Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Алямкина Галина Викторовна

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rup_russkiy_yazyk_5_klass.docx85.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение                «Ковылкинская  средняя  общеобразовательная  школа  № 3»  

                                                                         

               

РАССМОТРЕНО                                      

на заседании ШМО

Протокол №_1___

от 28 августа  2018 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________Нестеренко Е.И.

 29  августа 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________ Палаева Н. А.

29 августа 2018 г.

Приказ № ______

  31 августа  2018 г.

                                                         

                    
       Рабочая программа

                         учебного курса

          «Русский язык» в 5 классе

       Составитель: учитель русского языка и литературы      

             Алямкина  Галина  Викторовна

 

 

             

                          2018 - 2019 учебный год

 

         Пояснительная записка

 

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 –9  классов общеобразовательной школы авторов Т.А.  Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2016).

Планирование ориентировано на учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для  общеобразоват. учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016.     

      Общий объем часов на изучение русского языка, предусмотренный учебным планом,  – 153  учебных часа в год  (4,5 учебных часа в неделю).

I. Планируемые предметные     результаты освоения курса

 «Русский язык»:

Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы;

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

3) освоение правил поведения; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Изучение предметной области "Филология" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:

получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;

формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;

осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм;

обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.

Предметные результаты изучения предметной области "Филология" по русскому языку должны отражать:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

II.Содержание   учебного  курса « Русский язык»    

Язык  и общение  

Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.

Повторение пройденного в 1 - 4 классах  

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

II. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.

III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.  

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Пунктуационный разбор простого предложения.

II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи  

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпия.  Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях  

III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.

Лексика. Культура речи  

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи  

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг,-рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное  

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Морфологический разбор слов.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.

Имя прилагательное  

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Полные и краткие прилагательные.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

Морфологический разбор имён прилагательных.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных.  

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.

Глагол  

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Не с глаголом.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.

Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.

Морфологический разбор глагола.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе

Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:

            аудирование:

- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

            чтение:

- владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

- правильно расставлять логические ударения, паузы;

- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

- доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

- создавать письменные высказывания разных типов речи;

- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

- делить текст на абзацы;

- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей);

- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

- выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

-выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;

- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

-использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

- находить в художественном тексте явления звукописи;

- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

- работать с орфоэпическим словарем;

графика:

- правильно произносить названия букв русского алфавита;

 - свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;

- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;

- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;

- распределять слова на тематические группы;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

- различать прямое и переносное значение слов;

- отличать омонимы от многозначных слов;

- подбирать синонимы и антонимы;

- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

- различать части речи;

- правильно указывать морфологические признаки;

- уметь изменять части речи;

орфография:

- находить орфограммы в морфемах;

- группировать слова по видам орфограмм;

- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;

- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

- выделять словосочетания в предложении;

- определять главное и зависимое слово;

- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

- выделять основы предложений с двумя главными членами;

- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

- правильно интонировать предложения,использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;

- составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

-  устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Тематическое  планирование  по учебному  курсу  «Русский язык»  в 5 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максималь-ная нагрузка учащегося,    

          ч.

                                Из них

Теорети-ческое обучение,

       ч.      

Уроки  р/р.

Творческие работы, ч.

Контроль-  ная работа, ч.

Самосто-ятельная работа, ч.

I

Язык  и общение

2

1

1

II

Повторение пройденного в 1 - 4 классах

16

13

2

1

III

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

28

22

4

2

IV

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

12

8

3

1

V

Лексика. Культура речи

10

5

4

1

VI

Морфемика. Орфография. Культура речи

21

17

3

1

VII

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное

 64

19

     14

4

1

VIII

Имя прилагательное

12

9

2

1

IX

Глагол

27

21

5

1

X

Повторение и систематизация пройденного

 в 5 классе

6

5

1

Итого

        153

      115

        28

       10

  Календарно – тематическое планирование учебного предмета

Наименование разделов и тем

Вид заня-

тия

Коли

чест-

во часов          

Виды самостоя-

тельной работы

Дата проведения

планируемая

фактическая

1

ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ

2

1.1

 Роль языка в жизни общества.  Язык и человек. Язык и его единицы  

УПЗУ

1

1.2

Р. Р. Стили речи

УОНМ

1

2

ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

16

2.1

  1.  Орфограмма. Место орфограмм в словах

СЗУН

1

2.2

  Безударные гласные

 в  корне  слова  (проверяемые и непроверяемые)

