Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ « Чамзинская средняя общеобразовательная школа №2»
РМ, р. п. Чамзинка , ул. Титова,12
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО Заместитель директора МБОУ «Чамзинская по УВР МБОУ «Чамзинская СОШ №2» СОШ №2» _____/Преснякова И.Н. ______/Белова Л.И Протокол № 1 «3» сентября 2018 г от 3 сентября 2018 г
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Чамзинская СОШ №2» _______/Сыркин В.И./ Приказ № 47 от 3 сентября 2018 г
|
Рабочая программа
по русскому языку
для 6 класса
Уровень: общеобразовательный (базовый)
Учитель: Преснякова Ирина Николаевна
Квалификационная категория: высшая
2018 г
Рабочая программа учебного курса «Русский язык 6 класс» разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного Приказом Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного стандарта основного общего образования», федерального базисного учебного плана, утвержденного Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312, учебного плана МБОУ «Чамзинская СОШ №2»,с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Программа составлена для учащихся 6 класса и рассчитана на 204 часа: 140 часов + 30 часа развития речи. Программа по русскому языку для 6 класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык». За основу взята Примерная программа по русскому языку и Программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» (Базовый уровень) 12-е изд.- М.: Просвещение 2011 .
Результаты освоения курса русского языка
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
• создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
• развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
• овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
• понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
• умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
• умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:
• осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
• соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
• стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
• распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
• уместное использование фразеологических оборотов в речи;
• корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;
• использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
• идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;
• распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;
• распознавание глаголов и их морфологических признаков;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:
• проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
• проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;
• анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;
• определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;
• определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;
• деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;
• проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи;
• характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;
• опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
• умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
• определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
• определение грамматической основы предложения;
• распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных;
• распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений;
• опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;
• определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;
• определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
• умение использовать словари (в том числе – мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;
• пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего – для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
• пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
• использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;
• использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;
• использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
• поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
• освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;
• применение правильного переноса слов;
• применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;
• соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;
• выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
• нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;
• соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте.
В результате изучения русского языка в 6 классе обучающийся
научится
• владеть навыками работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения и информационной переработки прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание) и определенной функциональной разновидности языка;
• создавать устные монологические и диалогические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка (стилю);
• проводить фонетический, орфоэпический, звуко-буквенный анализ слова;
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
• членить слова на слоги и правильно их переносить;
• определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
• использовать знание алфавита при поиске информации;
• сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов;
• проводить лексический анализ слова;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
• отличать слова от других единиц языка; опознавать самостоятельные и служебные части речи и их формы;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; проводить морфологический анализ слова;
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
• находить грамматическую основу предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры, распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• проводить синтаксический анализ;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
• опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова;
• опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
• использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства языка;
• извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей и справочников;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
• устанавливать смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• характеризовать словообразовательные цепочки;
• использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (204 ч)
I. Русский язык – один из развитых языков мира(2+1 р/р)
II. Повторение изученного в V классе (8+2 рр)
Русский язык – один из развитых языков мира. Фонетика. Орфография. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в корнях слов. Части речи. Морфологический разбор слова. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое и сложное предложения. Знаки препинания в них. Синтаксический разбор предложения. Прямая речь. Диалог. Текст. Официально-деловой стиль речи.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Осознают, что владение русским языком является важным показателем культуры человека
Строят рассуждение, используя как тезис приведённое в учебнике высказывание.
Осознают роль языка, речи, общения в жизни человека. Определяют разницу между выражением настроения и передачей точной информации. Анализируют стихотворения.
Определяют компоненты ситуации общения. Анализируют схему. Характеризуют диалоги по наличию компонентов речевой ситуации. Пишут поздравление учителю. Высказывают своё мнениие о прочитанном тексте. Анализируют стихотворения.
Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии. Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произносительных норм в словах. Делят слова на группы: с разделительным ъ и разделительным ь.
Активизируют знания в области морфемики. Выполняют морфемный разбор слов. Заполняют таблицы морфемами.
Выделяют основную мысль в текстах, отвечают на вопросы к текстам. Графически обозначают орфограммы.
Активизируют знания в области морфологии. Выполняют морфологический разбор слов. Определяют тип и стиль речи в тексте, его основную мысль.
Активизируют изученные в V классе орфограммы, касающиеся написания окончаний слов. Обозначают условия выбора орфограмм при выполнении упражнений.
Ищут в тексте языковые средства, придающие ему выразительность.
Активизируют знания в области синтаксиса словосочетания. Выделяют, группируют и составляют словосочетания.
Активизируют знания в области синтаксиса простого предложения. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Составляют таблицу «Члены предложения и части речи, которыми они выражаются». Подбирают однородные члены к словам. Выявляют предложения с обобщающим словом при однородных членах; распространённые и нераспространённые предложения; предложения с обращениями.
