Слово и его лексическое значение
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Малахова Ольга Борисовна

Разработка урока русского языка в 6 классе "Слово и его лексическое значение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока134.5 КБ
Файл карточки к уроку15.33 КБ
Файл таблица 213.85 КБ
Office presentation icon презентация783 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»

ГОРОДА РЕУТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Материалы урока

« Слово и его лексическое значение»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

               Малахова Ольга Борисовна,

 учитель русского языка и литературы

г. Реутов

20 сентября 2016 г.

Тема урока: « Слово и его лексическое значение»

Класс

                             Учебные материалы

6

Программа планирования учебной деятельности на уроках русского языка в 6 классе

Основные сведения об учителе

Малахова Ольга Борисовна – учитель русского языка и литературы

Г.Реутов,

МБОУ «СОШ №10»

Тип урока

Комбинированный.

Оборудование урока

Презентация- авторский медиапродукт.

Карточки зеленого и желтого цвета для игры «Найди пару».

Карточки для работы в парах «Многозначные слова»

Учебник русского языка.

Цель урока

Актуализировать знания по теме «Слово и его лексическое значение».

Задачи урока

Расширение знаний учащихся по данной теме

Формирование умений анализировать функциональное значение слова в языке

Обновить и расширить понятия словарного состава, деления слов на лесические группы

Развитие познавательного интереса и кругозора обучающихся

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных  способностей в процессе знакомства с материалом и приобретения новых знаний, в процессе беседы и выполнения работ.

Актуализация опорных знаний по теме «Правописание непроверяемых гласных и согласных», «Лексическое значение», «Синонимы. Омонимы. Антонимы», «Прямое и переносное значение слова», «Синтаксис  простого предложения».

Применяемые технологии

Компьютерная.

Развивающая.

Проблемно-диалоговая.

Игровая.

Применяемые формы работы

Фронтальная.

Индивидуальная.

Групповая.

Виды работ, применяемых учителем

Беседа с показом иллюстраций.

Работа с мультимедийной аппаратурой.

Создание условий для постановки учащимися  проблемной задачи

Виды работ, применяемые учащимися

Участие во фронтальном опросе

Постановка цели и задач урока.

Работа в парах.

Работа с применением интерактивной доски.

Результативность обучения

Познавательные: активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач, владеть логическими действиями, выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос, находить способы решения заданий поискового характера, узнавать слова , имеющие только форму множественного числа.

Характеризовать функциональную роль данной категории имен существительных. Находить информацию о таких  именах существительных в учебной литературе.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения, принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Коммуникативные:  слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать и аргументировать свою точку зрения.

Личностные : проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса, определять границы собственного знания и незнания.

План урока.

1.

Оргмомент.

1  мин.

2.

Опрос по домашнему заданию

Р.: самоконтроль, оценивание своих результатов в ходе проверки домашнего задания

4 мин.

3.

Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос.

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

Л: проявлять интерес к изучаемому предмету

3  мин.

4.

Мотивация учебной деятельности.

5 мин.

Прослушивание стихотворения, определение ключевых слов , их различия.

Р: последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Р: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

5.

Постановка целей и задач урока.

Р: удерживать цель деятельности до получения ее результата;

П: знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов

2 мин.

6.

Работа над темой урока.

1.Задание «Найди пару»

2.Ознакомление с материалом учебника

3.Объяснительный диктант

Р: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Метапредметные: узнавание произведения, название  и автора стихотворения.

20 мин.

7.

Рефлексия учебной деятельности.

8 мин.

  1. Беседа
  2. Загадки

Рефлексия

Л:  оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Р: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»)

8.

Домашнее задание.

П.: Закрепление полученных знаний

2 мин.

Примечание :  по ходу работы возможно изменение времени на 2 - 3 мин.

  УУД: Л - личностные,  К – коммуникативные, П – познавательные,  Р - регулятивные


Ход урока

  1. Оргмомент.

  1. Постановка целей и задач урока.

Работа учителя.

Работа учащихся

Слайд 1.Сегодняшний урок я хотела бы начать с эпиграфа: «Изучайте значение слов и вы избавите свет от половины его заблуждений». Эти слова принадлежат А.С. Пушкину (демонстрация репродукции картины В. Тропинина «Портрет Пушкина»)

 - Как вы понимаете это высказывание?

- Почему так важно знать точное значение слов?

- Вспомните, как называется раздел науки о языке, изучающий словарный запас языка?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Какую цель поставим на сегодняшний урок?

Учащиеся читают эпиграф, размышляют над строками эпиграфа. Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока, цель и задачи.

  1. Мотивация учебной деятельности. Игра «Найдите пару».

Работа учителя.

