КИМ 8 класс
тест по русскому языку (8 класс) на тему

Забабурина Анна Александровна

Контрольно-измерительный материал по русскому языку 8 класс. По программе Т.А. Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim_8_klass.docx63.86 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольные и проверочные работы по русскому языку 8 класс

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

1. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

А) брод…т, улыбае…тся, чита…те;
Б) плещ…тся, тон…шь, сдела…те; 
В) завис…шь, круж…тся, смотр…те

2. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

А) гуля…те, танцу…т, чист…шь;
Б) дерга…шь, слыш…те, черка...м;
В) привинт…м, довер…м, наход…шь

3. В каком примере на месте скобок не нужно писать Ь?

А) Лучшая ученица награждает (?) ся грамотой.
Б) Лучшая ученица будет награждат (?) ся грамотой.
В) Идёш (?) по парку, любуеш(?)ся осенней красотой.
Г) Береч (?) доброе имя – главная задача любого человека.

4. Где на месте пропусков пишется суффикс –ИВА-?

А) Мы долго разговар…ли на эту тему.
Б) Разведчики след…ли за диверсантами по пятам.
В) Друзья совет…лись по каждому поводу.
Г) Малыш внимательно рассматр…л незнакомца.

5. В каких рядах на месте пропусков пишется А?

А) Раг…релся костер очень жарко.
Б) Прик…снись легко к тонкой ароматной корочке хлеба.
В) З…рево было видно издали.
Г) Предл…гать дружбу – хорошее начало отношений.

6. В каком примере НЕ с глаголом пишется раздельно?

А) Я (не)могу (не)согласиться с Вашим предложением.
Б) (Не)навидел он своего отчима с самого детства.
В) Как ни (не)годовал учитель, а согласиться с решением пришлось.

7. Укажите примеры с ошибкой в употреблении слов.

А) Поклади свои вещи на парту.
Б) Я одену сегодня новое платье!
В) Положил учебник на стол и забыл о нем.
Г) На детей одели теплые валенки.

8. Какое прилагательное нельзя просклонять?

А) красив;  Б )большой;  В) добрый

9. В каких словах пишется НН?

А) соловьи…ый; Б) овчи…ый; В) пусты…ый; Г) ветре…ый.

10. В каком ряду все слова с НЕ пишутся раздельно?

А) (не) уклюжий?; (не) удача; (не) домогание;
Б) (не) знаком; (не) тот; (не) замеченный;
В) (не) железный; (не) уверен; (не) захочу;

11. В каком ряду все слова пишутся раздельно?

А) желто?зеленый; железно?дорожный;
Б)диван?кровать; жили?были;
В)ни?с?кем; не?на?кого;

12. Где НЕТ ошибок в употреблении числительных?

А) к четыреста прибавить восемьнадцать ;
Б) двое подруг, восемсот девять;
В) к семерым козлятам; построиться по трое;

13. В каком ряду во всех наречиях на конце пишется А?

А) вправ…, досыт…,изредк …;
Б) издавн…, слев…, дочист…

В) затемн…, засветл…, занов…

14. В каком ряду во всех наречиях на конце после шипящих НЕ нужен Ь?

А) настеж(?), вскач (?);замуж
Б) сплош (?), наотмаш (?) ; навзнич(?)

В) уж(?); невтерпеж(?); замуж(?)

15. В каких предложениях выделенное слово является наречием?

А) (По) летнему расписанию жить легко и приятно.

Б) Погода (по) летнему жаркая.

В) Рыба быстро уходила (в) глубь.
Г) Мы зашли (в) глубь леса и заблудились.

16. В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?

А) кое у (кого), кто (нибудь);
Б) чем (либо), какой (то);

В) (ни) к кому, (не)когда;

17. В какой строке есть слова с пропущенной И?

А) Ему было н…чего ответить на вопрос.
Б) Н…кому н… за что н… пожелаю таких страданий!
В) Н…когда этот человек был весьма знаменит.

18. Где допущены ошибки в употреблении местоимений?

