Конспект урока "Имя числительное (зачёт)"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Зачёт по теме "Имя числительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_imya_chislitelnoe.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

                     МБОУ Прудковская СШ

                   Конспект урока по теме

                  «Имя числительное (зачёт)»

                   Разработала Сотченкова

 Ирина Владимировна,

                           учитель русского языка и литературы

 МБОУ Прудковской СШ

   План- конспект урока

      Зачёт по теме «Имя числительное»

  1. Сотченкова Ирина Владимировна
  2. МБОУ Прудковская СШ Починковского района Смоленской области
  3. Учитель
  4. Русский язык и литература
  5. 6 класс
  6. Урок № 89 «Зачёт по теме «Имя числительное»
  7. Русский язык 6 кл. Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта,  «Дрофа», 2015
  8. Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков

Цель урока: систематизировать и обобщить изученный материал по теме, научить работать с большой долей самостоятельности, развивать способности быстро и верно определять морфологические признаки числительного, грамотно использовать числительные в устной и письменной речи, развивать креативные способности учащихся, воспитывать любовь к родному краю.

Планируемые результаты:

Предметные - знают теоретический материал и осуществляют правильный выбор написания изученных орфограмм.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

                                     Сценарий урока.

1. Организационный момент.

Приветственные слова учителя на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» («От улыбки…») Давайте улыбнемся соседу по парте и другим одноклассникам.

             

                2. Мотивация.

Вы знаете, я часто вспоминаю свои детские годы, когда с ровесниками играла в «прятки», «салки». А вам нравятся эти игры? А как вы определяете ведущего?

Раз, два, три, четыре, пять! 
Мы собрались поиграть! 
К нам сорока прилетела, 
И тебе водить велела!

- Слова какой части речи помогают выделить ведущего? (числительные)

- Что такое считалка?

- Можно ли в речи обходиться без числительных? Почему?

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Над чем будем работать? (Запись в тетрадь)

                3. Актуализация знаний.

18, 56, 2014, 448, 92.

- Записать числа словами, с одним из числительных, употребив его в любом падеже, составить предложение.

- Два ученика работают с интерактивной доской. Вставляют пропущенные буквы в словах с чередующимися гласными в корне. Проверка.

4. Работа по теме урока.

- Скажите, пожалуйста. Что такое экскурсия?

 Ответы детей. Целесообразно завершить чтением словарной статьи из толкового словаря.

Экскурсия.1. Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем-либо. 2. Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определённому плану с образовательной или ознакомительной целью.

- Итак,  экскурсия- это поездка (от лат. Excursio ), посещение чего-либо с образовательной или ознакомительной целью. И сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию по городу Смоленску. Экскурсию образовательную. В классе есть всё необходимое для этого: схема города, виды Смоленска, путевые листы (таблицы), которые  будем заполнять во время экскурсии. Мы поговорим о географическом положении Смоленска, климатических условиях, его прошлом, пройдём по современным улицам. И вы ещё раз убедитесь, что имя числительное -  очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.

Ученик читает текст, спроецированный на  доску.

Город Смоленск расположен в 378 км (по автодороге — 410 км) к юго-западу от Москвы в верхнем течении Днепра, являясь самым удалённым от Москвы административным центром области, непосредственно граничащей со столичным регионом. Он имеет выгодное географическое положение на путях из Москвы в Белоруссию, Прибалтику, страны Центральной и Западной Европы. Город простирается с запада на восток на 25 км и с севера на юг на 15 км. Его территория составляет 166,35 км². Население — 330 049[3] чел. (2015). По данным переписи 2010 года — 54-е место в России.

- Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним всё, что мы знаем о числительных.

- Что такое числительное?

-  Какие бывают числительные по строению и составу?

- Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

- Начнём оформление наших путевых листов. Образец записи на доске. Перенесите таблицу с доски в свои листы, после чего сделайте первые записи. Встречающиеся в тексте словосочетания «сущ.+числ.» занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.

- Как склоняются порядковые числительные?  (Устно склоняется указанный учителем пример из таблицы.)

- Как склоняются составные количественные числительные? (Устно склоняется указанный учителем пример из таблицы.)

Чтение учеником текста.

В летописях Смоленск впервые упоминается с 862 года в «Повести временных лет» и в «Устюжском своде» с 863 года, который и является официальным началом отсчета истории города, хотя слова древнего летописца «град велик и полон людьми» говорят о более древнем его происхождении. Удобно разместившись на семи зеленых холмах на двух берегах реки Днепр, город был изначально крупным центром «на пути из варяг в греки», обладать которым хотели и Киевское княжество, и Литовское, а затем и Московское, и Речь Посполитая, и у каждого в свое время получалось завладеть Смоленском, хоть и ненадолго.