Работа учащихся

У некоторых из вас на парте лежат желтые и зелёные листочки. На жёлтых листочках – лексическое значение, на зеленых – слово, имеющее это лексическое значение. Задача учащихся, имеющих зеленые листочки, узнать своё слово по услышанному лексическому значению и, как только это произойдет, необходимо встать и называть слово. Остальные учащиеся оценивают, правильно ли товарищ встал, и если правильно – все записываем слово в тетрадь.

Сооружение для хранения зерна

Элеватор

Наклонный конвейер в виде лестницы с непрерывно движущимися ступенями для перемещения людей.

Эскалатор

Основной тип землеройных машин, оснащённых ковшом

Экскаватор

Коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.

экскурсия

Научный метод исследования, проба, опыт.

эксперимент

 Слайд 2.

- Проверьте написание слов.

- Оцените свою работу согласно критериям :

 За каждое правильно написанное слово – 1 балл.

Учащиеся определяют по лексическому значению слово, анализируют работу других учащихся, записывают слова в тетрадь, повторяя правописание слов.

Проверяют написание слов, сверяя с образцом. Оценивают свою работу, выставляя баллы.

  1. Работа по теме урока. Работа с толковым словарём.

Работа учителя.

Работа учащихся

- Что такое лексическое значение слова?

- Куда мы можем обратиться в случае затруднения понимания значения слова?

 - Найдите значение слова:

1 ряд – аккорд

2 ряд – реформа

3 ряд – лауреат

Составьте и запишите простое предложение с этим словом. Выделите грамматическую основу.

Работают с толковым словарем, определяют лексическое значение слова. Составляют предложение – пример употребления слова. Выделяют грамматическую основу.

5.Актуализация знаний. Лексическое и грамматическое значения слова

Работа учителя.

Работа учащихся в парах

- Какое значение слова вы определили с помощью толкового словаря?

- Какое еще значение есть у слова, кроме лексического?

- Поработайте в парах: распределите следующие признаки слова в нужную группу.

Слайд 3. Слово «мольберт». 2 группы: «Содержание, смысл» и «Морфологические признаки».

Слайд 4. Проверка.

Слайд 5. Промежуточное закрепление.

- Выберите правильное утверждение, запишите номера в тетрадях.

Распределяют признаки на 2 группы, определяя лексическое и грамматическое значения слова. Сравнивают с образцом. Делают выводы, что у слова есть лексическое и грамматическое значение.

На промежуточном закреплении выбирают правильные утверждения.

Сравнивают с образцом.

6. Работа над темой урока. Многозначные слова

Работа учителя.

Работа учащихся.

1.Постановка проблемного вопроса

Слайд 6.

- Прочитайте предложение. На мольберте ребята увидели картину с изображением мыши.

- Что увидели ребята?

- Почему возможны варианты ответа на это вопрос.

- Сколько значений у слова «мышь»?

- Как называются такие слова?

- Как в словарной статье отражается многозначность слова?

Слайд 7. Изучение статьи.

2.Практическая работа со словарем.

- У вас на столах лежат карточки со словами. Пользуясь толковым словарем, найдите среди предложенных слов многозначные и отметьте галочкой.

 - Какие слова у вас вызвали сомнения?

- Почему слова «бумажник» и «люлька» тоже имеют 2 значения, но не являются многозначными?

Учащиеся читают предложение, предлагают варианты ответов на вопрос. Делают вывод о многозначных и однозначных словах. Выясняют, как многозначность отражается в словарной статье (несколько значений под номерами в одной статье)

Работают с толковым словарём, определяют многозначные слова. Сравнивают многозначные слова и омонимы.

7. Работа над темой урока. Многозначные слова и омонимы.

Работа учителя.

Работа учащихся.

 1.Постановка проблемного вопроса

Слайд 8

-Русский литературовед, пушкинист Сергей Михайлович Бонди говорил: «Прежде чем говорить о графине , надо определить, что мы имеем ввиду….

- Продолжите фразу учёного.

- Как определить многозначное слово или омоним?

-Как  словарная статья может нам в этом помочь?

2. Промежуточное закрепление.

Слайд 9.

 - Закончите предложения, записав в тетрадь добавленные вами фразы.

- Проверьте себя.

Учащиеся определяют смысл высказывания, добавляют слова «сосуд» или «человек» и делают вывод о словах- омонимах.

Определяют принципиальные отличия многозначных слов и омонимов.

Записывают в тетрадь концовки предложений, повторяя знания о многозначных словах и омонимах. Сравнивают ответы с образцом.

8. Работа над темой урока. Синонимы.

Работа учителя.

Работа учащихся.

 1.Наблюдение за языковым материалом

Слайд 10

- Почитайте текст.

- Вспомните, из какого произведения отрывок?

- Прочитайте выделенные слова.

- Как называются такие слова.

- Выпишите их парами.

- Какие слова называются синонимами?