А) Ихние родители в школу приходили редко.
Б) Евонный плащ висел на своем прежнем месте.
В) Я скучаю по Вас.

19. Найдите правильную характеристику для одного из слов в предложении.

Река катилась по степи плавно и величаво.

А) глагол изъявительного наклонения, 2-го спряжения, несов. вида, невозвратный, стоит в прошедшем времени, 1-ом лице, ед.числе, муж. роде;
Б) глагол изъявительного наклонения, 2-го спряжения, несов. вида, возвратный, стоит в прошедшем времени, ед. числе, жен. роде.

20. Найдите правильную характеристику для одного из слов в предложении.

Никому не хочется быть плохим другом.

А) местоим.- прилаг., личное, ед. числа, в твор. падеже;
Б) местоим.- сущ., отриц., ед. числа, в дат. падеже.

21. Найдите правильную характеристику для одного из слов в предложении.

Семеро одного не ждут.

А) числит.,колич.,собират.,в Им. п.,

Б) числит., колич.,целое,в Им. п.

22. В каком ряду все части речи служебные?

А) не, пусть, неужели;

Б) да, лишь, благодаря;

В) согласно, но, или

23. В каком из предложений есть причастный оборот?

А) Гуляющие по парку парочки ждали начала веселого представления.

Б) Увядший цветок печально раздавал остатки дивного аромата.

В) Этот фильм был снят еще задолго до войны.

24. В каком из предложений есть деепричастный оборот?

А) Он шел по базар, посвистывая и улыбаясь.

Б) Низко склонив гордые головы, казаки молча переглядывались между собой.

В) Вскрикнув, боец рухнул возле пулемета и затих.

25. Какое из предложений является сложным?

А) Мелкий песок плавно сыпался из разбитой ракушки на пол, ярко играл на утреннем солнышке.

Б) Рябина и клен давно дружили, весело переговаривались с теплым ветром по ночам.

В) Буря заревела, когда стемнело.



Проверочная работа

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

1. Словосочетание — это

1) сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных только по смыслу

2) сочетание двух или нескольких слов разных частей речи, связанных грамматически

3) сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически

4) сочетание самостоятельного и служебного слов, связанных по смыслу и грамматически

2. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

1) душистые ягоды

2) листья малины

3) около леса

4) по гладким стволам

3. Какое из словосочетаний является цельным (неделимым, синтаксически неразложимым)?

1) отправиться пешком

2) жаркими лучами

3) желая остановить

4) несколько минут

4. Главным словом в словосочетании задумавшись о прошлом является

1) глагол

2) причастие

3) деепричастие

4) наречие

5. Какое словосочетание является именным?

1) смутно мерцая

2) разговаривая вслух

3) по-прежнему хорош

4) ничем не нарушаемая

6. Зависимым словом в словосочетании скоро остановился является

1) слово состояния

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие

7. Определите вид подчинительной связи в словосочетании уверенность в победе.

1) согласование

2) управление

3) примыкание

8. В каком словосочетании использована связь примыкание?

1) ждать отъезда

2) сверкая на солнце

3) весело играя

4) вспоминая о лете

9. В каком ряду во всех словосочетаниях использована связь согласование?

1) в новом доме, у синеющего пруда, очень весело

2) на крылечке террасы, у второго подъезда, к нашему дому

3) семеро козлят, на влажной траве, гуляя в непогоду

4) моё сердце, белоснежные вершины, первое свидание

10. Укажите виды подчинительной связи, использованные между словами в предложении В этих молчаливых горных долинах стояла прозрачная тишина первых весенних дней (И. Бунин).

1) согласование и управление

2) согласование и примыкание

3) управление и примыкание

4) согласование, управление и примыкание

11. Сколько в данном предложении словосочетаний с подчинительной связью управление?

Со скамейки не видно было берега, и оттого ощущение бесконечности и величия морского простора ещё более усиливалось (М. Пришвин).

1) 3 2) 4 3) 5 4) 6

12. В каком словосочетании допущена ошибка?

