Главные вкладки

    Актуализация познавательной деятельности на уроках русского языка для обучающихся с ОВЗ.
    статья по русскому языку на тему

    Лоскутова Любовь Юрьевна

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл aktualizatsiya_poznavat_deyat-sti_na_ur_r_yaz.docx22.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Актуализация познавательной деятельности на уроках русского языка для обучающихся с ОВЗ.

    В системе коррекционного образования предмет «Русский язык» занимает центральное место. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует его понятийный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение. От того как школьники овладеют русским языком, зависит успешность всего учебного материала. Поэтому в коррекционной школе приходится учитывать особенности развития  детей с ОВЗ.

    В первую очередь это касается мотивационно – потребностной сферы. Из-за недоразвития интеллекта у наших школьников  потребности бедны и слабо регулируются сознанием. Работа по русскому языку отличается чрезвычайной сложностью и своеобразием, что обуславливается особенностями речевого развития и всех психофизических функций умственно отсталых детей.

     Наши дети значительно позднее овладевают речью, чем их нормальные сверстники. Длительное отсутствие собственной активной речи, а также недостаточное понимание обращенной к ним речи отрицательно сказывается на всем развитии умственно отсталых детей. У них значительно осложняется процесс накопления сведений об окружающем мире. Это затрудняет руководство познавательной деятельностью детей.

    У детей с нарушением интеллекта страдают все стороны речи: фонематическая, лексическая, грамматическая. Наиболее нарушена семантика речи, т.е. понимание значения тех слов, которые используют окружающие. Это связано с нарушением словесно – логического мышления. Употребляемые ими предложения примитивны по своей конструкции, с большим количеством аграмматизмов, пропусков. В их речи отмечается нарушение синтаксических связей, т.е. отношений между словами предложения с помощью падежей и предлогов.

    В коррекционной школе VIII вида обучение русскому языку носит элементарно-практический характер и направлено на разрешение следующих основных задач:

    - научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

    - выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;

    - научить последовательно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

    - повысить уровень общего развития учащихся;

    - формировать нравственные качества школьников.

    Урок русского языка в коррекционной школе – это сложное образование.

    Во-первых, на уроке решаются многоплановые задачи. На каждом уроке учащиеся непременно должны получить "прибавку" к практическому владению языком. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения новых слов, новой грамматической формы, структуры;  

               Материал урока и средства для его активизации следует использовать в воспитательных целях. Учитель решает, что конкретно следует воспитывать у школьников на данном уроке, используя приемы и методы для их эмоционального и интеллектуального развития.

    Во-вторых, на уроке используются различные организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности для подготовки своего рода сценария урока.

    В-третьих, урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими решаемым задачам.

    В-четвертых, важным фактором является создание положительной мотивации в изучении русского языка при глубоком знании учителем личности каждого школьника.

    Это достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий.

    Начав работать в коррекционной школе, я столкнулась с проблемой низкой мотивации обучения и низким уровнем познавательной активности у учащихся с нарушением интеллекта.

    Поэтому мне необходимо было найти такие формы и методы работы, которые бы позволили максимально активизировать познавательный интерес, учебную мотивацию учащихся с нарушением интеллекта, а следовательно и повысить качественное усвоение программного материала по русскому языку.

    Передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний.

    Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся я и делаю акцент в своей педагогической деятельности.

    В решении этой задачи мне помогают чёткое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала. Чёткое структурирование облегчает восприятие материала школьниками. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, школьники легче воспринимают, осознают и запоминают их. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает учащихся слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в процесс познания.

    На своих уроках я использую следующие методы и приёмы работы.(методы наглядный, практический, словесный)
    На уроках русского языка важно своевременное чередование различных занятий,  (фронтальные, групповые, индивидуальные)более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. При этом педагог должен опираться на природную любознательность учеников. Считаю своей задачей всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить что-то новое, ранее неизвестное. Кроме того я всегда помню, что интерес вызывает только полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовлю материал для уроков. Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка. Важен и такой стимул, как оценка. При её выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет выставить адекватную оценку даже слабому учащемуся. Иногда для создания ситуации успеха могу незначительно завысить оценку, но только в том случае, если уверена в поддержке и понимании ситуации в классе.

    Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от них приложения сверхусилий, ставя перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению. Например, готовя карточки для урока русского языка, я стараюсь сделать три варианта заданий, рассчитанные на сильного, среднего и слабого ученика.
    Часто на уроках русского языка для активизации познавательной деятельности учащихся создаю проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Вслед за проблемной ситуацией, создающей психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний, учащиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение. Например, даю школьникам предложения с союзами, соединяющими однородные члены и части сложного предложения, предлагаю выявить сходство и различие. Для облегчения задачи использую иллюстрирование. Создаётся ситуация поиска, в результате которой коллективными усилиями учащиеся решают поставленную перед ними проблему, обобщают, делают выводы.

    Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование нестандартных форм урока, которые отличаются от традиционных новизной и оригинальностью. Особенно такие уроки уместны при повторении и обобщении изученного материала, а цель их – привитие интереса к учёбе в целом и к урокам русского языка в частности. Например, для организации итогового повторения по теме «Прилагательные» в 7 классе можно провести урок-КВН, а , систематизируя и обобщая изученное по теме «Числительное» в 8 классе – урок – «космическое путешествие». Целесообразно использовать не только уроки на игровой основе, но и такие нестандартные формы, как урок-диспут, урок-семинар, урок-викторину, урок-зачёт.

    Для оживления интереса учащихся в традиционный урок ввожу элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад такие элементы полезны  для выработки у школьников орфографической зоркости, навыка правописания. Для организации такой работы чаще всего использую объединение в группы и команды, так как общеизвестно стремление подростков к общению, страх перед изоляцией. В результате совместных усилий учебные достижения заметно улучшаются.

    Считаю эффективными и систематически использую на уроках русского языка опорные схемы. Яркие и аккуратно оформленные, они вызывают интерес у детей, активизируют их внимание, помогают запоминать сложный материал. С целью предоставления возможности каждому ученику сообщить о своих успехах сверстникам, снятия неуверенности слабых учеников перед сильными использую такую активную форму работы, как  взаимоконтроль. Перед применением данного вида деятельности провожу подготовительную работу с учащимися по развитию у них умения давать оценки ответам, обращая особое внимание на доброжелательное отношение «учителей» к ученикам. Чтобы избежать возникновения напряжения в отношениях, расширить круг общения, состав  пар желательно менять. В роли «учителей» могут выступать все ученики, даже самые слабые. Взаимоконтроль учащихся использую на уроках как при проверке теоретического материала, так и при контроле выполнения различных упражнений.
    Активизирует познавательную деятельность школьников и работа в малых группах, направленная на формирование навыка грамотного правописания через сравнение слов в полученном тексте с эталоном. На подготовительном этапе составляю текст, в котором специально допускаю ошибки на изученные орфограммы. Ученики разбиваются на малые группы от 3 до 4 человек. В группе должны быть разные по уровню обученности дети. Вначале каждый сам читает текст, находит ошибки и исправляет их синей пастой. Затем проводится коллективный поиск ошибок в группах и исправление  их зелёной пастой. Если есть расхождения во мнениях, то ученики сверяются со словарем, либо консультируются у учителя. При проверке работ педагог видит степень усвоения материала каждым школьником: если в работе преобладает синий цвет, это говорит о высокой степени грамотности ребёнка, если зелёный – о том, что ученик не совсем хорошо усвоил изученный материал, а учителю предстоит дальнейшая работа по устранению пробелов в знаниях и коррекции.
    Использование различных приёмов, форм, методов на уроках русского языка ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.

     Сегодня можно с уверенностью сказать, что компьютер как новое техническое средство начинает активно внедряться во все сферы преподавания русского языка, меняя свои функции в зависимости от целей, задач, этапа обучения и др.

    Из практики видно, что компьютеры вызывают стойкий интерес у школьников, помогают им учиться с увлечением.

    В этом году я провела урок русского языка в компьютерном классе, подготовив для этого презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипом, звуком) Эта презентация была использована  во время урока-путешествия..

    Практика показывает, что изучение русского языка с использованием компьютерных программ имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Конечно, на уроках письма и чтения нельзя использовать компьютер постоянно, т.к. есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

    Применение ИКТ на уроках - эффективное средство повышения мотивации учащихся к изучению предметов. Ведь самое главное, что ребятам нравится выполнять задания с использованием ИКТ, они с удовольствием предлагают свои идеи, начинают творчески мыслить.

    Считаю, что результата в решении этой задачи педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания

    Учащиеся коррекционной школы слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них нет желания заглянуть за страницы у...

    Статья "Выбор методов обучения для учащихся с разными стилями познавательной деятельности на уроках русского языка"

    В статье идёт речь о том, какие виды работ лучше использовать на уроках русского языка, чтобы задействовать всех учащихся. Рассматриваются преимущества разного вида работ: анализа текста, восстановлен...

    статья. "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"

    Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...

    Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

    «Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом де...

    Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания

    Статья включает в себя разнообразные приемы работы с текстом для повышения интереса учащихся к предмету....

    «Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида».

    Развитие и совершенствование познавательного процесса на основе  развития у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения,связной устной и письменной речи посредством игр...