УПЗУ

1

2.3

Правописание  согласных в корне. Непроизносимые согласные  

СЗУН

1

2.4

 Буквы и, у, а после шипящих

СЗУН

1

2.5

Правописание гласных в приставках. Раздельное написание предлогов с другими словами

СЗУН

1

2.6

  Разделительные ъ и ь

СЗУН

1

2.7

Части речи (самостоятельные и служебные части речи)

УК

1

2.8

Имя существительное, склонение, род, число, падеж.

Правописание гласных в падежных окончаниях

УОЗУН

1

2.9

Имя прилагательное:

род, падеж, число.

Правописание

Гласных  в  падежных

окончаниях прилагательных

УОЗУН

1

2.10

Местоимение.

 Наречие (ознакомление)

УОЗУН

1

2.11

Р. Р.  Обучающее подробное изложение (По Г. А. Скребицкому «Хитрый заяц»)

УК

1

обучающая

2.12

  Глагол,  спряжение глагола, личные окончания глагола. Правописание  безударных

 личных окончаний  -ишь,

 -ешь в глаголах

СЗУН

1

2.13

Не с  глаголами, -тся и –ться в глаголах

УОНМ

1

2.14

Р. Р. Текст. Основная  мысль  текста. Р/р.  Устное описание    картины А.А. Пластова «Летом»)

УОНМ

1

Обучающая

2.15

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме  «Повторение изученного

 в начальных классах» 

УК

1

Проверочая

2.16

Анализ диктанта и работа над ошибками

УОНМ

1

3

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

28

3.1

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание. Типы словосочетаний

УОНМ

1

3.2

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании

УЗИМ

1

3.3

Разбор словосочетаний

УОНМ

1

3.4

Предложение.  Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений  по интонации

КУ

1

3.5

  1. Р.Р.   Устный анализ тем сочинений. Обучающее сочинение-повествование.

КУ

1

3.6

Члены предложения.  Грамматическая основа. Подлежащее.

СЗУН

1

3.7

   Сказуемое. Способы выражения сказуемого

УОНМ

1

3.8

Тире между подлежащим и сказуемым

УОНМ

1

3.9

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения

УЗИМ

1

3.10

Дополнение

УОНМ

1

3.11

Определение

СЗУН

1

3.12

Обстоятельство

УОНМ

1

3.13

Предложения с однородными членами и знаки препинания при них

УОНМ

1

3.14

Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах

УОНМ

1

3.15

Обращение.

Знаки препинания при обращении.

УК

1

3.16

Р. Р. Письмо как одна

Из разновидностей текста

УОНМ

1

3.17

Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения.

УОНМ

1

3.18

Контрольный диктант по теме «Синтаксис простого предложения»

УОНМ

1

проверочная

3.19

 Р.Р. Текст: заголовок, основная мысль текста

УОНМ

1

3.20

Простое и сложное предложение. Союзное и бессоюзное предложение

УОНМ

1

3.21

Синтаксический разбор сложного предложения.

УОНМ

1

3.22

Р.Р. Основная мысль в сочинении по картине (Ф.П. Решетников «Опять двойка»)

УФЗУН

1

3.23

Предложения с прямой речью

УОНМ

1

3.24

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

УОЗУН

1

3.25

Диалог и монолог. Знаки препинания в диалоге

УЗИМ

1

3.26

Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация»

УОЗН

1

3.27

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»

УК

1

проверочная

3.28

Анализ диктанта. Работа над ошибками

УОЗУН

1

4

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

12

4.1

Фонетика. Звуки  речи и буквы. Гласные звуки.

СЗУН

1

4.2

 Позиционное чередование звуков.   Чередование гласных и согласных в корне

СЗУН

1

4.3

Согласные звонкие и глухие. Согласные твёрдые и мягкие, парные и непарные

УЗИМ

1

4.4

 Мягкий знак для обозначения мягкости согласных

4.5

 Звуковое значение букв е,ё,ю,я. Обозначение мягкости  согласных буквами  е, ё ,ю, я 

СЗУН

4.6

Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета.

