Рабочая программа по литературе в 9 классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Завизион Анастасия Олеговна

Рабочая программа по литературе в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_v_9_klasse.docx54.33 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ СОШ с.Первомайский

муниципального района Благоварский район

Республики Башкортостан

«Рассмотрено»

 на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Руководитель ШМО

_________/  С.П.Чернова /

Протокол № 1

От                    года

«Согласовано»

Заместитель директора по учебной работе

МОБУ СОШ с.Первомайский

___________/А.Г. Бизинадзе  /

От              года

«Утверждаю»

Директор МОБУ СОШ с.Первомайский

__________/С.А.Шабрин/

Приказ № _____

От                    

Рабочая программа

по литературе для 9 класса

учителя литературы

Завизион Анастасии Олеговны

                                                    2018 – 2019 учебный год

                                                                   Пояснительная записка

        Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компоненте государственного стандарта общего образования (2004 г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

        Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает 2 больших концентра (5 – 9 класс, 10 – 11 класс). Внутри первого концентра 3 возрастные группы: 5 - 6, 7 – 8 и 9.

      В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

       Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, которые решают задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

       Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно – эстетическая ценность, освоение идейно – эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

       Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. Воспитание духовно – развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи уч-ся;
  3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко - литературных сведений и теоретико  – литературных понятий;
  4. Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно – исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

Концентр 5 – 9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко – литературного курса 10 – 11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить    исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.

Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)

Виды контроля:

-промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизодов, анализ стихотворения, комментирование художественных текстов, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагмента критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко – литературную тему, презентации проектов.

-итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

                                                           

                                                              Содержание примерной общеобразовательной программы по литературе

1.Введение – 1 ч.

2.Древнерусская литература – 4 ч.

3.Русская литература 18 века  - 10 ч.

4.Русская литература 19 века – 49 ч.

5.Русская литература 20 века – 34 ч.

6.Зарубежная литература – 4 ч.

Всего: 102 ч.

                                                                                        Содержание рабочей  программы по литературе

1.Введение – 1 ч.

2.Древнерусская литература – 4 ч.

3.Русская литература 18 века  - 10 ч.

4.Русская литература 19 века – 49 ч.

5.Русская литература 20 века – 31 ч.

6.Зарубежная литература – 2 ч.

Всего: 97 ч.


Содержание тем учебного курса.

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».   (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»)Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).https://docs.google.com/drawings/image?id=sdjgZhuGRqSn_wIXaRvpL5w&rev=1&h=1&w=1&ac=1

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

                                                                                                    Требования к уровню подготовки

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • Образную природу словесного искусства;
  • Общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
  • Авторов и содержание изученных произведений;
  • Основные теоретико – литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр ДРЛ, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествие, сентиментализм, романтизм, баллада, роман в стихах, понятие о герое и антигерое, реализм, реализм в художественной литературе, реалистическая типизация, трагедия как жанр драмы, психологизм художественной литературы, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии; повесть,  развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика, притча, система стихосложения, виды рифм, способы рифмовки, философско – драматическая поэма.

Уметь:

  • Прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
  • Определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
  • Определять идейную и эстетическую позицию писателя;
  • Анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
  • Оценивать проблематику современной литературы;
  • Анализировать произведение современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и статей;
  • Различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
  • Осознавать своеобразие эмоционально – образного  мира автора и откликаться на него;
  • Сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
  • Находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
  • Выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
  • Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

                                                                                                        Виды  контроля:

сочинение - 7

тест – 1

контрольная работа - 3

Перечень учебно – методического обеспечения:

1.Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 –х ч./Авт. – сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2008

2.Коровина В.Я. Литература: 9 класс: Методические советы/В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2008

3.Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум – М, 2004

4.Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: практическая методика: книга для учителя, - М.: Просвещение. 2008

                 

                                                                                                    Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Формируемые понятия

Требования к уровню подготовки

Дата проведения

план

факт

1

Вводный

1

комбинированный

Шедевры, основное базовое образование

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументированно отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

3.09

2

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник ДРЛ

1

Урок изучения нового материала

Стихотворный перевод

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.

4.09

3

4

«Слово» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение

2

Урок изучения нового материала

Патриотизм, честолюбие, междоусобица

Знать жанр и композицию произведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.

Уметь выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

7.09

10.09

5

«Вечные образы» в «Слове о полку Игореве»

1

комбинированный

Образы в живописи, музыке, скульптуре

Знать нравственно – патриотическую идею «Слова», уметь выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст.