2.Практическая работа. Распределительный самодиктант.

Слайд 11.

- Распределите слова на группы синонимов.

- Проверка.

Читают текст, определяют произведение и автора. Выделяют слова-синонимы, дают определение синонимам.

Определяют синонимичные слова и распределяют в группы.

9. Работа над темой урока. Синонимы.

Работа учителя.

Работа учащихся.

- Какие слова называются антонимами?

Восстановленный диктант

- Дополните предложения подходящими по смыслу словами и запишите полученные предложения. Слайд 12

-Проверка. Слайд 13

Дают определения антонимам. Восстанавливают предложения, подбирая антонимы. Сверяют с образцом.

10.Рефлексия учебной деятельности

Работа учителя.

Работа учащихся.

Закончите предложения

Слайд 14

Анализируют полученные на уроке знания, систематизируют их, повторяют и закрепляют новые знания.

 Оценивают свою работу на уроке, участие в различных видах работ, уровень своего знания/ незнания.

11.Домашнее задание

Работа учителя.

Работа учащихся.

Выполните дома Упражнение 99 стр.55

Записывают задание в дневник, анализируют задание, при возникновении вопросов по методике выполнения задания, задают вопросы учителю

На уроке учащимися освоено:

  • Категория имен существительных, имеющих только форму множественного числа.
  • Определение их в речи- «узнавание».
  • Морфологические и семантические особенности данной группы имен существительных.
  • Умение использовать такие имена существительные в речи.
  • Поиск и сбор информации.
  • Оценивание результатов своей деятельности.
  • Коммуникативные навыки.

Используемые материалы.

1. «Русский язык. 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/(Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский). – М.; Просвещение, 2014.

2. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова,  Л.А.Тростенцовой и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

3. Челышева И.Л. Руский язык. 6 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

4.Контрольные и проверочные работу по русскому языку: 6 класс/ Л.А.Аксенова. – М.: Издательство “Экзамен»,2014г.

5.Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. 5- 9 классы. – М.: ВАКО,2015 .

6. Планируемые результаты основного общего образования/ [ Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение 2010 (Стандарты второго поколения)

7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).

8. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») с изменениями;

Приказом министра образования Московской области от 02.08.2013 № 2958 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений в Московской области»;

Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические  требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189,(зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 №19993);

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Коллекция ЦОР  - http://school-collection.edu.ru/
  2. Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru/
  3. Сообщество взаимопомощи учителей -  http://pedsovet.su/



Предварительный просмотр:

Желтые

  1. Сооружение для хранения зерна.

  1. Наклонный конвейер в виде лестницы с непрерывно движущимися ступенями для перемещения людей.

  1. Основной тип землеройных машин, оснащённых ковшом.

 

  1. Коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.

  1. Научный метод исследования, проба, опыт.

ЗЕЛЕНЫЕ

ЭЛЕВАТОР

ЭСКАЛАТОР

ЭКСКАВАТОР

ЭКСКУРСИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТ



Предварительный просмотр:

БАШМАК

ИМИДЖ

ГРАМОТА

КАЛЕНДАРЬ

ЖУРАВЛЬ

КАРАВАН

ДЕВИЗ

ЛЮЛЬКА

ЭСТАМП

КОЛОРИТ

БУМАЖНИК

ПИКСЕЛЬ

Отметьте знаком   многозначные слова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучайте значение слов - и вы избавите свет от половины его заблуждений. А.С. Пушкин Тропинин В.А. Портрет Пушкина, 1827 г. Слово и его лексическое значение

Слайд 2

Э Л Е ВАТОР Э СК А ЛАТОР ЭКСК А В А ТОР Э КСК УР С ИЯ ЭКСП Е Р И МЕНТ Проверяем орфограммы

Слайд 3

Значения слова У слова мольберт есть содержание, смысл Сравните результаты. морфологические признаки Распределите следующие признаки в нужную группу: имя существительное Приспособление для рисования 2-е склонение мужской род единственное число именительный падеж Подставка для подрамника с холстом

Слайд 4

Слово мольберт содержание, смысл морфологические признаки подставка для подрамника с холстом, приспособление для рисования имя существительное, 2-е склонение мужской род именительный падеж единственное число ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Слайд 5

Проверьте себя 1. Слово может иметь лексическое значение и не иметь грамматического. 2. Разные слова отличаются лексическими значениями. 3. Формы слова имеют одинаковое лексическое значение, но разное грамматическое. 4. Море, за море, у моря – это разные слова. 5. У слов летит, кричит одинаковое грамматическое значение. 6. Лексическое значение слова можно узнать из толкового словаря. 1. Слово может иметь лексическое значение и не иметь грамматического. 2. Разные слова отличаются лексическими значениями. 3. Формы слова имеют одинаковое лексическое значение, но разное грамматическое. 4. Море, за море, у моря – это разные слова. 5. У слов летит, кричит одинаковое грамматическое значение. 6. Лексическое значение слова можно узнать из толкового словаря. Лексическое и грамматическое значения Выберите правильные утверждения (запишите номера в тетради). 2, 3, 5, 6

