.

Книга лучший друг человека.

2. Числ. + числ.

Шестью шесть тридцать шесть.

3.Сущ. + числ.

  Длина Волги3688 километров 

4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу любить родину.

5. Сущ. + н. ф. глаг.

Наша задача хорошо учиться.

6. Н. ф. глаг. + сущ.

Ходить босиком —  большое удовольствие.

7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.)

Чтение вот лучшее учение.

Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Тире не ставится:

1. При сказуемом есть не

Бедность не порок

2. При сказуемом есть как, будто, словно, точно 

 Глаза будто вишни.

3. Подлеж. = личное местоим.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

4. Перед сказуемым стоит вводное слово

Собака, известно, друг человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемонические математические правила

В материале представлен перечень мнемонических правил, удобных для легкого запоминания. Особенно правила рекомендуется использовать в младших классах....

Мнемонические правила по тригонометрии

Мнемонические правила по тригонометрии ("лошадиное правило", тригонометрия на ладони, цветная таблица для запоминания значений тригонометрических функций)...

Мнемонические правила в математике

Материал полезен как для учащихся ,так и для учителей. Мнемонические правила облегчают запоминание отдельных тем, чисел и формул....

Мнемонические стишки на уроках русского языка

Мнемонические стишки позволяют учителю в необычной форме излагать подчас скучные правила и определения, коими богат предмет "Русский язык". Стихотворчество учителя обычно находит отклик в сердцах...

«Мнемонические формулы и схемы, как средство обучения иностранному языку»

Анализируя свой, многолетний педагогический опыт и опыт моих коллег,  я пришла к убеждению, что использование приемов мнемотехники в большей степени обеспечивает успешность в обучении иностр...

Мнемоническая техника-средство совершенствования личности ученика

Известно, что усвоение школьниками знаний, умений и навыков проходит неравномерно, некоторые ребята с трудом запоминают правила, теоремы, алгоритмы решения заданий....