Конспект урока "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект урока "Буквы Е-И в корнях с чередованием" Тип урока: Урок усвоения новых знаний Цель урока: • познакомить учащихся с орфограммой Е — Ив корнях с чередованием; • расширять понятие о языковой омонимии; развивать навыки конструирования предложений; • воспитывать нестандартный подход к языковым явлениям, развивая творческое начало.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_e-i_v_kornyah_s_cheredovaniem.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель урока:

  • познакомить учащихся с орфограммой Е — Ив корнях с чередованием;
  • расширять понятие о языковой омонимии; развивать навыки конструирования предложений;
  • воспитывать нестандартный подход к языковым явлениям, развивая творческое начало.

Задачи урока

1. Образовательные:

  • выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;
  • формировать навык правильного написания корней с чередованием,
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и умения.

2. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к русскому языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,
  • уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Ожидаемые результаты:

Личностные

  • понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;
  • стремление к речевому самосовершенствованию;

Метапредметные:

  • способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить;
  • умение поставить цель и организовать ее достижение; Познавательные:
  • анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание

простейшей логической цепочки рассуждений;

  • попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,

Регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки

учебной деятельности;

Предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;

Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение.

Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные.

Методическое обеспечение урока:

  • раздаточный материал;
  • учебники, тетради.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Запишите в тетради число и классная работа. Пропустите строчку для темы, мы ее запишем позднее.

Постановка учебной задачи

2. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа.

Учитель: Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать

орфографической грамотностью. На доске написаны пословицы.

Сиденьем города не берут.

Собирай по ягодке, наберешь кузовок

Учитель: Прочитаем пословицы.

Ученики читают.

Учитель: Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой?

Ученики: Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл.

Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.

Ягодка – это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл 2-й пословицы похож на смысл

 1-й.

Учитель: выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь,

Ученики списывают.

БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ.

3. Выявление места и причины затруднения

Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?

Ученики: Чередованиезвуков Е-И.

Учитель: Что такое чередование звуков?

Ученики: Это замена одного звука другим.

Учитель (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему?

Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?

Ученики: Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием.

Цель урока: Научиться правильно выбирать

буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Сформулируем тему урока и запишем ее в пропущенную строку.

Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Запишем ее в пропущенную строчку

5. Реализация построенного проекта.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я

предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания. Работаем с раздаточным материалом в парах. Слова какой части речи вы видите на карточках № 1?

Ученики: Это глаголы.

Учитель: Определите их вид.

Ученики: Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАЛ?

Учитель: Подберите к каждому глаголу видовую пару- глагол на карточке .№ 2

Запишите в тетрадь парами.

По мере ответов учеников видовые пары слов записываются на доске учителем

РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ

РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ

ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ

ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ

ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ

РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ

ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ

Учитель: Выделим корни глаголов с чередованием.

-ТЕР - -ТИР-

- БЕР- - БИР-

- ПЕР - -ПИР-

- ДЕР- -ДИР-

- МЕР- - МИР-

- СТЕЛ - - СТИЛ –

- ЖЕГ - - ЖИГ-

Учитель: Работая в парах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Какая общая морфема у глаголов 2-го столбика? Кто готов представить своё«открытие»?

Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой

суффикс, то пишем Е.

Учитель: Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?

Ученики (читают правило): Правильный.

Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме?

Давайте выработаем алгоритм наших действий.

Учитель обращается к алгоритму и вместе с учениками выполняют задание

«Закончи предложение».

1. Выделяю в слове (корень).

2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)

3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).

4. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е)

Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?

Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ, объясняет

графическое выделение

6. Физминутка

Учитель:  Мы сидели за партой и устали, давайте немного подвигаемся. Но не будем забывать про наше правило. Сделаем так: 1 вариант – буковка е. 2-ой – и. Я называю слово, если там пишется е – встают ребята 1 варианта, и – 2го.