УОНМ

1

обучающая

4.7

Фонетический разбор слова

УОНМ

1

4.8

 Обобщение изученного  изученногого теме «Фонетика»

Орфоэпия.  Орфоэпические словари

УОФЗУН

1

4.9

Контрольный диктант с грамматическим заданием

УК

1

проверочная

4.10

Анализ диктанта и работа над ошибками

УОЗУН

1

4.11

Р/р. Повествование. Обучающее    

изложение  с элементами описания (К. Паустовский «Шкатулка»)

УОНМ

1

обучающая

4.12

Р/р. Написание  изложения  с элементами описания

 (К. Паустовский «Шкатулка»)

УОЗУН

1

обучающая

5

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

10

5.1

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова

СЗУН

1

5.2

Прямое и переносное значение слова

УОНМ

1

5.3

Омонимы

УФЗУН

1

5.4

Синонимы

УЗИМ

1

5.5

Р.р.   Подготовка к написанию сочинения по картине

 И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Описание изображённого

на картине

СЗУН

1

5.6

Р.р. Написание сочинения-описания по картине

И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

УК

1

5.7

Антонимы

СЗУН

1

5.8

 Контрольная работа  по теме «Лексика»

УК

1

5.9

Р.Р.  Изложение (по рассказу

 К. Г. Паустовского «Первый снег»).

СЗУН

1

 проверочная

5.10

Р. Р.  Изложение (по рассказу

 К.Г.Паустовского «Первый снег»)

УОНМ

1

обучающая

6

 МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

22

6.1

Анализ диктанта.

Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

СЗУН

1

6.2

Окончание. Основа слова  

УК

1

6.3

Р. Р.  Обучающее сочинение по личным впечатлениям

1

обучающая

6.4

Корень слова. Однокоренные слова

УПЗУ

1

6.5

 Правописание безударных гласных в корне  слова  

СЗУН

1

6.6

Суффикс, его назначение в слове

УОНМ

1

6.7

Приставка, её назначение в слове

СЗУН

1

6.8

Р. Р.   Выборочное изложение с изменением лица

УПЗУ

1

обучающая

6.9

Чередование звуков. Беглые гласные. Варианты морфем

УОНМ

1

6.10

Морфемный разбор слова

УК

1

6.11

Правописание гласных и согласных в приставках

УЗИМ

1

6.12

Буквы з и с на конце приставок.

УК

1

6.13

Буквы о-а в корне  -лаг-  - -лож-

СЗУН

1

6.14

Чередование букв о — а в корне –раст - /-рос-

УФЗН

1

6.15

Чередование букв о — а в корне –раст - /-рос-

УОНМ

1

6.16

Буквы ё-о после шипящих в корне

УФЗН

1

6.17

Буквы и-ы после ц

УОНМ

1

6.18

Повторение по теме

 «Морфемика. Орфография»

СЗУН

1

6.19

Контрольный диктант по теме

 «Морфемика. Орфография»

 УК

1

проверочная

6.20

Анализ диктанта и работа над ошибками

УОНМ

1

6.21

Р.Р. Подготовка к сочинению – описанию по картине

Н.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

УОНМ

1

7

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

61

7.1

Имя существительное как часть речи

УОНМ

1

7.2

Р.Р. Доказательства в рассуждении

УОНМ

1

7.3

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

УОНМ

1

7.4

Имена существительные собственные и нарицательные.

УОНМ

1

7.5

Род имён существительных.

УОНМ

1

7.6

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

УЗИМ

1

7.7

Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение  (Е.Пермяк «Перо и чернильница»)

КУ

1

проверочная

7.8

Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа

УК

1

7.9

Три склонения имен существительных.