1) оплату счетов

2) скучаю по вас

3) произрастают в Урале

4) убеждён в своей правоте

13. Укажите словосочетание с ошибкой в управлении.

1) удачливый в делах

2) дать характеристику на ученика

3) конкурс лучшего чтеца

4) ослушался приказа

14. В каком ряду во всех словосочетаниях нет грамматической ошибки?

1) играть роль, доказательство о том, идти в магазин

2) посылка из дома, одолжить ручку, благодаря мастерству водителя

3) скучать по дому, работать по-новому, поехать до дому

4) претворять в жизнь, выполнять согласно распоряжения, произвести расчёт

Прочитайте текст и выполните задания 15-17.

(1)Язык служит средством человеческого общения. (2)Он необходим для хранения и передачи информации, для управления человеческим поведением. (3)Никто не знает точно, сколько языков существует на Земле, но их число превышает четыре тысячи. (4)В одной только Африке люди говорят на 1300 языках.

15. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании для передачи информации (предложение 2).

16. Выпишите из текста словосочетание(-я) с подчинительной связью примыкание.

17. Замените словосочетание человеческим поведением (предложение 2), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответы

1-3, 2-3, 3-4, 4-3, 5-3, 6-4, 7-2, 8-3, 9-4, 10-1,11-3,12-3, 13-3, 14-2, 15-управление, 16-не знает точно сколько существует, 17-поведением человека

Диктант по теме «Простое предложение. Второстепенные члены»

Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.
      Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе.
      Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.
      Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении. (132 слова)

      (По О. Туберовской)

Грамматические задания

  1.  Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и составным глагольным сказуемым. (1 - 2 на каждый вид).

2. В 1-ом абзаце обозначьте безударные гласные в корне.

3. Произведите синтаксический разбор предложения:

Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает.

Поверочная работа по теме «Главные члены предложения»

1. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении:

Все утомились за день до изнеможения.

1) существительным
2) местоимением
3) цельным словосочетанием
4) глаголом

2. Укажите, чем выражено сказуемое в предложении:

Врага уничтожить — большая заслуга.

1) существительным
2) местоимением
3) цельным словосочетанием
4) неопределенной формой глагола

3. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении:

Две капли брызнули в лицо.

1) существительным
2) числительным
3) цельным словосочетанием
4) глаголом

4. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении:

Ничто так не передает чистоты человеческих помыслов, как улыбка.

1) существительным
2) местоимением
3) цельным словосочетанием
4) прилагательным, употребленным в значении существительного

5. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении:

Во время детского чая большие сидели па балконе.

1) существительным
2) местоимением
3) цельным словосочетанием
4) прилагательным, употребленным в значении существительного

6. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении:

Больной быстро пошел па поправку.

1) существительным
2) местоимением
3) цельным словосочетанием
4) прилагательным, употребленным в значении существительного

7. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении:

Завтра будет лучше, чем вчера.

1) глаголом
2) превосходной степенью прилагательного
3) цельным словосочетанием
4) наречием, употребленным в значении существительного

8. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении:

Мы с приятелем вдвоем замечательно живем.

  1. местоимением
    2) существительным
    3) цельным словосочетанием
    4) числительным

9. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением

1) Мы с отцом уехали еще вечером.
2) Никто не судья в своем деле.
3) В нашем саду зацвела сирень.
4) У него есть государственная награда.

10. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении:

Опоздавшие не увидели первого действия пьесы.

1) цельным словосочетанием
2) причастием, употребленным в значении существительного
3) глаголом
4) существительным

11. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым

1) Девочка перестала плакать.
2) Ум не замещает знания.
3) Я был рад его видеть.
4) Зелень — это песня земли.

12. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым

1) Зима стояла затяжная.
2) Еще я долго буду петь.
3) Он был мастером на все руки.
4) Лето было жарким.

13. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым

1) По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь.
2) Я буду исполнять эту песню.
3) Дождь перешел в снег.
4) Вечер был дождливый.

14. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым

1) Волк не пастух.
2) Мы должны пересечь луговой остров шириной в шесть километров.
3) Я сходил бы к ним в гости.
4) Сходи-ка к ним в гости.

