Развитие речи
презентация к уроку по русскому языку (9, 10 класс) на тему

Сочинение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskiy_analiz_teksta.pptx503.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингвистический анализ текста на уроках русского языка Симашкевич Н.Г ., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №41»

Слайд 2

лингвистический анализ текста Лев Владимирович Щерба первым в нашей стране выдвинул идею лингвистического анализа текста как обязательного компонента обучения родному языку.

Слайд 3

Н.М.Шанский Лингвистический анализ текста– это исходная позиция филологов, без которой невозможен ни литературоведческий, ни семиотический, ни стилистический, ни филологический анализ текста. Целью лингвистического анализа является «выявление и объяснение использованных в тексте языковых фактов в их значении и употреблении. Ни один вид анализа текста не обойдется без составляющих лингвистического анализа».

Слайд 4

3 вида информации И.Р.Гальперин 1 . Содержательно-фактуальная ( что и о чем говорится в тексте ); 2 . Содержательно-концептуальная ( + как говорится , художественные средства и приемы, а также авторское понимание действительности ); 3 . Содержательно- подтекстовая ( анализ образной системы в целом; глубинный смысл текста ).

Слайд 5

С. И. Львова « При таком подходе дети по-прежнему, как и столетия назад, изучают родной язык как систему: его уровни, основные единицы, но этот процесс строится на функционально-семантической основе, то есть на повышенном внимании к языковой семантике и обязательном наблюдении за функционированием языковых единиц речи. Одновременно школьники учатся пользоваться родным языком во всех сферах его применения как в устной, так и в письменной сферах. Причем происходит это обучение на деятельностной основе…»

Слайд 6

лингвистический анализ отрывка из публицистической статьи В. М. Шукшина « СЛОВО О «МАЛОЙ РОДИНЕ» Родина … Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание этого вот — есть еще куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живет там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу .

Слайд 7

Обсуждение Докажите , что это текст . Назовите тему, идею текста? Что отображено в названии - тема или идея? Какой стиль речи использует автор? Докажите. Определите тип речи. Ответ обоснуйте. Какова основная проблема текста? Чему учит данный текст?

Слайд 8

Задания предполагают проверку умения: определять типы односоставных предложений, находить ключевые слова, виды связи слов в словосочетании; проводить синтаксический анализ осложнённого предложения (найти предложения, включающие вводные слова или словосочетания, уточняющие, обособленные и однородные члены предложения, составить их схемы); проводить синтаксический анализ сложного предложения, определяя вид придаточных и типы связи простых предложений внутри СПП, составить их схемы

Слайд 9

Рефл е ксия Благодаря сегодняшнему уроку … Материал , используемый на уроке…

Слайд 10

Написать сочинение «Моя малая Родина» Лингвистический анализ текста позволяет соединить работу по выработке практических навыков грамотного письма, речевому развитию и духовно-нравственному воспитанию школьников.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.

Интеграция изобразительного искусства с уроками  письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...