Активизируют знания в области синтаксиса сложного предложения. Выписывают из текстов простые и сложные предложения, расставляя знаки препинания. Анализируют стихотворение с точки зрения синтаксиса. Составляют сложные предложения по схемам.
Осуществляют устный и письменный синтаксический разбор простых и сложных предложений. Составляют сложные предложения.
Активизируют знания в области синтаксиса, касающиеся прямой речи и диалога. Выписывают из текстов предложения с прямой речью и составляют их схемы. Составляют диалоги на заданную тему. Подбирают предложения по схемам.
Основные типы занятий
Урок общеметодологической направленности
Урок отработки умений и рефлексии
Урок развивающего контроля
III .Текст(3+2 р/р)
Активизируют знания о тексте
I V. Лексика и фразеология (12+3 рр)
Повторение изученного в 5 классе. Общеупотребительные слова. Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова. Устаревшие и новые слова. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы. Собирание материалов к сочинению.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. Определяют лексическое значение слов, учитывают его при выборе орфограмм. Определяют стиль, тему, основную мысль текстов. Выделяют многозначные слова и слова, употреблённые в переносном значении; подбирают синонимы и антонимы к словам.
Выделяют в речи общеупотребительные слова. Находят в текстах общеупотребительные и необщеупотребительные слова.
Различают профессионализмы. Находят профессионализмы в текстах учебника и в толковом словаре. Составляют предложения с профессионализмами. Отмечают ошибки художника в иллюстрациях. Определяют сферу употребления тех или иных профессионализмов.
Различают диалектизмы. Находят диалектизмы в текстах учебника и в толковом словаре. Подбирают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова. Приводят примеры диалектизмов.
Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют причины заимствования слов. Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Отвечают на вопросы, отгадывая заимствованные слова. Заменяют заимствованные слова исконно русскими при выполнении упражнения. Составляют словосочетания с заимствованиями.
Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу. Выделяют неологизмы, объясняют причины их появления, анализируют их использование в текстах разных стилей. Объясняют лексическое значение приведённых в учебнике неологизмов.
Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к пассивному запасу лексики. Определяют значение устаревших слов при помощи толкового словаря. Отмечают ошибки художника в иллюстрации. Выделяют устаревшие слова в художественном тексте.
Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового, словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, этимологического). Записывают примеры словарных статей.
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Определяют заимствованные слова в тексте. Указывают признаки научного стиля в тексте.
Осознают основные понятия фразеологии. Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы. Находят фразеологизмы в текстах упражнений и в толковом словаре и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрациями, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них. Подбирают к словам синонимы-фразеологизмы.
Осознают источники появления некоторых фразеологизмов. Составляют предложения с фразеологизмами. Готовят сообщение о происхождении некоторых фразеологизмов. Пишут диктант.
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Определяют фразеологизмы по рисункам. Заменяют свободные сочетания слов фразеологизмами.
Основные типы занятий
Урок «открытия» нового знания
Урок отработки умений и рефлексии
Урок общеметодологической направленности
Урок развивающего контроля
V. Словообразование и орфография (30+3 рр)
Повторение изученного в 5 классе. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слова. Буквы О – А в корне -КОС- – -КАС -. Правописание корня -ГОР- – -ГАР -. Буквы Ы – И после приставок. Правописание приставок -ПРЕ- – -ПРИ-. Соединительные -О- – -Е- в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Описание помещения. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования. Выделяют основы, окончания, корни, суффиксы и приставки в словах. Группируют однокоренные слова. Составляют небольшие тексты на заданные темы. Составляют словосочетания с данными словами. Работают с текстом. Заполняют таблицу видов орфограмм.
Характеризуют тексты, содержащие описания помещений. Находят в художественных текстах элементы описания помещений.
Анализируют слово с точки зрения способа его образования; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования; устанавливают смысловую и структурную связь однокоренных слов. Определяют, от чего и с помощью чего образованы данные в учебнике слова; составляют цепочки однокоренных слов.
Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Готовят устное выступление на тему истории того или иного слова. Анализируют стихотворение с точки зрения состава и способа образования слов.
Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют сложный план сочинения. Пишут сочинение (описание помещения), используя составленный план и собранные материалы.
Усваивают правило написания букв а и о в корне -кас- — -кос-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Определяют разные значения слов с корнем -кас- — -кос-.
Усваивают правило написания букв а и о в корне -гар- — -гор-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют словосочетания с глаголами с изучаемым чередованием в корне. Образуют от слов с изучаемым чередованием однокоренные приставочным способом.
Усваивают правило написания букв а и о в корне -зар- — -зор-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Анализируют и составляют таблицу. Объясняют орфограммы в стихотворениях.