15. Укажите предложение с составным именным сказуемым

1) Утро было прохладным.
2) Я хочу учиться в педагогическом институте.
3) Он должен знать это.
4) Небо начинает светлеть.

16. Укажите тип сказуемого в предложении

Он был матросом, грузчиком, банщиком.

1) простое глагольное
2) составное глагольное
3) составное именное
4) простое именное

17. Укажите тип сказуемого в предложении

Она была не тороплива, не холодна, не говорлива.

1) простое глагольное
2) составное глагольное
3) составное именное
4) простое именное

18. Укажите тип сказуемого в предложении

Я начинаю беспокоиться.

1) простое глагольное
2) составное глагольное
3) составное именное
4) простое именное

19. Укажите тип сказуемого в предложении

Молчание — золото.

1) простое глагольное
2) составное глагольное
3) составное именное
4) простое именное

20. Укажите тип сказуемого в предложении

Я буду полоть грядки.

1) простое глагольное
2) составное глагольное
3) составное именное
4) простое именное

Ответы на тест по русскому языку Главные члены предложения
1-2
2-1
3-3
4-2
5-4
6-4
7-4
8-3
9-2
10-2
11-2
12-2
13-1
14-2
15-1
16-3
17-3
18-2
19-3
20-1

Проверочная работа по теме «Двусоставное предложение»

Укажите неверное утверждение

А. Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.

Б. По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные.

В. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.

Г. Подлежащее может выражаться различными частями речи.

Найдите предложение, в котором подлежащее выражено наречием.

А. В доме напротив зажгли свет.

Б. «Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.

В. Весь день стоит как бы хрустальный.

Г. Ночью месяц тускл.

Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

А. Обнялись облака и уснули без грусти.

Б. Я начал строить новый дом.

В. Мир кажется мне книгой бесконечной.

Г. Об осеннем лесе буду сказку сказывать.

Найдите предложение с составным именным сказуемым.

А. Лесной полумрак заискрился нитями лучей.

Б. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.

В. Ребята будут купаться в реке.

Г. Почему ты долго был на улице?

Найдите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

А. Мир без книг мир дикарей.

Б. Жизнь коротка искусство долговечно.

В. Я всем чужой.

Г. Ласковое слово что весенний день.

Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.

А. Часовой стережёт объект.

Б. Море посылало на берег влажность.

В. Ветер кружит опавшие листья.

Г. Воск со свечи оплыл на салфетку.

Найдите предложение с косвенным дополнением.

А. Я окно распахнул.

Б. Морячок играл старинный вальс.

В. Слепит глаза реки далёкой дрожь.

Г. Старуха пряла свою пряжу.

Укажите предложения, в которых дополнение выражено глаголом в неопределённой форме.

А. Николай надеялся успеть к обеду домой.

Б. Любить природу – значит любить Родину.

В. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя.

Г. Он приезжал домой пообедать.

Найдите предложение с несогласованным определением.

А. По сторонам дороги росли кудрявые дубы.

Б. Пряди различной длины торчали из-под его берета.

В. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

Г. Люблю дымок спалённой жнивы.

Найдите предложение с обстоятельством цели.

А. Вадим часто заезжал сюда послушать музыку.

Б. Широкое пространство всегда владело сердцами русских.

В. Слегка накрапывал дождик.

Г. Ветер постепенно стихает.

Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.

Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд.

Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.

А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.

Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.

В. Бакланы гомонят издавая хриплые каркающие звуки.

Г. Пингвины неуклюже переваливаются неторопливо переставляют сильные ноги.

Прочитайте текст и выполните задания 1-5

1) Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах, поставленных на сцене ученического театра. 2) Удачны были в его исполнении женские роли, особенно роль помещицы Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.

3) Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. 4) Комедия была написана в течение двух месяцев, и впоследствии драматург, волновавшийся за будущее пьесы, присутствовал на репетициях, давая актёрам ценные советы. 5) Его сатира была остра, как нож, разящий врага.

Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.

Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.

Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?

Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.

