факультатив по русскому языку 10 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме

Гусева Марина Алексеевна

Факультатив по русскому языку в 10 классе "Совершенствование навыков написания сочинения"" направлен на подготовку обучающихся к написанию сочинения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

               Программа факультативного курса  

                  «Практический курс речеведения»

                             для учащихся 9 «В» класса

                                           

                                               

                                 Пояснительная записка

Полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к экзамену по русскому языку в 9 классе. Результаты ЕГЭ свидетельствуют о том, что особые затруднения у выпускников вызывает написание сочинения-рассуждения. При существующем количестве часов по русскому языку в 9 классе (68 часов в учебном году, 2 раза в неделю) учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, но и подготовить учащихся к написанию изложения и сочинения-рассуждения. Предоставленный курс помогает учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к сочинению-рассуждению ОГЭ в 9 классе.

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста. Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения. Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.

Цели данной программы:

-научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

-подготовить учащихся к сдаче школьного и вступительного экзамена по русскому языку;

-оказать помощь при формировании нравственной позиции;

-способствовать интеллектуальному развитию ученика;

-воспитывать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

                         Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Наименование темы

Кол-во часов

Формы контроля

Дата проведения

1

2-3

4-5

6

7-8

9

10-11

12-13

14

15-16

17-18

19-20

21

22-23

24-25

26

27-28

29

30-31

32

33-34

Введение. Что изучает лингвистика?

Стили и типы речи. Лингвистический анализ текста.

Сочинение-рассуждение. Основные требования к творческой работе.

 Обучающее сочинение-рассуждение по памяти.

Средства выразительности речи. Лингвистический анализ текста.

Лингвистический анализ текста художественного стиля.

Виды связи предложений в тексте. Лингвистический анализ текста.

Сочинение-рассуждение о русском языке.

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.

Рецензирование творческих работ на основе примеров.

Лингвистические тайны текста (конкурс по русскому языку).

Сочинение-рассуждение о Родине.

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.

Работа с текстом о нравственных проблемах.

Обучающее сочинение-рассуждение о правилах поведения с окружающими.

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.

Сочинение-рассуждение о нравственных проблемах.

Рецензирование и редактирование собственных творческих работ о нравственности.

Обучающее сочинение - рассуждение по словам мудрых людей о нравственности.

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.

Творческая мастерская. Сочинение - рассуждение по словам мудрых людей.

1

2

2

1

2

1

2

2

1

2

2

2

1

2

2

1

2

1

2

1

2

Тв./р

Тв./р

Тв./р, тест

Тест

с/р

с/р

тест

Тв./р

с/р

с/р

тв./р

тв./р

тест

с/р

тв./р

тв./р

с/р

тв./р

с/р

тв./р

с/р

тв./р

ВСЕГО:

34 ч.

                                         

                                          Содержание программы

Наименование раздела

Количество часов

РАЗДЕЛ 1. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Повторение стилистики.

РАЗДЕЛ 2. Обучающее сочинение по тексту. Лингвистический анализ текста.

РАЗДЕЛ 3.Рецензирование и редактирование творческой работы.

РАЗДЕЛ 4. Самостоятельная творческая работа.

5

18

7

4

ИТОГО:

34 часа

                                         Список литературы

  1. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия / авт. – сост. О.В.Касперская. –Волгоград: учитель, 2010. – 119 с.
  2. Русский язык. 5 – 9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы / авт. – сост. А.А.Фешина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 268с.
  3. Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения / авт. – сост. Л.А.Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 133 с.

                               



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«Совершенствование навыков написания сочинения» (факультатив)

10  класс

Пояснительная записка

Факультативный курс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи.

Основные задачи – вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у обучающихся.

Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение по литературе способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.

Сочинение на литературную тему не только дает образование, воспитывает, но и развивает.

В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.

Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением.

Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.

Обучающиеся должны уметь:

  • самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
  • самостоятельно анализировать эпизод;
  • самостоятельно анализировать литературное произведение;
  • подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
  • составить конспекты критической или литературоведческой работы;
  • самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.

10 класс

Календарно-тематическое планирование

Тема

План

1

Что такое сочинение и каким оно должно быть.

1 час

2

Основные требования к сочинению.

1 час

3

Схемы — анализы:

а)        прозаического произведения;

б)        лирического произведения.

1 час

4

Тема и основная мысль сочинения:

а)        заглавие, тема и основная мысль сочинения;

б)        способы раскрытия основной мысли;

в)        эпиграф;

г)        тема и жанр сочинения.

2 часа

5

Собирание и систематизация материала для сочинения:

а)        простой и сложный план;

б)        тезисы и конспекты;

в)        цитаты, ссылки, их оформление;

г)        собирание материала по литературным источникам;

д)        аннотация.

1 час

6

Виды сочинений:

а)        отзыв;

б)        рецензия.

4 час

7

Технология написания сочинения:

а)        вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое);

б)        заключение, виды;

в)        типы сочинений по видам анализа художественного произведения:

  1. индивидуальная характеристика героев;
  2. сравнительная характеристика героев;
  3. групповая характеристика героев;
  4. общий анализ литературного произведения;
  5. анализ нескольких литературных произведений;
  6. анализ эпизода литературного произведения;
  7. образ автора;
  8. проблемно-обобщающий анализ литературного произведения.

19 часов

8

Классификация ошибок. Критерии оценок.

1 час

9

Совершенствование написанного (работа над ошибками).

1 час

Список литературы

  1. Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.
  2. Богданова О.Ю. «Экзамен по литературе».- М., 1997.
  3. Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.
  4. Ильин Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе». – С.-П., 1998.
  5. Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.
  6. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11 класс». – «Дрофа», М., 2002.
  7. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
  8. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
  9. Лиманд Т.В. «С сочинением на ты». - «Школьная пресса», М., 2001.
  10. Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999.
  11. Морозова Н.П. «Учимся писать сочинения». – М., 1987.
  12. Обернихина Г.А. «Сочинения на литературную тему». – М., 1999.
  13. Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990.
  14. Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультатив по русскому языку в 9 классе

факультатив по русскому языку в 9 классе...

Факультатив по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ», 10 класс

Факультативный курс рассчитан на 18 часов и предназначен для учащихся 10 классов при подготовке к ЕГЭ....

Факультатив по русскому языку 8 класс

Законы русской орфографии...

Факультатив по русскому языку для учащихся 7 класса

Факультатив "Секреты орфографии" включает пояснительную записку к курсу и календарно-тематическое планирование на 34 часа...

Факультатив по русскому языку для учащихся 8 класса

Факультатив "Слово и текст" включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование. рассчитанное на 34 часа...

факультатив по русскому языку для 8 класса

Данная рабочая программа факультативного курса подходит для изучения в 8 классе. Она содержит необходимые по современным критериям блок-модули....