Составляют рассказ по рисункам.
Усваивают правило написания букв ы и и после приставок. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, объясняя условия употребления буквы ы или и. Образовывают от слов однокоренные приставочным способом.
Усваивают правило написания гласных в приставках пре- и при-. Анализируют таблицу. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Определяют способы образования слов. Отрабатывают навыки работы со словарём. Анализируют тексты, объясняют условия выбора орфограмм в них. Пишут диктант.
Усваивают понятие сложного слова и правило написания соединительных о и е в сложных словах. Образуют сложные слова от данных в упражнении слов. Объясняют условия выбора орфограмм в сложных словах.
Усваивают понятие сложносокращённого слова. Образуют сложносокращённые слова и определяют, как образованы данные в упражнениях сложносокращённые слова. Анализируют рисунки.
Выделяют значимые части слова и способ его образования. Выполняют письменный морфемный и словообразовательный разбор слов. Заполняют таблицу. Определяют исходное слово в словообразовательной цепочке.
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Записывают сложный план сообщения о составе слова и способах словообразования. Приводят примеры образования слов. Составляют и заполняют таблицы. Анализируют текст.
Основные типы занятий
Урок «открытия» нового знания
Урок отработки умений и рефлексии
Урок общеметодологической направленности
Урок развивающего контроля
VI. Имя существительное (22 + 3 рр)
Повторение изученного в 5 классе. Разносклоняемые существительные. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. НЕ с именами существительными. Суффиксы -ЧИК- – -ЩИК-. Суффиксы -ЕК- – -ИК-. О и Е после шипящих в суффиксах существительных
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Активизируют знания об имени существительном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль. Выделяют имена собственные в текстах. Пишут письмо товарищу. Анализируют и заполняют таблицы. Объясняют правописание окончаний существительных. Склоняют существительные по падежам. Определяют способы образования существительных. Пишут диктант.
Распознают разносклоняемые имена существительные. Заполняют и озаглавливают таблицу. Склоняют по падежам разносклоняемые имена существительные, составляют с ними словосочетания. Пишут диктант.
Усваивают правило написания буквы е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Записывают план словарной статьи для словаря русских личных имён. Готовят устное выступление о происхождении имён. Пишут диктант.
Распознают несклоняемые имена существительные. Составляют словосочетания с несклоняемыми именами существительными, ставя их в разных падежах.
Определяют род несклоняемых имён существительных. Составляют словосочетания и предложения с несклоняемыми именами существительными. Записывают текст, по аналогии с текстом устно описывают свой родной край.
Распознают имена существительные общего рода. Составляют предложения с именами существительными общего рода и согласуют их с другими частями речи. Пишут диктант.
Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён существительных. Анализируют текст. Подбирают примеры существительных, обозначающих состояние человека. Пишут сочинение.
Усваивают правило написания не с существительными. Различают не- — приставку, не — часть корня и не — отрицательную частицу. Списывают тексты упражнений, обозначая условия выбора орфограмм и расставляя знаки препинания.
Усваивают правило написания букв ч и _ в суффиксе существительных -чик (-_ик). Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм. Узнают слова по толкованию их лексического значения. Пишут диктант.
Усваивают правило написания гласных в суффиксах существительных -ек и -ик. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменяют слова однокоренными с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Усваивают правило написания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм. Определяют значения суффиксов в словах. Письменно объясняют способы образования слов. Пишут диктант.
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составив сложный план, делают устное сообщение об имени существительном. Составляют и заполняют таблицы. Характеризуют имена существительные. Анализируют стихотворный текст. Определяют основную мысль, тему текста и ключевые слова.
Основные типы занятий
Урок «открытия» нового знания
Урок отработки умений и рефлексии
Урок общеметодологической направленности
Урок развивающего контроля
VII. Имя прилагательное (22 + 3 рр)
Повторение изученного в 5 классе. Степени сравнения прилагательных. Разряды прилагательных. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. НЕ с именами прилагательными. О – Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. Суффиксы -К- и -СК-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Активизируют знания об имени прилагательном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени прилагательного и его синтаксическую роль. Работают с иллюстрацией, характеризуя предметы, изображённые на ней. Составляют словосочетания с именами прилагательными. Анализируют текст, выделяя основную мысль. Обозначают изученные орфограммы, относящиеся к имени прилагательному. Заполняют таблицу.
Характеризуют тексты, содержащие описания природы. Определяют основную мысль, структуру описания природы; языковые средства, используемые в описании. Создают собственное описание природы.
Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени сравнения имён прилагательных. Выделяют имена прилагательные в разных степенях сравнения как члены предложения. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают различные объекты. Характеризуют имена прилагательные по значению. Распознают качественные имена прилагательные. Продолжают текст по данному началу, используя сложные прилагательные. Пишут сочинение-описание природы, предварительно составив план.