Ответы:

№ задания

1 вариант

2 вариант

ответ

баллы

ответ

баллы

ЧАСТЬ 1

1

а

1

б

1

2

б

1

б, в

1

3

б

1

а,г

1

4

б

1

б

1

5

а

1

а

1

6

в

1

б

1

7

в

1

г

1

8

а

1

б

1

9

б

1

б

1

10

а

1

а

1

11

3

3

12

а,б,в

3

а,б,в

3

13

3

3

14

3

3

Часть 2

ответ

балл

1

1,4

3

2

2,4,5

3

3

сравнение

3

4

1,4,5; определение

3

5

4

3

Макс. балл

37

37

Перевод баллов в оценки:

34-37 – «5» 24-28 – «3»

29-33 – «4» менее 24 баллов – «2»

Диктант по теме «Односоставные предложения»

Осенью на Прорве.

Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.

Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег.

Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго. На Прорве слишком много помех.

То за кустом крикнет какая-то птица, то ударит хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в кусте ивовый прут.

Начинает разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли.

Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца.

К рассвету лицо обжигает лёгкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря.

Воздух чист и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой.

Грамматическое задание

1.Найдите в тексте 2-3 односоставных предложения ( в т.ч. и те, которые являются частью сложного предложения), определите тип этих предложений.

2.Выпишите из диктанта по одному слову с безударной гласной, проверяемой ударением, непроверяемой, чередующейся.

4.Разберите по составу слова: рассвету, разгораться

Контрольный диктант

«Односоставные и неполные предложения»

Любите птиц и зверей, живущих вместе с нами на Земле. Ведь во всём огромном космическом мире нет больше таких птиц, таких зверей и таких растений. Другие, может, и есть, а таких нет. Потому-то, наверное, встречи с ними всегда приносят радость и новые впечатления.

Если вы художник, то увидишь новые сочетания красок. Если музыкант, услышишь новые звуки. Скульптора поразит совершенство и красота формы. Но особенно радостны и интересны должны быть такие встречи для вас, ребята. Сколько открытий они вам несут! И с каждой такой встречей горизонт будет раздвигаться  всё шире, будто вы поднимаетесь на высокую гору.

Чтобы такие встречи были приятны, дружите с лесом. Лес открывается только своим друзьям. Чужаков он встречает недружелюбно и старается насолить им.  Всё видят его зелёные глаза, до всего дотянутся цепкие зелёные руки.

Узнать лес просто. Надо только постараться увидеть, как улыбаются солнцу деревья. Услышать, как кусты и травы просят пить. Понять, о чём говорят птицы и звери.

Охота за тайнами – радостная охота.

Грамматические задания

найдите 2 односоставных предложения, укажите их вид (о\л, н\л, б\л, н)

Разобрать по составу: живущих, раздвигаться, насолить.

3.Разберите по членам (подчёркиванием) одно- и двусоставное предложение.

Укажите какими частями речи выражены члены предложения.

 

Диктант  по теме

«Предложения с однородными членами»

      Всё: и день, и природа — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.
     

         Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)

      (По Д. Мордовцеву)

Грамматическое задание

1.Начертите схему предложения:       

Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными.

2.Подчеркните грамматическую основу в предложениях

Они устилают всю землю.

3.Объясните знаки препинания в предложениях:

Куда девались птицы, распевающие от зари до зари?

Диктант по теме «Обособленные члены предложения»

Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом.

Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, заложена в детстве. Его мать — художница- любительница, отец - известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.

С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова.)

(По Э. Патсон.)

Грамматическое задание.

1. Разобрать по составу:

наполненные сделанные

принесли  городам

2. Объяснить графически знаки препинания:

Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

3.Произвести синтаксический разбор предложения с обособленным определением.

Тест. Обращения, вводные и вставные конструкции

1. Выпишите номера предложений, в которых есть обращение (знаки препинания не расставлены)

1. Широко ты Русь по лицу земли в красе царственной развернулась.

2. Родина многих выдающихся открытий Россия.

3. Люблю твою Россия старину.

4. Дни весны долгожданны, но коротки.

2. Укажите номера правильных вариантов. В этих предложениях вводное слово обозначает различные чувства.

1. Из всех певчих птиц, пожалуй, самая близкая к человеку птица - скворец.

2. Может, вместо зимы на полях лебеди сели на луг?

3. К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, Невежда про нее свой толк всё к худшему клонит.

4. К счастью, погода была тихая, а пруд словно заснул.

3. Выпишите номера предложений, в которых слово видно будет вводным словом (знаки препинания не расставлены).

1. Из предыдущей главы уже видно, в чем состоял главный предмет его вкуса и склонностей.

2. Видно было, как всё сильнее росло её удивление.

3. И вдали за рекой видно за опушкой, сонный сторож стучит мертвой колотушкой.

4. Предположения и соображения, блуждавшие по её лицу, видно были очень приятны.

4. Среди предложений 8-12 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

(8) Мы направились на шум прибоя. (9) Но наши приключения не закончились. (10) Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. (11) Один раз наш соратник чуть было не сорвался. (12) К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели.

5. В приведенных ниже предложениях расставлены все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Через несколько минут он скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, (1) но, (2) к величайшей нашей досаде, (3) совсем потеряли тропу и не могли её найти.

6. В приведенном ниже предложении расставлены все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

Это, (1) по всей вероятности, (2) нам удалось бы, (3) но один из путников решил над ним подтрунить.

7. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции:

Говорят(1) что (2)завтра(3) погода изменится.

8. Укажите предложение с вводным словом (знаки препинания не расставлены):

1) Я верю тебе дядя. 2) Тимур Тебя ищет твой дядя. 3) Правда утром он сделал ошибку. 4) Ему ли карлику тягаться с исполином?

9. Найдите предложения, в которых есть вводное предложение:

1) Печорин, я уже, кажется, говорил, страстно любил охоту. 2) Ты, сказывают, петь великий мастерище. 3) Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы. г) Я, к сожалению, должен прибавить, что в этом же году Павла не стало.

10. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Наш сосед (1) должно быть (2) заболел. Строительство к осени (3) должно быть (4) закончено.

1) 1,2,3,4

2) 1,2

3) 3,4

11. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Эта маленькая птичка с большой головой и большим клювом (1) казалось (2) дремала. Сквозь тучи на небе неясно просвечивало солнце, и это (3) казалось (4) мне хорошим знаком.

1) 1,2,3,4

2) 1,2

3) 3,4

12. В каком предложении (-ях) должна быть одна запятая?

1) Ты письмо мое милый не комкай...

2) Здравствуй тяжкая работа.

3) О муза ты была мне другом!

4) Нет дорогой ты не прав!

13. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Очевидно (1) все уехали в город за покупками. Я видел счастливого человека (2) заветная мечта которого осуществлялась так (3) очевидно.

1) 1,2,3

2) 1

3) 2,3

4) 1,2

14. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Я (1) возможно (2) уеду на этой неделе. Я думаю, что это (3) возможно.

1) 1,2,3 1,2

2) 1,2

3) 3

4) 2,3

15. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Кстати (1) он сам (2) видимо (3) не знал о случившемся.

Все, что мы принесли оказалось (4) кстати.

1) 1,4

2) 2,3

3) 1,2,3

4) 1,2,3,4

16. Выпишите номера предложений, в которых подчеркнутые сочетания являются вставными конструкциями (знаки препинания не расставлены)

1. Его интересовало всё и разборка и чистка оружия и рассказы из военной жизни.

2. Мне я вам прямо скажу нянчиться с вами некогда.

3. Мы переночевали в избе у мальчика его звали Лёнька Зуев выкурили по папиросе и легли спать.

4. Пушкин это великий русский поэт.

17. Укажите, чем осложнено данное предложение (знаки препинания не расставлены): Две фигуры в темных платьях они прежде были в светлых стояли над чем-то:

1) обращением; 2) вводным словом; 3) вводным предложением; 4) вставной конструкцией.

18. Найдите предложения, содержащие вставные конструкции (знаки препинания не расставлены):

1) Вы я думаю привыкли к этим великолепным картинам.

2) Весь месяц за исключением нескольких дней стояла тридцатиградусная жара.

3) Владимир Сергеевич так звали молодого человека в пальто с недоумением посмотрел и торопливым шепотом заговорил.

4) Часто приходилось общаться жестами чужого языка я просто не знал и многие принимали меня за немого.

Код проверки:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

В-1

1,3

2,3

2,4

13

2,3

1,2

1

2,3

1,4

1

2

2

1

1

2

2,4

2

1,4

В-2

1,3

3,4

3,4

12

2,3

1,2

1

3

1,2

2

2

2,3

2

2

3

2,3

4

3,4

Контрольный диктант по теме «Чужая речь»

Итак, Петя сдал вступительный экзамен в гимназии. Однако тётя упорно утверждала: «Никакого экзамена, конечно, не было, а было лёгкое приёмное испытание» Но Петя повторял со слезами: «А вот был экзамен!» Тётя решила покривить душой: «Впрочем, я, вероятно, ошиблась. Кажется, был экзамен». Петю, однако, грызло сомнение, потому что всё прошло как-то чересчур быстро и гладко.

Вначале всё шло превосходно. Мальчика огорчало только то, что его ещё ни разу не вызвали к доске. Каждую субботу он с грустью приносил дневник, обёрнутый в роскошную бумагу, склеенную серебряными звёздами.

Однажды Петя, не раздеваясь, вбежал в комнату. Размахивая дневником, он радостно кричал: «Мне отметки поставили!» Торжественно швырнув дневник на стол, мальчик гордо отошёл в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок.

Раскрыв дневник, тётя ахнула: «Сплошные двойки!» «Я так и знал! – чуть не плача от обиды закричал Петя. – Важно, что это отметки!» И, сердито выхватив дневник, мальчик помчался во двор показывать его приятелям.

(149 слов)

(В. Катаев)

Грамматическое задание.

1.Сделать синтаксический разбор предложения с чужой речью (по выбору учащихся).

2.Начертить схемы предложений с прямой речью.

Итоговый тест по русскому языку в 8 классе

  1. Какое сочетание слов является словосочетанием?
  1. сидел и молчал
  2. в течение часа
  3. быстро говорить
  4. точить лясы
  1. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
  1. предел мечтаний
  2. поехал влево
  3. какое-то предчувствие
  4. пассажир дремал
  1. В каком словосочетании слова связаны с помощью согласования?
  1. твой костюм
  2. видел всё
  3. записано грамотно
  4. читающий газету
  1. В каком словосочетании слова связаны с помощью примыкания?
  1. пришёл на участок
  2. дивный сад
  3. пришёл поболтать
  4. сообщили подполковнику
  1. Какое предложение является двусоставным?
  1. Люблю следить за чайкою крылатой.
  2. Эту комнату переделали в кухню.
  3. Надо жизнь до конца дотянуть.
  4. Берёза в моём стародавнем саду зелёные ветви склоняла к пруду.
  1. Какое предложение является односоставным?
  1. Соседи отошли от окна и задумались.
  2. Высокий гражданин в шляпе ожидал на автобусной остановке.
  3. Книгу положили на верхнюю полку и забыли.
  4. Лазоревые цветы покрылись капельками росы.
  1. В каком предложении представлено составное глагольное сказуемое?
  1. Оранжевое солнце склонялось у того края пруда за деревья.
  2. Докладчик начал выступать ровно в полдень.
  3. Вода была холодная.
  4. Поезд будет прибывать на станцию по расписанию.
  1. В каких предложениях будет ставиться тире между подлежащим и сказуемым?
  1. Я честный гражданин страны.
  2. Петербург культурная столица России.
  3. Наша обязанность прилежно учиться.
  4. Бедность не порок.
  1. В каких предложениях есть согласованные определения?
  1. Наша группа собралась на берегу реки.
  2. Десерт состоял из апельсинов, яблок и бананов.
  3. Комнаты дома оживлены таинственным присутствием.
  4. Дедушка лет восьмидесяти молча сидел в кресле и смотрел телевизор.
  1. В каких предложениях есть несогласованные определения?
  1. Желание выговориться возникло у меня в конце этой странной встречи с приятелем.
  2. Мальчик лет пяти бодро шагал с мамой в направлении детского сада.
  3. Эта странная, неприятная для всех привычка у него с юности.
  4. На второй день пришла подруга Насти и рассказала о поездке в подмосковную Малаховку.
  1. В каком предложении представлено и прямое и косвенное дополнение?
  1. Эти цветы прислали для тебя. Ты рада?
  2. Сегодня напишем родителям о встрече с братом.
  3. Нашу дорожку на даче Виктор подметал берёзовым веником.
  4. Я люблю северный лес за строгую красоту.
  1. Какое предложение является односоставным назывным?
  1. Удивительный всё-таки человек баба Шура.
  2. Такое тёплое жёлтенькое солнышко.
  3. Синицына, к доске!
  4. Двойка – это пустяки!!!
  1. Какое предложение является односоставным определённо-личным?
  1. Сильная жара.
  2. Что делать нам в деревне?
  3. Брожу по ночному городу.
  4. Не всякому слуху надо верить.
  1. Какое предложение является односоставным неопределённо-личным?
  1. Пахнет речным туманом.
  2. Что за красота!
  3. Скоро построят новые станции метро.
  4. Пойдём в театр?

  1. Какое предложение является односоставным безличным?
  1. Не хотелось мне вчера уроки учить.
  2. Сейчас меня вызовут.
  3. Вдруг меня в спину толкнули.
  4. Я учусь неважно.
  1. В каком предложении союз и соединяет однородные члены предложения?
  1. Существуют сотни словарей различных типов: энциклопедические, толковые и переводные, терминологические и словари трудностей, словари иностранных слов и этимологические, словари синонимов и орфографические.
  2. Современный вид ансамбля Кижи создавался на протяжении почти двух столетий, и в 1764 году сложился его окончательный облик..
  3. На поле Куликовом сошлись более 100 тысяч воинов, и было нанесено сокрушительное поражение Золотой Орде.
  4. Во время активного развития сети метрополитена строительство наземных станций было признано экономически нецелесообразным, и станции стали строить с подземными вестибюлями.
  1. Укажите предложение, в котором есть неоднородное определение (знаки препинания не расставлены)
  1. Мокрая промозглая осень стояла в городе.
  2. Теперь все страницы тетрадки были исписаны резким упрямым почерком.
  3. Косой серебряный луч отлого скользнул по воде и надвое рассёк туман.
  4. В хорошую ясную погоду гладь моря казалась ярко-синей.
  1. Укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием.
  1. Собака вдруг, замерев, стала потом носиться в разные стороны, спрашивая лес всеми способами, куда птицы пропали.
  2. Я ещё не видал ни одного человека, которому удалось бы разжечь огонь по способу, описанному в старых книгах. – трением.
  3. Оценивая энциклопедии, обычно не прибегают к эпитету «великая», тем более «бессмертная».
  4. Как может быть бессмертной книга, собирающая знания, когда сами эти знания неизбежно стареют?
  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Начав работу,
  1. мне было не по себе.
  2. инженер изучал документы.
  3. его вызывали к начальнику цеха.
  4. кондуктору позвонили по сотовому телефону.
  1. В каких случаях на месте пропусков должны стоять запятые? Не знаю, бывали ли у вас такие беспричинные приливы веселья, я без них (1) кажется (2) пропал бы совсем в иные (3) вроде бы (4) наиболее тоскливые периоды жизни.
  1. 1.                               3.1,2,3
  2. 1,2.                            4. 1,2,3,4

Ответы:

1.- 3 11.-3

2-4 12 -2

3-1 13 - 3

4-3 14- 3

5-4 15-1

6-3 16.1

7-2 17-3

8-2,3 18.-1

9-1,3 19.-2

10-1,2 20.- 2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....