Предметный кружок "Занимательный синтаксис"
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Материал предназначен для внеурочной деятельности по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnyy_sintaksis.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа предметного кружка «Занимательный синтаксис»

Пояснительная записка

  Занятия в кружке направлены на развитие интеллектуальных, коммуникативных и практических умений. Строится как на заданиях серьезного языкового материала, так и на шуточных вопросах, кроссвордах, каламбурах, грамматических сказках с целью развития у учащихся интереса к предмету и языкового чутья. Подведение итогов и обсуждение проблемных вопросов проводятся на семинарских занятиях и практических играх. Для учащихся предусматриваются следующие виды деятельности: учебно - познавательная, игровая, трудовая, мыслительная деятельность. Действия могут быть и символическими и конкретно созданными. На занятиях планируется использовать индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы.

  В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

-самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический занимательный материал;

-обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;

-владеть навыками стилистической правки текста;

-использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли;

-самостоятельно конструировать ту или иную синтаксическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи.

 

Содержание программы «Занимательный синтаксис».

Раздел 1.  Слова и словосочетания

Тема 1. Введение. Его величество-Синтаксис.

Понятие словосочетания и предложения как предметов  изучения синтаксиса.

Тема 2. Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов

Тема 3. Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

Практикум: Создание презентаций по теме.

Раздел 2. Основные виды подчинения

Тема 1. Согласование

Прямой порядок  слов при согласовании. Названия- термины. Определительные отношения. Грамматическое значение.

Практикум: Конструирование предложений.

Тема 2. Управление.

Средства связи при управлении.  Виды синтаксических отношений: объектные, субъектные и обстоятельственные отношения. Богатые возможности главных слов.

Практикум: Сочинение грамматической сказки

Тема 3. Примыкание.

Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления.

Практикум: решение задач на лингвистическую тему.

Раздел 3. Простое предложение.

Тема 1. Типы предложений. Общие сведения. Предложение в русском языке как единица синтаксиса.

Структура предложения. Разграничение  ПП с однородными членами и ССП. Синонимия односоставных предложений и коммуникативная целесообразность их использования

Практикум: Сочинение - миниатюра.

Тема 2. Согласование сказуемого с подлежащим.

Предмет речи в предложении. Формы выражения мыслей. Виды сказуемого.. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого. Тесное содружество.

Практикум: Изложение

Тема 3. Второстепенные члены предложения.

Значение второстепенных членов предложения. Нераспространенные и распространенные предложения.

Практикум: игра «Будь внимателен!»

Тема 4. Односоставные предложения.

Синонимия односоставных предложений. Отличие от двусоставных предложений. Способы выражения главного члена предложения. Использование языковых средств.

Практикум: рассказ «Кто лучше?»

Тема 5. Неполные предложения.

Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений

Практикум: работа с текстом.

Тема 6. Однородные члены  предложения.

Однородность в подлежащих, сказуемых, во второстепенных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах,  Стилистическая роль однородных членов предложения. Знаки препинания

Практикум: Составление сказки или рассказа.

Тема 7. Обособленные члены.

Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению: строгие закономерности и частные условия. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля

Практикум: Составление памятки.

Раздел 4. Сложное предложение.

Тема 1. Виды сложных предложений.

Своеобразие семантики, структуры и функций СП. Смысловая емкость. Синтаксические синонимы. Параллельные синтаксические конструкции.

Практикум: Составление таблицы.

Раздел 2. Пунктуация.

Тема 3. Трудные случаи пунктуации

Многофункциональность запятой, тире и двоеточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.

Практикум: Игровой рассказ.

Раздел 6. Обобщение знаний.

Календарно- тематическое планирование кружка «Занимательный синтаксис»

№ ЗАН.

ТЕМА УРОКА

КОЛ. ЧАСОВ

ДАТА

1.

Введение. Всемогущий синтаксис

2

08.09

15.09

2.

Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов

2

22.09

29.09

3.

Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

2

06.10

13.10

4.

Согласование.

2

20.10

27.10

5.

Управление.

2

10.11

17.11

6.

Примыкание.

2

24.11

01.12

7.

Типы предложений. Предложение в русском языке как единица синтаксиса.

2

08.12

15.12

8.

Согласование сказуемого с подлежащим.

2

22.12

29.12

9.

Второстепенные члены предложения.

2

19.01

26.01

10.

Односоставные предложения.

2

02.02

09.02

11

Неполные предложения в устной и письменной речи.

2

16.02

02.03

12

Однородные члены предложения и их добрососедские отношения.

2

09.03

16.03

13.

Обособленные члены предложения

2

06.04

13.04

14.

Виды сложных предложений.

2

20.04

27.04

15.

Немного о трудных случаях пунктуации.

2

04.05

11.05

16

 «Это непростое простое предложение».Лингвистический карнавал.

2

18.05

25.05

17.

« ВСЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ…ИЛИ ПОЧТИ ВСЕ?»

2

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса:словосочетание и педложение.

Урок русского языка в 5 классе по УМК Львовой С.И....

Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса. Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса.

Цель: показать роль стилистических фигур в текстах художественного стиля;Формировать навыки культуры речи; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; совершенствовать умение различат...

урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»

Конспект  урока русского языка в 5 классе. Учитель Пучкова Галина Анатолиевна  МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя.Класс: 5-БТема: «Что изучает синтаксис. Ос...

Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:"Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса."/ Учитель: Пучкова Г.А./

Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:"Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса."/ Учитель: Пучкова Г.А./...

Дидактические материалы по русскому языку 8 класс. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса».

Данные дидактические материалы соответствуют федеральному  государственному образовательному стандарту. Использование материалов позволит педагогу:-целенаправленно и систематически работать ...