урок развития речи в 6 классе по теме "Описание помещения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Курочкина Светлана Александровна

Развитие речи. Описание помещения

Предмет русский язык

Класс 6

Цели: дать представление об интерьере, его типах и элементах; показать роль интерьера в жизни человека, в произведениях живописи и литературы; развивать навыки анализа текста, владения разными типами речи (описание, рассуждение), наблюдательность.

Задачи: создать условия для отработки умения обучающихся составлять описание помещения; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты

Предметные: понимание значения термина интерьер, роли интерьера в жизни человека, в произведениях искусства и литературы; умения описывать интерьер, озаглавливать текст, выделять его основную мысль.

Метапредметные: проводить наблюдение под руководством учителя;

осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов

давать определение понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи

Личностные: фромирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку.

 

 

Оборудование:        

- мультимедийная презентация;

- интерактивная доска;

- толковый словарь;

- учебник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opis.pomeshch.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи. Описание помещения

Предмет русский язык

Класс 6

Цели: дать представление об интерьере, его типах и элементах; показать роль интерьера в жизни человека, в произведениях живописи и литературы; развивать навыки анализа текста, владения разными типами речи (описание, рассуждение), наблюдательность.

Задачи: создать условия для отработки умения обучающихся составлять описание помещения; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты

Предметные: понимание значения термина интерьер, роли интерьера в жизни человека, в произведениях искусства и литературы; умения описывать интерьер, озаглавливать текст, выделять его основную мысль.

Метапредметные: проводить наблюдение под руководством учителя;

осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов

давать определение понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи

Личностные: фромирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку.

Оборудование:           

- мультимедийная презентация;

- интерактивная доска;

- рабочий лист ученика;

- толковый словарь;

- учебник.

Этап урока

Форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

Орфографическая работа

Проверка выполнения домашнего задания.

Словообразование

Организует проверку выполнения домашнего задания учащимися.

- Какие морфемы вы использовали для образования новых слов?

- Слова какой части речи у вас получились?

проверяют в парах

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);  – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К) осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р);

II. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и  задач урока, этапов и форм работы.

Беседа

Сформулируйте цель урока. Используйте опорные слова:

  • углубить
  • расширить
  • повторить
  • совершенствовать

Организует учащихся к уроку через проблемный вопрос.

- Посмотрите вокруг. Что вы видите, кроме своих одноклассников и учителя?

- Как бы вы описали класс, в котором мы сейчас находимся?

- Как называется внутренняя часть здания, пространство помещения и его убранство?

Настраиваются на плодотворную работу. Отвечают на вопросы учителя.

Записывают тему урока «Описание помещения».

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); установление причинно-следственных связей (П);  построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П); самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Компетентностно -  ориентированное задание.  Работа с текстом

Чтение & 32, стр. 92. Изучение теоретических сведений, составление схемы.

Организует беседу, консультирует учащихся.

Чтение текста параграфа, составление схемы.

Познавательные (понимание текстов, извлечение необходимой

информации;

– подведение под понятие)

Коммуникативные

Презентация

Сопоставление составленных таблиц с материалом ЭОР.

Организует беседу, консультирует учащихся

- Встречались ли вам описания помещения в литературе?

-Что интерьер может рассказать о героях произведения?

Интерьер – важное средство характеристики героев не только в художественной литературе, но и в живописи.

Сопоставляют записи в рабочих листах  с таблицей.

Рассказ И.С.Тургенева «Муму»;

На иллюстрации В.М.Васнецова к народной сказке «Царевна-лягушка».

О привычках героев, их характере, роде занятий.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);  построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)

Работа по теме урока

Работа с текстом.

Грамматико-орфографическая работа

Упр. 164, стр. 92.

Упр. 165, стр.93.

Консультирует учащихся.

Основная мысль текста: Герасим – недюжинный человек.

Чтобы раскрыть эту мысль, автор описывает его жилище.

Такому богатырю отвели каморку на кухне. Теснота помещения контрастирует с ростом и силой героя. Детали интерьера соответствуют богатырскому сложению Герасима (кровать из дубовых досок, истинно богатырская кровать, гипербола, эпитеты).

Интерьер говорит не только об основательности  Герасима, но и о его самостоятельности, привычке полагаться на себя и делать всё самому.

Неё

Богатырскую, столик.

I.Уронит – глаг. (что сделает?)

II.Н.ф. – уронить, сов.в., II спр., в ед.ч., в наст.вр., в 3-м лице.

III. Герасим (что сделает?) уронит.

Интерьер дома-музея В.М.Васнецова отражает его вкусы, интересы, пристрастия. Художник был поклонником русской старины, это отразилось не только в его творчестве, но и в образе жизни, в облике и убранстве его дома: в старинных вещах, предметах мебели, декоративных элементах.

- читают текст

- определяют основную мысль

- определяют как обстановка характеризует её хозяина

-выполняют фонетический, морфемный и морфологический разбор слов.

Личностные (понимание необходимости следования в поведении моральным нормам и

этическим требованиям)

Коммуникативные

Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий;

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

– доказательство)

Ответы учащихся

Комментирует  выполненное задание, проверяет правильность выполнения

Слушают, дополняют, корректируют выполненное задание

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

(волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

Словарная работа

Каморка, богатырь, дощатый, орнамент.

Комментирует  выполненное задание, проверяет правильность выполнения

Закрепление знаний

Грамматико-орфографическая работа

Упр. 166, стр.94.

Комментирует  выполненное задание, проверяет правильность выполнения.

«Сияние осени», «Свет осенних листьев»

Элементы описания комнаты: бревенчатый потолок, освещённый светом из окна; страницы книг на столе.

Освещал, неподвижный, сбросил.

Серым, ровным, жёлтым, шёл, бревенчатый (брёвна), солнечный(чк/чн), светили(свет), листья(ь), ночь(ь), лежала(лёжа), сияние(синь), казались(кажется), страницы(словар.)

- озаглавливают текст

- выписывают выделенные слова и обозначают значимые части слов.

-выписывают слова с пропущенными буквами и со скобками.

установление причинно-следственных связей (П); выполнение действий по алгоритму (П); осознанное и произвольное по-строение речевого высказывания (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

V. Подведение итогов,

 рефлексия

Беседа

 Продолжите предложение:

Сегодня я повторил(а), (что?)

Сегодня я научился(лась)….

Я не совсем понял(а)…    

Как я оцениваю свою работу на уроке?

Организует работу

Делают вывод о том, что такое интерьер.

Регулятивные

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

– формулирование и аргументация своего мнения.

Личностные

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

– следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям

VI. Домашнее задание (дифференцированное)

Мини-проект

Сочинение-описание интерьера своей комнаты с иллюстрацией (на альбомном листе).

Упр. 167, стр. 94, & 32.

Комментирует  выполненное задание.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...