11.09

6

Входная контрольная работа

1

Контроль знаний

14.09

7

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка

1

Урок изучения нового материала

Реформаторская деятельность, ода, одический стиль, жанр, силлабическое, силлабо – тоническое стихосложение

Знать биографию М.В.Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды, уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно – выразительных средств

17.09

8

«Ода на день восшествия…» - типичное произведение русского классицизма

1

Урок изучения нового материала

Духовные оды, метафорический язык, ораторский синтаксис, архаизмы

Знать содержание оды, его особенности и форму, уметь назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины, мира, жизни и просвещения в оде.

18.09

9

Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р.Державина

1

Урок изучения нового материала

Максимализм, категоричность, изящество, будничность

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти.

Уметь  анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции.

21.09

10

Стихотворение «Властителям и судиям», «Памятник» Г. Р. Державина

1

Урок изучения нового материала

Экспрессия, экспрессивный, пафос развенчания, псалом, оригинальное произведение, переводное произведение

Знать, какую роль отводит поэту и поэзии, уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

24.09

11

12

Подвиг А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»

2

Урок изучения нового материала

Эмоционально – экспрессивная лексика

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие, уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств, выявлять авторскую позицию

25.09

28.09

13

Понятие о сентиментализме. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

1

Урок изучения нового материала

Сентиментализм, сентиментальный, чувственный, эмоциональный

Знать содержание произведения, уметь коротко пересказывать содержание произведения, формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

 1.10

14

Н.М.Карамзин – писатель и историк

1

Урок изучения нового материала

Публицист, эпистолярный жанр

Знать биографию Карамзина. Его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма. Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем

2.10

15

Итоговый урок по 1 и 2 разделу

1

Урок контроля

Знать общие закономерности лит-ры 18 века

5.10

16

17

Золотой век русской поэзии

2

Урок - семинар

Классический, классик, романтический, романтизм

Знать общую характеристику русской лит-ры, отличительные черты романтизма, центральные темы русской лит-ры.

8.10

9.10

18

19

В.А.Жуковский баллада «Светлана»

2

Урок изучения нового материала, урок закрепления

баллада

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения. Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

12.10

15.10

20

А.С.Грибоедов: личность и судьба

1

Урок изучения нового материала

Разносторонняя одаренность, энциклопедизм, гениальность, оригинальность, прижизненная публикация, цензурные искажения

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Грибоедова, уметь создавать хронологическую канву прочитанного.

16.10

21

«К вам Александр Андреевич Чацкий!» (анализ 1 д.)

1

Урок изучения нового материала

Лексика, оценивающая стих комедии, семантика фамилий

Знать особенности комедии как жанра, теоретико – литературные понятия: экспозиция, завязка, конфликт, уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии

19.10

22

«Век нынешний и век минувший» (анализ 2 д.)

1

Урок изучения нового материала

Опорная лексика, характеризующая нравственные и общественные позиции Чацкого и Фамусова

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт, уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

22.10

23

«Безумный по всему» (анализ 3 д.)

1

Урок изучения нового материала

комедия

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт, уметь давать характеристику данных персонажей. в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию

23.10

24

«Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок» (анализ 4 д.)

1

Урок изучения нового материала

комедия

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала, уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

26.10

25

«Картина нравов, и галерея живых типов и комедий» (по статье А.И.Гончарова «Мильон терзаний»

1

Урок изучения нового материала

Критическая статья

Знать основные положения статьи, уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С.Пушкина о Чацком

6.11

26

Обучение сочинению – рассуждению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

1

Урок изучения нового материала

Сочинение - рассуждение

Знать содержание комедии, уметь сопоставлять эпизоды, составлять план сочинения  в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст

9.11

27

А.С.Пушкин: жизнь и судьба

1

Урок изучения нового материала

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта, основные черты реализма как литературного направления.

12.11

28

«Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика поэта)

1

Урок изучения нового материала

Любовная лирика

Знать адресатов любовной лирики поэта, понимать образно – стилистическое богатство  любовной лирики, уметь выразительно читать стихотворения. Комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы

13.11

29

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина

1

Урок изучения нового материала

Тема поэта и поэзии

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии, уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно – выразительных средств.

16.11

30

«Хочу воспеть свободу миру» (свободолюбивая лирика Пушкина А.С.)

1

Урок изучения нового материала

Вольнолюбивая лирика, эволюция темы, пафос, идиллия

Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно – выразительных средств.

19.11

31

32

Обучение сочинению – рассуждению по лирике А.С.Пушкина

2

Уроки развития речи

Сочинение - рассуждение

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка.

20.11

23.11

33

Поэты 20 века о Пушкине

1

Урок - концерт

Знать стихотворения поэтов 20 века о Пушкине, уметь выразительно читать стихотворения.

26.11

34

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания, замысел, композиция, «Онегинская строфа»

1

Урок изучения нового материала

Роман в стихах, композиция, «Онегинская строфа»

Знать теоретико – литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию «онегинской» строфы, уметь выделять смысловые части текста

27.11

35

Система образов романа «Евгений Онегин», сюжет

1

Урок изучения нового материала

Образы главных героев, сюжет

Знать содержание романа, уметь анализировать роман

30.11

36

Итоговый тест по творчеству А.С.Пушкина

1

Урок контроля

Знать текст, уметь анализировать роман

3.12

37

М.Ю.Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов

1

Урок изучения нового материала

Пафос, лирическое «я», преемник

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте

4.12

38

Лирический герой поэзии Лермонтова. Темы лермонтовской лирики

1

Урок изучения нового материала

инверсия

Знать основные мотивы лирики поэта, уметь анализировать стихотворения по вопросам

7.12

39

Образ России в лирике Лермонтова

1

Урок изучения нового материала

Образ России

Знать содержание стихотворений, уметь анализировать их

10.12

40

Философская лирика М.Ю.Лермонтова. Тема взаимоотношения человека и природы

1

Урок изучения нового материала

Пейзажная миниатюра, философская медитация, аллегория, символ, лирический герой

Знать содержание стихотворений, уметь анализировать их

11.12

41

Судьба поколения 30 – х. г.г. в лирике Лермонтова. Подготовка к классному сочинению

1

Урок развития речи

Аллегория, гражданский пафос

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка.

14.12

42

43

Идейная взаимосвязь стихотворений Лермонтова «Дума», «Бородино»

2

Уроки развития речи

Совершенствовать навыки написания творческой работы

17.12

18.12

44

«Герой нашего времени» Первые впечатления своеобразной поэтики

1

Урок изучения нового материала

Сюжет, фабула, композиция

Знать понятие роман, психологический роман, содержание романа, уметь характеризовать особенности сюжета и композиции

21.12

45

Век Лермонтова в романе

1

Урок изучения нового материала

Сюжетная самодостаточность, кульминация, философская проблематика, символичное значение образа

Знать текст повести «Бэла». Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей, знать содержание «Журнала Печорина», уметь представлять психологический портрет героя в системе образов

24.12

46

Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»)

1

Урок изучения нового материала

Эпизод, микросюжет, авторская позиция, «самораскрытие» героя

Знать содержание эпизода, уметь его анализировать

25.12

47

Полугодовая контрольная работа

1

Контроль знаний

Выявить усвоение темы

28.12

48

Страницы жизни и творчества Н.В.Гоголя

1

Урок изучения нового материала

Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера…», «Миргород» Гоголя Н.В. Уметь выделять главное.

14.01

49

«Мертвые души»: история создания. Особенности сюжета, система образов

1

Урок изучения нового материала

Поэма, система образов

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие, уметь воспринимать художественное произведение в  контексте эпох.

15.01

50

Художественная деталь как средство создания образа

1

Урок изучения нового материала

Художественная деталь

Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси: Манилова, Коробочку, Собакевича, Ноздрева, Плюшкина. Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора

18.01

51

Образ Чичикова

1

Урок с элементами диспута

Образ Чичикова

Знать содержание поэмы, раскрыть образ главного героя

21.01

52

А.Н.Островский. Пьеса «Бедность не порок»

1

Урок изучения нового материала

Драма, трагедия, комедия, ремарка

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения, понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и ее влияние на героев, уметь характеризовать героев.

22.01

53

Работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии

1

Урок изучения нового материала

Конфликт в драме

Знать содержание комедии. Уметь анализировать текст драматического произведения.

25.01

54

Любим Торцов – главный герой пьесы

1

Урок изучения нового материала

Образ главного героя

Знать содержание комедии, раскрыть образ главного героя

28.01

55

Ф.М.Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи»

1

Урок изучения нового материала

Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно – выразительные средства, уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему

29.01

56

Тема одиночества человека в страницах мира белых ночей. Петербург Достоевского Ф.М.

1

Урок изучения нового материала

Пейзаж в литературе

Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно – выразительные средства, уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.

1.02

57

Личность Л.Н.Толстого. Автобиографическая трилогия. Обзор содержания

1

Урок изучения нового материала

Диалектика души героя

Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, 3 периода жизни человека в трилогии, уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления

4.02

58

59

Подлинные и мнимые ценности жизни. Приемы психологического самоанализа героя

2

Урок изучения нового материала, закрепление

Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, 3 периода жизни человека в трилогии, уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления

5.02

8.02

60

61

Как писать сочинение – очерк. Сочинение – очерк «Мой современник»

2

Уроки развития речи

Сочинение  - очерк

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка.

11.02

12.02

62

Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова - рассказчика

1

Урок изучения нового материала, закрепление

Эпоха «безвременья», подтекст

Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека»

15.02

63

Рассказ А.П.Чехова «Тоска». Трагизм судьбы героя

1

Урок изучения нового материала

рассказ

Знать содержание рассказа, уметь анализировать рассказ

18.02

64

Русская литература 20 в.: многообразие жанров и направлений

1

Урок изучения нового материала, закрепление

Жанры и направления в Р/Л. 20 в.

Знать особенности русской литературы 20 века, иметь представление о многообразии жанров и литературных направлений.

19.02

65

И.А.Бунин. Новелла «Темные аллеи»

1

Урок изучения нового материала

новелла

Знать жизнь и творчество писателя, содержание новеллы «Темные аллеи», уметь анализировать пр-е

22.02

66

67

М.А.Булгаков: жизнь и судьба. Художественные особенности повести «Собачье сердце»

2

Урок изучения нового материала, закрепления

повесть

Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя, содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщина. Уметь раскрывать художественное своеобразие повести, определять нравственную проблематику повести.

26.02

1.03

68

69

«Серебряный век» русской поэзии. Своеобразие лирики А.А.Блока

2

Урок изучения нового материала, закрепления

«Серебряный век» русской поэзии.

Знать содержание теоретико – литературных терминов, выделять главное и значимое в учебном материале, уметь конспектировать лекцию, знать основные факты биографии поэта, уметь выразительно читать наизусть стихотворение А.Блока.

4.03

5.03

70

Литературно – музыкальная композиция, посвященная творчеству С.Есенина

1

Урок - концерт

лирика

Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения, уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы.

11.03

71

72

Слово о В.В. Маяковском. «Громада – любовь» и «Громада – ненависть»

2

Урок изучения нового материала, закрепления

сатира

Знать отдельные факты биографии поэта, своеобразие ритма, интонации. Уметь выразительно читать стихотворения В.В.Маяковского.

12.03

15.03

73

74

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. «Образ мирозданья» в лирике  Н.А. Заболоцкого

2

Урок изучения нового материала, закрепления

лирика

Знать факты биографии поэта, тематику стихотворений, их философский характер, уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

18.03

19.03

75

76

«Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!»

2

Урок изучения нового материала, закрепления

лирика

Знать факты биографии поэтессы, особенности новаторства, традиций, тематику стихотворения, уметь выразительно читать и анализировать стихотворение.

22.03

1.04

77

78

Любовь в жизни и творчестве М.Цветаевой. «Дневник Психеи»

2

Урок изучения нового материала, закрепления

лирика

Знать факты биографии поэтессы, особенности новаторства, традиций, тематику стихотворения, уметь выразительно читать и анализировать стихотворение.

2.04

5.04

79

80

«Я не плачу, я не жалуюсь, мне счастья не бывать…» Ранняя лирика А.Ахматовой

2

Урок изучения нового материала, закрепления

Ранняя лирика

Знать факты биографии поэтессы, особенности новаторства, традиций, тематику стихотворения, трагические интонации в любовной лирике, отношение к поэту и поэзии; уметь выразительно читать и анализировать стихотворение.

8.04

9.04

81

82

Поэма А.Ахматовой «Реквием». «Я голос ваш, жар вашего дыханья, я отраженье вашего лица»

2

Урок изучения нового материала, закрепления

поэма

Знать факты биографии поэтессы, особенности новаторства, традиций, тематику стихотворения, трагические интонации в любовной лирике, отношение к поэту и поэзии; уметь выразительно читать и анализировать стихотворение.

12.04

15.04

83

84

М.А.Шолохов «Судьба человека»

2

Урок изучения нового материала, закрепления

рассказ

Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека», уметь анализировать образ главного героя рассказа

16.04

19.04

85

86

Знакомство с творчеством А.Т.Твардовского

2

Урок изучения нового материала, закрепления

лирика

Знать факты биографии поэта, тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта, уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать  стихотворения.

22.04

23.04

87

88

А.И.Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе

2

Урок изучения нового материала, закрепления

рассказ

Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор». Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа, знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятый писателем

26.04

29.04

89

90

«Во всем мне хочется дойти до сути…» Изучение творчества Б.Л.Пастернака

2

Урок изучения нового материала, закрепления

лирика

Знать факты биографии поэта, тематику стихотворений, их философский характер, уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

30.04

6.05

91

92

Классное сочинение «Герои и проблемы современной литературы»

2

Уроки развития речи

сочинение

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка.

7.05

13.05

93

94

Романсы и песни на слова русских поэтов 19 – 20 веков

2

Урок - концерт

Романсы, песни

Знать изученные романсы и песни

14.05

17.04

95

Итоговая контрольная работа

1

Контроль знаний

20.05

96

97

По страницам произведений зарубежной литературы

2

Комбинированные уроки

Знать изученные произведения ЗЛ, уметь анализировать

21.05

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...