Развитие речи
презентация к уроку по русскому языку (9, 10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
лингвистический анализ текста Лев Владимирович Щерба первым в нашей стране выдвинул идею лингвистического анализа текста как обязательного компонента обучения родному языку.
Н.М.Шанский Лингвистический анализ текста– это исходная позиция филологов, без которой невозможен ни литературоведческий, ни семиотический, ни стилистический, ни филологический анализ текста. Целью лингвистического анализа является «выявление и объяснение использованных в тексте языковых фактов в их значении и употреблении. Ни один вид анализа текста не обойдется без составляющих лингвистического анализа».
3 вида информации И.Р.Гальперин 1 . Содержательно-фактуальная ( что и о чем говорится в тексте ); 2 . Содержательно-концептуальная ( + как говорится , художественные средства и приемы, а также авторское понимание действительности ); 3 . Содержательно- подтекстовая ( анализ образной системы в целом; глубинный смысл текста ).
С. И. Львова « При таком подходе дети по-прежнему, как и столетия назад, изучают родной язык как систему: его уровни, основные единицы, но этот процесс строится на функционально-семантической основе, то есть на повышенном внимании к языковой семантике и обязательном наблюдении за функционированием языковых единиц речи. Одновременно школьники учатся пользоваться родным языком во всех сферах его применения как в устной, так и в письменной сферах. Причем происходит это обучение на деятельностной основе…»
лингвистический анализ отрывка из публицистической статьи В. М. Шукшина « СЛОВО О «МАЛОЙ РОДИНЕ» Родина … Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание этого вот — есть еще куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живет там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу .
Обсуждение Докажите , что это текст . Назовите тему, идею текста? Что отображено в названии - тема или идея? Какой стиль речи использует автор? Докажите. Определите тип речи. Ответ обоснуйте. Какова основная проблема текста? Чему учит данный текст?
Задания предполагают проверку умения: определять типы односоставных предложений, находить ключевые слова, виды связи слов в словосочетании; проводить синтаксический анализ осложнённого предложения (найти предложения, включающие вводные слова или словосочетания, уточняющие, обособленные и однородные члены предложения, составить их схемы); проводить синтаксический анализ сложного предложения, определяя вид придаточных и типы связи простых предложений внутри СПП, составить их схемы
Рефл е ксия Благодаря сегодняшнему уроку … Материал , используемый на уроке…
Написать сочинение «Моя малая Родина» Лингвистический анализ текста позволяет соединить работу по выработке практических навыков грамотного письма, речевому развитию и духовно-нравственному воспитанию школьников.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи
В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.
Интеграция изобразительного искусства с уроками письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...