Повторительно-обобщающий урок по теме "Предлог"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Даченкова Елена Викторовна

На уроке систематизируются и обобщаются знания обучающихся по теме "Предлог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtoritelno-obobshchayushchiy_urok_po_teme_predlog.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка, проведенного в 7В классе

Повторительно-обобщающий урок по теме  «Предлог»

                                       Учитель Даченкова Елена Викторовна

Цели урока:

  1. Образовательная: развитие ключевых компетенций: коммуникативной, языковой  и культуроведческой;  закрепить и обобщить полученные учащимися знания о предлоге, продолжить вырабатывать навык правильного написания производных и непроизводных предлогов и правильного их употребления в речи.

  1. Развивающая: развитие памяти, положительных эмоций, логического мышления, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.

  1. Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе.

Оборудование урока: презентация, карточки-задания.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

                                      Ход  урока.

1.Актуализация знаний.  Послушайте шуточное стихотворение внимательно и скажите, о какой служебной части речи в нем говорится? (Читает ученик)

 Мы расскажем просто так,

Что он делает и как.

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

 И слова все связывает.

     (Говорится  о предлоге, служебной части речи).  

- Сформулируйте тему урока. Запишите число, классная работа,  тему урока: «Повторение темы «Предлог».

     - Сформулируйте   цели урока. ( Закрепить и обобщить полученные  на уроках русского языка    знания о предлоге, продолжить вырабатывать навык правильного написания   производных и непроизводных предлогов  и  правильного их употребления в речи.

      Задумаемся над вопросом: «Можно ли в речи обойтись без предлогов?» Вернемся к нему в конце урока.

2. Вспомним, каковы особенности этой части речи, на какие группы делятся предлоги. (Слово предоставляется девочкам, которые подготовили  презентацию – 2 человека).  

3. «Диалоги  о русском языке». Работа в парах.

- Задайте в парах друг другу вопросы о написании предлогов. (Послушать 3 пары).

Назовите предлоги, которые встретились в тексте домашнего упражнения.

 4. Работа у доски (1 ученик). Раскрыть скобки. Определить, производные или непроизводные предлоги встретились , простые или составные. Вставить пропущенные буквы.

   Д…леко (из) за л…ствы, падают (на) землю, л…жат (под) деревьями, (в) продолжени… летнего дня, ра…качиваются  (под) ветром, (благодаря) солнечн… погоде .

- Проверим себя еще раз (слайд – самопроверка). Устно составьте простое предложение по картине  И. Шишкина «Березовая роща».

5.Синтаксический разбор предложения (второй ученик у доски). Морфологический разбор предлога.  В течение летнего дня мы любуемся природой, окружающей нас.

Микровывод.

6.Важно уметь отличать предлоги от омонимичных частей речи. Объясните написание. ( Слайд  презентации или запись на доске).

Вследствие усталости  переход длился дольше.

В следствии использованы показания свидетелей.

Запишите в тетрадь эти два предложения.

Микровывод. Таким образом, в  русском языке соседствуют простые и составные предлоги, производные и непроизводные. Их нужно правильно писать и употреблять в речи.

  1. Работа в группах  (по рядам).

1 группа отвечает за грамотность. Работа в парах с карточками.

  1. Отсутствовать на занятиях (в) течени… недели. – (В) течени… реки произошли изменения.

2. (В)следстви… плохой погоды экскурсия не состоялась. – (В)следстви… по делу использованы  данные экспертизы.

3.  Получилось что-то (в)роде самодельного велосипеда. – Согласовать (в) роде, числе и падеже.

       2 группа. «Корректоры».

Как вы понимаете лексическое значение слова «корректор»?

(Сообщение ученицы)

          Корректор

м.1. Работник типографии или издательства, занимающийся чтением и правкой корректур.

м.2.  Регулирующее приспособление, устройство.

Корректура – исправление орфографических, стилистических ошибок.

Определить, какие ошибки в употреблении   предлогов допущены. ( В парах с карточками)

1. По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж.

2. Вопреки желания больного его положили в больницу.

3. Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении  теплоходного маршрута .

4. Работа ведется согласно графика.

 3 группа. Творческая. Продолжите текст  - описание, используя фотографию (слайд презентации). Включите в предложения производные и непроизводные предлоги.

 (В)течени… нескольких часов можно с…деть (не)подвижно, глядя на играющее море.

8.  Тренажер   «Реши задачу»  (или тесты). Посмотрим, насколько вы внимательны и грамотны в правописании и употреблении производных предлогов.

(Какой ряд активнее?)

9. - Итак, предлог – служебная часть речи. Можно ли обойтись без предлогов?

Над этим вопросом вы рассуждали дома. Что получилось? ( Творческие работы ребят: « Без предлогов в нашей речи не обойтись!», лингвистическая сказка «Приключение предлога  в течение»и т.д.

10.Итог урока.  

 Таким образом, предлог – служебная часть речи, без которой трудно обойтись. Важно правильно писать предлоги и употреблять их в речи.

Рефлексия.

Продолжите фразу.

Сегодня на уроке

- Я  понял, что…

- Я  научился…

- Было сложно, но я…

Домашнее задание: пар. 52-57, готовиться к тесту по теме «Предлог».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории

Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории  и во всех классах...

Урок-суд по истории России Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 1928 - 1938 гг."

Делюсь разработкой урока проведенного мною в 2006 году. Форма проведения урока нетрадиционна - это урок-суд. Тема является актуальной до сегодняшнего дня. Поэтому выкладываю на обозрение коллег. Больш...

Презентация к уроку истории в 5 классе "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

1. Отгадать страну.2.Определение личности.3.Найти лишнее.4.Соотнесение дат и событий.5. Решение кроссворда....

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Урок русского языка в 7 классе по теме: « Предлог» ( повторительно – обобщающий урок)

На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие –  цель его -исследовать остров ,имя которому Предлог  , проверить ваше умение ориентироваться на местности нашего лингвистического  ост...

Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...