Слайд 6

На мольберте ребята увидели картину с изображением мыши. МЫШЬ МЫШЬ

Слайд 7

МЫШЬ , -и; мн. род. -ей, дат. -шам; ж. 1. Небольшое млекопитающее отряда грызунов, с острой мордочкой и длинным хвостом. 2. Устройство, позволяющее вводить команды в компьютер помимо клавиатуры. Словарная статья (Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года)

Слайд 8

«Прежде чем говорить о графине , надо определить, что мы имеем в виду… ОМОНИМЫ … – сосуд или человека. » (С.М. Бонди)

Слайд 9

Проверьте себя. 1. Омонимы и многозначные слова одинаково … . 2. У омонимов между лексическими значениями …. . 3. Журавль (птица), журавль (колодец) – это … . 4. Лук (орудие), лук (растение) – это … . 5. Бал (вечер), балл (отметка) не являются омонимами, т.к. … … . . 6. В толковом словаре одна словарная статья для … и разные словарные статьи для ..... 1. Омонимы и многозначные слова одинаково пишутся и произносятся . 2. У омонимов между лексическими значениями нет сходства . 3. Журавль (птица), журавль (колодец) – это многозначные слова . 4. Лук (орудие), лук (растение) – это омонимы . 5. Бал (вечер), балл (отметка) не являются омонимами, т.к. имеют разное написание. 6. В толковом словаре одна словарная статья для многозначного слова и разные словарные статьи для омонимов . Многозначные слова и омонимы Закончите утверждения. Запишите в тетрадь добавленные вами фразы

Слайд 10

И мало­помалу пропасть, нас разделявшая, становилась шире и глубже. Он всё более убеждался, что я – дурной , испорченный мальчишка, с чёрствым , эгоистическим сердцем… Порой, спрятавшись в кустах, я наблюдал за ним; я видел, как он шагал по аллеям, всё ускоряя свою походку, и глухо стонал от нестерпимой душевной муки. Тогда сердце моё загоралось жалостью и сочувствием . ( В.Г. Короленко «В дурном обществе») СИНОНИМЫ Синонимы – слова оной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи

Слайд 11

Прекрасный, исполин, отважно, передвигаться, идти, великан, прелестный, метель, титан, направляться, неустрашимо, титан, пурга, великолепный, гигант, вьюга, восхитительный, смело. СИНОНИМЫ

Слайд 12

1._____ помогает, а лень ______. 2._____сладкий, а лимон ______. 3._____ хитрая, а колобок_____. АНТОНИМЫ

Слайд 13

1. Труд помогает, а лень мешает . 2. Арбуз сладкий, а лимон кислый . 3. Лиса хитрая, а колобок простодушный . АНТОНИМЫ

Слайд 14

Все слова языка образуют его словарный состав, или… Раздел науки о языке, изучающий словарный запас языка, называется… То, что обозначает слово, - это его …. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются… Слова, имеющие несколько лексических значений, называются… Слова, кроме прямого значения, могут иметь… Слова одной и той же части речи, противоположные по значению, называются…. Слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…. Слова одной и той же части речи, похожие по значению, но разные по написанию называются…. Рефлексия ЛЕКСИКОЛОГИЯ ЛЕКСИКУ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОДНОЗНАЧНЫМИ МНОГОЗНАЧНЫМИ ПЕРЕНОСНОЕ АНТОНИМАМИ СИНОНИМАМИ ОМОНИМАМИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Слово и его лексическое значение"

Проектная работа по русскому языку. Первый урок в разделе "Лексика". Заранее определены группы, учащиеся получили листы самооценивания, таблицу ЗУИ....

Разработка урока по русскому языку в 5 классе "Слово и его лексическое значение"

Лексикология - важнейший раздел русского языка. Необходимо как можно раньше научить учащихся работать "над словом" и "со словом". В 5 классе продолжить знакомство со школьным толковым словарем, научит...

Слово и его лексическое значение.

Конспект урока на тему: "Слово и его лексическое значение"....

Презентация " Слово и его лексическое значение"

Данная презентация составлена к уроку в 5 классе по разделу " Лексика" (по  учебнику  Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой ). Цели урока: познакомить с понятиями лексика, лексикол...

«Слово и его лексическое значение».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Основная общеобразовательная школа»,д.Упрямово Юхновского района Калужской области Урок русского языка в 5 классе.Тема: «Слово и его лексичес...

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.

Презентация к уроку русского языка (5 класс) по программе Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других...