Распознают относительные имена прилагательные. Анализируют данные в учебнике относительные имена прилагательные, обозначающие разные признаки предмета. Озаглавливают тексты и выделяют в них основную мысль.
Распознают притяжательные имена прилагательные. Анализируют и списывают текст. Обозначают условия выбора букв ъ или ь в именах прилагательных.
Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных. Анализируют текст и характеризуют отдельные слова текста. Подбирают синонимы к прилагательным. Выписывают прилагательные из отрывка произведения художественной литературы, изучаемого в 6 классе.
Усваивают правило написания не с именами прилагательными. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Различают не- — приставку, не — часть корня и не — отрицательную частицу.
Усваивают правило написания букв о и е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Устно описывают картину.
Усваивают правило написания одной и двух букв н в суффиксах имён прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Подбирают к приведённым в учебнике существительным однокоренные прилагательные с изучаемой орфограммой. Образуют от полных имён прилагательных краткие. Анализируют и исправляют таблицу. Устно описывают предмет (куклу).
Усваивают правило написания суффиксов имён прилагательных -к- и -ск-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заполняют таблицу. Пишут диктант.
Усваивают правило дефисного и слитного написания сложных имён прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют сложные имена прилагательные от данных в учебнике слов. Анализируют текст отрывков из произведения художественной литературы.
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют и заполняют таблицы. Анализируют тексты и отдельные слова текстов. Пишут диктант. Составляют небольшой текст на заданную тему и готовят на его основе выступление.
Основные типы занятий
Урок «открытия» нового знания
Урок отработки умений и рефлексии
Урок общеметодологической направленности
Урок развивающего контроля
VIII. Глагол (30 + 5 рр)
Повторение изученного в 5 классе. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Различение повелительного наклонения и формы будущего времени. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Активизируют знания о глаголе как части речи. Характеризуют морфологические признаки глагола и его синтаксическую роль. Определяют вид, форму, спряжение глаголов при выполнении упражнений. Объясняют условия выбора гласных в корнях и окончаниях глаголов. Анализируют роль глаголов в текстах. Пишут сочинение-рассказ на заданную тему. Подбирают однокоренные глаголы к словам. Обозначают способы образования глаголов.
Распознают разноспрягаемые глаголы. Указывают время, лицо, число разноспрягаемых глаголов в предложениях. Спрягают изучаемые глаголы. Анализируют таблицы. Составляют и записывают диалог на заданную тему. Анализируют значение слов.
Распознают переходные и непереходные глаголы. Составляют и анализируют словосочетания с переходными и непереходными глаголами. Составляют схемы предложений. Отмечают ошибки в употреблении глаголов. Записывают слова на тему «Стройка» и составляют с ними предложения. Пишут диктант.
Определяют наклонение глаголов. Распознают глаголы в изъявительном наклонении. Указывают вид и время глаголов в изъявительном наклонении. Анализируют текст и выписывают из него глаголы, распределяя их по именам.
Распознают глаголы в условном наклонении. Определяют способ образования условного наклонения. Анализируют тексты и характеризуют глаголы в текстах. Составляют текст на заданную тему и выделяют в тексте глаголы в условном наклонении.
Распознают глаголы в повелительном наклонении. Анализируют таблицу, демонстрирующую способы образования повелительного наклонения. Обозначают основу, суффиксы и окончание в глаголах в повелительном наклонении. Составляют предложения с глаголами. Определяют вид, время и наклонение глаголов. Пишут призывы к празднику, используя глаголы в повелительном наклонении. Пишут рассказ по рисункам.
Правильно употребляют наклонения в речи. Выражают просьбу, используя разные наклонения. Анализируют стихотворение. Заменяют в тексте глаголы в неопределённой форме глаголами в форме повелительного наклонения. Обозначают вид и наклонение глаголов в текстах. Составляют связный текст на заданную тему. Изменяют наклонения глаголов. Пишут диктант. Составляют рецепт.
Распознают безличные глаголы. Употребляют безличные глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Составляют предложения с безличными глаголами. Пишут диктант.
Характеризируют глагол по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов.
Рассказ на основе услышанного Анализируют вступление и заключительную часть рассказа на основе услышанного. Пишут сочинение на основе услышанного от старших рассказа.
Усваивают правило написания гласных в суффиксах глаголов. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют от глаголов разные формы времени, лица и наклонения. Составляют словосочетания с глаголами. Устно пересказывают текст от 3-го лица.
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют сложный план сообщения о глаголе как части речи, готовят сообщение. Распознают глаголы в разных формах и наклонениях в упражнениях. Называют виды орфограмм в стихотворении. Составляют и заполняют таблицы. Пишут диктант.