1

7.10

Падеж  имен существительных

УОНМ

1

7.11

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

УОНМ

1

7.12

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

СЗУН

1

7.13

Р.Р. Подробное изложение с изменением лица

СЗУН

1

7.14

Множественное число имён существительных

УОНМ

1

7.15

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

СЗУН

1

7.16

Морфологический разбор имени существительного. Повторение изученного по теме «Имя существительное»

СЗУН

1

7.17

Контрольный диктант  по теме «Имя существительное»

 УК

1

проверочная

7.18

Анализ диктанта и работа над ошибками

КУ

1

7.19

Р.р.   Устное сочинение по картине  Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»

СЗУН

1

обучающая

8

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

14

8.1

Имя прилагательное как часть речи.

УЗИМ

1

8.2

Правописание гласных в падежных окончания прилагательных

УЗИМ

1

8.3

Правописание гласных в падежных окончания прилагательных

СЗУН

1

8.4

Р.Р. Описание животного. Изложение (А.И. Куприн «Ю-ю»)

СЗУН

          1

обучающая

8.5

Прилагательные полные и краткие

УЗИМ

1

8.6

Прилагательные полные и краткие

УОНМ

1

8.7

Р.р Сочинение-описание животного по картине А.Н. Комарова «Наводнение»

УОНМ

1

8.8

Морфологический разбор имени прилагательного

СЗУН

1

8.9

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

СЗУН

1

8.10

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

УОНМ

1

8.11

Контрольный диктант  по теме «Имя прилагательное»

СЗУН

1

проверочная

8.12

Анализ диктанта и работа над ошибками

СЗУН

1

9

ГЛАГОЛ

  27

9.1

Глагол как часть речи

 СЗУН

1

9.2

Не с глаголами

СЗУН

1

9.3

Р. Р Рассказ. Понятие о рассказе, его особенностях, структуре, стиле

1

обучающая

9.4

Неопределенная форма глагола

УОНМ

1

9.5

Неопределенная форма глагола

УОНМ

1

9.6

Правописание -ться и –тся в глаголах

СЗУН

1

9.7

Виды глагола

УОНМ

1

9.8

Виды глагола

1

9.9

Правописание букв е – и в корнях с чередованием

УОНМ

1

9.10

Правописание букв е – и в корнях с чередованием

СЗУН

1

9.11

Р.Р. Невыдуманный рассказ о себе

СЗУН

1

9.12

Время глагола. Прошедшее время глагола

УФЗУН

1

9.13

Настоящее время глагола

УОНМ

1

9.14

Будущее время глаголов

УОНМ

1

9.15

Будущее время глаголов

УОНМ

1

9.16

Спряжение глаголов

СЗУН

1

9.17

 Определение спряжения  глагола с безударным личным окончанием

УОНМ

1

9.18

Правописание безударных личных окончаний глаголов

УОНМ

1

9.19

Морфологический разбор глагола

1

9.20

Р.Р Сжатое изложение с изменением формы лица

 (А. Ф. Савчук «Шоколадный торт»)

УОНМ

1

9.21

Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа

СЗУН

1

9.22

Употребление времен

УОНМ

1

9.23

Р.Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании.

СЗУН

1

9.24

Повторение изученного по теме «Глагол»

СЗУН

1

9.25

Контрольный диктант с грамматическим заданием

СЗУН

1

9.26

Анализ диктанта и работа над ошибками

КУ

1

проверочная

9.27

Р.Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович «Не взяли на рыбалку»)

СЗУН

1

10

ПОВТОРЕНИЕ     И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО

       6

10.1

Разделы науки о языке

СЗУН

         1                      

10.2

Орфограммы в приставках,  корнях  и окончаниях слов

СЗУН

1

10.3

Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания

СЗУН

1

10.4

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

СЗУН

1

10.5

Итоговая контрольная работа

КУ

1

проверочная

10.6

Анализ контрольной работы. Обобщающий урок за курс 5 класса

1

Итого

153

    115  

28

10

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык" 5 класс базовый уровень

Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык"  5 класс базовый уровень, составленная на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы", авторы-составители М.Т. Ба...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 6 класс. Базовый уровень

Рабочая  программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрыва...

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 5 классах на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, программы основного общего образования по русскому языку, рекомендованной Министерств...

Рабочая программа учебного курса "Русский родной язык" в 5 классах на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа (далее – программа) разработана на основе требований ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «...