Урок по теме "Частица как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Татьяна Голова

Урок с презентацией в 7 классе по теме "Частица как часть речи". Цель урока: дать понятие частицы, её роли в речи. Урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chastitsa_kak_chast_rechi.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

1Орг. Момент.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Открываем тетрадь. Записываем число, кл. работа.

 2 Мотивация к обучению. Решение коммуникативной задачи.

Прочитаем эпиграф к уроку.

Слайд 1

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памятью»

              Л. Н.Толстой.

Работа над содержанием эпиграфа.

А) как вы понимаете содержание?

Б) как вы думаете, почему эти слова взяты в качестве эпиграфа?

В) что вы знаете об авторе этого высказывания?

Уч-ль: ребята, а всем нужны знания?

Уч-ль: значит, настраиваемся приобретать их усилием своей мысли. Все настроены? Начнём.

3 Актуализация знаний учащихся. Фронтальный опрос.

- С каким разделом науки о языке работаем?

- Что изучается в этом разделе?

-  Какие две группы частей речи существуют?

- Мы отановились на изучении каких частей речи?

Задание в парах. Найти в предложении служебные части речи и дать им сравнительную характеристику. ( один из пары находит общее, второй – различное)

Слайд 2

Вывод : какие особенности служебных частей речи?

4 Определение темы и целей урока.

Уч-ль: Сегодня у нас новый материал. Как вы думаете, что мы будем изучать? Почему?

( Чтобы получить полное представление о служебных частях речи)

Записываем тему « Частица как часть речи».

Уч-ль: Теперь нам надо поставить цель урока.

Как думаете, что мы можем узнать на первом уроке по изучению части речи?

Слайд 3

5 Объяснение нового материала

- Вспомним, по каким трём группам признаков мы определяем часть речи?

- Исходя из того, что частица – служебная часть речи, какие опознавательные признаки её мы уже можем назвать?

- Запишем в виде кластера. (на доске и в тетрадях)

- Но ведь у частицы должны быть и свои отличительные  признаки? Давайте их найдём сами. Поможет нам сама частица в стихотворении. Найдём в нём все признаки частицы.

Слайд 4

Действий, признаков, предметов

 Я не обозначаю.

 Но служить всем вам при этом

 Просто обожаю.

 Отрицание, смягчение,

 Указание, сомнение

 И другие отношения

 Выражать могу лишь я,

 Я и вся моя семья.

 Я могу повелевать

 И условия создать,

 При которых совершится

 Действие и не одно.

 Но хоть как-то измениться

 Мне судьбою не дано.

 Я, признаюсь честно вам,

 Иногда скучаю,

 Потому что на вопросы я не отвечаю.

 В предложении встречаюсь

 С разными друзьями,

 Но все роли исполнять

 Они желают сами.

 Одно лишь пожелание

 (не хочется молчать):

 Меня от других

 Частей речи и слова

 Учитесь отличать!

Уч-ль: какие же отличительные признаки частиц?

- Дополним кластер.

- А теперь дадим полную характеристику  частицы по 3 группам признаков. ( Проговаривание вслух).

6 Закрепление изученного материала.

Уч-ль: посмотрим на разнообразие смысловых оттенков, выражаемых частицами

Упр. 381. (по заданию).

Уч-ль: какое ещё назначение частиц?

Упр. 383

Вывод: - Для чего предназначены частицы?

Слайд 4

7 Физкультминутка.

Что за трудный наш урок,

 Он пойдет едва ли впрок

 Уж пора бы всем нам встать,

 Ножки, ручки поразмять.

 Разве трудно нам нагнуться,

 Распрямиться, потянуться?

 Неужели не устали?

 Вот присели. Вот все встали.

 Как нужна нам физзарядка!

 Вряд ли это для порядка!

 Глазками перемигнемся и

 И друг другу улыбнемся!

Какие частицы вы услышали, выполняя упражнения?

Уч – ль: А сейчас мы проведём самостоятельную исследовательскую работу, чтобы увидеть  роль частиц в речи.

Работа в группах.

Задание 1. Определите, какую роль в тексте играют частицы. Для этого сравните два диалога (с частицами и без частиц). Используйте слова для справок.

Слова для справок: не, ни, давайте, вряд ли, пусть, неужели, пускай, бы, ведь.

Стадион. Непривычно тихо. Неожиданно появились мальчики.

-…играть  в футбол! – предложил Миша.

-…вратарем будет Олег! – решили все.

- …придет он сегодня,- сказал Саша.

-…заболел? – заволновались ребята.

-…он уехал на соревнования, - вспомнили они.

-.. тогда Витя будет вратарем.

-  Лучше был… Олег, - вздохнули друзья

Задание 2: проанализируйте, могут ли изменить смысл предложения частицы

не - ни?

Мы были в музее.

Не мы были в музее.

Мы были не в музее.

Мы не были ни в музее, ни в  театре.

Мы не могли не быть в музее.

Задание 3: сконструируйте предложения, используя соответствующие частицы, выразите в данных предложениях различные оттенки значений.

Скоро придет весна (сомнение).

От солнечных лучей сосны повеселели (усиление)

Волга впадает в Каспийское море (вопрос)

Задание 4: выразительно прочитайте стихотворения, объясните, какую роль в них играют частицы и определите, в каком стиле они употреблены. Соотнесите содержание стихотворений с данными иллюстрациями.

День весенний, пленительный день!

Так приятно журчали ручьи,

А в лесу в полусветлую тень

Так светло западали лучи!

Как роскошно струилась река!

Как блаженно неслись облака!

Как светло улыбалася ты!

                                А.С.Пушкин

Задание 5. Продолжите данные пословицы и дополните ряд пословицами, в которых есть частицы.

                        Не зная броду,…

Не вкусив горького,…

Не сиди сложа руки,…                                                                                                                                                                                                                                              

Проверка заданий.

Уч-ль:  в ходе проверки заполняйте таблицу.

Слайд 5

Слайд 6 (самопроверка)

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Подведение итогов по таблице:

Слайд 10

- для чего нужны частицы?

-какие смысловые оттенки  выражают частицы?

- В каких стилях речи чаще употребляются частицы?

- Что усиливают частицы в художественной речи?

Слайд 11

Рефлексия

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи"  5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Урок русского языка в 10 классе. Тема урока: Способы словообразования знаменательных частей речи.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Используется технология развития критического мышления. Сопровождается презентацией. Данный урок был представлен на муниципальном конкурсе "Учитель го...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока "Имя существительное - удивительная часть речи "

Урок русского языка в 5 классе. Обобщающий урок по теме  "Имя существительное - удивительная часть речи "....