Основные типы занятий
Урок «открытия» нового знания
Урок отработки умений и рефлексии
Урок общеметодологической направленности
Урок развивающего контроля
IX. Имя числительное (15 + 2 рр)
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Ь на конце и в середине числительных. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные и собирательные числительные. Порядковые числительные. Морфологический разбор числительного.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имени числительного. Распознают количественные и порядковые числительные при выполнении упражнений. Составляют предложения с числительными. Отрабатывают навыки правильного произношения числительных, записанных цифрами. Составляют и пишут расписку.
Распознают простые и составные числительные. Различают сочетания слов, указывающие на точное и приблизительное количество предметов. Анализируют числительные в тексте.
Усваивают правило написания слов с мягким знаком на конце и в середине числительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Делят слова на группы согласно виду орфограммы. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя цифры словами.
Распознают порядковые числительные. Составляют словосочетания и предложения с порядковыми числительными. Анализируют примеры объявлений. Составляют и записывают своё объявление. Записывают слова на тему «Спортивная гимнастика» и составляют с ними сложные предложения.
Определяют разряды количественных числительных. Заполняют таблицу. Доказывают, что предложения, приведённые в упражнении, составляют текст.
Правильно изменяют по падежам числительные, обозначающие целые числа. Обозначают падежи числительных в упражнениях. Заменяют цифры словами в упражнениях. Пишут выборочное изложение по произведению художественной литературы.
Распознают дробные числительные. Записывают словами арифметические примеры. Составляют рассказ по рисунку. Пишут диктант.
Распознают собирательные числительные. Составляют словосочетания и предложения с собирательными числительными. Анализируют рисунки и составляют по ним предложения. Заменяют цифры в предложениях собирательными числительными. Пишут диктант.
Характеризируют имя числительное по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён числительных. Составляют предложения по рисункам. Определяют основную мысль текста, заменяют числительные цифрами и списывают один из абзацев.
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют и записывают сложный план сообщения об имени числительном как части речи. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя числа словами. Готовят устное выступление перед классом на тему «Берегите природу!».
Основные типы занятий
Урок «открытия» нового знания
Урок отработки умений и рефлексии
Урок общеметодологической направленности
Урок развивающего контроля
X. Местоимение (24 + 2 рр)
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Личные местоимения. Возвратное местоимение СЕБЯ. Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Неопределённые местоимения Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Морфологический разбор местоимения.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Характеризуют местоимение как часть речи. Списывают предложения, вставляя местоимения. Подчёркивают местоимения как члены предложения. Отмечают недочёты в употреблении местоимений.
Распознают личные местоимения. Склоняют личные местоимения по падежам. Составляют словосочетания с личными местоимениями. Заменяют в предложениях имена существительные местоимениями. Отмечают ошибки в употреблении местоимений. Пишут диктант.
Распознают возвратное местоимение себя. Определяют падеж возвратного местоимения в текстах. Заменяют выделенные в тексте слова фразеологизмами с местоимением себя. Устраняют недочёты в употреблении местоимений. Пишут рассказ от 1-го лица по рисункам.
Распознают вопросительные и относительные местоимения. Склоняют вопросительные и относительные местоимения по падежам. Вставляют пропущенные местоимения в предложения. Составляют предложения с местоимениями. Находят морфологические ошибки в образовании форм глаголов и местоимений. Анализируют текст.
Распознают неопределённые местоимения. Анализируют таблицу. Составляют предложения с неопределёнными местоимениями, вставляют пропущенные местоимения в текст. Определяют способы образования неопределённых местоимений. Подбирают однокоренные слова к словам с непроверяемыми орфограммами.
Распознают отрицательные местоимения. Определяют способ образования отрицательных местоимений. Составляют словосочетания и предложения с отрицательными местоимениями. Обозначают условия выбора не или ни и слитного или раздельного написания в отрицательных местоимениях. Пишут диктант.
Распознают притяжательные местоимения. Склоняют притяжательные местоимения по падежам, определяют их разряд. Заменяют существительные местоимениями в предложениях. Устраняют недочёты в употреблении отрицательных местоимений. Сравнивают тексты писем. Пишут диктант.
Пишут сочинение-рассуждение на заданную тему, предварительно составив план. Выделяют в сочинении местоимения.
Распознают указательные местоимения. Определяют падеж указательных местоимений, склоняют их по падежам. Анализируют текст, выписывают из него словосочетания с местоимениями. Анализируют разные планы текста. Составляют на основе простого плана сложный. Пишут диктант.
Распознают определительные местоимения. Определяют синтаксическую роль определительных местоимений в предложениях. Анализируют таблицу. Склоняют словосочетания с определительными местоимениями. Пишут сочинение на заданную тему.
Выделяют местоимения по признаку сходства с другими частями речи. Заполняют таблицу. Анализируют пословицы, содержащие местоимения.
Характеризируют местоимение по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор местоимений.
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют сложный план сообщения о местоимении как части речи, готовят сообщение. Заполняют таблицы. Выписывают местоимения из художественного текста. Озаглавливают и анализируют текст-рассуждение.
Основные типы занятий
Урок «открытия» нового знания
Урок отработки умений и рефлексии
Урок общеметодологической направленности
Урок развивающего контроля
ХI. Повторение изученного в VI классе (7 + 2 рр)
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Систематизируют знания о разделах науки о языке. Заполняют таблицу. Составляют и записывают сложный план устного сообщения на тему «Разделы науки о языке».
Повторяют содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях. Составляют и заполняют таблицы. Группируют слова по видам орфограмм. Записывают примеры заданных орфограмм.
Повторяют содержание изученных пунктуационных правил. Расставляют знаки препинания в текстах упражнений. Пишут сочинение на заданную тему.
Систематизируют знания о лексикологии и фразеологии как разделах науки о языке.
Характеризуют устаревшие слова в отрывке из произведения художественной литературы. Определяют стиль и основную мысль текста, выписывают слова с орфограммами.
Систематизируют знания о словообразовании как разделе науки о языке. Подбирают к словам формы и однокоренные слова. Обозначают состав слов и способ их образования.
Систематизируют знания о морфологии как разделе науки о языке. Указывают падежи именных частей речи. Читают текст, выписывают примеры числительных. Подбирают синоним к одному из слов текста.
Систематизируют знания о синтаксисе как разделе науки о языке. Списывают текст, определяют его основную мысль, выделяют однородные члены и основы предложений. Определяют значение выделенного в тексте слова.
Основные типы занятий
Урок отработки умений и рефлексии .Урок развивающего контроля.
Календарно – тематическое планирование
учебного курса «Русский язык » в 6 классе (базовый уровень)
204 часа (5 часов в неделю)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Форма организации учебного занятия | Количество часов | Дата проведения занятия | |
Планируемая | Фактическая | ||||
1 | Русский язык - один из развитых языков мира | 3 ч (2+1 р/р) | |||
1.1 | Русский язык – один из развитых языков мира. | Урок общеметодологической направленности | 1 | ||
2.1 | Язык, речь, общение | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
3.1 | Р/Р Ситуации общения | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
2 | Повторение изученного в V классе | 10 ч (8+2 р/р) | |||
2.1 | Фонетика. Орфоэпия. | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
2.2 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
2.3 | Части речи. | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
2.4 | Орфограммы в окончаниях слов. | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
2.5 | Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
2.6 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений | Урок отработки умений и рефлексии | 2 | ||
2.7 | Р/Р Компоненты речевой ситуации при поздравлении | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
2.8 | Прямая речь. Диалог | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
2.9 | Входная контрольная работа (диктант) с грамматическим заданием | Урок развивающего контроля | 1 | ||
2.10 | Р/Р Особенности построения сочинения | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
3 | Текст | 5ч (3+2р/р) | |||
3.1 | Анализ диктанта.Текст, его особенности | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
3.2 | Р/Р Тема и основная мысль текста. Заглавие текста | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
3.3 | Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
3.4 | Р/Р Составление текста по предложенному началу | Урок развивающего контроля | 1 | ||
3.5 | Текст и его стили. Официально-деловой стиль | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
4 | Лексика | 12 ч (10+2р/р) | |||
4.1 | Слово и его лексическое значение | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
4.2 | Р/Р Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя») | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
4.3 | Общеупотребительные слова. Диалектизмы. | Урок общеметодологической направленности | 1 | ||
4.4 | Р/Р Контрольное изложение. | Урок развивающего контроля | 1 | ||
4.5 | Анализ изложения Профессионализмы. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
4.6 | Жаргонизмы. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
4.7 | Исконно русские и заимствованные слова. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
4.8 | Новые слова(неологизмы). | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
4.9 | Устаревшие слова | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
4.10 | Словари | Урок общеметодологической направленности | 2 | ||
4.11 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика». | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
4.12 | Проверочная работа по теме «Лексика» | Урок развивающего контроля | 1 | ||
5 | Фразеология | 3 (2+1р/р) | |||
5.1 | Фразеологизмы | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
5.2 | Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
5.3 | Р/Р История одного фразеологизма | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
6 | Словообразование и орфография | 33 ч (30+ 3 р/р) | |||
6.1 | Повторение изученного в V классе. | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
6.2 | Р/Р Устное описание помещения. | Урок общеметодологической направленности | 1 | ||
6.3 | Основные способы образования слов в русском языке. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
6.4 | Контрольная работа №1(диктант) с грамматическим заданием за I четверть | Урок развивающего контроля | 1 | ||
6.5 | Анализ диктанта. Разбор типичных ошибок | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
6.6 | Основные способы образования слов в русском языке. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
6.7 | Основные способы образования слов в русском языке. | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
6.8 | Этимология слова. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
6.9 | Р/Р Написание сочинения-описания помещения | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
6.10 6.11 | Буквы О – А в корне -КОС- – -КАС -. | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
6.12 6.13 | Правописание корня -ГОР- – -ГАР -. | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
6.14-6.15 | Буквы а и о в корне – зар- - -зор-. | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
6.16 | Правописание корней с чередованием. | Урок общеметодологической направленности | 1 | ||
6.17-6.18 | Буквы Ы – И после приставок. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
6.19- 6.24 | Правописание приставок -ПРЕ- – -ПРИ-. | Урок общеметодологической направленности | 6 | ||
6.25 | Соединительные -О- – -Е- в сложных словах. | Урок общеметодологической направленности | 1 | ||
6.26 | Сложносокращённые слова. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
6.27 | Р/Р Контрольное сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро». | Урок развивающего контроля | 1 | ||
6.28 | Анализ сочинения. Морфемный и словообразовательный разбор слова. | Урок общеметодологической направленности | 1 | ||
6.29 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
6.30 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
6.31-6.32 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Словообразование». | Урок отработки умений и рефлексии | 2 | ||
6.33 | Проверочная работа по теме «Словообразование и орфография» | Урок развивающего контроля | 1 | ||
7 | Имя существительное | 25 ч (22+3р/р) | |||
7.1-7.2 | Повторение изученного в 5 классе. | Урок отработки умений и рефлексии | 2 | ||
7.3-7.4 | Разносклоняемые существительные. | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
7.5 | Несклоняемые имена существительные. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
7.6 | Род несклоняемых имён существительных. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
7.7 | Имена существительные общего рода. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
7.8 | Имена существительные общего рода. | Урок общеметодологической направленности | 1 | ||
7.9-7.10 | Морфологический разбор имени существительного. | Урок общеметодологической направленности | 2 | ||
7.11-7.15 | НЕ с именами существительными. | Урок «открытия» нового знания | 5 | ||
7.16-7.17 | Суффиксы -ЧИК- – -ЩИК-. | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
7.18-7.19 | Суффиксы -ЕК- – -ИК-. | Урок общеметодологической направленности | 2 | ||
7.20-7.21 | О и Е после шипящих в суффиксах существительных | Урок развивающего контроля | 2 | ||
7.22 7.23 | Р/Р Подготовка к сочинению повествовательного характера Р/Р Описание помещения по личным впечатлениям в сочинении повествовательного характера. | Урок развивающего контроля Урок отработки умений и рефлексии | 1 1 | ||
7.24 | Обобщение и систематизация изученного об имени существительном. | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
7.25 | Контрольная работа №2 ( диктант) с грамматическим заданием за II четверть | Урок развивающего контроля | 1 | ||
8 | V. Имя прилагательное
| 25 ч (22+3р/р) | |||
8.1-8.2 | Повторение изученного в 5 классе. | Урок отработки умений и рефлексии | 2 | ||
8.3 | Р/Р Устное сочинение-описание. Пейзаж. | Урок развивающего контроля | 1 | ||
8.4-8.5 | Степени сравнения прилагательных. | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
8.6 | Разряды прилагательных. Качественные прилагательные. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
8.7 | Относительные прилагательные. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
8.8 | Р/Р Подготовка к выборочному изложению с элементами сочинения | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
8.9 | Р/Р Написание выборочного изложения с элементами сочинения. | Урок развивающего контроля | 1 | ||
8.10 | Притяжательные прилагательные. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
8.11 | Морфологический разбор имени прилагательного. | Урок общеметодологической направленности | 1 | ||
8.12-8.14 | НЕ с именами прилагательными. | Урок «открытия» нового знания | 3 | ||
8.15-8.16 | НЕ с именами прилагательными.. | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
8.17 | Р/Р Сочинение по картине. | Урок развивающего контроля | 1 | ||
8.18-8.20 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | Урок «открытия» нового знания | 3 | ||
8.21 | Суффиксы -К- и -СК-. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
8.22-8.23 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
8.24 | Повторение по теме «Имя прилагательное». | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
8.25 | Контрольная работа (диктант) № 3 по теме «Правописание имен прилагательных». | Урок развивающего контроля | 1 | ||
9 | VI. Глагол (30 + 5 рр) | ||||
9.1-9.3 | Анализ диктанта.Повторение изученного в 5 классе. | Урок отработки умений и рефлексии | 3 | ||
9.4 | Р/Р Устное сочинение-рассказ по сюжетным рисункам. | Урок общеметодологической направленности | 1 | ||