С начала 17 века Смоленск стал играть роль города-защитника Москвы от западных захватчиков. В 1602 году зодчий Федор Конь закончил строительство Смоленской крепости, которая в течение четырехсот лет служила надежной защитой западных рубежей. Великие армии поляков в 1609-1611 годах, французов в 1812 году, а затем и немцев в 1941 году, хоть и покоряли Смоленск, но на стенах древнего города они оставляли часть своей мощи, что мешало им одержать окончательную победу над Россией.

- Сделайте следующую запись в путевые листы, внеся в него словосочетания «сущ.+числ.» из текста.

В каких числительных пишется мягкий знак в середине? Приведите примеры.

Показ презентации памятников города Смоленска.

- Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 километров в час, чтобы всё успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 километров. На трассе автобус идёт со скоростью до 70 и даже до 80 километров. Скажите, пожалуйста, какой вопрос спрятан в тексте, который я только что прочитала. (О склонении числительных от 50 до 80.)  В чём особенность склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни? Третья запись в путевом листе: склонение числительного 50.

- Сформулируйте правило написания ь в середине и в конце имён числительных. Приведите примеры числительных, которые склоняются, как существительные 3-го склонения.

Чтение текста учеником.

Климат в Смоленске умеренно-континентальный, смягчённый влиянием Атлантического океана. Для Смоленска характерно прохладное и преимущественно дождливое лето, и довольно затяжная умеренно-холодная зима. Средняя годовая температура плюс 5,4º. В самом холодном месяце, феврале, средняя температура — минус 6,4º, а в самом тёплом июле — плюс 17,8. Годовое количество осадков в среднем составляет 738 миллиметр. В течение года 164 дня преобладает пасмурная погода, 60 дней с туманами, 25 дней с грозами. Наиболее влажным является летний период. Годовая величина относительной влажности воздуха — 80 %.

- Выпишите из текста в таблицу существительные с целыми и дробными числительными.

- Как склоняются дробные числительные?

- О каких числительных мы с вами сегодня не говорили? (О собирательных) С помощью чего они образуются?

- Запишите 3  примера в таблицу.

- Что вы можете сказать о числительном оба (обе)? 

- Запишите предложение: В 1985 году Смоленску присвоено звание «Город- герой». Произведите морфологический разбор числительного.

- А заканчивается наше путешествие в современном городе. Сейчас вы должны вспомнить, как отличить имя числительное от других частей речи, имеющих количественное числительное.

Чтобы выполнить это задание и внести последнюю запись в путевой лист, мы должны внимательно прочитать следующие предложения и распределить имеющиеся примеры таким образом:

Существительные:

Прилагательные:

Глаголы:

Числительные: 

1 .В сентябре 2013 года Смоленск отпраздновал 1150-летний юбилей.

2. На смену пятиэтажным домам прошлых лет пришли девятиэтажные, двенадцатиэтажные, появились новые торговые центры, кинотеатры, выставочные залы.

3.Удвоилась сеть городского транспорта.

4. Билет в трамвае стоит 10 рублей. Раньше за пятак можно было проехать через весь город.

5. Подведение итогов.  Наше путешествие подошло к концу. Путевые листы вы сейчас сдадите на проверку диспетчеру экскурсионного бюро. А пока  сдаёте, послушайте замечательную песню о нашем любимом городе.( «Всё холмы…» муз. Писаренко,  стихи  Клочкова)

Рефлексия.

6. Домашнее задание. На выбор:

1.  Сочинение- миниатюра «Огни родного города»

2. Проект «Мой любимый город» или  « Такая «сухая» часть речи».

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Имя числительное"

Тема.   Имя числительное как часть речи. (9 класс) Цель. Закрепить и обобщить знания о имени числительного как части речи.Задачи .Образовательные :способствовать воспроизведению в памят...

Конспект урока "Числительные до 20"

Конспект урока представлен по  теме: «Числительные  от 13 до 20. Изучение нового материала» (на материале учебника  English 5 под ред. О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой –5 класс, 6 цикл, ...

Конспект урока «Числительные от 1 до 12» во 2 классе

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков. Тема: «Местонахождение людей и их возраст. Введение числительных 1-12.».По учебнику Английский язык: «Rainbow English»: Учебник для 2 кл. общеобр...

План-конспект урока. Числительные. 5 класс

План-конспект урока по английскому языку в 5 классе. Тема: Порядковые числительные...

План-конспект урока. Числительные. 5 класс. Презентация

План-конспект урока по английскому языку в 5 классе. Тема: Порядковые числительные...

Конспект урока "Числительное как часть речи" 6 кл

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику М.М. Разумовской  Русский язык 6 класс Конспект урока Имя числительное как часть речи содержи...