Слова: забираться, замереть, протереть, расстилать, заблестеть, отпереть, выжигать, блистательный, отдирать, застелить, соберу, заберу, подберу.

7. Первичное закрепление.

1. Учебник, стр. 112, упр. 647  Выборочное комментированное письмо.

(2 ученика у доски)

3) Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой.

Задание: в диктуемых словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с чередованием в корне, подобрав их из слов для справок (слова для справок на

слайде).

Слова читает учитель, дети подбирают варианты

СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ,

ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ,

УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ.

ЗАП_РАТЬ УБ_РАТЬ

БЛ_СТЕТЬ ЗАМ_РЕТЬ

УД_РАТЬ

ЗАБ_РАТЬСЯ ЗАЖ_ГАТЬСЯ

БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ

ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ

ЗАПИРАТЬ КЛАСС

ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО

ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА

УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ

УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ

4) Устная работа

Учитель: Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с

чередованием и назвать его, объяснив правописание корня:

1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ.

2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИТ.

3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.

4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.

5) РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА

ПРОДИРАЕТ.

6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ.

7) МЯГКОСТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.

8) ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.

8. Самостоятельная работа

Распределить словосочетания

на 2 столбика:

проверяемые безударные гласные

чередующиеся гласные

Застелить постель, посидеть на солнышке, оплатить расходы, подпереть дверь, разгадать кроссворд, разбирать текст

Задание на развитие речи.

Учитель: Мы учим с вами орфограммы, чтобы не просто правильно писать слова, а использовать их в тексте. Поэтому сейчас я предлагаю вам самим составить небольшой текст или хотя бы предложения с использованием слов в чередующимися гласными е-и. Тема: «Мои домашние дела»

На доске слова:

 Уб..рать, прот..рать, заст..лать, зап..рать, соб..раться.

(Учащиеся составляют предложения, читают их.)

- Что общего у этих слов?

9. Рефлексия учебной деятельности.

1.Фронтальный опрос.

Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.

Ученики перечисляют.

Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?

Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Мы её достигли?

Ученики: Да.

Домашнее задание(дифференцированный подход):

1) № 648, стр. 113

2) Всем параграф 112 стр. 112

Литература, использованная при подготовке урока:

1) Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014.

3)Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

В 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.

М.: Просвещение, 2014.

4) Тростенцова Л.А. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику

Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой и др. М.: Экзамен, 2012.

5) http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/02/05/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-5-klasse-po-fgos-bukvy-e-i

6) http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/10/20/konspekt-uroka-dlya-5-klassa-bukvy-e-i-v-kornyakh-s

Приложение 1

Гласные Е – И в корнях с чередованием

Правило ослика ИА:

Есть А → пиши И

бер – бира             мер – мира   

пер – пира             стел – стила

тер – тира             блест – блиста

дер – дира             жег - жига

Приложение 2

Распределить словосочетания

на 2 столбика:

проверяемые безударные гласные

чередующиеся гласные

Застелить постель, посидеть на солнышке, оплатить расходы, подпереть дверь, разгадать кроссворд, разбирать текст

Приложение 3

Прочитайте письмо Винни-Пуха, найдите в нем слова на изученную орфограмму.

Здравствуй, ослик ИА!

Давно собираюсь к тебе. Запираю блестящим ключиком свою дверь. Густой туман застилает тропинку. Собираются клочки тумана. Но вот заблестели первые лучи солнышка. Они зажигают маленькие огонёчки в каждой капельке росы. Блистательная картина!

Винни Пух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"

Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Конспект урока по русскому языку для 5 класса с игровым элементом...

Конспект урока по русскому языку по подготовке к ГИА «Правописание корней с чередованием»

Данные конспекты разработаны для дополнительных уроков по подготовке к ГИА выпускников 9-ых классов с низким уровнем мотивации к обучению, а значит, с недостаточным уровнем знаний для выполнения тесто...

Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и

Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...