Развитие речи
план-конспект урока по русскому языку (9, 10 класс) на тему

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskiy_analiz_teksta_na_urokah_russkogo_yazyka.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистический анализ текста на уроках русского языка.

Лингвистический анализ текста, как писал Ник.Макс.Шанский, – это исходная позиция филологов, без которой невозможен ни литературоведческий, ни семиотический, ни стилистический, ни филологический анализ текста. Целью лингвистического анализа является «выявление и объяснение использованных в тексте языковых фактов в их значении и употреблении. Ни один вид анализа текста не обойдется без составляющих лингвистического анализа. Это основа основ, и с ней мы обязательно должны познакомить учащихся.

Что же такое текст? Текст – это коммуникативное, семантическое и структурное единство. Это, пожалуй, наиболее краткое и емкое определение.

Любому тексту свойственно внутреннее и внешнее содержание. Новиков Анат.Ив. считал, что внутреннее содержание текста – это «мыслительное образование, которое формируется в интеллекте человека и соотносится с внешней формой…» Если человек не видит текст, не владеет навыками анализа, не воспринимает информацию, заложенную в тексте, не умеет ее интерпретировать – он беспомощен, так как любой текст, и в письменной, и в устной форме, будет для него пустым. Чем чаще человек практикуется в анализе текста, тем лучше и быстрее он понимает в дальнейшем любой текст.

Лингвистический анализ текста сводится к анализу единиц всех уровней. В своей работе «Текст как объект лингвистического исследования» Илья Романович Гальперин писал, что в тексте скрыто три вида информации: 1. Содержательно-фактуальная (что и о чем говорится в тексте); 2. Содержательно-концептуальная ( + как говорится, художественные средства и приемы, а также авторское понимание действительности); 3. Содержательно- подтекстовая (анализ образной системы в целом; глубинный смысл текста).

В новом государственном образовательном стандарте курс русского языка выстраивается с учетом компетентностного подхода и ориентирован на взаимосвязанное формирование коммуникативной, лингвистической и языковой, культуроведческой компетенций. «При таком подходе,– указывает Св. Ив. Львова, – дети по-прежнему, как и столетия назад, изучают родной язык как систему: его уровни, основные единицы, но этот процесс  строится на функционально-семантической основе, то есть на повышенном внимании к языковой семантике и обязательном наблюдении за функционированием языковых единиц речи. Одновременно школьники учатся пользоваться родным языком во всех сферах его применения как в устной, так и в письменной сферах. Причем происходит это обучение на деятельностной основе…».

Усвоение грамматической структуры языка, формирование грамматических операций и действий учащихся должны иметь непосредственный выход на речь, которая осуществляется на основе усвоения системы грамматических представлений и понятий.

Если мы используем на уроках русского языка комплексный анализ текста, то добиваемся высокого уровня практической грамотности, языковой и речевой компетентности и духновно-нравственного развития учащихся.

Предполагаемый урок посвящен лингвистическому анализу отрывка из публицистической статьи В. М. Шукшина «Слово о «малой Родине».

Цели урока:

-   проанализировать текст, обращая внимание на такие понятия, как тема, идея, стиль и тип речи, проблема, затронутая автором;

-   создать условия для формирования речевой грамотности-умения связно и адекватно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целостное высказывание;

-   организовать повторение базовых элементов курса синтаксиса;

- способствовать развитию чувства языка, аналитических и творческих способностей, обогащать культурный багаж, совершенствовать нравственное чувство.

Ход урока

1.Организационный этап

2.Слово учителя, краткое сообщение подготовленного ученика о В.М Шукшине

3.Выразительное чтение отрывка из публицистической статьи В. М. Шукшин. Слово о «Малой Родине»

Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание этого вот — есть еще куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живет там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.

4. Обсуждение:

- Докажите, что перед вами – текст.

-   Назовите тему, идею текста? Что отображено в названии - тема или идея?

-   Какой стиль речи использует автор? Докажите.

-   Определите тип речи. Ответ обоснуйте.

-   Какова основная проблема текста?

- Чему учит данный текст?

5.Языковой анализ текста.

Задания  предполагают проверку умения:

- определять типы односоставных предложений, находить ключевые слова, виды связи слов в словосочетании;

- проводить синтаксический анализ осложнённого предложения (Найти предложения, включающие вводные слова или словосочетания, уточняющие, обособленные и однородные члены предложения, составить их схемы);

- проводить синтаксический анализ сложного предложения, определяя вид придаточных и типы связи простых предложений внутри СПП, составить их схемы

6. Рефлексия. Продолжи предложения:

- Я знал (а) …

- Я научился (научилась) …

- Благодаря сегодняшнему уроку…

- Материал, используемый на уроке…

8.Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Моя малая Родина»

Лингвистический анализ текста позволяет соединить работу по выработке практических навыков грамотного письма, речевому развитию и духовно-нравственному воспитанию школьников.

Академик Д.С. Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а , созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».

Цели и задачи патриотического воспитания Воспитание молодёжи гражданами своей Родины, России, людьми, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края.

Таким образом, правильно построенная работа на уроке, отбор лексического  и дидактического материала на военно-патриотическую тематику, продуманные задания   будут    способствовать   формированию у школьников чувства  гордости и любви к своей Родине; формированию активной жизненной позиции,  гордости за свое Отечество, за символы государства, за свой народ,  уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, языку,  обычаям и традициям,  ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой трудспособности укреплению могущества и расцвету Родины.

6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции.

Список литературы

  1.      Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования.- М.,1981, с.18
  2.      Щерба, Л. В. Филология в школе и лингвистический анализ стихотворений. - Москва: Чистые пруды,2010
  3.      Лозинская, Л. Я. Лингвистический анализ на уроках русского языка: 5-6 кл. - Москва: ЧНУЗ «Московский лицей»,1997
  4.      Полонский, А. В. Лингвистический анализ текста: учебное пособие.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2007
  5.      Капинос, В. И. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-6 кл: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1994
  6.      Бахтин, М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа. - М., 1986
  7. Львова, С. И. Коммуникативно-деятельностный подход как достижение современной методики преподавания русского языка. – Журнал  Русский язык в школе.  – 2013. – №7. – с.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.

Интеграция изобразительного искусства с уроками  письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...