9.5 | Разноспрягаемые глаголы. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
9.6-9.7 | Глаголы переходные и непереходные. | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
9.8 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
9.9 | Изъявительное наклонение. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
9.10-9.11 | Р/Р Подготовка к изложению с изменением лица. Р/Р Написание изложения с изменением лица | Урок развивающего контроля | 2 | ||
9.12 | Условное наклонение. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
9.13-9.14 | Повелительное наклонение. | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
9.15-9.16 | Различение повелительного наклонения и формы будущего времени. | Урок общеметодологической направленности | 2 | ||
9.17 | Р/Р Устный рассказ по рисункам. | Урок общеметодологической направленности | 1 | ||
9.18-9.20 | Употребление наклонений. | Урок общеметодологической направленности | 3 | ||
9.21-9.22 | Безличные глаголы. | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
9.23-9.24 | Морфологический разбор глагола. | Урок общеметодологической направленности | 1 | ||
9.25 | Р/Р Устный рассказ на основе услышанного. | Урок общеметодологической направленности | 1 | ||
9.26-9.27 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
9.28-9.30 | Обобщение и систематизация изученного о глаголе. | Урок отработки умений и рефлексии | 3 | ||
9.31 | Контрольная работа (диктант) №4 по теме «Правописание глаголов». | Урок развивающего контроля | 1 | ||
9.32 | Анализ диктанта. Разбор типичных ошибок | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
9.33 | Проверочная работа по теме «Глагол» | Урок развивающего контроля | 1 | ||
9.34 | Анализ проверочной работы. Разбор типичных ошибок | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
9.35 | Урок-игра «Удивительный глагол» | ||||
10 | VII. Имя числительное | 17 часов (15+ 2 р/р) | |||
10.1 | Имя числительное как часть речи. | Урок общеметодологической направленности | 1 | ||
10.2 | Простые и составные числительные. | Урок общеметодологической направленности | 1 | ||
10.3-10.4 | Ь на конце и в середине числительных. | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
10.5 | Разряды количественных числительных. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
10.6 | Числительные, обозначающие целые числа. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
10.7 | Р/Р Контрольное изложение. | Урок развивающего контроля | 1 | ||
10.8-10.9 | Дробные и собирательные числительные. | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
10.10-10.11 | Порядковые числительные. | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
10.12 | Морфологический разбор числительного. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
10.13 | Р/Р Устное высказывание на заданную тему в виде рассуждения. | Урок развивающего контроля | 1 | ||
10.14-10.15 | Обобщение и систематизация изученного о числительном. | Урок отработки умений и рефлексии | 2 | ||
10.16- | Контрольная работа (диктант) №5 по теме «Правописание имен числительных». | Урок развивающего контроля | 1 | ||
10.17 | Анализ диктанта. Разбор типичных ошибок | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
11 | VIII. Местоимение | 26 часов (24 + 2р/р) | |||
11.1 | Местоимение как часть речи. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
11.2-11.4 | Разряды местоимений. Личные местоимения. | Урок «открытия» нового знания | 3 | ||
11.5 | Возвратное местоимение СЕБЯ. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
11.6 | Р/Р Устный рассказ по сюжетным рисункам. (Упр. 405) | Урок развивающего контроля | 1 | ||
11.7-11.8 | Вопросительные местоимения. | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
11.9-11.10 | Относительные местоимения. | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
11.11-11.12 | Неопределённые местоимения | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
11.13-11.15 | Отрицательные местоимения. | Урок «открытия» нового знания | 3 | ||
11.16-11.17 | Притяжательные местоимения. | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
11.18 | Р/Р Доказательства и объяснения в сочинении-рассуждении. | Урок общеметодологической направленности | 1 | ||
11.19-11.20 | Указательные местоимения. | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
11.21-11.22 | Определительные местоимения. | Урок «открытия» нового знания | 2 | ||
11.23 | Морфологический разбор местоимения. | Урок «открытия» нового знания | 1 | ||
11.24 | Повторение по теме « Местоимение». | Урок общеметодологической направленности | 1 | ||
11.25- 11.26 | Контрольная работа ( диктант ) № 6 по теме «Местоимение». Анализ диктанта. Разбор типичных ошибок | Урок развивающего контроля Урок отработки умений и рефлексии | 2 | ||
12 | IХ. Повторение изученного в VI классе | 9 часов (7+2 Р/Р) | |||
12.1 | Разделы науки о языке. Орфография. | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
12.2 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
12.3-12.4 | Р/Р Особенности построения сочинения-рассуждения Р/Р Контрольное сочинение-рассуждение. | Урок отработки умений и рефлексии Урок развивающего контроля | 2 | ||
12.5 | Итоговая контрольная работа(диктант) . | Урок развивающего контроля | 1 | ||
12.6-12.7 | Морфология. Морфологический разбор слова. | Урок отработки умений и рефлексии | 2 | ||
12.8 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
12.9 | Словообразование. | Урок отработки умений и рефлексии | 1 | ||
Итого | 204 часов (РР – 28 ч.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...